ODiplom // Право и ТГП // 17.01.2016

Предмет и метод конституционного права РФ

Исследование сущности и содержания предмета и методов конституционного права Российской Федерации.

Конституционное право является одной из динамично развивающихся отраслей права, которая играет определяющую роль в демократических преобразованиях, происходящих в жизни общества и государства. В настоящее время продолжается процесс совершенствования конституционно-правовых отношений, связанных с формированием органов публичной власти, разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проведением выборов и референдумов, обеспечением прав и свобод человека и гражданина.

Наименования "конституционное право" и "конституционный строй" изначально связаны с понятием "конституция". Под конституцией обычно понимают писаный, кодифицированный (единый) нормативно-правовой акт, принимаемый либо путем референдума, либо законодательным органом, либо учредительным собранием.

Конституционное право – одна из ведущих отраслей российского права, из норм которого непосредственно вытекают все основополагающие нормы других отраслей права. По сути дела, в каждой отрасли российского права получают воплощение и конкретизацию незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, а также основной конституционно-правовой принцип "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

Схематически конституционное право можно представить в виде ядра российской правовой системы, лежащего в основе остальных отраслей права. Кроме того, роль конституционного права как ведущей и основополагающей отрасли права обусловлена еще и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права, поскольку именно нормы конституционного права определяют виды правовых актов, компетенцию государственных органов, которые уполномочены их издавать, а также соотношение юридической силы всех правовых актов.

Понятие конституционного права как правовой отрасли

"Конституционное право" – термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью права обычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли.

Предмет и метод конституционного права РФ

Схема 1. Система конституционного права РФ.

Исторически конституционное право во всем мире возникло и развивалось как право государственное. Атрибутивно связанная с публичной властью, эта отрасль в самом названии отражала правовой статус абсолютного монарха (в России – государя), сосредоточившего в своих руках всю полноту государственной власти, хотя можно указать и на некоторые исключения. Так, например, в США, где и была принята первая писаная конституция, эта отрасль изначально называлась конститу-ционным правом, что было обусловлено значительным влиянием английского права.

Именно воля монарха не только определяла характер жизни его подданных, но и сам тип государственности в стране, ее государственное устройство. Первые государствоведы – основоположник теории государственного суверенитета Ж. Боден и теории общественного договора Т. Гоббс (XVI-XVII вв.) – усматривали прямую зависимость между волей монарха и наличием государственной власти и самого государства. Лишь позднее в XVII-XVIII вв. в период формирования ограниченной монархии Дж. Локк и Ш. Монтескье выделяли в предмете государственного права иные, подчиненные вышеназванным, отношения, связанные с закреплением прав и свобод подданных, ограниченных властью государства.

Предмет конституционного права в любой стране, в том числе и в России, не является чем-то застывшим и неизменным. На протяжении всей истории нашей страны он подвергался значительным изменениям. В России иные, не связанные с государственным устройством отношения, становятся предметом государственно-правового регулирования лишь в начале XX в. – в известном Манифесте Государя "Об усовершенствовании государственного порядка" от 17 октября 1905 г. впервые ставится вопрос о "даровании населению незыблемых основ гражданской свободы". Однако существенного влияния на содержание предмета государственного права в этот период данная декларация не оказала.

С развитием советского государственного права развернулись основные дискуссии по вопросу о содержании предмета государственного (конституционного) права. Характерно, что основные споры по вопросу о содержании предмета государственного права вспыхивали в переломные для развития науки и отрасли моменты.

В настоящее время конституционное право РФ – основополагающая отрасль российского права, регулирующая фундаментальные общественные отношения:

– конституционный строй, формы и способы осуществления государственной власти; правовое положение личности;

– государственное (национально-территориальное) устройство государства;

– организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право РФ регулирует основополагающие положения во всех сферах жизнедеятельности российского общества и государства. Содержание этого регулирования отражает качественную характеристику государства через определение формы государства в соответствии с теоретико-правовыми разработками.

Объектом конституционного права, т.е. сферой общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права (предметом этой отрасли права), является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти, включая отношения между человеком и государством.

Часто применяется также метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, представляющие собой двухстороннюю конкретную связь между специальными субъектами. Основы отношений типа "государство – государство", "государство – гражданин", "федерация – субъект федерации", "президент – парламент", "депутат – избиратель", а также отношения и формы взаимодействия различных структур, институтов и ветвей власти регулируются конституционным правом и составляют конституционно-правовые отношения.

Главной особенностью этих отношений является регулирование отношений между человеком и государством. Однако конституционное право регулирует не всю сферу этих взаимоотношений, ее регулируют также другие отрасли права: трудовое, гражданское, административное и др.

Конституционно-правовые нормы устанавливают основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности.

Права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не могут быть ограничены ни государством, ни его основным законом. Нормы конституционного права демократических государств (в том числе Российской Федерации) закрепляют неотъемлемость прав и свобод, провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите.

Элементами конституционно-правовых правоотношений в соответствии с разработанным наукой теорией государства и права понятием "правоотношение", являются субъекты, объект, содержание, юридический факт (некоторые исследователи считают последний не элементом правоотношения, а условием его возникновения).

Субъекты конституционно-правовых отношений разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся:

а) граждане Российской Федерации;

б) иностранные граждане;

в) лица без гражданства;

г) лица с двойным гражданством.

Иностранные граждане ограничены в некоторых правах (прежде всего, политического характера), но им на конституционном уровне гарантированы все личные права. Иностранные граждане исполняют соответствующие обязанности (в частности, по уплате законно установленных в РФ налогов и сборов). Правовой статус иностранцев различается в зависимости от вида проживания на территории России: у постоянно проживающих и временно проживающих права различны.

Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты конституционно-правовых отношений. Они делятся на следующие виды. 1. Само государство.

2. Субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономная область).

3. Государственные органы и учреждения.

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные объединения (в частности, политические партии).

6. Некоторые другие субъекты (например, окружные избирательные комиссии, не являющиеся государственными органами).

Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ, принявший на всероссийском референдуме Конституцию РФ.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты разнообразны.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия. События – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Действия – это факты, которые зависят от воли людей. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. К правомерным действиям относятся, в частности, многочисленные акты – документы различных государственных органов (органов местного самоуправления) и должностных лиц, как нормативного (содержащие правовые нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц), так и индивидуального характера.

По виду наступающих последствий различают следующие категории юридических фактов:

а) правообразующие;

б) правоизменяющие;

в) правопрекращающие.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим составом.

Предмет конституционного права РФ

Вопрос о предмете любой отрасли права всегда вызывает большой интерес и порождает горячие споры, в процессе которых высказываются подчас противоречивые мнения. И это понятно, поскольку различные отрасли права, взаимодействуя в процессе регулирования общественных отношений, тесно связаны между собой. Следствием такого взаимодействия является одновременное воздействие их норм на одни и те же отношения, затрудняющее определение четких рамок этих правоотношений.

Особенно длительная и острая дискуссия велась о предмете конституционного (государственного) права. Это объясняется, с одной стороны, сложностью решения многих важных теоретических проблем данной отрасли права, с другой стороны, особенностью самой отрасли, занимающей ведущее положение среди отраслей российского права и регулирующей такие общественные отношения, которые являются базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни общества и государства и образуют фундамент сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию.

По меткому замечанию Б.А. Кистяковского, "ни в какой другой науке нет столько противоречащих друг другу теорий, как в науке о праве". Не является исключением в этом смысле и предмет конституционного права, да и содержание отрасли права в целом.

Упорное стремление определить содержание предмета отрасли права, ее базисных понятий и институтов – характерная черта современной российской правовой науки. Дореволюционные российские исследователи не стремились до тонкостей определить какое-либо понятие и, тем более, организовать дискуссию с целью сравнить различные точки зрения и выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Подобную позицию занимали и занимают зарубежные ученые-юристы. Например, М. Прело определяет предмет отрасли французского конституционного права как действующие в стране правовые нормы, касающиеся установления, передачи и осуществления политической власти. С точки зрения отечественной науки – это слишком общее и неконкретное определение предмета.

Отличающиеся педантичностью немецкие ученые вообще не утруждают себя определением предмета отрасли. Однако фундаментальный курс государственного права Германии включает в себя перечень томов, который в общем укладывается в представление российских ученых о содержании предмета конституционного права. Это:

1. Основы государственного строя и конституции.

2. Демократическое волеобразование; государственные органы Федерации.

3. Функционирование государства.

4. Конституционные основы финансовой системы. Федеративное устройство.

5. Общее учение о правах человека.

6. Права и свободы человека.

7. Нормативная природа и охрана конституции. Международные отношения.

На содержание отношения к определению предмета отрасли права современной российской конституционно-правовой наукой существенное влияние оказала марксистско-ленинское учение о праве и государстве. Однако при всей одномерности марксистско-ленинского подхода нельзя отрицать значения этой методологии для всего последующего развития отечественной правовой науки.

Определение предмета конкретной отрасли права – то важнейшее, первичное понятие, которое лежит в начале познания ее сущности и без уяснения которого невозможно дальнейшее движение по пути углубленного ее изучения. Небезынтересно в данном отношении замечание Н.Н. Алексеева, "… Всякая методология, стремящаяся определить предмет, тем самым стоит под угрозой беспредметности". Однако существует и иное мнение. Как полагал В.Ф. Коток, "ни одна наука не может успешно развиваться без ясного представления о предмете, изучать который она призвана".

Из курса теории права известно, что предметом всякой отрасли права являются те общественные отношения, на которые распространяют свое действие нормы данной отрасли права. М.И. Байтин, правда, применительно к правовой науке, отмечал, что "каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают". По его мнению, понятие объекта отрасли права шире, поскольку им охватываются явления внешнего мира. А предмет отрасли – это лишь конкретная, внутренняя часть объекта.

Думается, что это наблюдение вполне применимо и к сфере общественных отношений, регулируемых ныне действующими нормами отрасли права. Если не принять эту позицию, то представляется весьма затруднительным понимание верной, по сути, мысли, высказанной Е.И. Козловой, о том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др.

Буквальное толкование этой позиции означало бы, что нормы конституционного права регулируют абсолютно все отношения, не оставляя места для действия норм иных отраслей права. Конечно, такую позицию нельзя признать приемлемой. Речь идет о том, что любой объект, любая сфера общественной жизни испытывают на себе влияние норм конституционного права, но далеко не на все общественные отношения, возникающие в данной сфере, эти нормы оказывают непосредственное регулятивное воздействие.

О.Е. Кутафин выделяет в предмете конституционного права две группы общественных отношений. К первой группе относятся общественные отношения, складывающиеся в процессе воплощения в жизнь основных признаков государственной организации общества и лежащие в ее основе. Эти отношения являются обязательным атрибутом предмета конституционного права. Другую группу образуют отношения, имеющие основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются. Они включают те отношения, которые являются базовыми для всех других отношений в конкретной сфере и которые предопределяют содержание всех остальных отношений в этой сфере. Ими могут быть отношения, определяющие основы правового статуса человека и гражданина, систему государственной власти и т.д. При этом, по мнению О.Е. Кутафина, отношения, входящие в данную группу "становятся элементом предмета конституционного права только тогда, когда в этом заинтересовано государство, что выражается в соответствующих нормах права, содержащихся в таких основополагающих актах, как конституция, или других актах, имеющих учредительный характер". Иными словами, с принятием каждой новой конституции или внесением изменений в действующую предмет конституционного права будет видоизменяться.

Следует отметить, что ни один из перечисленных подходов к определению предмета конституционного права, по нашему мнению, не является идеальным. Выше уже отмечался недостаток институционального подхода к определению предмета отрасли права, поскольку принятие новой, а в ряде случаев – и изменение действующей Конституции неизбежно ведет к необходимости видоизменения содержания, рамок предмета конституционного права. К тому же значительная часть общественных отношений, образующих предмет конституционного права, регулируется нормами не Конституции, а иных нормативно-правовых актов, относящихся к числу источников конституционного права.

Выделение базовых, основополагающих отношений (Е.И. Козлова, В.Е. Чиркин, А.А. Безуглов, С.А. Солдатов) – путь более перспективный, но, во-первых, авторы соответствующего определе-ния не устанавливают четкой границы между конституционными и иными отношениями, относящи-мися к предметам других отраслей права (определение, предложенное А.А. Безугловым и С.А. Солдатовым, настолько размыто, что не позволяет отграничить предмет конституционного права от предметов иных отраслей права). Во-вторых, данный подход не учитывает трехуровневой конструкции этих отношений.

Определение, данное М.В. Баглаем, учитывает последнее обстоятельство, но не в полной мере. Во-первых, пирамида этих отношений оказывается перевернутой. На первое место поставлены права человека, а на второе – устройство государства. В действительности Конституция РФ 1993 года, несмотря на декларацию о приоритете прав человека и их высшей ценности, открывается все же главой, устанавливающей отношения в сфере конституционного устройства, а лишь затем закрепляет основы правового статуса человека и гражданина. Во-вторых, сужение основ конституционного устройства до устройства государства и государственной власти выводит из сферы конституционно-правового регулирования вопросы политического плюрализма, светского и социального характера государства, устройства гражданского общества и т.д. Этот же недостаток свойствен определениям предмета, предложенным А.И. Коваленко и А.В. Зиновьевым, сводящим предмет конституционного права исключительно к властеотношениям. Кроме того, властеотношения входят в предмет, например, административного права, и непонятным остается, как в таком случае отграничивать предметы двух этих отраслей права.

Второй недостаток отчасти устраняют А.А. Безуглов и С.А. Солдатов, однако, и они выдвигают на первое место статус человека в ущерб устройству государства.

Если следовать логике О.Е. Кутафина, то предмет конституционного права тесно связан с кругом общественных отношений, регулируемых действующей Конституцией. Любое изменение Конституции, равно как и принятие новой неизбежно повлекут изменения предмета конституционного права: "защищенной" оказывается лишь конституционно-правовая регламентация таких элементов государственности, как население, территория и власть. С такой позицией трудно согласиться, поскольку частое изменение предмета конституционного права повлечет за собой частое изменение предметов иных отраслей права, а это нарушит стабильность всей правовой системы, и может повергнуть ее в хаос. На протяжении всей истории развития правовых систем мира прослеживается тенденция постепенного и плавного расширения предмета конституционного права при сохранении целого ряда институтов, регламентируемых конституционным правом вне зависимости от политического режима, государственного устройства и иных факторов.

Наиболее предпочтительными представляются определения предмета конституционного права, предложенные Е.И. Колюшиным и Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеевым и А.Г. Чернавским. При этом они также помещают правовой статус человека и гражданина перед устройством государственной власти. Непонятно также, почему в своем определении Е.И. Колюшин говорит только о статусе гражданина, забывая, о статусе человека в РФ, независимо от его гражданства, также регулируемом нормами конституционного права.

Исходя из всего вышесказанного, с учетом трехуровневой системы организации общественных отношений, относящихся к предмету конституционного права, а также с учетом накопленного отечественной правовой наукой опыта, с поправкой на текст действующей Конституции РФ предмет конституционного права можно определить как совокупность общественных отношений, определяющих:

1) основы конституционного строя (основы государственного и общественного строя, закрепленные в качестве таковых положениями Конституции РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации) и политико-территориального устройства страны;

2) отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии), а также создания и функционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти;

3) основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан.

Такой более широкий подход к определению содержания предмета конституционного права позволяет, на наш взгляд, отказаться от традиционного институционального подхода, атрибутивно связанного с содержанием действующей Конституции, учесть федеративное устройство страны, включив региональный уровень в предмет конституционно-правового регулирования и освободить содержание предмета отрасли от жесткой зависимости от текста конкретной Конституции.

Методы конституционного права РФ

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, часто встречаются метод обязывания и метод запрещения, которые вместе образуют так называемый императивный метод. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Метод конституционного права обусловлен публично-правовым характером данной отрасли права. Соответственно, ему присущи все черты публично-правового метода регулирования общественных отношений: властный характер, императивность, директивность. Обладая этими свойствами, метод конституционного регулирования находит выражение в таких правовых средствах, которые свойственны всякому методу – он воплощается в конкретных правовых нормах, определяет конкретные государственно-правовые факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений; содержит указание на конкретных субъектов регулируемых отношений; вызывает вполне определенные правовые последствия. Такие нормы реализуются либо непосредственно адресатами, либо при участии правоприменительных актов.

Специфика конституционно-правового регулирования заключается в использовании так называемого учредительного метода (способа) регулирования.

Особенность же этого метода состоит в том, что помимо универсальных способов правового регулирования (запрещения, позитивного обязывания и дозволения) он использует специфические способы средства правового воздействия – общее установление и конституционное закрепление. Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных, отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права. Такие нормы содержатся в Конституции, конституционных федеральных законах или в федеральных законах. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции и др.

Специфика общего установления и конституционного закрепления заключается в том, что они не требуют специфически юридических средств обеспечения закрепляемых норм права, т.е. юридических санкций, имеют статутный характер. Используемые конституционные средства регуляции проявляются как непосредственно (обладая свойством непосредственного, прямого действия), так и опосредованно, через конкретизацию нормативных положений в конкретизирующих законах, иных нормативных правовых актах.

Юридическая конструкция конституционного установления и закрепления такова, что она не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов участников правовых отношений – конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в общих конституционных отношениях. Общие установления выступают в форме конституционного закрепления.

Особенность конституционно-правового регулирования заключается в широком использовании наряду с типичными директивными, императивными публично-правовыми средствами регуляции так называемых "мягких" средств регулирования. Это проявляется в привлечении договорных нормативных регуляторов (такие средства выражены в международных договорах России, в договорах и соглашениях, заключаемых между федеральными и региональными органами государственной власти), использовании конституционных обычных норм и конституционного прецедентного права. Отмеченную особенность метода конституционного регулирования следует дополнить указанием на присутствие в системе конституционного права значительного числа диспозитивных норм, что в общем-то не характерно для публично-правового метода регулирования.

Очевидно, это обстоятельство дало основание академику О.Е. Кутафину сделать вывод о том, что в системе российского права конституционное право сочетает в себе элементы как частного, так и публичного права, с преобладанием характерных черт последнего, поскольку оно в большей мере связано со спецификой общих, государственных интересов, чем со сферой частных, индивидуальных и групповых. Исходя из того, что нормы конституционного права являются базовыми как для публичного, так и для частного права, О.Е. Кутафин делает вывод о том, что конституционное право является публично-правовым.

В выборе средств правового регулирования важное значение (не всегда определяющее) имеет предмет регулирования. Соответственно двум принципиально отличающимся группам отношений используются два типа правового регулирования:

– отношения, связанные с реализацией гражданами принадлежащих им основных прав и свобод, регулируются на основе общедозволительного типа регулирования ("разрешено все, что не запрещено законом");

– регулирование властеотношений осуществляется в соответствии с разрешительным принципом правового регулирования ("разрешено то, что прямо предусмотрено законом"). Таким образом, гражданам и их объединениям средствами конституционного права предоставляется максимум свободы поведения, деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируется, ограничивается свобода усмотрения.

Что касается метода государственно-правового регулирования, то он представляет собой способ нормативно-организационного воздействия на соответствующие общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития. Чаще всего государственно-правовое регулирование осуществляется с помощью метода централизованного, императивного регулирования – метода субординации, – при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах. Реже в государственно-правовом регулировании встречается децентрализованное, диспозитивное регулирование – метода координации, – при котором правовое регулирование определяется также снизу, на его ход и процесс оказывает влияние активность участников общественных отношений, что дает возможность государственным органам или органам местного самоуправления согласовать свои действия.

Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания на:

1) управомочивающий: наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правомочиями;

2) метод обязывания.

Позитивное обязывание – это такой способ правового воздействия, при котором в соответствующей правовой норме содержится предписание на совершение определенных обязательных и юридически значимых действий;

3) метод дозволения (ст. 66 – по предъявлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе).

Дозволение – это способ правового воздействия, который выражается в разрешении совершения определенного действия или бездействия, которые имеют или могут иметь юридические последствия. Так, в соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Связан данный метод с управомочивающим методом. Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомочивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению;

4) метод запрещения.

Запрещение (запрет) – это способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий. Так, в соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

С помощью конституционного регулирования закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности; обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне; закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.

Метод характеризует общее направление конституционного регулирования и не дает представлений обо всех его особенностях. При регулировании самых разнообразных конституционных ситуаций требуется более точная характеристика используемых средств регулирования.

Выводы

Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства Российской Федерации, правового положения человека и гражданина, способа организации и деятельности государственных органов и местного самоуправления. Причем формой таких отношений являются волевые общественные отношения, с которыми связано осуществление государственной власти. И это понятно, ибо конституция, властные структуры государства, правовой статус человека и гражданина и т.д. – все это относится к сфере государственно-правовой надстройки, возвышающейся над социально-экономическим базисом общества.

Важно также подчеркнуть, что наука конституционного права Российской Федерации не просто вскрывает характер общественных отношений, лежащих в основе государственного строя Российской Федерации, а призвана показать и доказать, как указанные отношения с естественной необходимостью находят соразмерное выражение и воплощение в конституционном устройстве государства. Иначе говоря, как наука она должна вывести из господствующих в обществе общественных отношений адекватную модель его конституционной организации. А это неизбежно предполагает абстрагирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в способе организации и осуществления государственной власти. Тем самым наука конституционного права освещает путь практике. Она призвана показать и обосновать, каким должно быть устройство Российской Федерации при 15 господствующих в обществе общественных отношениях. Поэтому наука конституционного права РФ имеет дело с осмыслением только таких государственно-правовых норм, которые адекватно выражают и закрепляют указанные отношения. Более того она должна предлагать властным структурам государства модель оптимальных норм права, стимулирующих поступательное конституционное развитие общества, государства. На основе таких норм должны возникать и функционировать государственно-правовые отношения.

В науке конституционное право выделяют следующую систему методов:

Императивные методы:

- Метод запрета (часть 5 статья 13 Конституции РФ)

- Метод обязывания (статья 58 Конституции РФ)

- Метод субординации (статья 83 Конституции РФ)

Диспозитивные методы:

- Метод дозволение (статья 73 Конституция РФ)

Литература

1. Антоненко А.П. Конституционное право РФ – М.: Норма, 2012

2. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1 – М.: Норма, 2011

3. Голубок С.Л. Конституционное право России. – М.: ПРИОР, 2012.-

4. Дмитриев Ю.А. К вопросу о предмете отрасли конституционного права

5. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.: 1916. С. 34.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е Конституционное право России -М.: Норма, 2009.

7. Конституционное право России / Под редакцией А.Е. Постникова. – М.: Норма, 2010.

8. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М.: Юристь, 2010

9. Некрасов С.И. Конституционное право РФ. Конспект лекций – М.: Юрайт, 2011