ODiplom // История // 17.04.2019

Причины принятия христианства на Руси

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: История

Опубликовано: 17.04.2019

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Причины принятия христианства на Руси [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Древняя Русь к X веку переросла языческие верования, уровень развития общества и государства, рост городов поставили вопрос о выборе веры. Выбор веры Русь осуществила самостоятельно без иностранного вмешательства.

Причины выбора христианства на Руси

Дата принятия христианства как общегосударственной религии Руси – 988 год.

Крещение Руси

Принятие государственной религии – это цивилизационный выбор, который стал объективной необходимостью для Руси в X веке, определив условия и особенности дальнейшего развития русского государства.

Принятие христианства было подготовлено предшествующей историей Руси по следующим причинам:

  1. К концу X века ущербность и упадочность состояния язычества была очевидна, князь Владимир, понимая это, стремился найти новую религию, чтобы объединить русский народ. Объективный провал религиозной реформы 980 года с формированием пантеона из 6 божеств усилил эти обстоятельства.
  2. Сформировались условия для этнокультурного объединения всех земель.
  3. Политеизм становился бесперспективным направлением в развитии, все соседние народы исповедовали монотеизм.
  4. Христианство было хорошо известно на Руси благодаря множеству контактов с Константинополем.
  5. Наиболее тесные контакты у Руси были с христианскими странами. К X веку по всей Европе распространилось христианство.
  6. Принятие христианства означало переход к новому уровню цивилизационного развития.

В "Повести временных лет" содержится легенда о миссионерах всех известных мировых религий, которые пришли к князю Владимиру с проповедями. Но скорее, она описывает сам факт выбора, так как все конфессии были известны Владимиру, и нужды в проповедях не было.

Причины принятия христианства на Руси

Причины принятия христианства

Характеристика

1

Государственные интересы Руси

Оставаться языческой страной в христианском мире означало бы изоляцию от европейских государств.

2

Формирование единого государства

Христианство, в основе которого лежал монотеизм, полностью соответствовало образу мощного государства, возглавляемого сильным монархом. Христианство стало опорой государственного единства Руси.

3

Принятие христианства означало новый уровень общественного развития

Христианство определяло семью как основу общества, вводило новые моральные принципы, нравственные ценности, соответствующие образу нового человека того времени. Появилось требования гуманного отношения к женщинам, детям и человеку вообще. Все это содействовало общественному прогрессу и гуманизации русского общества.

4

Принятие христианства стимулировало развитие культуры Руси и духовной жизни страны

Христианство обладало развитой философской системой, многочисленной богословской литературой. Контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к духовности и наследию античного мира.

5

Формирование на Руси новых общественных отношений

Появление городов, развитие ремесел, вызревание новых общественных отношений, а также углубление социального расслоения требовали новой идеологии. Язычество не могло объяснить возникновение и развитие неравенства в человеческом обществе.

Принятие христианства в 988 году до разделения христианской церкви также следует считать положительным фактом. На рубеже X–XI веков Русь стала одним из крупнейших и могущественных государств в Европе. Высокий статус древнерусского государства тоже стал определяющей причиной принятия христианства на Руси. После разделения христианской церкви в 1054 году на Руси утвердилось православие.

Причины принятия христианства на Руси в византийском варианте

Основные причины принятия христианства на Руси в византийском варианте:

  1. Политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя.
  2. Духовная власть в византийском государстве занимала подчиненное положение по отношению к императору – это соответствовало представлениям Владимира об эффективном государственном устройстве.
  3. Выбор византийского варианта христианства и заимствование культурных элементов не лишал Русь самостоятельности. Несмотря на формального византийского патриарха, Русь была суверенным государством.
  4. Христианство по византийскому варианту не связывало богословие языковыми канонами. Национальное богослужение и возвеличивание славянского языка являлось одним из приоритетов Владимира.

Хотя принятие христианства на Руси было по византийскому варианту, в конечном счете, оно прошло через славянское мировосприятие и не было полностью похоже на церковное служение в Византии по ряду причин.

В первую очередь, сыграли свою роль тенденции и стремления к самобытности русского народа. Византийские митрополиты встретили на Руси стремление князей получить свою церковь. По этой причине после принятия христианства первые святые на Руси были возвеличены по политическим соображениям. Мнение греков-митрополитов игнорировалось.

Вторым направлением стало мировосприятие русского народа, который воспринял христианство через опыт предков, сформированные представления о добре и зле. Поэтому после принятия христианства на Руси сформировалась новая синкретическая вера по причине обрусения византийского варианта.

Как и все, что попадает к нам извне, христианство было усвоено нами своеобразно, согласно нашему пониманию мироустройства и своего значения в истории.

Отметим, что процесс принятия христианства был противоречивым – два крайних примера:

  • В Киеве новая вера была принята безропотно, сказалось подчинение авторитету княжеской власти.
  • Новгород пришлось крестить огнем и мечом.

На Руси христианство соединило праздники поклонения языческим богам с культами святых, например, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка, по этой причине после принятия христианства сохранился и чисто языческий праздник масленицы, отмечаемый до сих пор.

Процесс соединения языческих и христианских ценностей шел довольно долго после крещения Руси в 988 году:

  • К Христу обращались за помощью в земных делах.
  • Культ Богородицы, как покровительницы всего живого, широко распространился по русским землям, поскольку соответствовал славянскому мировосприятию.

Синтез христианства и некоторых славянских традиций привел к созданию уникальной системы описания общественно одобряемых и осуждаемых действий, событий, явлений. Позже это позволило сформировать русское православие.