ODiplom // Блог // 15.07.2017

Процесс коммуникации

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Блог

Опубликовано: 15.07.2017

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Процесс коммуникации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Коммуникация в контексте передачи информации от одного субъекта к другому, имея характер процесса, определяется тремя элементами, как показано на рисунке ниже.

Понятие коммуникации

В современном обществе коммуникация представляет собой элементарную систему, в которую входят три элемента, как показано на рисунке.

Роль коммуникации в современном обществе

Элементарная схема коммуникации в обществе

Основной сферой реализации процесса коммуникации является общение, передача информации от человека к человеку, что предполагает использование языка в вербальной и невербальной форме. Следует отметить, что под понятие процесса коммуникации подпадают и сигнальные способы связи у животных и насекомых.

В технических науках термин "коммуникация" может употребляться и в других значениях.

Таким образом, под коммуникацией следует понимать следующее:

Передача информации от человека к человеку (между группами лиц) в вербальной и невербальной форме.

Структура процесса коммуникации

Приведенная выше схема коммуникации показывает, что в структуре процесса коммуникации существует три элемента:

  1. Отправитель информации – коммуникант.
  2. Передаваемая информация – какое-либо сообщение.
  3. Получатель информации – реципиент.

При этом субъектами процесса коммуникации являются коммуникант и реципиент, а объектом процесса коммуникации выступает передаваемая информация.

Процесс коммуникации – это особый вид взаимодействия между двумя субъектами, опосредованный определенным объектом.

Признаки процесса коммуникации:

  1. Участники коммуникации – два субъекта, в качестве которых могут выступать отдельные люди, группы людей, общественные группы, общество в целом. Иные взаимосвязи и взаимодействия процессом коммуникации не являются.
  2. Передаваемый объект – информация. В процессе коммуникации обязательно наличие передаваемой информации. Вместе с тем, передаваемый объект может иметь или не иметь материальной сущности, например, книга, лист бумаги с текстом, видеосообщение, аудиозапись, речь, жест. При отсутствии явной материальной сущности передаваемой информации, субъекты коммуникации все равно могут взаимодействовать, например, внушать друг другу доверие, антипатию, любовь и т.п.
  3. Признак целесообразности или функциональности информации. Если передаваемая информация не соответствует данному признаку, то процесс коммуникации не осуществляется.

Требования к процессу коммуникации:

  1. Отправитель информации должен обладать возможностями и знаниями, чтобы облечь информацию в форму, которая может быть передана, и собственно передать ее.
  2. Информация должна быть конкретизированной, определенной и иметь определенное значение.
  3. Получатель информации должен быть способен получить ее, понять, осознать значение и усвоить.

Интересные примеры процесса коммуникации:

Передача флэшки с фотографиями из отпуска – это коммуникационный акт только в случае, если у получателя есть возможность "открыть флэшку".
Когда девочка строит глазки мальчику – это тоже процесс коммуникации, коммуникационный акт. Однако, если девочка мальчику не нравится или мальчик "непонятливый", то в этом случае процесс коммуникации будет безуспешным.
Если кто-либо говорит какую-либо ерунду или чушь, то у передаваемой информации отсутствует целесообразность или функциональность, соответственно, бред – это не коммуникационный акт.

Таким образом, можно объективно утверждать следующее: коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.

Цели процесса коммуникации

Субъекты коммуникации осознанно преследуют три цели:

  1. Познавательная цель – коммуникант распространяет, а реципиент приобретает новые знания или умения.
  2. Побудительная цель – коммуникант стимулирует других людей к каким-либо действиям, а реципиент получает нужные ему стимулы.
  3. Экспрессивная или выразительная цель – коммуникант выражает, а реципиент приобретает определенные переживания, эмоции, опыт, впечатления.

Чтобы достичь поставленные цели (или какую-либо конкретную цель), коммуникационный процесс должен включать следующее:

  • Знания, умения, сведения, данные – коммуникант знает или умеет нечто такое, чем может и хочет поделиться с другими людьми. Наиболее простой пример: накопленный опыт.
  • Стимулы – сюда относятся определенные волевые воздействия, побуждающие к активности.
  • Эмоции – коммуникант ищет эмоциональной разрядки, сочувствия, а реципиент ищет новых положительных эмоций, душевный комфорт, интересные впечатления.

В наиболее общем процессе коммуникации на уровне всего общества происходит движение, т.е. передача, информации в общественном пространстве и с течением времени различных знаний, умений, стимулов и эмоций. Поэтому в современном обществе очень велика роль коммуникации.

Содержание процесса коммуникации

Коммуникационный процесс имеет строго определенное содержание:

Процесс коммуникации – это перекодировка информации из вербальной в невербальную форму и обратно.

По своей внутренней сути коммуникационный процесс отвечает целям принуждения конкретного человека к выполнению того или иного действия. Если упрощенно: "сходи туда", "сделай это", "скажи то" и т.п. Соответственно, имеет место осуществление переход от слов одного субъекта коммуникации к определенным действиям другого субъекта коммуникации. В этом заключается смысл всех коммуникационных актов между отдельными людьми или группами людей.

В современных условиях процесс коммуникации сопряжен с возможностями создания длинных вербальных текстов, перекодировке их в тексты, визуальную форму, аудио и видеосообщения. При этом процесс перекодировки из невербальной формы в вербальную повторно может и не осуществляться. Например, в случае чтения книг.

Сегодня также наблюдается тенденция к сокращению продолжительности процесса коммуникации.

Вместо вербальных и текстовых сообщений увеличивается количество видеороликов, продолжительностью несколько секунд, содержащих информацию, на проговаривание или прочтение описания которой потребуется несколько минут.

Такая тенденция в отношении содержания процесса коммуникации обусловлена быстрым развитием общества. С другой стороны, очевидно и стремление человека как можно быстрее познавать все новое. В связи с этим, создание технических приспособлений, которые облегчают и упрощают процесс коммуникации, ведет к ускорению передачи информации.

При этом произошла и трансформация пространства, в котором осуществляется процесс коммуникации:

Раньше процесс коммуникации происходил при общении, с помощью текстов, определенных сигналов на небольшом расстоянии, затем появились телеграф, телефон, радио, телевидение, сегодня по скорости передачи информации лидирует Интернет и различные формы беспроводной связи.

Виды коммуникационного процесса

Существует два основных вида процесса коммуникации:

  1. Иерархический – приоритет примой связи.
  2. Демократический – приоритет обратной связи.

В первом случае в содержании коммуникационного процесса преобладает приказ, а во втором – убеждение.

Для иерархического процесса коммуникации важна чистота канала связи, а сообщение обязательно должно быть доставлено до получателя, который всегда должен поступить так, как требуется.

При демократическом процессе получатель информации имеет выбор поступать так, как требуется, или не поступать таким образом.

Наиболее яркий пример:

  • Иерархический процесс коммуникации – приказ от вышестоящего офицера в армии.
  • Демократический процесс коммуникации – совет тещи/свекра покрасить стены спальни желтым/бурым/малиновым.

В первом случае иного выбора, кроме исполнения приказа нет, во втором – есть.

Сравнительный анализ иерархической и демократической коммуникации

Признак

Иерархическая коммуникация

Демократическая коммуникация

приоритетная связь

прямая

обратная

получатель

подчиненный

свободный человек

коммуникативное действие

приказ

убеждение

тип коммуникации

монолог

диалог