ODiplom // Туризм // 20.01.2017

Продвижение и реклама музеев

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Туризм

Опубликовано: 20.01.2017

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Продвижение и реклама музеев [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Ряд изменений в специфике музейной деятельности в современных условиях связан с изменением их роли и повышения эффективности взаимодействия с обществом. Это обуславливает новые требования к продвижению и рекламе музеев.

Продвижение музея

Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся музейные структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а трансформируются вместе с ней. Сегодня, чтобы оставаться востребованным, музею необходимо использовать методы продвижения, расширять общественные связи, развивать спонсорство. Для этого во многих музеях стали создаваться новые структурные подразделения, целью которых стало – развитие коммуникаций.

Подобная служба является организатором продвижения всех программ музея, адресованных публике. Его работа направлена на укрепление связей с постоянными посетителями и привлечение новых. Музейный посетитель – это основной источник существования музея.

Деятельность отдела общественных связей в сфере продвижения музея имеет некоторые отличия от деятельности традиционных научных отделов. Она предполагает достаточную осведомленность о деятельности всей организации (если в структуре музея есть филиалы, иногородние подразделения).

Продвижение и реклама музеев

Продвижение музея

Направления продвижения музея можно разделить на четыре основные группы:

  1. Деловые коммуникации – предполагает подготовку и проведение кампаний, посвященных музейным мероприятиям, через работу с крупными организациями, образовательными учреждениями и другими музеями.
  2. Реклама музейных мероприятий и выставок – тематические издания, профильные Интернет-сайты, средства массовой информации.
  3. Работа со СМИ – необходима корректная интерпретация музейных мероприятий и выставок во всех СМИ, которые освещают данные события.
  4. Издательская деятельность – осуществляется распространение информации о самом музее, проводимых выставках, музейных мероприятиях и т.п.

Указанные направления продвижения музея соответствуют функциям отдела общественных связей музея.

Деловые коммуникации, реклама музейных выставок, работа со СМИ и издательская деятельность должны соответствовать главному принципу продвижения музея:

Важно пропагандировать и продвигать не только свои выставки и экспозиции, но идеи и программы; знакомить общественность не только с серьезной, но и интересной информацией; рекламировать свои услуги, своих сотрудников, предоставлять фонды музея и его площади для съемок различных телепередач.

Основные средства коммуникации для продвижения музея:

  • средства массовой информации;
  • печатная реклама;
  • визуальная реклама;
  • малые формы рекламы;
  • прямая реклама.

Средства массовой информации являются главными партнерами для музея в общественной коммуникации и продвижении. Причем это сотрудничество взаимовыгодное. Ведь не только учреждениям культуры нужно сообщить о себе общественности, смысл существования информационных служб – добывание новостей. Музей, как заинтересованный участник коммуникации создает их.

При работе со СМИ музей кому-либо из них предпочтения не отдает, чтобы не потерять часть потенциальной аудитории. Однако, интерпретация предстоящего события и манера изложения о нем должны быть абсолютно разными в зависимости от того, какому из средства массовой информации учреждение культуры отправляет сообщение (на специфику всех СМИ влияет их аудитория). Вместе с тем интерпретация музейных мероприятий и выставок должна быть корректной, что важно для продвижения музея в СМИ.

Чтобы облегчить работу с многочисленными средствами массовой информации, стоит сформировать базу данных СМИ. Необходимо установить личные контакты с сотрудниками каждого СМИ, с которым работает музей; выяснить, кого рода информация их интересует.

Успех любого музейного проекта обеспечивается, если он сопровождается активной программой продвижения, начиная с его разработки и заканчивая воплощением. Примером является историческая выставка "Россия – моя история" в 57 павильоне на ВДНХ, – это уникальный музей, организованный в виде образовательно-выставочного комплекса с многочисленными интерактивными экспонатами.

Россия – моя история

Рекомендую посетить.

Также полезным приемом является информирование публики о готовящемся музейном проекте через ряд публикаций в СМИ еще до открытия выставки в музее. В результате, еще до начала работы выставки общественность уже будет информирована о ней и посетит музей.

Для достижения наибольшего результата, имеет смысл заключение договоров с определенными СМИ на постоянную информационную поддержку в рамках продвижения музея в целом и отдельных выставок.

В идеале нужно добиться того, чтобы в среднем раз в неделю в СМИ публиковались материалы о музее.

В работе со СМИ возникают и определенные трудности. Не все средства массовой информации и не всегда откликаются на приглашение поучаствовать в открытии выставки (экспозиции) или проведении культурно-массового мероприятия. Особенно, когда дата проведения музейного мероприятия совпадает с датой какого-либо важного мероприятия в других крупных учреждениях города. В этом случае планы необходимо корректировать.

Особое значение в продвижении музея имеет его издательская деятельность. В целом, издательская деятельность музея решает следующие задачи:

  • распространение информации о работе музея,
  • информирование о проводимых научных исследованиях,
  • реклама экспозиционно-выставочных возможностей музея,
  • информирование о музейных выставках, уникальных экспонатах.

В рамках данного направления продвижения музей издает каталоги фондовых коллекций, работы по историческим, естественным наукам, по музееведению, материалы научно-практических конференций. Реклама экспозиционно-выставочных возможностей музея осуществляется, в основном, через печатную продукцию типа буклетов, путеводителей, открыток и т.п.

К издательской деятельности музея относится также сувенирная продукция. Она служит дополнительным источником пополнения доходной части бюджета музея и средством опосредованного продвижения музея, так как является знаком, который отражает специфику данного учреждения и места. Сувениры должны быть небольшого размера, недорогими и функциональными.

Реклама музея

Очень важным аспектом любой рекламы музея является комплексный подход. Это и публикации в СМИ, и изготовление пакета представительской продукции (стилистически единые афиша, приглашение, буклет или путеводитель), и наружная реклама, и проч.

Новым в рекламной работе музея является использование аудиорекламы, информация о новых выставках и музейных мероприятиях подается в течение нескольких дней.

Реклама музея тесно связана с музейным маркетингом. Маркетинг – неотъемлемая часть взаимодействия музея с публикой. Для начала, можно использовать простейшие формы в виде разнообразных анкет для посетителей. Так можно получить информацию для организации и проведения рекламы музея.

Имидж музея, как учреждения культуры, составляет и фирменный стиль, который отражает его предназначение и деятельность. Музеи имеют свой логотип и цветовую стилистику. Помимо представительской продукции музея (бланк, конверт, визитная карточка, бланк приглашения), реклама тоже должна быть выдержанной в едином стиле. Таким образом, блок рекламно-информационной продукции музея относится к важной составляющей рекламной деятельности музея.

В рамках издательской деятельности музей может осуществлять выпуск собственного периодического информационного издания, куда включены разнообразные новости о музейной деятельности, о его фондах, о знаменательных исторических и культурных датах и т.п.

В рамках деятельности по продвижению и рекламе туристических возможностей музея организуется работа музейного выставочного стенда на туристических выставках и в выставочных центрах.

Для рекламы музея важна и так называемая "коммерческая работа" или работа с коммерческими предприятиями. Это, прежде всего, работа по привлечению дополнительных материально-технических ресурсов. На данный момент это наиболее уязвимое место системе коммуникаций музея. В сегодняшней ситуации более эффективным является привлечение финансов, действуя в логике конкретного проекта, а не для музея в целом. При чем пожертвования от коммерческой структуры – это обычно спонсорские средства, то есть в обмен на собственную рекламу или какие-либо услуги, связанные с деятельностью учреждений культуры. Сегодня для организаций культуры и сферы бизнеса стал вполне обычным обмен услугами. Например, музей получает финансовую поддержку от группы предприятий, со своей стороны, музеем организуется экскурсионное обслуживание по выставке для иногородних сотрудников группы предприятия.

Дополнительные материально-технические ресурсы подразумевают не только чисто финансовую помощь. Многим фирмам проще в качестве акта филантропии предоставлять непосредственный продукт своего производства. Есть примеры предоставления в качестве музейных экспонатов продукции кондитерских фабрик.

К так называемой "коммерческой работе" в рекламе музея так же относится заключение договоров на реализацию печатной и сувенирной продукции от сторонних лиц и организаций и на музейную продукцию; работа по предоставлению и использованию фондовых коллекций музея.

В рекламной деятельности музея подразумевается участие сотрудников в подготовке и проведении крупных культурно-массовых мероприятий музея. Также сотрудники музея могут участвовать в составлении списка приглашенных, рассылке приглашений, обработке ответов на приглашение. Здесь всегда полезно перед самым мероприятием еще раз созвониться с почетными гостями (с теми людьми, присутствие которых особо желательно). Сотрудники музея также участвуют в представлении гостей друг другу, организации общения гостей, фото и видео съемке, раздают сувениры на память, ведут книгу записей почетных гостей.

Основные пути развития и совершенствования рекламной деятельности музея:

  • активное участие в рекламе проектной деятельности;
  • сбор и продвижение информации о музейной деятельности в Интернет;
  • приобретение собственного мини-полиграфического комплекса для нужд издательской деятельности музея и рекламирования музея;
  • создание базы графических объектов, изображений музейных экспонатов, используемых в рекламе музея.

Вывод

Продвижение и реклама музея способствует привлечению посетителей, позволяет выстраивать отношения со СМИ, повышает интерес музею и его публикациям.

В современных условиях музеям необходимо активно использовать все возможности для продвижения и рекламы музеев.

Актуальным является применение современных информационных и интерактивных технологий для организации музейных выставок, развитие музейных услуг.

К задачам издательской деятельности музеев относится создание и наполнение веб-сайтов музеев, компьютерная каталогизация, создание тематических сборников, привлекающих внимание к музейным экспонатам.