ODiplom // Менеджмент // 28.04.2012

Проблемы финансирования инновационной деятельности

Проблемы финансирования инновационной деятельности.

Инновационная деятельность требует финансирования, это достаточно капиталоемкий процесс. Следовательно требуется поиск источников финансирования. В качестве последних могут выступать собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов.

Максимальная отдача от внедрения инноваций, таким образом, зависит от наиболее оптимальной структуры финансирования инновационной деятельности, поэтому фирмам нередко приходится комбинировать различные варианты финансирования. Государственная поддержка, в свою очередь, обусловлена тем, что частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (имеются в виду создание общественного блага). В сумме революционные инновации, которые осуществляют фирмы и организации, повышают уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Значит, таким образом, субсидируя создание инноваций и финансируя инновационную деятельность в целом, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем – ускорение НТП.

Основные источники и формы финансирования инноваций

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Система финансирования инновационной деятельности весьма обширна, и источниками финансирования могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников; характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования, и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций и последующий рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

В России существуют на сегодняшний день несколько источников финансирования инновационной деятельности. По видам собственности они делятся следующим образом:

- государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

- инвестиционные, в т.ч. финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

- собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

- привлеченные средства государственной кредитно – банковской и страховой систем,

- заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

- собственные средства предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

- привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

- заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов на различной основе.

Схема 1. Основные источники коммерческого финансирования

Методы коммерческого финансирования

Возможность для компании привлечь финансирование является проблемной составляющей процесса коммерциализации результатов исследований и опытно-конструкторской деятельности. Все методы финансирования делятся на прямые и косвенные.

Наиболее распространенными источниками прямого финансирования инновационных проектов являются: банковский кредит, средства от эмиссии ценных бумаг, сторонние инвестиции под создание проектного предприятия для реализации проекта, средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов, инновационный кредит, доходы от краткосрочных проектов (для финансирования долгосрочных), собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд), средства, полученные под заклад имущества.

К указанным источникам еще можно добавить доходы от продажи патентов, лицензий, а также такие формы финансирования как факторинг и форфейтинг.

В свою очередь, к косвенным методам относят такие, суть которых заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами: покупка в рассрочку или получение в лизинг (аренду) необходимого для выполнения проекта оборудования, приобретение лицензии на используемую в проекте технологию, размещение ценных бумаг с оплатой в форме поставок или получения в лизинг необходимых ресурсов, привлечение потребных трудовых ресурсов и привлечение вкладов под проект в виде знаний, навыков и "ноу-хау".

Проблемы финансирования инновационной деятельности в строительстве

Схема 2. Основные источники коммерческого финансирования инновационной деятельности фирмы

1. Банковский кредит. Условно, все проекты делятся по следующим видам финансирования:

- инвестиционное кредитование (кредитная линия по нецелевому кредиту), когда источником возврата средств является вся хозяйственная деятельность заемщика, включая доход, который приносит проект;

- проектное финансирование (кредитная линия по целевому кредиту), где источником погашения средств кредита является сам проект. Проектное финансирование более рискованно по сравнению с обычным инвестиционным кредитованием.

2. Инновационный кредит. На выдаче инновационных кредитов специализируются инновационные банки и инновационные фонды. Инновационные банки заинтересованы во внедрении высоко-прибыльных изобретений и перспективных новшеств. Они могут приобретать исследования и разработки для организации производства новых товаров и услуг или оказывать посреднические услуги. В свою очередь, инновационные фонды могут оказывать финансовую поддержку, консультационные, патентные и др. технические услуги инновационным фирмам, осуществлять финансирование венчурных проектов.

3. Эмиссия ценных бумаг. Привлечение инвестиционных ресурсов "под выпуск" ценных бумаг носит название эмиссионного финансирования и значительно способствует привлечению средств для осуществления крупных вложений инновационной фирмы. Эмиссия акций не только приносит учредительский доход основателям фирмы, но и позволяет ей получить необходимые средства для расширения деловых операций.

4. Учреждение венчурного предприятия. Функциональной задачей венчурного финансирования является помощь росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций.

5. Самофинансирование. Может осуществляться двумя способами: из чистой прибыли, и из средств целевых фондов.

6. Пакетирование долгосрочного инновационного проекта с краткосрочными коммерческими с целью поддержания более масштабного инновационного проекта прибылями от реализации точечных разработок.

7. Реализация и сдача в аренду (или лизинг) временно свободных активов.

8. Заклад имущества.

9. Доходы от продажи технологий и ноу-хау. Так или иначе, продавая технологии, инновационная фирма, с одной стороны, получает необходимые инвестиции, но с другой – создает себе новых или усиливает существующих конкурентов, упускает часть прибыли, которую, освоив технологию, могла бы получить или попросту теряет контроль над ней.

10. Форфейтинг. Эта своеобразная форма трансформации коммерческого кредита в банковский применяется в том случае, когда у покупателя (инновационного предприятия) нет средств для приобретения какой-либо продукции, необходимой для внутреннего производства.

11. Факторинг. Факторингом называется комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности.

Методы косвенного коммерческого финансирования инноваций:

1. Покупка и аренда материально-технических средств, любого материального имущества и прочих имущественных прав в кредит на срок, увязанный со сроком реализации инновационного проекта и получения от него прибылей, за счет которых будет обслуживаться, и погашаться товарный кредит;

2. Покупка при той же синхронизации с ожидаемыми доходами от проекта материального имущества и прочих имущественных прав в рассрочку;

3. Приобретение лицензии на технологию, заложенную в инновационный проект, с полным комплектом услуг и поставок при оплате лицензии исключительно в форме "роялти" (процента, в данном случае весьма высокого, от объема продаж продукции, услуг, освоенных по лицензии);

4. Размещение акций и иных видов ценных бумаг с оплатой непосредственно в форме поставок или сдачи в аренду потребных материально-технических (включая площади, земли и т.п.) и информационных (патенты, ноу-хау) ресурсов, равных по их рыночной (договорной оценке стоимости размещенных бумаг);

5. То же при привлечении вкладов в натуре от партнеров в уставные фонды собственного либо целевого совместного предприятия, в обеспечение совместных проектов или консорциумов;

6. Привлечение трудовых ресурсов, найм работников с оплатой в ценных бумагах фирмы, выпущенных под инновационный проект (практически с оплатой будущими дивидендами из прибылей по инвестиционному проекту).

Суть данных методов очевидна и сводится к тому, что обеспечение инновационных проектов осуществляется непосредственно потребными для их реализации материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами – минуя стадию привлечения денег и расходования их на приобретение этих ресурсов.

Бюджетное финансирование инновационной деятельности

В соответствии с законодательством, под инновационной деятельностью понимается "процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок (инноваций) либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности".

Бюджетное финансирование является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. Через бюджет перераспределяется до 30-40% совокупного дохода в рамках страны, полученный владельцами средств производства. Из бюджета государством осуществляется выделение средств на поддержание объектов, функционирование которых не обеспечивается коммерческим сектором экономики надлежащим образом по причинам малой рентабельности.

Основные источники для прямого финансирования инновационной деятельности государством изображены на схеме 3.

Проблемы финансирования инновационной деятельности в строительстве

Схема 3. Основные источники прямого государственного финансирования инновационной деятельности в РФ

Механизмы и инструменты финансирования

Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование). Для наглядности механизм государственного финансирования инновационной деятельности проиллюстрирован следующей схемой:

Проблемы финансирования инновационной деятельности в строительстве

Схема 4. Методы финансирования государством инновационной деятельности

При прямом государственном финансировании НИОКР субъектами научно-исследовательской деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке являются:

1) организации, относящиеся к оборонному сектору экономики, занятые разработкой новой и совершенствованием существующей военной техники и вооружений;

2) организации, подавляющая доля работ которых не может ориентироваться на коммерческие критерии ни в целом, ни на ближайший период времени, но существование и развитие которых жизненно важны для общества. Речь идет об организациях непроизводственной сферы (например, здравоохранения, образования, культуры, экологии), выполняющих работы, направленные на улучшение условий жизни и труда. Для государственных нужд, а также об академических и вузовских организациях в части тех работ, которые в силу своего перспективного характера и неизбежного риска, неопределенности затрат и результатов не могут, как правило, представлять интереса для коммерческих заказчиков;

3) ориентированные на получение прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью, среди которых можно выделить предприятия, а также научные организации, имеющие неплохой научно-технический потенциал и сохранившие свою самостоятельность (в рамках государственной, включая государственные научные центры, или негосударственной формы собственности) и малые инновационные предприятия.

Из всех расходов государства на инновационную деятельность не более 15-20% составляют прямые расходы в общих государственных вложениях на проведение исследований и разработок. Остальная же часть приходится на косвенные расходы, которые государство предоставляет промышленному сектору и другим неправительственным учреждениям.

3 формы поддержки инновационных проектов государством:

1) предоставление кредитных ресурсов на основе возвратности, срочности и платности;

2) то же самое на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых "под проект" акционерных обществ;

3) предоставление гарантий возмещения части вложенных инвестором средств в случае срыва выполнения проекта не по вине первого. Такими инвесторами являются уполномоченные банки, при этом обеспечением выдаваемых ими кредитов являются поручительства Министерства финансов РФ.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний.

Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:

1. Налоговые льготы. К ним относится освобождение от налогообложения отдельных категорий плательщиков или отдельных видов деятельности; изъятие из объекта налога определенных составляющих его элементов; установление необлагаемого минимума объекта налога; понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков; отсрочка взимания налога; вычет из начисленной суммы налога.

2. Инвестиционный налоговый кредит. Это такое изменение срока уплаты налога (на прибыль или доход), при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных процентов. Уменьшение производится по каждому платежу налога до тех пор, пока сумма, неуплаченная организацией в результате всех таких уменьшений не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором, который заключается между организацией и налоговой службой. Недоплаченная сумма называется накопленной суммой кредита.

3. Предоставление права на ускоренную амортизацию. Государство дает возможность фирмам уменьшить налогооблагаемую прибыль (за счет роста амортизации при сохранении той же цены) и за счет этих средств приобретать новое оборудование. При ускоренной амортизации коэффициент может составлять до 2 включительно. Ускоренной амортизации могут подвергаться основные средства, а также объекты интеллектуальной собственности (часть нематериальных активов). Могут вводиться новые нормы амортизационных отчислений и методики их начисления, соответствующие современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств. Ускоренная амортизация позволяет предприятиям значительно увеличить объемы собственных инвестиционно-воспроизводственных ресурсов.

4. Неналоговые направления:

- выдача государственных поручительств в качестве обеспечения кредитов под реализацию проектов на рынке. Наиболее привлекательным является предоставление частичных поручительств, чтобы не снимать полностью ответственность с основного инвестора и не допускать лоббирования заинтересованными должностными лицами неэффективных проектов. В настоящее время такие поручительства от имени государства могут выдавать Минфин и специально созданные государственные структуры (государственная инвестиционная корпорация и российская финансовая корпорация);

- установление льготных тарифов оплаты коммунальных услуг для научных организаций, либо проведение взаимозачетов с фирмами, предоставляющими коммунальные услуги.

- таможенные льготы;

- централизованное регулирование стандартизацией. Государство ужесточает стандарты и таким образом косвенно заставляет товаропроизводителей реализовывать инновационные проекты и формирует у них спрос на результаты НИОКР;

- государство может разрешить относящимся в федеральной собственности научным организациям сдавать свое временно неиспользуемое имущество в аренду на срок до 1 года (право выкупа не предоставляется);

- предоставление государственными органами права использования определенных ресурсов в качестве своих вкладов в создаваемые для реализации инновационных проектов хозяйственные общества. Государство может предоставлять право пользования земельными участками в качестве вклада.

Фатхутдинов Р.А. в книге "Инновационный менеджмент" выделяет следующие косвенные формы государственной поддержки инновационной деятельности:

1) предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

2) создание венчурных инновационных фондов, пользующихся налоговыми льготами;

3) снижение государственных патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

4) создание сети технополисов, технопарков;

5) возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний в целях диверсификации инвестиционных вложений государства.

В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий (МП). В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службе более 3 лет в качестве амортизационных отчислений.

Государственные меры совершенствования финансирования инновационной деятельности в России

Представляется перспективным ряд мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности со стороны государства:

- временно освободить от уплаты налога на прибыль и НДС (или существенно их сократить) организации и предприятия, изготовляющие головные образцы новой техники и организующих их серийное производство и продажу;

- установить налоговые льготы (скидки, вычеты), стимулирующие наращивание инициативы и усилий отечественных организаций и предприятий в сфере НИОКР и инновационной деятельности в целом;

- ввести налоговые льготы на кооперацию на стадиях НИОКР и изготовления головного образца, т. е. взносы участников ФПГ и консорциумов на проведение НИОКР, разработку головных образцов новой техники и организацию их серийного производства полностью должны вычитаться из налогооблагаемой базы ФПГ, консорциумов и т. п.;

- внедрить в практику покрытие убытков от инновационной деятельности головным предприятием промышленной группы (на основе консолидированного баланса), что позволит создать условия для развития венчурных (рисковых) фирм в приоритетных сферах научно-технической деятельности;

- усилить прямое стимулирование государством инновационной деятельности за счет предоставления Правительством РФ гарантий по долгосрочным банковским кредитам на развитие долго срочных и рисковых исследований в приоритетных отраслях научно-исследовательской и производственной деятельности.

- законодательно оформить страхование инновационных рисков, расходы на которые вычитаются из доходов налогоплательщика.

Выводы

Следствием многих проблем, в том числе и связанных с финансированием инновационной деятельности в строительстве, является снижение экономической безопасности страны. Одной из весомых причин усиления внешних угроз является чрезмерное увлечение зарубежными инвестициями, что логично приводит к усилению финансовой зависимости от зарубежных партнеров.

Именно поэтому сейчас так важно принимать решения, связанные с проблемами финансирования предприятий, в первую очередь именно на государственном уровне, т.к. улучшение состояния экономики в нашей стране во многом зависит только от государства. Осознание этой проблемы жизненно необходимо как для благополучия организаций и компаний в различных отраслях, и, конечно, в строительстве, так и для общего улучшения инвестиционного климата в стране.

Список используемой литературы

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001. – 304с.

2. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 238 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов по эконом. и техн. спец. и напр. / Р.А. Фатхутдинов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 397 с.

4. Инновации в России. Статистический сборник. – М., ЦИСН, 1998.

5. Инновационный менеджмент / Под ред. Ильенковой С.Д. – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 315 с.

6. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений / СПб, СПбГУ, 1997. – 278 с.

7. Финансирование и кредитование инновационной деятельности / Под ред. Валдайцева С.В., Мотовилова О.В. – СПб, СПбГУ, 1993. – 254 с.

8. Львов Д.С. Экономика развития / Д.С. Львов – М.: "Экзамен", 2002. – 512 с.

9. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 208 с.

10. Щербаков А.И., Ивасенко А.Г., Чугунова О.А. Инновационный бизнес: российские проблемы и международный бизнес. – Новосибирск: МАН, 2000. – 147 с.

11. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Врублевской О.В, Романовского М.В. – М., Юрайт, 1999.

12. Фурсенко А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб.: РАВИ, –2000.

13. Денисов Г.А., Каменецкий М.И. Инновационная деятельность в строительном комплексе // Экономика строительства. – №7. – 2003. – с. 2-19.

14. Денисов Г.А., Каменецкий М.И. Методологические проблемы государственного управления // Экономика строительства. – №7. – 2003. – с. 18-19.

15. Завлин П. Инновационное предпринимательство: организация, статистика, проблемы // Инновации. – №3. – 1996.

16. Мотовилов О.В. Роль государства в формировании системы инновационного финансирования // Российский путь в экономике. – №7. – 1996.

17. Бэкер Г. Венчурный рай // Независимая газета. – №14. – 2000.

18. Чертов Н. Инвестиционная активность в Алтайском крае: опыт и проблемы // Экономист. – №8. – 2003. – С. 37-42.

19. Самохин В. Венчурный бизнес в Европе. // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб. – 2000.