ODiplom // Право и ТГП // 10.11.2016

Предмет и метод административного права

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Право и ТГП

Опубликовано: 10.11.2016

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Предмет и метод административного права [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Предмет административного права, равно как и его метод, являет собой пласт категориальных понятий, которые до сих пор относятся к числу спорных аспектов правовой науки.

В правовой науке особое место всегда занимала трактовка предмета и метода той или иной отрасли права.

Административное право, будучи одной из ключевых отраслей, считается коллизионной.

Административное право является отраслью публичного права.

Административное право является той отраслью, посредством которой государство регулирует деятельность органов исполнительной власти и степень правовой порядочности граждан.

Кроме того, административному праву принадлежит особая роль, заключающаяся в том, что оно выступает необходимым инструментом управления социальными процессами в обществе.

Предмет административного права

Необходимо подчеркнуть, как крайне точную и актуальную точку зрения основателя классической юридической догматики О. Майера. По его мнению, административное право создает правовой порядок в отношениях между государством и гражданами, находящимися ниже по отношению к нему и сталкивающимися с ним в процессе его административной деятельности. Соответственно между гражданами и государством, по определению ученого, складываются отношения власти – подчинения [4].

Административное право, как и любая отрасль права, обладает характерным предметом и методом, выделяющими отрасль на фоне других.

Автор

Трактовка предмета административного права

1

Д.Н. Бахрах[5]

"Предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями".

2

Ю.М. Козлов[7]

"Предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий"

3.

Б.Н. Габричидзе[7]

"Ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений".

В целом предмет административного права может быть подразделен на два самостоятельных сегмента:

  1. Управленческие отношения, возникающие между властными субъектами государственного управления и подвластными им субъектами.
  2. Управленческие отношение внутри системы государственного управления[5].

Если основой предмета административного права считать общественные отношения, то этих общественных отношениях соответственно:

  • опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;
  • выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно их можно назвать управленческими.

Не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права.

Отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований, не относятся к предмету административного права.

В свете изучения предмета административного права большой интерес представляет точка зрения профессора К.С. Бельского [3]. Предмет административного права включает в себя три группы общественных отношений представленных на рисунке ниже.

предмет административного права

В силу актуальности данной классификации необходимо рассмотреть каждую группу отдельно. Начнем непосредственно с управленческих отношений.

Собственно управленческие отношения – традиционные административно-правовые отношения в сферах управления: экономической, социально-культурной и административно-политической.

К числу особенностей управленческих отношений в рамках административного права относя следующее:

  • Управленческие отношения возникают во внутренней государственно-аппаратной среде в процессе государственного управления.
  • Управленческие отношения имеют в качестве обязательного субъекта орган исполнительной власти.
  • Управленческие отношения являются преимущественно отношениями "власти-подчинения".

Полицейские отношения, по мнению К.С. Бельского, представляют собой отношения обратные управленческим. Они возникают не в государственно-аппаратной или "внутренней" среде, а преимущественно во "внешней" среде, в частности в местах, имеющих общественное значение[3]. Этот вид общественных отношений включает в себя три основные группы отношений представленные на рисунке ниже.

полицейские отношения

Немаловажную роль играют отношения в области административной юстиции. К.С. Бельский упоминает их как третий вид отношений в рамках предмета административного права.

Отношения в области административной юстиции – это отношения, связанные с правом граждан, должностных, юридических лиц на рассмотрение в суде административного иска по поводу незаконных действий должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Итак, изучив ряд подходов к предмету административного права можно выделить его ключевое определение:

Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти.

Далее нами будет рассмотрен метод административного права, как важнейший элемент правовой науки.

Метод административного права

Метод крайне важен для каждой отрасли права. Именно метод права обеспечивает функциональность законодательства в той или иной отрасли. Российский правовед С.С. Алексеев писал:

Представляя собой сложное, многогранное правовое явление, каждый отраслевой метод выражает особый юридический режим регулирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале и тесно связан с соответствующей группой общественных отношений – предметом правового регулирования[1].

Современная правовая наука под методом административного права понимает совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права [9].

метод административного права

В современном административном праве четко выделены два ключевых метода:

  1. Диспозитивный метод административного права
  2. Императивный метод административного права

Рассмотрим каждый из методов отдельно.

Диспозитивный метод административного права напрямую не регулирует общественные отношения, а предоставляет субъектам возможность самим действовать, но в четко ограниченных рамках, которые устанавливаются нормами права.

Императивный метод административного права носит характер властного принуждения. Он при помощи предписаний устанавливает определенные правила поведения в различных областях государственного управления, причем, выход за установленные рамки участниками отношений не допускается. Такой метод базируется изначально на неравенстве сторон [8].

Отметим, что в последние годы метод административного права прогрессивно эволюционирует и расширяет свои возможности и стратегии.

Литература

  1. Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. – М.: Проспект, 2011.
  2. Административное право. Электронный учебник. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ckofr.com/pravo/555-administrativnoe-pravo
  3. Бельский К.С. Административное право России: курс лекций/Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: Изд-во Проспект, 2011.
  4. Бадиков К.Н. Основы права. Конспект лекций // [Электронный ресурс] Режим доступа: abc.vvsu.ru/books/osn_prav/page0051.asp
  5. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2015
  6. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г.Административное право России – М.: Проспект, 2010
  7. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации – М.: система ГАРАНТ, 2008.
  8. Козлов Ю. М. Административное право России. Учебник. – М.: Юристъ, 2012
  9. Макарейко Н. В. Административное право// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tinlib.ru/yurisprudencija/administrativnoe_pravo/index.php