ODiplom // Менеджмент // 17.07.2015

Прогнозирование развития предприятия

Прогнозирование развития предприятия.

Предвиденье вероятного исхода того или иного события в будущем, на основе познания и закономерностей прошлого, позволяет заблаговременно учитывать положительные и отрицательные последствия, а если возможно и необходимо – вмешаться в ход этих событий. Предвиденье будущего является одной из важнейших целевых функций науки.

Научные прогнозы – непременное условие эффективной производственной, технологической, социально-политической, экологической, управленческой и других сфер деятельности. Прогнозы позволяют получать информацию о тех проблемах, которые возникнут в будущем и о возможных путях их решения. Так же прогнозы дают информацию для обоснования решения и выбора мер управления, рассматривают сущность явлений и основные тенденции развития.

В теории управленческого прогнозирования важную роль играет понятие плановых предположений. Это результат прогнозирования, но одновременно и основа, на которой разрабатывается система планов организации. Таким образом, плановые предположения играют роль связующего звена между функциями прогнозирования и планирования.

Плановые предположения различаются по своей ориентации: это предположения будущих вероятных параметров внешней среды и возможных в будущем результатов собственного функционирования. Частично совпадает с этим различием, но в целом отлично от него разделение плановых предположений на прогнозы состояния внешней и внутренней среды организации в целом.

Внешние плановые предположения делятся на три группы:

1. предположения относительно общего окружения (прогнозируемые экономические, технологические, политические, социальные и этнические условия);

2. предположения относительно состояния рынка продукции (спрос, услуги, конкуренция);

3. предположения относительно состояния рынка факторов производства.

Внутренние плановые предположения касаются объема капиталовложений, привлеченных инвестиций, изменения используемых технологий и средств труда, оргструктуры управления и др.

Внешние и внутренние плановые предположения бывают количественными и качественными. Пример количественных предположений – ожидаемый объем продаж (в процентах от текущего уровня), качественных – ожидаемый успех какого-либо вида продукции. Существуют также комбинированные плановые предположения (количественно-качественные).

Различаются плановые предположения по степени подконтрольности организации:

1. неконтролируемые, но хорошо прогнозируемые предположения – динамика роста численности населения, налоговая политика и пр.;

2. контролируемые предположения – выход на новые рынки, интенсификация научных исследований;

3. частично контролируемые – уровень текучести кадров.

Плановые предположения подразделяются по параметру степени определенности на детерминистские (относительно гарантированные) и стохастические (вероятностные).

В практике управления различают первичные и вторичные плановые предположения. Первичные предположения (прогнозы) носят общий характер, но затем они используются как материал для следующего шага прогнозирования. Поэтому они являются и результатами прогнозирования, и его предпосылками. Начальные прогнозы в ходе этого процесса конкретизируются. Далее следует разработка еще более детальных ("третичных") плановых предположений. Переход от общих предположений к более конкретным, их последовательная смена во времени является основой содержания процесса прогнозирования. Этот процесс несет одновременно черты иерархической организации, так как плановые предположения различных этапов выступают и разными уровнями конкретизации осуществляемых прогнозов.

Существуют и другие классификации и типы прогнозов. Это – плановые предположения как результат индивидуальных усилий руководителя и совместной деятельности отдельной группы в составе организации (советники, эксперты по прогнозированию).

Различают также долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные плановые предположения, используя критерий временной перспективы прогнозирования.

Функция прогнозирования в целом комплексна и многоаспектна, она включена во все этапы и задачи управления. В теории управления существует еще одна классификация типов процессов управления, наиболее общая, основанная на содержательном критерии. Это пять типов прогнозирования:

- Экономическое прогнозирование – позволяет предусмотреть будущее состояние экономики, процентные ставки и другие факторы, влияющие на развитие любого предприятия. От результатов экономического прогноза зависят такие решения как: расширение или сокращение производственных мощностей; заключение новых договоров; увольнение или наем рабочих и т.д.

- Технологическое прогнозирование – охватывают уровень развития НТП или технологическое развитие в сферах, непосредственно влияющих на производство, в котором осуществляется прогноз. Например, предприятия пивоваренной отрасли интересуются новейшими технологиями по производству пива, которые бы позволили сократить расходы на изготовление без потери качества. Развитие НТП приводит к появлению новых товаров и услуг, а те, в свою очередь, составляют серьезную конкуренцию существующим предприятиям. Грамотно сделанный прогноз позволит сэкономить финансовые ресурсы, предскажет развитие новых технологий, даже если научно-технические изменения не повлияли на производство продукции.

- Прогнозирование продаж (спроса) – представление о реальном уровне спроса на продукцию предприятия на конкретный период в будущем дает прогноз объема продаж. Такой прогноз является основой для планирования и проведения экономических расчетов. На спрос влияют множество факторов, учет которых можно выявить с помощью составления прогноза объема продаж (спроса). В качестве базы для будущего прогноза используются такие показатели, как уровень спроса в предшествующем периоде, демографические изменения, изменения рыночных долей отраслевых организаций, динамику политической ситуации, интенсивность рекламы, конкурентов и др.

связано с проблемами реализации продукции организации, это основополагающий тип прогнозирования для деятельности любой организации;

- прогнозирование развития конкуренции – предположения о возможных изменениях стратегии и тактики конкурентов;

- социальное прогнозирование – предсказание изменений состояния общества в целом и в социальных установках людей.

Прогнозирование является специализированной областью, достигшей высокого уровня развития. В ней разработаны особые методы, включающие в себя три основные группы: "неформальные", количественные и качественные методы прогнозирования. Методы двух последних групп наиболее развиты. Количественные методы прогнозирования – это методы "анализа временных рядов" (АВР) и каузального (причинно-следственного) моделирования (КМ). Метод АВР основан на том, что выявляются тенденции прошлого и далее они продлеваются на будущее. КМ – прогнозирование посредством анализа статистических зависимостей между прогнозируемым фактором и другими переменными. Качественных методов больше, но они менее точны. Это – методы "жюри", "совокупного мнения сбытовиков", "ожидания потребителя" и др.

Функция прогнозирования требует от руководителя мобилизации всех его интеллектуальных и психологических возможностей.

При прогнозировании решения могут быть приняты на основе двух общенаучных подходов: исторического и комплексного. Исторический подход предполагает, что современное состояние любого объекта есть результат его развития в прошлом. Следовательно, будущее состояние объекта есть закономерный результат развития объекта в прошлом и настоящем. Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта во взаимосвязи с другими процессами и явлениями.

Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, а так же альтернативных путях и сроках их осуществления. Объектами прогнозирования являются процессы и события или явления, на которые направлена познавательная деятельность субъекта прогнозирования, но только те которые имеют альтернативы развития.

Приемы прогнозирования – это одна или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза.

Метод прогнозирования – это способ исследования объектов прогнозирования направленный на разработку прогноза.

Методика прогнозирования – это совокупность специальных правил и приемов в разработки конкретных прогнозов.

Прогнозная модель – это модель объекта прогнозирования, исследование которых позволяет получать информацию о возможных состояниях объекта в будущем, а так же путях и сроках их осуществления.

Прогнозный фон – это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий и факторов, существенных для решения задачи прогноза.

Период упреждения прогноза – это промежуток времени от настоящего до будущего на который разрабатывается прогноз. (на 5 лет)

Точность прогноза – это оценка доверительного интервала прогноза для заданной вероятности его осуществления.

В основе прогнозирования лежат следующие способы получения информации о будущем:

1. Интуиция – это предсказание прогнозного состояния объекта на основе внутреннего предчувствия или профессионального опыта

2. Аналогия – на основе известных сходных явлений.

3. Экстраполяция – способ основывается на том, что установленная в прошлом тенденция повторится в будущем.

4. Моделирование – способ основывается на построении модели ожидаемого или желаемого изменения условий.