ODiplom // Право и ТГП // 18.01.2016

Применение норм гражданского права в России

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Право и ТГП

Опубликовано: 18.01.2016

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Применение норм гражданского права в России [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современных условиях становления гражданского общества в России нормы права несут на себе большую нагрузку и являются одним из регулирующих механизмов его развития. В статье рассмотрена специфика норм гражданского права и порядок их применения в России.

Теория нормы права является одной из из самых широко исследуемых проблем современного права в целом, так и гражданского права в частности. Но несмотря на это вопрос о понятии нормы гражданского права и ее особенностях не получил до сего времени достаточно полного освещения на страницах юридической литературы.

До 50-х годов этот вопрос почти не был предметом специальных исследований юристов, но в последние годы интерес к нему возрос.

Прежде всего, определимся с понятием нормы права. Норма права – это общеобязательное, социально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.

Специфика норм гражданского права определяется объектом их регулирования.

Нормы гражданского права в теории права

Нормы права – общеобязательные правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством. Нормой существования норм права являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. Нормы права создаются:

– Законодательной властью.

– Исполнительной властью.

– Судебной властью

Нормы права исполняются:

– Судебной властью.

– Исполнительной властью.

Нормы права охраняются Судебной властью (исполняются в принудительном порядке).

Проблематика применения норм гражданского права заслуживает отдельного рассмотрения, равно как и перспективы решения проблем применения норм гражданского права.

Классическая теория права рассматривает правовую норму как состоящую из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза – это условие, при котором действует норма; диспозиция описывает само правило поведения лица, оказавшегося в условиях, предусмотренных гипотезой; а санкция устанавливает меры государственного воздействия за нарушение предписаний диспозиции. С этих позиций норма права конструируется по следующей схеме: "если – то – иначе", например, "если заключен договор аренды (гипотеза), то арендодатель обязан предоставить имущество в пользование арендатору (диспозиция), иначе арендатор может потребовать досрочного расторжения договора и возмещения убытков (санкция)" (ст.ст. 610, 620 ГК РФ).

Несмотря на то, что в теории общепризнанно, что право есть система, последнюю понимают, на наш взгляд, несколько односторонне, а именно исключительно как совокупность норм права, группирующихся в институты и отрасли по определенным критериям. Так, классическое определение системы права в этом значении сформулировано С.С. Алексеевым [7]:

"Система права – это внутренняя структура права, выражающая расположение правовых институтов по связанным между собой подразделениям (отраслям)".

Вместе с тем необходимо учитывать, что нормы права находятся одновременно и в структурном, и в функциональном рядах правовых категорий теории права. На это обстоятельство обращал внимание А.Ф. Черданцев [42], выделяя отраслевое и функциональное разделение труда между нормами:

"если отраслевое разделение труда между нормами права является фактором, предопределяющим деление права как целого на отдельные части, то функциональное разделение труда между ними, напротив, является фактором, обеспечивающим наличие реальных связей между отраслями, институтами и отдельными нормами права. Именно функциональное разделение труда между нормами права, их специализация придают нормам права такое качество, как системность, качество, которое предполагает не столько отнесение норм права к отдельным его частям, сколько связь норм права с другими нормами и их теснейшее взаимодействие в процессе регулирования общественных отношений".

Действительно, нахождение нормы права в том или ином институте, подотрасли или отрасли объясняет ее место в структуре права, но не указывает на ее функции и функциональные связи с другими нормами.

По мнению Кузнецовой О.А. [34], "норма права, будучи подсистемой системы права, представляет собой самостоятельную, первичную микросистему". Отношения и связи гражданско-правовых норм определяются не самими по себе нормами права, нормативными актами, а общественными отношениями, регулируемыми этими нормами. В связи с этим необходимо различать систему гражданского права и гражданского законодательства.

Норма права устанавливается или санкционируется государством, имеет предоставительно-обязывающий характер. Нормы права обязательны для тех, кому они адресованы; применяются независимо от желания субъектов и, следовательно, носят универсальный характер. Реализация нормы права обеспечивается государством.

Увеличение объема регулируемых отношений, тенденция к повышению абстрактности правовых норм, процесс их специализации, усложнение законодательной техники с необходимостью ведут к системности норм права.

Словосочетание "нормы гражданского права" может рассматриваться в двух аспектах – в широком и узком. В широком смысле нормы гражданского права – это совокупность правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, складывающиеся в повседневной жизни граждан и профессиональной деятельности организаций. Нормы гражданского права в узком смысле – это право лица на материальные и нематериальные блага. Материальным благом может быть любая вещь, которая способна переходить от одного лица к другому. В свою очередь вещи могут быть как движимые, так и недвижимые.

Следует отметить, что к нормам гражданского права также следует отнести предоставленное законом лицу право совершать те или иные действия. Осуществление лицом прав, предоставленных ему гражданским законодательством, также подпадает под категорию норм гражданских прав. Для того чтобы читателю было ясно, о каких действиях может идти речь, рассмотрим некоторые гражданские права, предоставляемые законом.

В состав норм гражданских прав входят и такие права, которые не имеют материализованной формы, то есть не существуют физически. Содержание данной категории гражданских прав составляют нематериальные блага. Нематериальное благо – это такое гражданское право, которое не имеет экономического содержания и неотделимое от личности носителя блага. К их числу относится жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, доброе имя, честь, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, семейная и личная тайна и т.д. Носителями указанных благ выступают все граждане, независимо от состояния дееспособности, расовой принадлежности и возраста. Нематериальные блага неотделимы от личности, соответственно, не могут быть переданы другим лица.

Нормы гражданского права распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают между самими гражданами. Например, при заключении ими договора займа, имущественного найма, дарения и других не запрещенных законом договоров.

К источникам гражданского права относятся также правила, содержащиеся в обычаях делового оборота и вырабатываемые в судебной практике (а также, в соответствии с принципом диспозитивности, являющиеся источником прав и обязанностей в правоотношении обязательные правила, складывающиеся на основе договоров и иных сделок субъектов).

По мнению Алексеева С.С. [7], нормы гражданского права, как и все нормы права, представляют собой

"общие правила поведения, которые распространяются на неопределенный круг лиц ("всякого и каждого") и обеспечиваются государством. При этом государственное обеспечение этих общих правил не сводится к одной гражданской ответственности, а выражено прежде всего в "мерах обеспечения" беспрепятственного и полного осуществления гражданских прав, главным образом – в юридических гарантиях и путем судебной защиты".

Согласно мнению Карповой С.И. [33]

"норма гражданского права – это установленная или санкционированная государством типизированная, социально значимая, содержащая конкретные права и обязанности логическая модель поведения участников экономического оборота, имеющая целью обеспечить его позитивное развитие. Объектом гражданско-правовых норм выступают отношения экономического оборота, которые в результате их нормативно-правового моделирования приобретают форму гражданского оборота. Предметом норм гражданского права является типизированное и социально значимое ролевое поведение участников экономического оборота".

В толковании норм гражданского законодательства могут принимать участие нормотворческие органы, органы властного правоприменения, организации и граждане, причем в процессе применения права толкованию подлежат все юридические предписания независимо от того, как они оцениваются – "ясные", "неясные" или "недостаточно ясные". Установление подлинной воли законодателя – необходимое и обязательное условие правильного применения всех без исключения норм; возможна здесь и такая ситуация, при которой правило, "неясное" для одних субъектов правоприменения, оказывается "ясным" для других. Нельзя сбрасывать со счетов разного рода субъективные факторы, которые могут влиять на выводы правоприменителя: склад его ума и темперамента, эрудиция, уровень профессиональных знаний, личные убеждения и принципы. Сказанное не означает, что совершенно ясные формулировки закона сплошь и рядом зависят от субъективных оценок конкретных правоприменителей. Речь идет о том, что индивидуальные особенности людей ведут в отдельных случаях к неодинаковому пониманию смысла юридического предписания. В целом же советское гражданское законодательство ввиду соответствия его потребностям общественного развития, своевременного и правильного отражения этих потребностей в юридических предписаниях, четкого формулирования прав и обязанностей участников общественных связей применяется достаточно единообразно.

Понятие толкования в литературе иногда сводят к разъяснению правовых норм, осуществляемому не правоприменителем, а другими органами. Между тем толкование – это всегда уяснение смысла правовой нормы, его содержания и "духа"; толковать – значит "давать чему-то какое-нибудь объяснение, определять смысл чего-нибудь". Разъясняющий всегда устанавливает смысл нормы сначала для себя, а затем дает соответствующую интерпретацию правоприменителю. Процесс уяснения закона может осуществляться с использованием различных материалов: научной литературы, справочных источников, официальных разъяснений и т.д. Таким образом, разъяснение по отношению к уяснению имеет вспомогательное значение: толкование, т.е. уяснение смысла закона, возможно как с использованием официальных разъяснений, так и без их использования (если разъяснений нет, смысл правовой нормы устанавливается самостоятельно). Разъяснение – один из способов уяснения содержания юридического предписания, оно представляет собой разновидность официального толкования.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что под нормами гражданского права следует подразумеваться права на материальные и нематериальные блага, а также те или иные права, предоставляемые гражданским законодательством лицам, которые вправе, но не обязаны их осуществлять. Именно такой смысл вкладывает законодатель в понятие "нормы гражданского права".

Классификация норм гражданского права

Гражданско-правовые нормы во многом классифицируются как и все нормы права. Они подразделяются на определенные виды по различным основаниям. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В известной степени это деление, как и выделение других видов, условно, поскольку каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение.

Рассмотрим основные виды классификаций норм гражданского права.

По функциональной роли:

– исходные нормы – определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления. К ним относятся:

– декларативные нормы – провозглашающие принципы,

– дефинитивные – содержащие юридические понятия и др.;

– общие нормы содержатся в общей части любой отрасли права и регулируют видовые общественные отношения;

– специальные нормы присущи отраслям права и регулируют родовые общественные отношения, обращены к специальным субъектам.

Исходные (нормы занимают высшую ступень в законодательстве. Они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Свое логическое развитие и конкретизацию эти нормы получают в иных нормах – правилах поведения, что не исключает их прямого действия (например, нормы конституционного права). Эти нормы называют еще нетипичными. Нетипичные нормы обеспечивают действие типичных норм.

В составе исходных норм можно выделить: нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-начала это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Основном законе государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и, прежде всего, – в нормах-принципах.

Нормы-принципы – законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательстве, становится нормой-принципом. Нормы-принципы, способны заменить собой необходимую, но отсутствующую в законодательстве гражданско-правовую конструкцию. На это обстоятельство обращает внимание Н.Н. Тарасов [31]:

"...при аналогии права, вынося конкретное решение на основе общих начал и принципов права, суд необходимо создает конкретную юридическую конструкцию решения дела, которая в дальнейшем может послужить основанием для формирования соответствующей конструкции в законодательстве".

Определительно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного проступка – в административном законодательстве, отдельных видов сделок в гражданском законодательстве и т.д. Эти нормы выполняют, главным образом, направляющую функцию в механизме правового регулирования; именно поэтому российское законодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основные понятия. Так, принятый в 1992 г. Закон РФ "О защите прав потребителей" закрепляет определения понятий, применяемых в этом законе, в частности, "потребитель", "изготовитель", "исполнитель", "продавец", "стандарт" и др.

Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия.

Общие нормы – это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли. Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты.

В отличие от них, специальные нормы – это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности, т.е. обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей совокупности особенную часть той или иной отрасли права. Примерами специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в гражданском праве; нормы, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы, мира и безопасности человечества в уголовном праве.

Гражданско-правовые нормы подразделяются по характеру правил поведения или по форме предписания, содержащихся в юридических нормах. Различия здесь проводятся в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность, право, или запрет. По этому основанию выделяются:

Таблица 1. Гражданско-правовые нормы подразделяются по характеру правил поведения

Обязывающие нормы

Управомочивающие нормы

Запрещающие нормы

устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия.

предоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов

устанавливают запрет совершать недозволенные действия.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т. е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных.

Два первых вида (обязывающие, разрешающие-управомочивающие,) наиболее типичны для гражданского законодательства. Запрещающие нормы наиболее характерны для уголовного и административного законодательства.

По функциям права гражданско-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.Это деление юридических норм связано с существованием регулятивной и охранительной функции права.

Таблица 2. Характеристика регулятивных и охранительных норм гражданского права.

Регулятивные

Охранительные

устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, норма, закрепляющая порядок заключения брака).

определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например, норма уголовного кодекса об ответственности за клевету.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений.

Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т. е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером.

Вообще-то, едва ли не каждая норма в гражданском праве может быть сформулирована в любом из этих качеств. Вместе с тем, в одних нормах – на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других – его право, в третьих – акцент делается на запрете определенного поведения.

Поэтому лучше, если регулятивные нормы называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно.

Дефинитивными нормами называются нормы, которые содержат позитивно-правовое определение тех или иных юридических понятий или явлений.

Оперативные – направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.

К коллизионным нормам относятся такие нормы, которые содержат правило разрешения противоречий между различными позитивно-правовыми положениями. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

По времени действия:

Постоянные – нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права; постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного. Они действуют до тех пор, пока не будут отменены новыми нормами права, пришедшими им на смену.

Временные – нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств. Эти нормы действуют только в течение того времени, которое определено в данном нормативном акте. После этого они теряют свою юридическую силу.

Чрезвычайные нормы издаютсяв на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства, например, ст. 88 Конституции РФ.

По юридической силе нормативно-правовых актов гражданско-правовые нормы подразделяются на нормы законов (основных, обыкновенных, кодифицированных и т.д.) и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства и т.д.).

Одной из наиболее простых и наиболее распространенных классификаций норм права является их подразделение в зависимости от характера регулируемых ими отношений на нормы материального и нормы процессуального права.

Материальные нормы призваны регулировать общественные отношения во всех сферах жизни. На их основе складываются все многообразные отношения субъектов, определяются их права и обязанности, устанавливаются конкретные правоотношения.

Материальные нормы права:

– регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения;

– определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности.

– регулируют взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями.

– опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц.

– определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.

– устанавливают не только статус, субординацию и рамки деятельности государственных органов, но и принципы их организации и деятельности.

Процессуальные нормы регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса и лиц, привлеченных к нему.

Процессуальные нормы права в отличие от материальных не регулируют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в ряде других отраслей права.

По степени определенности или способу изложения различают:

– прямого изложения – в самой норма содержатся все необходимые сведения, полностью определяющие требования законодателя к регулируемому общественному отношению;

– бланкетные (представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил);

– отсылочные.

По субъектам правотворчества выделяются:

– нормы, исходящие от государства;

– нормы прямого народного.

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм права, нормы подразделяются на общие, специальные и исключительные. Общие нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. В данной классификации нормы имеют совершенно иное понятие. В частности, общие нормы имеют равное отношение ко всем субъектам права независимо от пола, профессии, возраста, состояния здоровья и других обстоятельств.

Специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц. Специальные нормы рассчитаны на определенный круг субъектов – несовершеннолетних, студентов, работников правоохранительных органов, военнослужащих, курсантов и т.д. К исключительным нормам относятся нормы, делающие исключения из общих правил, а также имеющие отношение только к отдельным субъектам права.

В зависимости от сферы или территории действия нормативных актов заключенные в них нормы могут распространять свое действие как на территорию всего государства, так и на определенную его часть.

Нормы также подразделяются по методам правового регулирования или по способу установления правил поведения. Так императивные нормы содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регулируемом поведении, характерны для публичного права. Императивные нормы не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения. Они действуют независимо от усмотрения субъектов права. Императивные нормы могут устанавливать запреты, обязывания, или дозволения. Например, норма, содержащаяся в ст. 196 ГК РФ устанавливает общий срок исковой данности.

Диспозитивные нормы предполагают свободу выбора поведения, характерны для гражданско-правовых отношений. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения, например, норма ст. 331 "Исполнение обязательства по частям" ГК РФ.

– Рекомендательные нормы предлагают из ряда вариантов поведения наиболее желательный (предпочтительный) для государства вариант поведения.

– Факультативные нормы – позволяют при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный.

По месту действия:

– нормы международного права;

– общенационального (внутригосударственного) права;

– региональные или территориальные;

– местные или локальные;

По сфере общественных отношений

– публичного права;

– частного права.

По способу реагирования со стороны государства:

В особую группу можно выделить нормы поощрительные и карательные.

Поощрительные – нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

Карательные – нормы, предполагающие неблагоприятные последствия для нарушителей предписаний правовой нормы.

По месту и роли в правовой системе:

Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов. Данные нормы:

– закрепляют основы общественно-политического строя;

– закрепляют права и свободы граждан;

– закрепляют основы политической системы;

– закрепляют основы правовой системы.

Примером указанных норм являются конституционные нормы.

Регулятивные нормы выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:

– управомочивающие – предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;

– обязывающие – вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям;

– запрещающие – устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Примером данных норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие наказание за совершение преступления.

Обеспечительные нормы играют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (гарантируют их исполнение).

Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера.

Дефинитивные нормы выполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий (например, нормы Уголовного кодекса РФ, раскрывающие содержание составов преступлений).

Коллизионные нормы являются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

Оперативные нормы выполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

В современной юридической науке некоторые ученые выделяют еще и другие виды гражданско-правовых норм, такие как "каучуковые" нормы и оценочные нормы. "Каучуковые" нормы – нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл. В российском гражданском праве это, например ст. 10, 184, 314 ГК РФ. Содержание "каучуковых" норм определяется судом в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность в отношениях между субъектами и расширяет правомочия суда. Однако, как показывает практика и история развития и существования гражданского права, обойтись без таких норм невозможно.

Оценочные гражданско-правовые нормы – нормы права содержащие в своей формулировке оценочные понятия.

Гражданско-правовым нормам с оценочными понятиями свойственны следующие специфические черты: содержатся в нормах, которые являются двухэлементными нормами-предписаниями, состоящими из гипотезы и диспозиции; по своему содержанию наиболее близки к мере правовой свободы субъектов правоприменения по выбору варианта поведения в гражданском обороте; применяются в большей части не в связи с правонарушением, а на стадии осуществления прав и исполнения обязанностей; существенная роль в установлении их содержания принадлежит принципам гражданского права, а также нормам морали и нравственности. Однако названные особенности не меняют сущности самого правового явления, а характеризуют лишь специфику проявления этой сущности в гражданских правоотношениях, в связи с чем отсутствует необходимость их учета при формулировании понятия исследуемого правового явления применительно к отрасли гражданского права. Оценочное понятие гражданского права – это относительно-определенное положение, сформулированное в гражданско-правовой норме путем указания наиболее общих признаков, свойств, качеств, связей и отношений разнообразных предметов, явлений, действий, процессов, предусматривающее в рамках содержательных критериев, установленных законодателем, самостоятельный выбор участником гражданского правоотношения варианта поведения (оценку избранного поведения судом) применительно к конкретной ситуации в данной социальной среде и в данное время с учетом внутреннего убеждения

Порядок применения норм гражданского законодательства

Применение норм права необходимо тогда, когда вышерассмотренные формы оказываются недостаточными для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов. Применением правовых норм занимаются компетентные органы и должностные лица и только в рамках предоставленных им полномочий. В качестве исключения по воле государства полномочиями применять отдельные законы могут быть наделены общественные органы.

Применение норм права – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Чаусская О.А. [35] подразделяет применение норм гражданского права на прямую реализацию – это когда нормы права полностью воплощаются в жизнь, на два типа. Первый – саморегулирование субъектами права своего поведения, сообразование его с реализуемой нормой права, которое происходит в форме использования, исполнения соблюдения. Ко второму типу прямого осуществления норм права относится правоприменительная реализация, когда норма права может реализоваться только посредством правоприменительной деятельности государственного органа в силу того, что она (норма) рассчитана на принятие правоприменительного акта и адресована компетентному органу. Здесь целью действий, осуществляемых правоприменяющим органом, является не согласование своего собственного поведения с нормой права, а властное воздействие на правовое положение других лиц с помощью акта применения права. Реализация нормы права является в таких случаях непосредственной, поскольку исчерпывается изданием правоприменительного акта и не требует совершения каких-либо действий со стороны лиц, на правовое положение которых воздействует такой акт (например, решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим). Если же нормы, рассчитанные на саморегулирование субъектами, своего поведения, нарушаются, тогда их применение компетентными органами в целях принудительного осуществления выступает как стадия в процессе их реализации.

Основополагающей формой реализации гражданско-правовых норм является их использование, которое необходимо дифференцировать на две составляющие: реализацию субъектами гражданской правоспособности и осуществление ими гражданских прав. Большинство гражданско-правовых отношений возникает на основании правомерных действий граждан и юридических: лицу которые с точки зрения правореализации представляют собой использование юридических возможностей, предусмотренных гражданско-правовыми нормами. Гражданское право имеет в целом дозволительный, правонаделительный характер, который выражается в первичности управомочивающих норм.

Применение права подразделяется на такие формы, как оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность. Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Эта форма применения права является для современного цивилизованного государства основной, профилирующей.

Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража.

Характерными признаками применения норм права являются:

– во-первых, осуществление их только компетентными государственными органами (должностными лицами) или органами общественности по усмотрению государства. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют и применять нормы права не могут;

– во-вторых, деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия;

– в-третьих, содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний. Эти акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, решение исполкома о выдаче конкретному гражданину ордера на квартиру и др.;

– в-четвертых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

Существуют определенные случаи возникновения необходимости применения норм права.

1. Норма права применяется компетентными органами тогда, когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности. Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом отдельном случае необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица. Например, для того чтобы учиться в высшем государственном учебном заведении (реализовать свое право на образование), необходимо решение руководителя данного вуза о зачислении.

2. Правоприменительная деятельность компетентных органов необходима в том случае, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретенным домом.

3. Необходимость в применении норм права возникает тогда, когда юридические обязанности не исполняются добровольно. Например, одна организация обязалась по договору поставлять другой организации определенную продукцию, но не выполнила свое обязательство.

4. Правоприменительная деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю.

Содержащиеся в законодательстве нормы гражданского права могут быть императивными и диспозитивными. Первые строго обязательны, и стороны не могут отступать от них при заключении договора или принятии односторонних обязательств. Вторые позволяют сторонам устанавливать в договоре или одностороннем обязательстве иные условия и действуют, если такой специальной оговорки сделано не было. Для гражданского права, как характерны диспозитивные правовые нормы.

Однако в гражданском праве имеется большое число императивных норм, введение которых обусловлено общегосударственными интересами и технической сложностью ряда гражданско-правовых институтов. Примером первых являются императивные нормы о недействительности неправомерных сделок и их последствиях; примером вторых – императивные правила о перевозках грузов на воздушном, железнодорожном и других видах транспорта.

Императивная сила гражданско-правовых норм может быть прямо в них выражена. Например, согласно ст. 198 ГК сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. В силу п. 4 ст. 401 ГК РФ заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно. Однако такие прямые указания имеются лишь в отдельных случаях, и для определения правовой силы нормы необходимо дать ей правильное толкование.

2. Толкование правовой нормы – это уяснение ее правовой силы, сферы применения и действительного содержания. Толкование может даваться компетентными государственными органами, в том числе высшими судебными инстанциями, и тогда оно является обязательным. Толкование нормы издавшим ее государственным органом именуется аутентичным. Научное толкование, именуемое доктринальным, носит рекомендательный характер.

Сам процесс толкования норм подчинен определенным правилам, которые в российском законодательстве прямо не закреплены, но выработаны теорией и судебно-арбитражной практикой и являются важным средством правильного и единообразного применения правовых предписаний. Прежде всего, необходимо выяснить правовую силу и сферу применения соответствующей правовой нормы.

Дата введения нормативного акта в действие определяется в нем самом или согласно общим правилам вступления нормативных актов в силу (см. § 6 настоящей главы). По общепринятому правилу, "закон обратной силы не имеет", однако из этого правила, по прямому указанию закона, допускаются исключения. Некоторые такие исключения предусмотрены в законах о введении в действие частей первой и второй ГК РФ.

Сфера применения правовых норм обычно достаточно четко определяется в соответствующем нормативном акте. Это чаще всего акты общего действия, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и всех субъектов гражданского права. Однако некоторые акты и нормы действуют в отношении определенной территории (например, Крайнего Севера) или определенного круга лиц (только для юридических лиц, только для граждан или определенной их группы, например, малолетних).

Более сложные вопросы могут возникать при толковании содержания правовой нормы и определении условий ее применения. При толковании правовой нормы применяются различные приемы. Толкование может быть грамматическим, логическим, систематическим и историческим.

Грамматическое толкование – это уяснение нормы с помощью общих правил грамматики. Логическое толкование предполагает использование общепринятых правил и аргументов логики. При систематическом толковании смысл нормы устанавливается посредством ее сопоставления с другими нормами. Историческое толкование дается на основании ознакомления с историей принятия нормы путем учета факторов, обусловивших введение и изменение нормы, и сопоставления ее с ныне действующими нормами по тому же вопросу.

В качестве примера рассмотрим "Определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-2121/10" Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. стороны заключили соглашение о задатке в обеспечение исполнения обязательств по заключению в будущем договора аренды. Сумма задатка перечислена арендатором. Заявитель указывает на то, договор аренды не был заключен по вине ООО "Погосян", поскольку спорное помещение было обременено зарегистрированным в установленном законом порядке договором аренды от 01.08.2004, заключенным ООО "Погосян" сроком на пять лет с другой организацией – обществом с ограниченной ответственностью "Амаркорд".

С учетом этого, предприниматель полагает, что задаток подлежит возврату в двойном размере на основании пункта 2 статьи 381 Гражданского кодекса Российской Федерации. Между тем, Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформирована судебная практика по данному вопросу. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума от 19.01.2010 № 13331, невозможно применение задатка в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по предварительному договору и, соответственно, невозможно применение к таким отношениям положений пункта 2 статьи 381 Кодекса.

Судами также установлено, что предприниматель, несмотря на отсутствие надлежащим образом оформленного договора аренды, пользовался предоставленной обществом недвижимостью и сумма задатка зачтена обществом в счет причитающихся с предпринимателя арендных платежей.

При таких обстоятельствах, суды правильно признали неподлежащим удовлетворению требование о возвращении задатка. В силу части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса. В данном случае таких оснований коллегией судей не установлено.

Доктрина и судебная практика выработали ряд общепринятых формул толкования. Наиболее важные из них: последующий закон отменяет ранее изданный; специальные нормы превалируют над нормами общего характера; специальные нормы не подлежат расширительному толкованию; если предлагаемое понимание нормы ведет к явно неразумному выводу, такое ее понимание неправильно.

По результатам толкования нужно различать буквальное, ограничительное и расширительное (распространительное) толкование. В большинстве случаев толкование правовой нормы показывает, что подлинный смысл нормы полностью соответствует ее словесной формулировке. Так и должно быть, ибо содержание закона и его редакция должны совпадать. Такое толкование является буквальным.

Иногда словесная формулировка правовой нормы оказывается шире ее подлинного смысла. Здесь на помощь приходит ограничительное толкование, т.е. делается вывод о том, что правовая норма должна пониматься и применяться ограничительно.

Возможны и такие случаи, когда в результате толкования нормы нужно сделать вывод, что ее действительное содержание шире словесной формулировки. Например, в ст. 153 ГК РФ указывается, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, влекущие гражданско-правовые последствия. Однако сделки может совершать также государство, юридическим лицом не являющееся. Это следует из ст. 124 ГК РФ, и таким образом систематическое толкование приводит в данном случае к необходимости расширительного понимания текста ст. 153 ГК РФ.

3. Аналогия права и закона. В законодательстве неизбежны отдельные пробелы, и оно не всегда поспевает за возникновением и развитием новых гражданско-правовых отношений. Между тем и в таких ситуациях права и обязанности сторон должны быть определены, а возникший между ними спор разрешен судом. Для устранения юридических трудностей, которые могут при этом возникать, в гражданском праве выработан институт аналогии закона и аналогии права.

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Ввиду разработанности актов гражданского законодательства случаи аналогии закона и права на практике встречаются нечасто. Примером аналогии закона может служить обращение к нормам законодательства о банкротстве при осуществлении ликвидации юридического лица по решению суда.

Необходимо так же подчеркнуть особенности применения гражданско-правовых норм с оценочными понятиями. Лукьяненко М.Ф. [21] рассматривает процесс применения гражданско-правовых норм с оценочными понятиями

"как аналитико-познавательный процесс индивидуализации и персонификации оценочных предписаний в форме ценностно-усмотрительных действий субъектов правоприменения. Субъекты наделяются правом самостоятельного установления содержания оценочного понятия применительно к конкретным обстоятельствам действительности, что обусловливает творческий подход к применению норм права, позволяет говорить о наличии ситуационного правоприменения".

Оценочные понятия не указывают точно определенных действий субъектов гражданского правоотношения, а намечают только цель, которую надо достигнуть этими действиями. Следовательно, целесообразность является следующим условием формирования усмотрения в случаях применения гражданско-правовой нормы с оценочным понятием.

В современном праве очень активно рассматривается проблема субсидиарного использования норм гражданского права. При использовании в смежных отраслях норм гражданского права (дефиниция юридического лица, доверенности, сделки норм о возмещении вреда, причинённого работодателем жизни и здоровью работника и других) свидетельствует о субсидиарном применении норм гражданского права. В то же время гражданское право заимствует у других отраслей нормы, которые определяют таких субъектов, как работодатель, средний заработок, должностное лицо и т.п. Поэтому субсидиарность в гражданском праве носит как бы биполярный характер: оно использует необходимые ему нормы у других отраслей, а также предоставляет свои нормы для применения в иных. Субсидиарное заимствование отраслью норм права других отраслей не разрушает единства предмета обогащённой таким образом отрасли.

Для субсидиарного применения норм гражданского права определённое значение имеет его роль как "материнской отрасли". В качестве примера субсидиарного использования норм гражданского права рассмотрим трудовое право. Так давно известно давно известно, что договоры о труде – это все договоры по поводу производительного труда, в том числе и гражданско-правовые (договор подряда, гл. 37 Гражданского кодекса РФ); договоры на выполнение научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38 ГК РФ и др.), а также административно-правовые (контракты с государственными гражданскими служащими, работниками таможенной службы, военнослужащими и т.д.).

О субсидиарном применении может идти речь лишь в тех случаях, когда для урегулирования гражданско-правовых отношений используются нормы смежных отраслей права.

Выводы

Гражданское право представляет собой систему правовых норм неодинаковой юридической силы, принятых в разное время, эффективность которых определяется тем, как эти нормы права реализуются, претворяются в жизнь.

Норма гражданского права – это установленная или санкционированная государством типизированная, социально значимая, содержащая конкретные права и обязанности логическая модель поведения участников экономического оборота, имеющая целью обеспечить его позитивное развитие. Объектом гражданско-правовых норм выступают отношения экономического оборота, которые в результате их нормативно-правового моделирования приобретают форму гражданского оборота. Предметом норм гражданского права является типизированное и социально значимое ролевое поведение участников экономического оборота.

Нормы гражданского права – это права на материальные и нематериальные блага, а также те или иные права, предоставляемые гражданским законодательством лицам, которые вправе, но не обязаны их осуществлять. Именно такой смысл вкладывает законодатель в понятие "нормы гражданского права".

Применение норм права – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Применением норм гражданского права занимаются компетентные органы и должностные лица и только в рамках предоставленных им полномочий. Применение закона имеет место быть там, где адресаты правовых норм не могут реализовать своих предусмотренных законом прав и обязанностей без своего рода посредничества компетентных государственных органов.

Сфера применения правовых норм обычно достаточно четко определяется в соответствующем нормативном акте. Это чаще всего акты общего действия, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и всех субъектов гражданского права.

Литература

1. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. – 1994.-№32.-С.3301

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ в ред. от 14.06.2011, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2011

4. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ

5. ФЗ РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ

6. ФЗ РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2011

7. Алексеев С.С. и др. Гражданское право в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. -М.:Норма, 2009.

8. Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права.М.: Юрид. лит., 1961.

9. Андрейченко Т.Ю. Гражданское право: теория и практика – Спб.: Питер. 2008.

10. Астафчук Р.Г. Гражданское право: учебно-методическое пособие для студентов – Тюмень: ТюмГУ. 2008

11. Бакетов Е.Л. Проблемы отечественного гражданского права- М.: МГУ. 2009.

12. Власенко Н.А Коллизионные нормы в советском праве /под ред.: Черданцева А.Ф. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1984.

13. Гатин А.М. Гражданское право – М.: Дашков и К. 2010

14. Гражданское право РФ / Под ред Алексеева С.С – М.: Проспект,2011.

15. Гражданское право. В 3 частях. Часть I / под ред. Камышанского В.П. – М.: Эксмо, 2011.

16. Гражданское право: учеб. / Под ред. С. С. Алексеева. – М.: Проспект – 2009.

17. Гражданское право: Учебник. Часть вторая / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М.: Юрист. 2011.

18. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. – М.: ЗАО Юстиц информ, 2011

19. Ерёменко, А. С. Применение гражданского закона. Пропедевтический очерк. – М.: Ваш полиграфический партнер, 2010.

20. Жинкин С.А. Проблемы обеспечения эффективности права и норм законодательства. Монография – Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2008.

21. Лукьяненко М. Ф. Оценочные понятия гражданского права: разумность, добросовестность, существенность. Монография. – М.: Статут, 2010.

22. Лушников A.M., Лушникова M.B., Тарусина Н.Н. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. Ярославль: Слово. 2008.

23. Миркин А.А. Гражданское право – М.: Проспект. 2009. С

24. Мозолин В.П. Гражданское право Т. I – М.: Юрист, 2008.

25. Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2002.

26. Новейшая судебная практика по гражданском праву – М.: Пропект, 2011.

27. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970.

28. Пиляева В.В. Гражданское право – М.: КНОРУС, 2010.

29. Правоведение / Под ред. М.И. Абдулаева – СПб.: ИД Право, 2010.

30. Рузакова О.А. Гражданское право – М.: Издательство МФПА. 2011.

31. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической наук – Екатеринбург: Изд-во Гуман. ун-та, 2008.

32. Шевчук Д. А. Гражданское право РФ – Эксмо, 2011

33. Карпова Светлана Ивановна. Нормы гражданского права: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 Москва, 2005.

34. Кузнецова О.А.Специализированные нормы российского гражданского права: теоретические проблемы Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук – М.: 2007.

35. Чаусская О. А. Применение норм гражданского права: Вопросы теории и практики. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Саратов, 2002.

36. Жинкин А.В. Эффективность норм права // Журнал российского права. 2009. №2. C.98-101

37. Калмыков Ю.Х. Вопросы толкования и применения гражданско-правовых норм // Гражданское право. № 3, 2008. С.5-8

38. Курбатов А. Разрешение коллизий в предпринимательском праве // Законность.2001. №3. С. 39.

39. Лукьяненко М. Ф. Интерпретационная характеристика оценочных понятий, включающих признак "обычного" // Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. – 2009. – № 5. С.67-73

40. Обзор практики Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по применению норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности

41. Хафизова И. Ф. Понятие правоприменения: доктринальный анализ и современный подход //Вестник ТИСБИ.- 2008. – № 2 С.90-97

42. Черданцев А. Ф. Системность норм права // Сб. науч. тр. СЮИ. Свердловск, 1970. Вып. 12. С. 48.