ODiplom // Право и ТГП // 16.01.2016

Правовое регулирование использования земель предприятиями энергетики

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Право и ТГП

Опубликовано: 16.01.2016

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Правовое регулирование использования земель предприятиями энергетики [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В общей картине правового регулирования энергетики в юридической науке важное место занимает проблема нормативно-правового контроля за использованием земель предприятиями электроэнергетики.

В современных условиях особую значимость приобретает государственная энергетическая политика, задающая устойчивый долгосрочный курс развития энергетического сектора. Документом, конкретизирующим цели и задачи перспективного развития российского энергетического сектора, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, является Энергетическая стратегия страны.

В ноябре 2009 г. Правительство Российской Федерации утвердило Энергетическую стратегию России на период до 2030 г. (ЭСС2030). Мировой финансовый кризис, новые вызовы устойчивому развитию экономики и энергетики, с одной стороны, потребовали несколько иных подходов к учету фактора неопределенности и обеспечению нацеленности Энергостратегии на необходимый итоговый результат; с другой – повысили значимость данного документа не как прогнозного, а именно как стратегического, задающего опорные ориентиры на будущее.

Главная цель – максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего изучение наиболее актуальных моментов современного энергетического права.

Понятие земель и объектов энергетики

Земли предприятий электроэнергетики – относятся к землям промышленности. Говоря о землях промышленности, отметим, что их состав фактически определяет структура экономики и видов хозяйственной деятельности.

К землям промышленности относятся земельные участки, предназначенные для размещения:

– промышленных предприятий различных отраслей экономики,

– объектов обороны, включая воинские части,

– энергетических комплексов, включая объекты атомной энергетики,

– объектов наземного транспорта, включая железнодорожный, автомобильный и трубопроводный,

– объектов связи, радиовещания, телевидения,

– объектов космоса, включая объекты по производству и запуску космических систем, научно-исследовательские учреждения.

Как мы видим, земли предприятий электроэнергетики входят в понятие земли промышленности. В данную категорию также входят земли большинства закрытых административно-территориальных образований. К данной категории могут быть отнесены земли иного назначения.

Земли промышленности используются для размещения промышленных объектов, объектов производственной и социальной инфраструктуры, транспортных систем, и систем коммуникаций. Размещение жилых строений не допускается, за исключением использования земельных участков в пределах земель промышленности и иного назначения в качестве служебных земельных наделов. Запрещаются строительство и реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Нарушение этих требований влечет приостановление строительных работ до устранения выявленных недостатков.

Земли промышленности и иного назначения могут находиться в государственной, муниципальной и частной (общей) собственности. Допускается предоставление этих земель также на праве пользования и аренды. Исключается получение земельного участка для развития промышленного производства, транспорта, связи и т.д. гражданами на праве пожизненного наследуемого владения. В случае предоставления земель на праве временного пользования, включая аренду, после завершения срока пользования предполагаются проведение мероприятий по восстановлению земель и их возврат прежнему пользователю.

ФЗ РФ "Об электроэнергетике" определяет электроэнергетику как "отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам."

Землями энергетики считают земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К землям энергетики относятся земли предоставляемые для размещения и эксплуатации гидроэлектростанций, воздушных линий электропередач, наземных энергетических сооружений, иных объектов энергетики, атомных электростанций (АЭС), ядерных реакторов, включая сооружения, комплексы, компоненты и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов. В эту категорию входят также земли, занятые объектами, связанными с разработкой, изготовлением и использованием ядерного оружия, и ядерными энергетическими установками военного назначения, другими военными объектами, включая предприятия и хранилища обычных вооружений, химического оружия, полигоны; земли, занятые объектами, находящимися в ведении Минобороны России, ФСБ, Федеральной пограничной службы РФ, Минатома России.

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики земельные участки можно предоставлять для следующих целей:

– размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

– размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.

Согласно ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике" под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

При этом объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики могут устанавливаться не только на землях энергетики, но и любых других категорий земель, которые предусмотрены ст. 7 Земельного Кодекса РФ.

Деятельность на землях предприятий энергетики

Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики можно устанавливать охранные зоны электрических сетей.

При анализе использования земель, предоставляемых для нужд энергетики, выделяют два самостоятельных вида землепользования:

1. Предоставление земель для строительства и размещения предприятий энергетического комплекса и теплоэнергетики. Субъектами права землепользования в этом случае выступают дирекции строящихся энергопредприятий, а после пуска в эксплуатацию первой очереди – дирекция вступившей в строй части – энергопредприятия. С этого момента на нее возлагают обязанности по рациональному использованию закрепленной земельной территории (рекультивация, озеленение и благоустройство, ведение мониторинга и внутрихозяйственного контроля за правильностью использования земель в соответствии с утвержденной проектно-технической документацией и планом застройки территории).

Вокруг каждого предприятия энергетики устанавливают охранные (защитные) зоны, границы которых согласуют с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерaции.

2. Использование земель для размещения объектов энергетики (линий электропередачи, теплотрасс, электрических подстанций и т. д.). Земельные участки для этих целей отводят на основе генеральных схем размещения таких объектов и их проектно-технической документации.

Реформирование электроэнергетики требует решения целого ряда проблем системного характера, ключевыми из которых являются: замена устаревшего основного энергетического оборудования на современное, совершенствование технологии производства электроэнергии, повышение эффективности использования установленных генерирующих мощностей.

Природноресурсовые условия развития энергетики определяются законодательством об использовании земли, недр, вод, лесов, которое рассматривает нужды энергетики в числе видов и целей природопользования.

Так, земельнооправовые основы функционирования энергетики установлены земельным и градостроительным законодательством. Землями энергетики признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики (п. 1 ст. 87 Земельного кодекса РФ ).

В названных целях предоставляются земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, а также для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики. Земли энергетики входят в категорию земель специального назначения, расположенных вне населенных пунктов.

Одной из наиболее характерных особенностей правового режима земель промышленности и иного специального назначения, на которых располагаются генерирующие и линейные объекты, объекты добывающих отраслей промышленности, является установление зон с особыми условиями использования земельных участков.

Санитарноозащитные зоны устанавливаются для защиты населения от вредного влияния энергетическихобъектов и представляют собой специальную территорию с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия химического, биологического, физического загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Аналог санитарноозащитных зон – санитарные разрывы, устанавливаемые для линейных объектов. Так, санитарные разрывы устанавливаются в целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи, на территории вдоль трассы высоковольтной линии, в которой напряженность электрического поля превышает 1 кВ/м, и составляют по ширине от 20 до 55 метров в зависимости от напряжения.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых санитарными правилами не установлены размеры санитарнозащитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I –III классов опасности разрабатываются проекты ориентировочного размера санитарноозащитной зоны.

Охранные зоны устанавливаются для обеспечения безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики, независимо от категории земель, в состав которых входят соответствующие земельные участки.

Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утверждены постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 ).

В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, или повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологитического ущерба и возникновение пожаров. Правила устанавливают виды деятельности в охранных зонах, запрещаемые без письменного согласования сетевых организаций.

В количественном отношении наибольшие площади энергетические объекты занимают именно на землях специального назначения (промышленности, энергетики, транспорта и др.). Однако многие энергетические объекты находятся и на иных категориях земель – на землях водного фонда, землях лесного фонда и населенных пунктов. Земельно-правовые условия функционирования энергетических объектов в таких случаях предопределяются правовыми режимами соответствующих категорий земель. Если земли энергетики специально предназначены для размещения и обслуживания энергетических объектов, то режим земель иного целевого назначения не соподчинен задачам развития энергетики, а лишь допускает размещение и функционирование отдельных объектов инфра структуры (ТЭЦ в городах, линии электропередачи в лесах и населенных пунктах и проч.). Таким образом, например, в населенных пунктах эксплуатация энергетических объектов должна осуществляться с учетом градостроительных регламентов определенных территориальных зон (промышленных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур), установленных правилами землепользования и застройки в рамках

При предоставлении земельных участков из состава земель лесного фонда для строительных и иных хозяйственных работ, несовместимых с режимом землепользования в лесном фонде, применяется процедура перевода лесных земель в нелесные, установленная лесным законодательством, а именно ст. 63 Лесного кодекса РФ.

Как уже упоминалось, земли специального назначения не однородны по правовому режиму. Учитывая существенные различия между ними, представляется полезным подробнее остановиться на правовом режиме некоторых видов земель этой категории: земель атомной энергетики, обороны и безопасности, земель транспорта, земель, предоставленных для пользования недрами.

Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети

Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством РФ. Нормативные правовые акты в области определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, принимаются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование данной сферы отношений, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 г. № 4861, разработаны в соответствии с Земельным Кодексом РФ и устанавливают порядок определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи всех классов напряжения и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности этих линий.

Воздушная линия электропередачи размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.

Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные для установки опор одной воздушной линии электропередачи, могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением одного кадастрового номера.

Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли.

Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением свыше 10 кВ определяется как:

а) площадь контура, отстоящего на 1 м от контура проекции опоры на поверхность земли, – для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель, кроме предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 м земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения;

б) площадь контура, отстоящего на 1,5 м от контура проекции опоры на поверхность земли, – для предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 м земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Минимальные размеры обособленных земельных участков для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше, в конструкции которой используются закрепляемые в земле стойки, допускается определять как площади контуров, отстоящих на 1 м от внешних контуров каждой стойки на уровне поверхности земли – для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения), и на 1,5 м – для земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.

В порядке, предусмотренном Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, определяются размеры земельных участков (частей земельных участков), отнесенных к категориям земель, не указанным в Правилах, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи.

Размеры земельных участков, которые используются хозяйствующими субъектами в период проведения инженерных изысканий при проектировании воздушных линий электропередачи, определяются проектной документацией на проведение указанных работ.

Земельные участки, используемые хозяйствующими субъектами в период строительства, реконструкции, технического перевооружения и ремонта воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине воздушной линии электропередачи, ширина которой превышает расстояние между осями крайних фаз на 2 м с каждой стороны.

Правовые проблемы правового регулирования земель предприятий электроэнергетики

В настоящее время в сфере российского законодательства, регулирующего земельные отношение важное место занимает проблема правового регулирования земель электроэнергетики. Проблема защиты окружающей среды на тех территориях, где расположены предприятия электроэнергетики является одной из самых наболевших и требующих незамедлительного решения. Так при выполнении строительных работ и эксплуатации предприятий на предприятия электроэнергетики, являющиеся землепользователями, возлагается обязанность принимать меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству территорий и оздоровлению окружающей среды. В большинстве случаев проекты пользования землями промышленности проходят процедуру оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы.

Принято считать, что политика в сфере охраны окружающей среды является основой для дальнейшего развития законодательства в области энергетики и природных ресурсов. В настоящее время, согласно требованиям по охране окружающей среды, ни один значимый проект не может быть реализован, к примеру, без детальной проверки соответствия планируемых действий экологическим нормам. В этом отношении следует также принять во внимание влияние энергетической отрасли и индустрии природных ресурсов на формирование и эффективность государственной политики и права по охране окружающей среды. Это очевидно при обсуждении сущности и эффективности мер, направленных на снижение последствий изменения климата.

Очень остро стоит проблема размещение или строительство объектов электроэнергетики как основание для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую. Отсутствует четко прописанный порядок в данном направлении.

Очень важно, чтобы современные российские специалисты в области энергетического права больше внимания уделили непосредственно особенностям регулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений. Большинство предприятий не хотят брать на себя ответственность и стараются максимально сэкономить на безопасности.

Выводы

Проблема регулирования использования земель предприятиями электроэнергетики является очень важной. В настоящее время в основные понятия регулируются нормами ФЗ РФ "Об электроэнергетике", Земельным Кодексом РФ и Лесным Кодексом РФ. Несмотря на принятие Энергетической стратегии России на период до 2030 года проблемы нормативно-правового регулирования земель предприятий электроэнергетики остаются нерешенными.

В настоящее время предприятия электроэнергетики недостаточно сил и ресурсов тратят на экологическую безопасность. Очень часто не соблюдены даже самые элементарные нормы безопасности. Экономия на очистных сооружениях наносит непоправимый вред экологии.

Литература

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ

2. Земельный кодекс Российской Федерации № 136- ФЗ

3. ФЗ РФ "Об электроэнергетике" в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 04.11.2007 N 250-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 09.03.2010 N 26-ФЗ, от 26.07.2010 N 187-ФЗ, от 26.07.2010 N 188-ФЗ, от 26.07.2010 N 189-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 28.12.2010 N 401-ФЗ, от 08.03.2011 N 33-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ

4. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"

5. Анатоликов Ю.Г. Земельное право РФ – М.: Норма, 2011.

6. Городов О.А. Введение в энергетическое право. Учебное пособие – М.: Проспект, 2012.

7. Тихомиров М.Ю. Земельное право – М.: изд. Тихомиров, 2010.

8. Яновский А.Б., Барон Ю.Л. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года и нормативное правовое обеспечение ее реализации // Энергетическое право №1(14) 2010. С.2-6