ODiplom // Менеджмент // 19.11.2018

Принципы социальной ответственности

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 19.11.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Принципы социальной ответственности [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Принципы социальной ответственности бизнеса являются основой его функционирования на текущем уровне общественного развития.

Принципиальная основа социальной ответственности

Принципы социальной ответственности бизнеса опираются на четыре концептуальных компонента:

  1. Все хозяйствующие субъекты, социальные группы, государственные структуры являются равноправными участниками системы социального партнерства;
  2. Отказ компаний от личной выгоды в случае, если она противоречит интересам общества;
  3. Экономическая система должна опираться на принципы плюрализма;
  4. Благосостояние общества обеспечивается за счет государства и бизнеса;
  5. В рамках каждой компании модель ведения бизнеса должна быть разработана с учетом личных интересов, а также потребителей, рабочих, конкурирующих фирм и прочих игроков.

В результате принятия концепции социальной ответственности у бизнеса возникает противоречие с его природой:

Реализация бизнесом принципов социальной ответственности снижает прибыльность экономической деятельности, но отказ от их соблюдения вызывает множество проблем, начиная с общественного осуждения, заканчивая давлением со стороны органов власти государства.

Вместе с тем, очевидно, что в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, предприниматели вынуждены формировать собственные ценности в области взаимодействия с обществом и государством, что объективно ведет к уничтожению негласного противостояния между государством и предпринимательством.

Принципы социальной ответственности

Принципы социальной ответственности бизнеса

Принципы социальной ответственности бизнеса:

  • равноправие
  • приоритетность
  • добровольность
  • социальная справедливость
  • согласование интересов

Принцип равноправия понимается как одинаковые, гарантируемые конституцией экономические, социальные, политические и личные права граждан, официально признанное равенство граждан. Следовательно, все имеют одинаково равное право на участие в решении общественных проблем и разрешение их в положительном для общества плане.

Принцип приоритетности представляет собой первенство во времени, первые по значению в определенной совокупности вопросы, социальные, экономические и другие проблемы. Следовательно, приоритетными выступают вопросы поддержания уровня жизни общества, а также оказании помощи в преодолении экономических проблем и т.п.

Принцип добровольности подразумевает характер участия бизнеса в решении проблем, в том числе вызванных кризисом, и устранении последствий макроэкономической нестабильности для населения.

Принцип социальной справедливости означает координацию использования и распределения ресурсов бизнеса в соответствии с необходимыми направлениями решения социальных проблем. В то же время этот принцип нельзя понимать как уравнительность. Напротив, соответствие данному критерию означает, что бизнес уделяет первоочередное внимание решению наиболее острых проблем, которые особенно болезненны в условиях макроэкономической нестабильности.

Принцип согласования интересов означает максимальный учет социально-экономических интересов каждого из партнеров, их согласование и, по возможности, более полную реализацию. Применительно к условиям финансово-экономического кризиса, соответствие данному критерию выражается в том, что бизнес несколько смещает свои акценты и приоритеты с получения прибыли на содействие решению проблем, вызванных макроэкономической нестабильностью.

Таким образом, соответствие основным критериям социальной ответственности конкретного бизнеса выражается в следующем: бизнес добровольно принимает участие в решении социальных проблем на равных началах для преодоления наиболее острых проблем, в том числе вызванных финансово-экономическом кризисом, при этом действуя в ущерб своим интересам в извлечении прибыли.

Соответствие критериям социальной ответственности позволяет конкретному бизнесу добиваться относительно положительных результатов в условиях кризиса и преумножать свои экономические выгоды после окончания периода макроэкономической нестабильности, что выражается в следующем:

  • рост объемов производства;
  • улучшение показателей качества продукции и сопутствующего сервисного обслуживания;
  • повышение имиджа компании;
  • становлению корпоративной идентичности;
  • рождение и узнаваемость корпорации как бренда;
  • укрепление партнерских связей;
  • государственные льготы.

Социально ответственный бизнес поступается частью своей прибыли и стремиться принять участие в решение проблем социума наряду с усилиями, которые предпринимает государство для преодоления периода макроэкономической нестабильности.

Вывод

Принципы социальной ответственности состоят в том, чтобы на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, используя преимущества переговорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и политических отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях и на отдельных предприятиях.