ODiplom // ГМУ // 11.07.2018

Правовые основы местного самоуправления

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: ГМУ

Опубликовано: 11.07.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Правовые основы местного самоуправления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Правовые основы местного самоуправления представляют собой важную тему для исследования, так как постоянное реформирование МСУ требует пересмотра ряда нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность местного самоуправления.

Понятие правовой базы

Правовое регулирование МСУ

Ни для кого не секрет, что эффективность функционирования местного самоуправления определяется уровнем развития правой базы.

Правовая база местного самоуправления – это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

Правовая база выполняет следующие функции:

  • Регламентирует
  • Контролирует
  • Мотивирует

Международные правовые акты, регулирующие местное самоуправление

Хартия

Определяющим особенности и традиции местного самоуправления можно назвать такой важный и актуальный нормативный правовой акт как Европейская Хартия о местном самоуправлении. Данный документ был принят в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. В настоящее время Европейская Хартия о местном самоуправлении является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления.

Европейская Хартия о местном самоуправлении представляет собой акт, точно отражающий перечень ключевых понятий и принципов МСУ. Данная Хартия направлена на защиту прав местных органов самоуправления. Исходя из текста документа, именно органы местного самоуправления предоставляют гражданам возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни.

Европейская Хартия о местном самоуправлении в своих ключевых нормах говорит о необходимости признавать МСУ посредством регламентации в и конституции и в законодательстве.

В Хартии содержится следующее:

  • понятие местного самоуправления,
  • предусматриваются свободное, тайное, равное, прямое и всеобщее голосование,
  • свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции,
  • полнота и исключительность полномочий местного самоуправления,
  • самостоятельность определения своей внутренней административной структуры.

Россия подписала Хартию в 1996 году. Россия, подписав вышеназванную. 20 марта 1998 года она была ратифицирована. После этого Россия взяла на себя обязательство соблюдать ключевые положения в сфере местного самоуправления. Они представлены на рисунке ниже.

Европейская Хартия МСУ

Основные положения Европейской Хартии о местном самоуправлении

Правовое регулирование местного самоуправления в РФ

В Российской Федерации местное самоуправление регламентируется множеством нормативно-правовых актов. Именно они составляют правовую базу местного самоуправления.

Правовая база местного самоуправления представляет собой такую систему законодательных и иных нормативных актов, которая является основой его функционирования.

Основным законом, закрепляющим основы местного самоуправления в РФ, является Конституция РФ. Вопросам МСУ в ней посвящена глава 8, которая называется "Местное самоуправление" и содержит статьи с 130 по 133.

Помимо Конституции, МСУ регулируют также федеральные Конституционные законы и федеральные законы. Ключевым является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Не меньшую важность представляют Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Особенности местного самоуправления регламентируют федеральные нормативные правовые акты подзаконного характера. Их виды изображены на рисунке.

федеральные нпа подзаконного характера

Федеральные нормативные правовые акты подзаконного характера

Местное самоуправление регулируется и локальными нормативными актами. К ним относят Конституции/Уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В настоящее время специальные законы приняты во всех российских регионах, поскольку в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ "...установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации"[1].

Не менее важны муниципальные правовые акты. К их числу относят:

  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах,
  • решения, принятые на сходах граждан и др.

Муниципальные правовые акты могут приниматься населением муниципального образования непосредственно органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления на основании и во исполнение положений, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ [2].

Сходы граждан, которые проживают в сельской местности, в современном российском законодательстве наделены особыми правами. Раньше сходя граждан были наряду с органами МСУ. На сегодняшний день произошли такие изменения в законодательстве, согласно которым, в небольших городских и сельских поселениях собрания, сходы граждан все чаще выступают в качестве органов населения и вместе с выборным главой местного самоуправления осуществляют все функции местного самоуправления, в рамках которого представительные органы не образуются.

Итак, согласно нормам действующего законодательства об основах МСУ, оно реализуется строго в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

Литература

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"