ODiplom // Маркетинг // 12.11.2018

PR в шоу-бизнесе

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Маркетинг

Опубликовано: 12.11.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. PR в шоу-бизнесе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Ввиду своего содержания шоу-бизнес является специфической деятельностью, отличительные черты которой определяют особенности применения PR-технологий в данной сфере.

Специфика шоу-бизнеса как особой сферы PR

Шоу-бизнес – коммерческая деятельность по созданию и распространению зрелищ или представлений, воздействующих на зрительные органы чувств (в сочетании с другими органами чувств), направленная на быстрое продвижение политического, интеллектуального или художественного товар.

Фактически, это индустрия производства массовых мероприятий и развлекательных зрелищ. С учетом этого, в сферу шоу-бизнеса можно включить кино, телевидение, эстраду, спорт и театр.

Шоу-бизнес изначально предполагает определенную степень эксцентричности, следовательно, артисты и актеры должны работать на публику. В этом проявляется и постоянно преувеличенный характер и псевдомасштабность мероприятий, в результате шоу-бизнес напоминает азартную игру в силу своей фундаментальной непредсказуемости.

В результате комбинации творческой деятельности, широкого вовлечения в систему взаимодействия с публикой и конечной коммерческой ориентацией – шоу-бизнес подвержен закономерному развитию в качестве особой сферы человеческой деятельности, в контексте того, что сам шоу-бизнес не может существовать без артистов, актеров и других публичных личностей.

Концептуальная структура шоу-бизнеса

Концептуальная структура шоу-бизнеса

Коммерческий характер предполагает основной целью шоу-бизнеса извлечение дохода, что проявляется в постоянном создании новых фильмов, песен, театральных постановок и т.п. Вместе с тем, шоу-бизнес решает и определенные художественные задачи, однако творческая деятельность во многом ориентирована на получение какой-либо выгоды.

Преобладание в шоу-бизнесе услуг, ориентированных на развлечение публики, предопределяет его общую выраженность в качестве совокупности развлекательных мероприятий. Иными словами, под шоу-бизнесом подразумевается массовая поп-культура, различные суб-культуры, которые противопоставляются так называемой высокохудожественной деятельности, вроде оперы, балета, классического театра и т.п. Следовательно, если высокохудожественной деятельности можно приписать выполнение культурных функций, то шоу-бизнесу – развлекательных. В результате, шоу-бизнес ориентирован, в первую очередь, на удовлетворение потребностей в отдыхе, эмоциональной разрядке и простых развлечениях.

Зрелищность шоу-бизнеса обеспечивается постановкой шоу-программ с использованием декораций, костюмов, спецэффектов. В результате зрелищность, яркость, красочность, обилие световых и звуковых эффектов, превращений – непременные признаки шоу-бизнеса.

Ориентация на привлечение максимально возможной аудитории определяет массовый характер шоу-программ. Для этого соблюдается два основных принципа: шоу-программы должны быть просты и понятны большинству потенциальных зрителей, а также легко доступны для посещения или просмотра.

Специфика PR в шоу-бизнесе

Применение PR-технологий в шоу-бизнесе имеет определенные отличия от коммерческого и политического пиара:

  • эксцентричность и эпатажность артистов и актеров обусловлены их профессиональной деятельностью и не являются в данном контексте особыми PR-технологиями;
  • использование слухов и скандалов в шоу-бизнесе имеет иную направленность в силу их персональной ориентации, целью которой является не создание условий для определенного восприятия артистов, а развитие его личности в среде шоу-бизнеса;
  • неизменность наличия слухов и скандалов в шоу-бизнесе также позволяет управлять процессом продвижения объекта PR-технологий;
  • перенос амплуа актеров или жанров артистов на их имидж не практикуется в силу того, что формализация по такому признаку не означает формирования идентичного восприятия со стороны публики;
  • ключевой принцип PR в шоу-бизнесе – одобрение или неодобрение актеров или артистов со стороны широкой публики, что используется для создания предпосылок к формированию определенного имиджа;
  • публика готова бесконечно обсуждать недостатки игры актеров или выступления артистов вне зависимости от того, как они воспринимают объект обсуждения, и независимо от того, имеется ли внешнее информационное воздействие на предмет обсуждения, что принципиально отличает шоу-бизнес от коммерческой деятельности или политической сферы;
  • особую значимость в шоу-бизнесе имеет персональный имидж артистов и актеров и их позиционирование.

Направления PR в шоу-бизнесе

Ключевыми PR-технологиями в шоу-бизнесе выступают имиджмейкинг и позиционирование артистов и актеров. В традиционном подходе в рамках этих направлений формируется и поддерживается устойчивый образ, который определенным образом воспринимается общественностью. При этом формирование такого образа изначально предполагает, что это будет не застывшая фотография, а подверженный некоему изменению с течением времени с целью развития и совершенствования восприятия творческой личности.

Позиционирование образа артистов и актеров в шоу-бизнесе является постоянным конкурсом красоты.

Значение PR-технологий для шоу-бизнеса достаточно велико, с помощью тщательно проработанных и хорошо реализованных PR-акций достигается успешное позиционирование образа актеров театра и кино, звезд эстрады и ведущих различных шоу. Затем PR-технологии обеспечивают возвышение субъекта PR и развитие творчески созданного образа.

Творчески созданный образ – это ореол, который создается вокруг конкретной личности, занятой в сфере шоу-бизнеса, с целью ее популяризации и создания условий для эмоционально-психологического влияния на предпочтения и мнение широкой публики или целевых групп аудитории.

Конечной целью является вызвать определенную реакцию общественных групп по отношению к субъекту PR.

Имиджмейкинг в шоу-бизнесе является направлением PR-деятельности, которое ставит основной задачей формирование и поддержание определенного образа личности, деятельность которой связана с тем или иным направлением современного искусства.

При этом имидж следует рассматривать исключительно как абстрактный образ субъекта PR, который включает в себя реальные и идеальные черты личности и проекцию конкретных свойств этой личности.

Константы имиджа личности

Развитие PR-технологий в шоу-бизнесе привело к тому, что в качестве основного компонента PR выступает именно имидж личности, деятельность которой связана с шоу-бизнесом. При этом в качестве фундаментальных основ его формирования выступает внутренняя структура, которая состоит их определенных констант, которые характеры для того или иного тренда в шоу-бизнесе. В роли таких констант выступают следующие:

1. Культурно-значимые:

  • красота и здоровье;
  • надежность;
  • добродетельность и жесткость;
  • мужественность и женственность;
  • исключительная позитивность;

2. Общественно-значимые:

  • общественное одобрение или порицание;
  • здоровый образ жизни;
  • стихийный характер действий;
  • спонтанность или расчетливость;

3. Национально-значимые:

  • гражданская позиция в отношении повестки дня;
  • сознательность гражданского выбора;
  • отношение к резонансным событиям для страны;
  • участие в национальных проектах, гражданских инициативах.

В современном российском шоу-бизнесе не преобладают какие-либо константы имиджа творческих личностей. Вместе с тем, современные тенденции демонстрируют, что константы имиджа всегда корректируются под определенный общественный запрос или стандарт и лишь после этого публично предъявляются обществу. Противопоставление общественному мнению, игнорирование национального тренда, гражданского выбора общества в целом в российском шоу-бизнесе всегда производит обратный эффект, а общество, негативно настроенное к таким личностям, отторгает их, лишая права на общественное признание.

Затраты на целенаправленное, продуманное создание образа личности, занятой в шоу-бизнесе, приводят к позитивному результату, тогда как стихийное формирование имиджа может дать негативный эффект.

Отсюда следует и традиционный подход: действует или не действует – "хорошо для имиджа" или "плохо для имиджа". Альтернативы в этом случае не предусматривается, следовательно, и полумеры в PR не приводят каким-либо значимым результатам.

Изначально, субъект PR в сфере шоу-бизнеса заинтересован в правильном и действенном формировании собственного имиджа. Стремление же к популярности в шоу-бизнесе, повлекло за собой рост субъектов PR, которые хотели большой известности, однако, лишь немногие способны удерживать ее за счет собственных творческих достижений. В результате, в шоу-бизнесе много актеров и артистов были кратковременными знаменитостями, что, в целом, представляется справедливым и закономерным фактом. Другим аспектом является поддержание определенного образа за счет умышленных ассоциаций с загадками в жизни актеров и артистов, что выражается в стремлении искусственно акцентировать внимание на личности данной персоны со стороны прессы. Одним из способов этого достичь является манипулирование журналистским интересом, которое опирается на следующий постулат: у журналистов есть место, которое нужно постоянно заполнять. Сама суть, прежде всего, кроется в технологии привлечения внимания. В этой связи используется характерный прием, когда журналистов специально "держат на расстоянии", чтобы стимулировать повышенный интерес к субъекту PR, тогда они сами будут искать информационные поводы, а инициатива контакта будет исходить от них. Вместе с тем, такой прием не мешает объективному процессу участия во множестве конференций и часто давать интервью.

Таким образом, основным направлением PR в шоу-бизнесе выступает формирования благоприятного имиджа и последующего позиционирования артистов и актеров. Данная тенденция представляется объективной, так как зрители всегда более благосклонно относятся к тому, кто им больше нравится.

Формирование имиджа известных личностей в шоу-бизнесе

Звезда или звездный персонаж или знаменитость – это известная личность, которая обладает четко определенными личностными характеристиками и собственной репутацией.

Когда человек видит кинозвезду на экране или певца на сцене, он благоговеет перед ними, ему хоть краешком глаза хочется взглянуть на тот мир, в котором они живут. Он стремимся узнать все об их характере, пристрастиях и увлечениях, и именно такая оценка приводит людей к тому, что в той или иной степени они начинают чувствовать свою причастность к знаменитости. Степень этой причастности может варьироваться от незначительного интереса начинающего поклонника до истинного фанатизма и, в крайнем проявлении, упорного преследования.

В PR термины "звездный персонаж", "знаменитость" и "звезда" относятся к любому человеку, достаточно знакомому широкой публике, а также имеющему определенную значимость в глазах общества, ценность которой можно повысить благодаря работе с его имиджем и репутацией. В этой связи особую сферу PR-деятельности составляет формирование имиджа и позиционирование звездных персонажей.

Знаменитости в рекламе и PR

Под "знаменитостью" или "звездой шоу-бизнеса" не понимаются звездные персонажи, которые участвовали в рекламных кампаниях товаров и услуг и, благодаря постоянному вниманию средств массовой информации и своей привлекательности, ставшие очень известными и даже квази-знаменитостями.

Имидж представляет собой триединый комплекс, в который входит средство, инструмент и объект управления имиджем. Позитивный имидж, так же, как и паблисити, создается основной деятельностью звездных персонажей, а также целенаправленной PR-деятельностью, ориентированной на целевые группы общественности. Эта работа осуществляется в значительной мере посредством применения PR-технологий. При этом PR-деятельность по созданию имиджа звездных персонажей ведется целенаправленно для каждой группы и различными средствами.

Традиционный подход к определению персонального имиджа:

Имидж – это бренд личности, визуально отражающего ее броские внешние данные.

Данный подход отражает важность работы над собственным имиджем. Ключевой тенденций PR-технологий, связанных с формированием имиджа, является работа над сохранением и упрочением репутации личности как добропорядочного и надежного члена общества.

Базовые принципы формирования позитивного имиджа и позиционирования личности:

  • постоянно подвергать тщательному анализу свои отношения с обществом;
  • создать систему информирования о своей деятельности целевых аудиторий;
  • развивать умения и навыки, необходимые для того, чтобы разумно и благоприятно взаимодействовать с обществом;
  • адекватно воспринимать сигналы от общества и целевых аудиторий и учитывать критические замечания с их стороны;
  • поощрять честный и открытый диалог с общественными группами и целевыми аудиториями.

В настоящее время существует три версии практического назначения персонального имиджа применительно к звездным персонажам:

  1. Американская: имидж – это средство достижения цели, которой является максимально возможная известность;
  2. Европейская: имидж – это способ привлечения внимания к персоне звездного персонажа вне зависимости от повода;
  3. Русская: имидж – это условие и способ самовыражения звездного персонажа, возможность представлять себя перед целевой аудиторией определенным образом, добиваясь таким образом расположения.

Первые две версии имеют явно прагматичное назначение. В шоу-бизнесе благодаря имиджу утверждается репутация, т.е. достигается то, что жизненно необходимо любому артисту, чтобы выделяться на фоне других звездных персонажей и поддерживать определенные отношения с общественностью. Русский подход ориентирован на личностные особенности и имеет творческий характер, позволяя артистам, как творческим личностям, влиять на общественное мнение.

В современных условиях имидж российских звездных персонажей выполняет следующие функции:

  • информативную – информирует общество о существовании артиста, его творческой деятельности и будущих возможностях, обеспечивает запоминание;
  • коммерческую: за счет создания лояльности к артисту, растет спрос на его творческую работу, обеспечивается его востребованность;
  • защитную: создавая "ореол известности" защищает артиста от нападок со стороны недоброжелателей, а также снижает риск проявления негативного отношения со стороны общественности в случае совершения ошибок и неудач;
  • ресурсную: благоприятствует привлечению внимания к личности артиста, в том числе помогает найти новые творческие возможности, обеспечить общественную поддержку работе артиста;
  • репутационную: повышает уровень доверия к артисту, повышает престиж сотрудничества с данным конкретным артистом.

Распространяемый средствами массовой коммуникации, особенно телевидением, имидж звезд шоу-бизнеса в значительной мере определяет и формирует общественную симпатию к звездным персонажам. В результате, без соответствующего имиджа не могут обойтись артисты современной эстрады и культурного сервиса.

Вместе с тем в российском шоу-бизнесе существует три категории субъектов PR-технологий в зависимости от их имиджа:

  1. Субъекты, рейтинг которых зависит исключительно от созданного ими или для них имиджа;
  2. Субъекты, рейтинг которых в равной степени зависит как от имиджа, так и от качества творческих продуктов, произведенных ими или с их участием;
  3. Субъекты, у которых колебание имиджа не отражается на успешности их развития творческой карьеры.

К первой категории относятся звездные персонажи с короткой творческой карьерой, выпустившим один или два удачных творческих продукта, после чего не получившим развития в шоу-бизнесе. Их положение определяется сугубо отношением к ним общественности. Такие субъекты появляются из-за изменений настроений в обществе, однако так же быстро исчезают из шоу-бизнеса после очередных изменений настроений общества. Целью функционирования этих субъектов можно назвать возможность использовать конъюнктурный спрос на творческие продукты со стороны общества.

Ко второй категории относятся хорошо известные звездные персонажи, постоянно выпускающие творческие продукты, участвующие в творческих и художественных проектах. Длинная творческая карьера и сформированный положительный имидж зависят не только от того, в каких проектах они участвуют, но и от качества их творческой деятельности.

К третьей категории относятся малоизвестные актеры и артисты, постепенно развивающиеся на творческом поприще. Их имидж практически не зависит от каких-либо факторов, так как сформированное восприятие непосредственно отсутствует.

Имидж звездных персонажей формируется влиянием внешних показателей: антропометрическими (телосложение) и физиогномическими (архитектоника лица) данными, цветом волос и прической, стилем одежды и обуви, аксессуарами, манерой общения.

Методы формирования имиджа знаменитостей

Метод

Характеристика

1.

Самопрезентация

Художественные предпочтения целевой аудитории связаны с человеческим фактором, и при помощи самопрезентации, т.е. взгляда, мимики, жестов, интонации, улыбки, тембра голоса, манеры речи и прочего артист может изменить мнение аудитории о себе как в сторону позитива, так и в сторону негатива.

Например, если артист желает придерживаться позитивного вида, то он обязан выглядеть собранным, аккуратным, уверенным в своих силах.

К хорошо известным звездам шоу-бизнеса внимание выше, чем к малознакомым артистам, но, в любом случае, если артист произносит или делает то, что общество жаждет услышать, рейтинг его, безусловно, повышается. Звездные персонажи априори не могут обойтись без выступлений, поэтому они должны быть постоянно готовы к публичным речам или каким-либо действиям. Успех таких выступлений значит для звездных персонажей гораздо больше, чем для представителей бизнеса, продвигающих свою компанию.

2.

Мифотворчество

Представление артиста целевой аудитории с теми качествами, которые бы люди хотели видеть в нем.

Структура мифов о звездах не слишком сложная. Главный упор делается на какую-либо уникальную черту или особенность и, если убедить в этом аудиторию, успех любого артиста становится реальным, вместе с чем повышается уровень позитивного восприятия его имиджа.

3.

Взаимоотношения со СМИ

Взаимоотношения со СМИ строятся на том принципе, что аудитория телевидения и радио несравнимо шире, чем количество людей на самом значительном и многолюдном концерте.

Поэтому одним удачным выступлением в эфире или запоминающимся действием, о котором напишут СМИ, можно добиться гораздо большего, чем десятком концертов.

Очень многих современных звезд шоу-бизнеса, по существу, "сотворили" именно СМИ с подачи их агентов и продюсеров. И вот уже многие даже не сомневаются в "исключительной важности" отдельных известных личностей, а некоторые даже с особым вниманием относятся к их заявлениям,

4.

Информационно-рекламные ролики

Информационно-рекламные ролики звезд шоу-бизнеса – сильное средство для формирования имиджа артиста. В таком ролике могут быть представлены следующие моменты и эпизоды:

- моменты своей работы;

- в толпе поклонников;

- в кругу семьи и близких;

- на общественных и культурных мероприятиях;

- старые семейные фотографии, фото детских лет, в студенческие годы, дети, родители;

- хобби и увлечения;

- интервью с женами и мужьями и т.д.

Такие темы формируют у целевой аудитории положительное восприятие звездных персонажей. Суть информационно-рекламных роликов состоит в том, чтобы показать одновременно человечность и исключительность звездного персонажа по принципу "он один из нас, но личность необычайных способностей".

Представляется объективным вывод:

Шоу-бизнес – основная сфера применения манипуляционных технологий в части освещения средствами массовой информации

В первую очередь это касается личных качеств звездных персонажей.

Модель имиджа знаменитости в шоу-бизнесе

В шоу-бизнесе в рамках применения PR-технологий доминирует модель антропоморфности имиджа.

Антропоморфная модель знаменитости в рекламе

Антропоморфная модель имиджа знаменитости.

Модель основана на тенденции людей персонифицировать и приписывать знаменитостям конкретные человеческие качества и ценности.

В данной модели есть три основные взаимосвязанные между собой зоны. Первая касается рациональных или функциональных преимуществ, поддерживающих основные черты имиджа звездного персонажа. Рациональная зона означает творческое развитие знаменитости за счет новых творческих проектов или участия в принципиально новом амплуа. Авторитетность знаменитости, как творческой личности, способна оказать на аудиторию огромное влияние и, более того, обаяние и шарм звезды могут повысить привлекательность, например, нового фильма с участием этой знаменитости. Однако долго существовать только за счет такого подхода звездный персонаж не может, потому что помимо него существуют и другие артисты его жанра. Поэтому необходимо дополнение акцентами к эмоциональным и этическим характеристикам знаменитости.

Вторая зона – это эмоциональные особенности звездного персонажа. Поклонники его творчества оценивают творческие проекты с позиций эмоции, перенося их на личность знаменитости, которая в итоге может быть наделена целым диапазоном человеческих качеств. Данная совокупность характеристик позволяет развивать имидж звездного персонажа и позиционировать его по отношению к другим артистам.

Третья зона это вопросы высшего порядка – этики и социальной ответственности. Целевая аудитория оценивает знаменитостей с этой точки зрения и критикует их, основываясь на их поведении, гражданской позиции по социально-значимым вопросам, участию в общественно значимых мероприятиях и т.п. Проблемы у знаменитостей начинаются из-за обвинений в неэтичном, социально безответственном поведении, эпатажных выходках, что, в свою очередь, напрямую сказывается на имидже звездных персонажей. В современном российском шоу-бизнесе механизмы привлечения внимания публики к звездным персонажам путем апеллирования к ценностям высшего порядка находятся на стадии активного развития и все больше знаменитостей прибегают к акценту на свою гражданскую позицию, социальную ответственность и этичность поведения.

Фактически, применение PR-технологий для формирования и позиционирования звездных персонажей в российском шоу-бизнесе осуществляется в рамках трех вариантов:

  • при интенсивном выводе в шоу-бизнес и первичном формировании имиджа будущего звездного персонажа;
  • при поддержке и усилении уже сформированного имиджа;
  • при репозиционировании звездного персонажа.

В первом случае активные PR-мероприятия, масштабные PR-кампании могут обеспечить наиболее весомые результаты и быстрое достижение ситуации, когда продвигаемы субъект PR становится известным и воспринимается обществом должным образом, т.е. получает определенный имидж. В соответствии с этим имиджем новоиспеченная звезда позиционируется по отношению к уже существующим знаменитостям, при этом упор делается на отличительные черты, имеющие естественную или искусственную уникальность. Первые поклонники идут за звездным персонажем и тем самым нередко создают "круг эффективности" дли новой знаменитости.

круг эффективности новой знаменитости

Круг эффективности новой знаменитости

Во втором случае, при поддержке и усилении уже сформированного имиджа знаменитости применение PR-технологий тоже может оказаться невероятно удачным шагом, особенно если в творческой среде недавно появились новые знаменитости, при этом изменив отношение к субъекту PR. В соответствии с этим "круг эффективности" будет аналогичен предыдущему варианту использования PR-технологий.

Для обоих вариантов характерно активное использование СМИ. В этом случае основным средством является информационное спонсорство. Информационное спонсорство, как правило, означает предоставление очень большого количества эфирного времени/места для рекламной и промо-кампании.

Наконец, репозиционирование звездного персонажа проводится тогда, когда развитие его карьеры и окончательное формирование эволюционирующих вкусов общества приводят к тому, что в каком-либо другом звездном персонаже создается потенциал более мощный, чем тот, которым обладает имидж субъекта PR, который на данный момент позиционируется как артист определенного жанра, амплуа или творческого направления. В этом случае правильно выбранная совокупность PR-технологий может быть использована в качестве фокуса коммуникаций и послужит для целевой аудитории сигналом, что позиционирование звездного персонажа изменяется для того, чтобы больше соответствовать потребностям новой и, возможно, только появляющейся целевой аудитории.

При реализации любого из этих сценариев основным преимуществом использования PR-технологий в отношении звездных персонажей является то, что они, по определению, прекрасно знакомы публике. Однако от конкретных способов и приемов формирования имиджа и позиционирования знаменитостей и продвижении конкретного субъекта PR зависит эффективность воздействия на целевую аудиторию.

Таким образом, основными тенденциями формирования имиджа и позиционирования звездных персонажей в российском шоу-бизнесе выступают творческая конкуренция, имеющая целью формирование управляемого персонального имиджа, и системное проведение мероприятий, направленных на возвышение знаменитости по сравнению с другими звездными персонажами. В этой связи можно судить о том, что ключевыми направлениями в этой сфере являются собственно позиционирование субъекта PR, возвышение его имиджа, отстройка от других знаменитостей и использование возможностей для противодействия негативным мерам со стороны других звездных персонажей.

Формирование имиджа звездных персонажей

В прикладном аспекте, создание условий для формирования позитивного имиджа сводится к подбору наиболее сбалансированной комбинации на основе решения следующих задач:

  • привлечение и удержание внимание целевых групп общественности или широкой публики;
  • формирование установки на доверие со стороны аудитории;
  • использование эмоционально-психологических аспектов воздействия на целевые аудитории;
  • учет общей специфики восприятия имиджа звездного персонажа;
  • применение специальных приемов в формировании позитивного имиджа.

Решение данных задач должно также учитывать возможности использования в целях создания условий формирования позитивного имиджа и стереотипов, что характерно для привлечения внимания и установления доверия. Косвенно это подтверждается следующим принципом:

Для публичных личностей проблемы – иметь или не иметь имидж? – не существует. Вопрос в ином: иметь стихийно возникший или профессионально сформированный имидж?

В этой связи недопустим стихийно созданный образ, так как заведомо несет негативные элементы, недопустимые в социальном признании. Следовательно, корректным подходом будет являться иной принцип – что нужно сделать, чтобы понравиться.

PR-технологии по формированию имиджа звездных персонажей изначально предполагают некую искусственность сформированного образа. Однако, на самом деле, искусственный образ не позволяет достичь максимально возможного положительного восприятия. Это обусловлено тем, что даже самые гениальные актеры не во всех образах выглядят убедительно. Если принять во внимание, что амплуа должно соответствовать и личным желаниям, вкусам и творческим интересам артиста, то удачный имидж создается только с учетом личных качеств. В качестве наглядной иллюстрации данного утверждения можно указать на невозможность создать имидж "роковой женщины" девушке, постоянно играющей в кино романтичных барышень, а из милого мальчика со смазливой внешностью не выйдет брутальный мачо. Следовательно, использование PR-технологий для позиционирования, продвижения и положительного восприятия должно исходить из учета личных психологических и физиологических особенностей.

В рамках применения PR-технологий для позиционирования звездных персонажей основными аспектами являются следующие:

  • удачный имидж может быть сформирован только при двусторонней связи артиста и его целевой аудитории;
  • взаимное влияние личности на аудиторию и аудитории на личность;
  • обеспечение соответствия имиджа и позиционируемого образа с ожиданиями аудитории обеспечивает максимально длительную популярность.

В соответствии с этими аспектами можно определить как используются PR-технологии при позиционировании звездных персонажей:

  1. Определяется цель – создание уникального персонажа, который, обладая конкретными чертами характера, образа, позитивно бы воспринимался аудиторией.
  2. Обеспечиваются способы достижения этой цели – основным способом выступает творческая деятельность, дополнительно используются исходные внешние и личностные данные.
  3. Выбор способа достижения результата – законченный образ артиста, определенным образом позиционируемый среди общественных групп, эволюция образа в плане положительного восприятия целевыми аудиториями.

PR-технологий при позиционировании

Схема применения PR-технологий при позиционировании звездных персонажей

Конкретизация позиционирования достигается за счет имиджевой личной легенды. В классическом понимании эта технология предполагает создание биографии звездного персонажа. Причем для позиционирования звездных персонажей биография не является просто фиксацией событий, напротив, предполагается необходимость фокусировки на знаковых событиях, расстановки акцентов на определенные поступки личности. В результате, "созданная" биография должно доноситься и распространяться до аудитории по всем возможным каналам коммуникации.

Основные приемы в этом плане сводятся к следующему:

  • издание литературного варианта – в печатных СМИ, на официальном веб-сайте знаменитости, реже в виде отдельной книги или сборника воспоминаний;
  • выпуск биографического фильма – для создания живого образа частная жизнь должна быть открыта и известна обществу;
  • "создание" интересного хобби.

Может быть использован и обратный подход. Частная жизнь максимально закрыта от общества, литературный вариант биографии довольно скудный, увлечения особо не афишируются. В результате, образ артиста прекрасно обходится без живой биографии, однако не становится пресным или неинтересным для обывателей.

Следующим элементом позиционирования и продвижения образа является внешний вид. Вообще для шоу-бизнеса важность внешнего вида очевидна и в доказательствах не нуждается. Концепция использования внешнего вида ориентирована на привлечение внимания и основана на различных психологических эффектах, которые используются PR-технологами, ключевым в этом плане является выделение субъекта PR на каком-то фоне.

Принципы привлечения внимания к субъекту PR в шоу-бизнесе:

  1. Всячески приукрашать субъекта PR или наоборот выделять его естественной простотой среди других звездных персонажей;
  2. Фокусирование на субъекте за счет контрастирования с окружением;
  3. Представление уже известного субъекта PR с новыми акцентами;
  4. Последовательное наращивание сигналов;
  5. Модернизация внешнего восприятия.

принципы привлечения внимания в PR

Циклическая модель принципов привлечения внимания к субъекту PR в шоу-бизнесе

Актуальные тенденции применения PR-технологий в шоу-бизнесе

С точки зрения сущности шоу-бизнеса, основным направлением PR-технологий является формирование имиджа звездных персонажей с целью их дальнейшего позиционирования и продвижения.

Современные тенденции применения PR-технологий в шоу-бизнесе обусловлены следующими аспектами:

  1. Звезды шоу-бизнеса будут все активнее стремиться выделиться и привлечь к себе внимание общественности;
  2. На передний план в шоу-бизнесе всегда выходят харизматичные звездные персонажи;
  3. Культурно-общественная интеграция имеет множество точек пересечения, что ведет к массовому восприятию звездных персонажей и необходимости их комплексного продвижения среди широкой публики;
  4. Знаменитости играют основную роль в определении социального поведения людей;
  5. Звездные персонажи воспринимаются как примеры для подражания только той частью аудитории, которая может соотнести себя с тем имиджем знаменитости, который сформировался под воздействием образного восприятия;
  6. Знаменитости не ограничиваются вопросами эстрады, кино, телевидения, они все больше вовлекаются в культурные, общественные, национальные и политические проекты, выражают гражданскую позицию и т.п.;
  7. Развитие PR-технологий повышает интерактивность образов и имиджа звездных персонажей, что облегчает их восприятие на различных медиа-платформах.

Восхищение публики известными личностями все больше усиливается, поэтому использование PR-технологий приобретает все более системный и комплексный характер. Звезды все более позитивно относятся к необходимости формирования положительного имиджа и корректного позиционирования своего образа по отношению к целевым группам общественности.

Вопросы формирования имиджа и позиционирования звездных персонажей в шоу-бизнесе являются первоочередными, так как они определяют успех дальнейшего творческого развития и карьеры субъекта PR. К основным характеристикам имиджа относятся: группа восприятия, набор воспринимаемых свойств субъекта PR, ключевые свойства и их значение для имиджа и образа субъекта PR. С точки зрения позиционирования звездных персонажей особую значимость в современных условиях приобретает длительность и устойчивость сформированного образа, четкость образа и устойчивость имиджа знаменитости.

Результатом формирования имиджа звездных персонажей выступает положительное восприятие образа знаменитостей, а также позитивное или негативное отношение к субъекту PR. Вместе с тем, важными вопросами являются такие аспекты, которые связаны с непосредственным оптимальным формированием процедурных действий, определяющих направления применения PR-технологий для формирования имиджа и позиционирования звездных персонажей. Кроме того, PR-технологии продвижения звездных персонажей также связаны и работой по дальнейшему поддержанию имиджа и модернизации их образов, которая может осуществляться по эволюционному принципу или посредством радикального изменения имиджа.