ODiplom // Менеджмент // 18.11.2018

Повышение эффективности вуза

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 18.11.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Повышение эффективности вуза [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности управления вузом в сфере локального нормотворчества, распределения управленческих компетенций органов управления и развития модели управления.

Локальное нормотворчество

В коллегиальной модели управления вузом локальное нормотворчество осуществляют ректор и ученый совет, при этом оно затрагивает вопросы системного управления вузом.

Локальное нормотворчество

Локальное нормотворчество и системное управление

В вузах системное управление проистекает из результатов локального нормотворчества, формализованных в локальных нормативных актах, и осуществляется Ученым советом и ректором. В деятельности вузов предлагается использовать схему системного управления, представленную на рисунке ниже.

Схема системного управления в вузе

Схема системного управления для повышения эффективности деятельности вузов

В рамках данной схемы системного управления процесс локального нормотворчества становится еще более взаимообусловленным с реализацией управленческих компетенций органов управления вуза, а именно ректора и Ученого совета.

  1. На первом уровне системного управления разработка, принятие и последующая реализация локальных нормативных актов, относимых к компетенции, как ректора, так и Ученого совета, осуществляется согласно уставу университета и действующему законодательству Российской Федерации. Вместе с тем данный процесс дополняется аспектами стратегического развития университета и охватывает все сферы деятельности вуза. За счет этого повышается объективизация деятельности законодательных органов вуза.
  2. На функциональных уровнях системного управления выделяется образовательная, научно-исследовательская и воспитательная деятельность, в отношении которых законодательными органами вуза принимаются локальные нормативные акты, соответствующие целям и задачам вуза в данных сферах деятельности. В результате, системное управление позволяет в единообразной структуре сформировать функциональные планы развития направлений деятельности университета, планы развития факультетов, с делением на отдельные планы мероприятий, программ, проектов, касающихся как направлений деятельности вуза, так и факультетов и кафедр.
  3. Реализация принципов системного управления должна учитывать имеющиеся у вуза ресурсы, педагогические кадры, обучающихся студентов, выпускаемых специалистов, используемое обеспечение, оборудование, а планы должны соответствовать целям развития как вуза в целом, так и отдельных направлений деятельности в частности. Соответственно, распределение по направлениям деятельности вуза осуществляется в соответствии с действующей структурой ректората.

Интегративный эффект внедрения схемы системного управления для повышения эффективности локального нормотворчества и распределения управленческих компетенций органов управления вуза позволит ввести в сферу компетенций органов управления использование механизма критериальной оценки эффективности функционирования вуза:

  • определение, регламентация и формализация комплекса критериев, данные по которым могут быть документированы, представлены в динамике, подвергнуты анализу для выявлений тенденций;
  • обеспечение целенаправленного развития вуза с целью повышения его восприятия среди абитуриентов, студентов и выпускников, для повышения конкурентоспособности вуза и эффективности сложившейся модели управления;
  • создание единой информационной системы для формирования в будущем управленческих воздействий на качество образовательного процесса.

В качестве приоритетных рекомендаций по повышению эффективности локального нормотворчества и распределения управленческих компетенций органов управления вуза предлагается комплекс соответствующих мер:

  • в стратегической концепции развития вуза отдельным разделом выделить политику в сфере совершенствования системы управления вузом за счет расширения сферы применения государственно-общественного характера управления высшими учебными заведениями;
  • разработать и постоянно совершенствовать функциональную структуру управления вузом по направлениям деятельности в соответствии с принципами системного управления, в том числе, управление образовательной, научно-исследовательской и воспитательной работой, на основе чего внести уточнения в должностные инструкции проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, начальников отделов и служб вуза;
  • усилить внимание к перспективным направлениям работы ректората, в том числе, международной и инновационной деятельности, а также повышении информатизации управленческой работы в вузе;
  • повысить роль Конференции работников и обучающихся и Попечительского совета в системе управления вузом, дополнив сферу рассматриваемых ими вопросов отдельными аспектами управления вузом, согласно общим тенденция расширения государственно-общественного характера управления высшими учебными заведениями;
  • включить в перечень локальных нормативных актов, которые могут принимать законодательные органы вуза, непоименованные в Уставе вуза виды локальных нормативных актов, в целях устранения возможных внутривузовых конфликтов нормотворческого характера;
  • активнее вовлекать обучающихся и персонал вуза в управление жизнедеятельностью высшего учебного заведения в рамках участия в обсуждении проектов планируемых к принятию локальных нормативных актов.

Реализация предложенных рекомендаций и принципов системного управления позволит повысить эффективность локального нормотворчества и распределение управленческих компетенций органов управления вуза, которые осуществляют принятие локальных нормативных актов, касающихся текущей деятельности вуза и его перспективного развития. Для реализации данного мероприятия требуется вынести соответствующий проект на рассмотрение на очередном заседании Ученого совета.

Внедрение данных предложений не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и направлено на развитие государственно-общественного характера управления высшими учебными заведениями, что в полной мере соответствует современным тенденциям в управлении вузами.

Соответственно, внедрение предложенных рекомендаций и принципов системного управления может быть закреплено отдельным положением, а также оформлено в виде протокольного решения по итогам заседания Ученого совета.

Деятельность коллегиальных и исполнительных органов вуза

В качестве основных средств развития модели управления и совершенствования деятельности коллегиальных и исполнительных органов управления вуза предлагается использовать комплекс мер проактивного и реактивного воздействия на их работу.

меры совершенствования работы органов управления в вузе

Комплекс мер по совершенствованию деятельности коллегиальных и исполнительных органов вуза

Меры проактивного воздействия на работу коллегиальных и исполнительных органов вуза основываются на повышении информатизации работы вуза, которая должна быть осуществлена полностью, а электронное обеспечение охватывать все образовательные, управленческие и научно-исследовательские сферы деятельности. Решением является создание комплексной автоматизированной информационной системы (АИС) вуза для учета, контроля и планирования деятельности вуза. Автоматизация и перевод процессов управления вуза в электронный вид позволит повысить эффективность работы университета, снизит затраты за счет автоматизации ряда процессов, осуществляющихся в режиме ручной обработки, а также поможет уменьшить долю нерационального использования времени управленческих, административных, научных сотрудников, методических работников. Поскольку управление образовательным процессом является сложной и ответственной деятельностью, то повышение ее эффективности, в том числе, за счет внедрения комплексной автоматизированной информационной системы, является приоритетным аспектом совершенствования работы коллегиальных и исполнительных органов управления вуза.

Модель построения АИС вуза

Модель построения АИС вуза

Следует отметить, что в последние годы много внимания уделяется вопросам внедрения автоматизированных информационных систем для повышения информатизации управления высшими учебными заведениями, при этом их внедрение отвечает критериям проактивного совершенствования работы вузов.

Влияние на работу коллегиальных и исполнительных органов вуза в результате внедрения комплексной АИС показана на схеме.

АИС органы управления вуза

Воздействие на работу коллегиальных и исполнительных органов в результате внедрения автоматизированной информационной системы

Сравнительный анализ нескольких существующих разработок комплексных АИС для высших учебных заведений

Параметр

1С: Университет

АИС "Университет"

КИС УЗ Модус

Назначение

Комплексная автоматизация.

Автоматизация процессов

Полная автоматизация вуза

Формат системы

Модульный, имеется значительное количество дополнительных комплексов, существует возможность разработки собственных модулей и комлексов.

Модульно-процессный формат с открытой архитектурой.

Модульный формат с разделением на несколько комплексов

Вариант установки

Локальный, сетевой, клиент-серверный.

Клиент-серверный

Локальный и клиент-серверный

Возможности интеграции

Интеграция с существующими программными комплексами по организации учебного процесса

Отсутствует. Предоставляется возможность дополнения своими разработками.

Интеграция с СДО Прометей, ИРБИС, 1С и системами учета кадров

Назначение

Организация и поддержка образовательного процесса.

Повышение качества управления

Поддержка учебных процессов

Сфера автоматизации

Учет, хранение, обработка и анализ информации об основных процессах высшего учебного заведения.

Автоматизация рабочих мест вуза всех уровней.

Автоматизация работы исполнительных и коллегиальных органов управления вуза.

Автоматизация работы структурных подразделений: ректорат, приемная комиссия, деканаты, кафедры, учебные отделы, бухгалтерия, студенческий отдел, профсоюзный комитет и т.д.

Мониторинг деятельности вуза

Управление учебным процессом

Хранение и обработка информации о студенческом и кадровом составе, научно-методической работе

Расчет и распределение учебной нагрузки

Документооборот, учебное расписание

Учебные планы

Расписание

Студенты

Преподаватели

Личный кабинет для студентов и преподавателей

Дистанционное обучение

Работа приемной комиссии

Финансовая деятельность

Административная деятельность и аттестация студентов

Область информатизации

Работа приемной комиссии

Планирование учебного процесса

Расчет и распределение нагрузки

Управление контингентом студентов

Работа с приказами

Управление и планирование деятельности вуза.

Кадровый и студенческий состав

Учебный процесс

Документооборот

Научная деятельность

Мониторинг образовательной работы

Работа советов

Работа органов управления вуза

Учебный процесс

Документооборот

Кадровые процессы

Научная и образовательная работа

Работа советов

При внедрении в работу высших учебных заведений комплексных автоматизированных информационных систем наблюдается единовременный экономический эффект. Изучая специфику организации образовательного процесса и системы управления в вузах, аддитивного эффекта выявить не удалось.

Следовательно, единовременный экономический эффект можно определить в данном случае, как экономию средств вследствие разности между совокупными затратами на внедрение различных программных решений.

Внедрение комплексной АИС в работу вуза позволит повысить общий уровень образовательной деятельности и управления высшим учебным заведением.

Меры реактивного воздействия на работу коллегиальных и исполнительных органов вуза основываются на повышении уровня управления вузом за счет расширения государственно-общественного управления образованием путем дополнения сложившейся многоуровневой модели управления элементами проектно-ориентированной системы с учетом специфики коллегиальной модели управления.

В рамках мер реактивного воздействия предлагается использовать трехкомпонентную проектно-ориентированную систему, которая обеспечит собственно применение данных методов, учет вспомогательных процессов в работе коллегиальных органов и объединить критериальные показатели вуза с информационной системой. В этой связи необходимо внедрить в модель управления вуза элементы проектно-ориентированного подхода.

Модель проектного управления

Модель проектно-ориентированного управления

В рамках предлагаемой модели выделены три основных компонента, которые необходимы в высшем учебном заведении для реализации данного подхода:

  1. Стратегические документы
  2. Проектные документы
  3. Стандарты, модели

результаты внедрения проектного управления

Результаты влияния проектно-ориентированной модели на развитие системы управления вуза

Стратегический и тактический уровень управления, соответствующие управлению собственно проектами, на выходе дают стратегические и проектные документы. Данная сфера относится к компетенциям Ученого совета и ректора вуза.

Оперативный уровень затрагивает и управление проектами, и управление процессами вуза, что относится к области административной деятельности в рамках образовательного, научного и учебного процессов. Операционный уровень соответствует управлению процессами. При этом на выходе оперативного и операционного уровня формализуются стандарты, модели, типовые инструкции, которые связаны с текущими внутривузовскими процессами.

Вспомогательные процессы управления соответствуют работе структурных подразделений, руководство деятельностью которых осуществляет ректор и проректоры по учебной работе, по научной и международной деятельности, по стратегическому развитию, по воспитательной и социальной работе, по общим вопросам. При этом для повышения эффективности деятельности в рамках вспомогательных процессов управления целесообразно использовать возможности предложенной к внедрению в вузе комплексной автоматизированной системы для учета, контроля и планирования деятельности.

Внедрение элементов проектно-ориентированного управления в действующую модель управления вузом позволит не только своевременно реагировать на изменения во внешней среде, но и организовать достаточно эффективную деятельность, обеспечить высокий уровень конкурентоспособности вуза.

Таким образом, внедрение комплекса мер проактивного и реактивного воздействия на работу коллегиальных и исполнительных органов вуза позволит повысить эффективность анализа, планирования и управления текущей деятельностью вуза, формировать стратегию развития, определять перспективные направления и организовать информационную и технологическую поддержку управленческих процессов и контроля в работе вуза.

Выводы

В настоящее время активно расширяется спектр общественных форм управления вузами, модернизируются структуры управления с упором на критериальные показатели, механизмы мониторинга и контроля показателей образовательной работы высшего учебного заведения. Вместе с тем система управления в высших учебных заведениях должна соответствовать действующему законодательству, которым обеспечивается значительная степень расширения полномочий в управлении вузом в рамках использования многоуровневых и коллегиальных моделей управления. В целом законодательство способствует увеличению самостоятельности высших учебных заведений, а также вовлечению представительных органов в систему управления вузом.

Существенное внимание уделяется построению эффективной системы управления высшим учебным заведением и расширению государственно-общественного характера управления высшими учебными заведениями. В рамках научно-обоснованных и прикладных аспектов, в условиях функционирования многоуровневой и коллегиальной модели управления ключевым аспектом формирования системы управления вузом является е формализация, регламентация и документальное закрепление. Применение различных подходов к развитию системы управления высшим учебным заведением предоставляет возможность оптимизировать использование преимуществ коллегиальной модели управления и сформировать условия для повышения потенциала системы управления вузом в целом. Регламентация в управленческом и организационном аспекте вопросов совершенствования деятельности органов управления вузом и их последующая формализация позволят органам управления вуза выполнять их функции и управленческие обязанности более эффективно.