ODiplom // Менеджмент // 15.03.2018

Принципы Деминга

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 15.03.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Принципы Деминга [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

14 принципов Деминга касаются концепции комплексного управления качеством, которое ориентировано на постоянное улучшение качества производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Предпосылки 14 принципов качества Деминга

Базовая идея Деминга основывается на том, что повышение качества процессов в организации позволяет улучшить производимую продукцию, технологии производства, сервис и т.д., в результате, на выходе предприятие производит более качественную продукцию по более низкой цене.

Отсюда следует повышение степени удовлетворенности потребителя, который склонен приобретать продукцию данного предприятия повторно. Следовательно, происходит рост степени удовлетворенности производителя.

В совокупности, повышение качества ведет к снижению затрат на производство, росту производительности.

В результате цикл повторяется многократно, по концепции Деминга, это ведет к всеобщему процветанию.

Цикл Деминга

14 принципов Деминга ориентированы на постоянное повышение качества.

Принципы Деминга

Отметим, что 14 принципов качества Деминга, которые он изложил в виде постулатов, стали одним из факторов успешного экономического развития Японии во второй половине XX века.

14 ключевых принципов Деминга

Принципы Деминга

Принцип

Характеристика

Комментарий

1.

Постоянство цели

Необходимо поставить цель и неизменно следовать ей, быть твердым и постоянным в достижении цели.

Ресурсы должны распределяться таким образом, чтобы, в первую очередь, обеспечить долговременные цели и потребности.

В качестве постоянной цели выступает улучшение качества продукции, работ, услуг. Эта важнейшая задача производителя, и оно должно осуществляться не периодически, а планомерно.

Ресурсы нужно размещать рационально, ориентироваться на долгосрочные цели, развитие предприятия и повышение конкурентоспособности.

2.

Новая философия управления

Перенос ответственности за плохие результаты работы с исполнителя на руководителя.

Отказ от системных опозданий, отставаний, ошибок, дефектов, брака и изменение стиля управления для постоянного улучшения качества всех внутриорганизационных процессов и систем.

Данный принцип изначально трактовался применительно к тогдашней экономической ситуации в Японии и началу новой экономической эры в стране.

Основной целью реализации данного принципа является ликвидация любой стагнации.

3.

Ликвидировать зависимость от массового контроля

Отказ от массовых проверок и инспекции как средства достижения качества.

Качество должно быть "встроено" в продукцию.

Качество должно подтверждаться статистическими свидетельствами в процессе производства, закупок и реализации.

Вопросы качества продукции должны быть поставлены на первое место для производителя.

В соответствии с данным принципом нужно наладить постоянное получение информации об уровне качества.

Сейчас это решается средствами АИС.

4.

Отказ от практики закупок по самой низкой цене

Помимо цены необходимо требовать и подтверждения качества приобретаемой продукции.

Снизить число поставщиков одного продукта за счет отказа от услуг тех, кто не способен статистически подтвердить качество своей продукции.

Один компонент должен поставлять один поставщик, отношения с которым должны быть долговременные и взаимно лояльные.

Данный принцип ориентирован на минимизацию общих затрат, а не только первоначальных.

Необходимо соотносить качество с ценой.

Цена не имеет значения, если не сопоставляется с качеством приобретаемой продукции.

5.

Улучшайте каждый процесс

Улучшение должно быть постоянным, это касается производства, планирования, сервиса.

Проблемы должны выявляться постоянно и устраняться, чтобы улучшать все виды деятельности в организации. Это необходимо, чтобы повышать качество и производительность, снижая за счет этого затраты.

Непрерывное улучшение системы в целом и отдельных процессов в организации – это главная обязанность руководства.

Все выявленные проблемы необходимо решать оперативно.

Повышение производительности и качества продукции в долгосрочной перспективе снижает затраты и способствует прогрессу в развитии организации за счет улучшения работы ее отдельных подразделений и производственных участков.

6.

Подготовка и переподготовка кадров

На предприятии должны вводиться современные подходы к подготовке и переподготовке работников, чтобы лучше использовать возможности каждого из них.

Смысл данного принципа в непрерывном обучении.

Чтобы успевать за изменениями в технологиях, материалах, производстве и сервисе необходимы новые навыки и умения.

7.

Учредить лидерство

Лидерство как метод работы имеет цель помочь работникам выполнять их работу наилучшим образом.

Все полученные сигналы о дефектах, неисправном оборудовании, плохих инструментах, неточных инструкциях т.д. – все, что наносит ущерб качеству – должны немедленно устраняться.

Данный принцип означает, что повышение качества автоматически приводит к повышению производительности.

Руководящие работники отвечают не за цифры, а за качество. А вот качество должно подтверждаться статистически, цифрами.

8.

Изгнать страхи

Эффективные двусторонние связи должны поощряться, а любые средства для искоренения страхов, опасений и враждебности в коллективе должны использоваться, чтобы каждый мог работать более эффективно и продуктивно.

Обиженная покорность никогда не приводит к хорошим результатам.

Любой работник, испытывающий страх, не может надлежащим образом выполнять свою работу.

Сотрудничество позволяет достигнуть больше, чем изолированные индивидуальные усилия.

Деминг указывает на тот факт, что все, кто испытывает страх – стараются ускользнуть из поля зрения руководителя. От них нельзя ожидать отдачи, соответствующей их потенциалу, ведь они просто не хотят быть замеченными.

9.

Разрушить любые барьеры между подразделениями, службами, отделами

Работники из разных функциональных подразделений регулярно должны работать в одной команде, чтобы устранять проблемы, которые могут возникнуть с продукцией или услугами.

Необходимо функциональное взаимодействие всех отделов организации.

Этот принцип ориентирован на устранение барьеров внутри организации между разными отделами и группами сотрудников.

По Демингу это логично следует из необходимости непрерывного повышения качества всех процессов.

10.

Отказ от пустых лозунгов и призывов

Лозунги и призывы работать без дефектов и брака не дают должного эффекта в долгосрочной перспективе.

Вместо лозунгов нужно изыскивать методы достижения целей, связанных с повышением качества продукции и снижения брака.

Здесь нужно учитывать не только само повышение качество, но и способы его достижения.

Кратковременный эффект не позволяет длительное время сохранять заинтересованность в работе.

11.

Отказ от произвольных числовых норм и заданий

Рабочие инструкции и стандарты должны быть устранены, если они произвольные нормы, квоты для работников и количественные задания для руководителей.

Замена их поддержкой и помощью со стороны руководителей позволяет достигать непрерывных улучшений в качестве.

Принцип ориентирован на создание более благоприятного климата в организации, чтобы обеспечить рост качества и продуктивности работы коллектива в целом.

12.

Дать работникам возможность гордиться своим трудом

Ликвидация барьеров между работниками и руководителями.

Сюда же относится отказ от формальных аттестаций и любых методов целевого управления.

Ответственность за плохие результаты работы лежит на руководителе, а не исполнителе.

По своему содержанию принцип отражает необходимость переноса акцента с чисто количественных показателей на достижение качества.

13.

Поощрение стремления к образованию

На предприятии должна действовать эффективная программа образования, обучения, развития персонала.

Поддержка самостоятельного обучения персонала должна выражаться через стимулирование трудовых достижений работников.

Организации нужны не просто люди, а работники, которые не прекращают обучаться.

Источником конкурентоспособности являются знания и человеческий капитал.

Продвижение по карьерной лестнице должно определяться уровнем знаний и навыков работника.

14.

Приверженность повышению качества и действенность высшего руководства

Определить непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному повышению качества и их обязательство воплотить на практике все рассмотренные принципы.

Продекларировать это недостаточно – высшее руководство должно четко осознавать, что именно оно будет делать и в чем заключается их задачи. 

Принцип подразумевает необходимость создания структуры в высшем руководстве, которая будет давать импульс для применения рассмотренных принципов, чтобы руководители действовали для осуществления преобразований.

Нужны конкретные дела, а не просто поддерживать на словах эти принципы.

Применение 14 принципов Деминга

Принципы Деминга – на практике рассматриваются как некие концептуальные цели, которые, хотя не обеспечивают инструменты их достижения, однако представляются крайне важными. Каждый принцип должен быть освоен и итогом должна стать реорганизация бизнеса (или отдельных бизнес-процессов).

Деминг также выделил 5 "смертельных заболеваний", которым подвержены большинство компаний, ориентируясь на опыт работы американских и европейских компаний.

  1. Нет постоянных целей;
  2. Погоня за сиюминутной выгодой;
  3. Массовые системы аттестации и ранжирования персонала, которые не выполняют своих изначальных функций;
  4. Бессмысленная ротация руководителей;
  5. Повсеместное использование исключительно количественных показателей для оценки различных сфер деятельности компании.

Следствием таких проблем может быть низкая мотивация, отказ от обучения, приверженность используемым технологиям, узкий взгляд на вопросы и т.д.

Применение принципов Деминга, согласно его концепции, включает 7 этапов:

Применение принципов Деминга на практике