ODiplom // Менеджмент // 03.01.2017

Прогнозирование в управлении

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 03.01.2017

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Прогнозирование в управлении [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Интерес к прогнозированию, как в системе государственного управления, так и в управлении предприятиями, обусловлен возможностью разработки прогнозных сценариев развития с целью повышения результативности управленческих решений.

Прогнозирование как функция управления

Прогнозирование, представляя собой обязательный структурно-значимый аспект планирования, оперирует динамикой социально-экономических процессов, направлениями хозяйственного развития и управленческими аспектами на различных уровнях национальной экономической системы.

В этой связи, очевиден высокий уровень значимости формирования прогнозных сценариев развития и укрепления хозяйственно-экономических связей в современных условиях. Совокупность прогнозных сценариев определяется на основе тенденций внутреннего развития страны и внешних геополитических условий.

Прогнозирование как функция управления опирается на необходимость управления социально-экономическими явлениями, предвидения последствий определенных действий, тенденций, что важно как на макроуровне государственной экономической политики, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

В этой связи прогнозирование в системе управления позволяет выявить взаимосвязи между различными факторами и стимулировать развитие экономических процессов.

Рассмотрим основные аспекты прогнозирования и его роль в современной экономике.

Понятие прогнозирования

Прогнозирование – это процесс составления прогноза развития тех или иных событий. Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных [1].

Прогнозирование в управлении является предпосылкой планирования деятельности организаций и представляет собой выявление и предвидение объективных тенденций, состояний развития организации, бизнеса в будущем, а также альтернативных путей этого развития и сроков их осуществления. Прогноз должен дать руководителю представление о том, какими способами достигнуть цель, что будет получено в результате.

Прогнозирование – метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения [2].

Результат качественного прогнозирования может служить основой планирования.

Прогнозирование в управлении

В зависимости от срока прогнозирования выделяют:

  • Краткосрочное прогнозирование – срок не более 1 года, показатели могут быть подвержены чрезмерным колебаниям.
  • Среднесрочное прогнозирование – срок от 1 года до 3-5 лет, показатели более статичны, требуются результаты предварительного анализа, результаты расчетов и т.п.
  • Долгосрочное прогнозирование – срок более 3-5 лет, предметом прогнозирования могут быть показатели структурных элементов организации, города, национальной экономики в целом, процесс прогнозирования в этом случае длительный, а сами прогнозы складываются медленно, по мере накопления информации. Долгосрочные прогнозы служат основой разработки концепций, которые учитывают возможные резкие переломы сложившихся в прошлом тенденций, а также возможности усиления хаотичности и неопределенности.

Методы прогнозирования

Методы прогнозирования

Группа методов

Виды методов

1.

Неформальные методы

сбор вербальной информации

сбор и анализ письменных источников

тайный сбор сведений

2.

Количественные методы используются в случае, если имеются достаточные основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которая может продолжиться и в будущем, и когда достаточно информации для выявления таких тенденций

анализ временных рядов – основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение к оценке будущего, проводится с помощью таблицы или графика

причинно-следственное моделирование – прогнозирование путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными

3.

Качественные методы прогнозирования подразумевает прогнозирование будущего экспертами

мнение жюри – соединение и усреднение мнений экспертов в релевантных сферах, неформальная разновидность данного метода "мозговой штурм";

совокупное мнение экспертов однородный сферы – анализ мнений нескольких экспертов и синтез сводного вывода;

модель ожидания потребителя – прогноз, основанный на результатах опроса клиентов организации;

метод экспертных оценок – представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию на основе ознакомления с мнениями других экспертов, что позволяет сформировать аргументированное мнение.

Отдельно выделяют метод сценариев, который объединяет качественный и количественный подход в составлении прогнозов.

В рамках прогнозирования сценарий представляет собой стройную модель будущего развития событий, явлений, процессов, в рамках которой описываются возможные варианты с указанием вероятности их реализации.

Сценарий позволяет провести анализ динамически меняющейся системы, учесть отдельные детали и процессы, которые могут быть упущены при иных методах прогнозирования. Метод сценариев позволяет определять взаимосвязанные комплексы факторов, которые могут повлиять на объект прогнозирования, степень их влияния, а также характер реагирования на указанные факторы с учетом того, как именно следует принимать во внимание различные факторы в рамках сценарного прогноза.

Прогнозирование в государственном управлении и в системе управления предприятием

В условиях рыночной экономики роль прогнозирования заключается в обеспечении условий для реализации следующих возможностей:

1. Прогнозирование в государственном управлении:

  • оценить текущую ситуацию с позиций сопоставления различных тенденций, эволюционирующих процессов, разных точек зрения на природу возникающих явлений;
  • определить вектор развития, эволюции, изменения сложившейся ситуации в той или иной сфере государственного управления;
  • провести оценку потенциальных угроз и возможностей для текущей ситуации в конкретной сфере государственного управления, отрасли экономики, направлении экономической деятельности;
  • выявить перспективы дальнейшего развития ситуации и определить вероятные направления конкретных действий в рамках области объекта прогнозирования;
  • определить различные направления развития изменений в области объекта прогнозирования и оценить вероятность их реализации в рамках сделанного прогноза;

2. Прогнозирование в управлении предприятием:

  • оценить потенциальные угрозы текущей деятельности;
  • определить благоприятные возможности для будущего развития;
  • выявить возможные и наиболее целесообразные направления деятельности в рамках рационального поведения субъекта прогнозирования;
  • повысить уровень адаптации к меняющимся условиям внешней среды, на которые влиять напрямую или косвенно не представляется возможным.

Таким образом, прогноз представляет собой научно обоснованное суждение, имеющее вероятностный характер, касающееся состояния объекта прогнозирования в будущем, а также позволяющее определить возможные пути и сроки достижения такого состояния. Вместе с тем прогнозирование имеет ряд ограничений. В момент составления прогноза невозможно оценить его истинность или ложность, так как прогноз касается ненаблюдаемого события. Прогноз должен быть ограничен пространственными границами и отрезком времени. Прогноз должен поддаваться верификации, чтобы оценить его точность и надежность.

Объекты прогнозирования в управлении

В рамках науки управления в условиях рыночной экономики базовыми объектами прогнозирования выступают явления и процессы социально-экономического характера. При этом, в зависимости от природы прогноза, он может касаться объемов, структуры, условий, средств удовлетворения общественных потребностей, процессов производства и воспроизводства, темпов и пропорций развития макроэкономических процессов, микроэкономических тенденций, отдельных аспектов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, организации выполнения различных планов и задач. Таким образом, объекты прогнозирования в управлении определяются субъектом прогнозирования, которым может выступать конкретный хозяйствующий субъект или государство.

С точки зрения внутренней характеристики и природы прогнозируемого явления или процесса объектом прогнозирования в управлении выступает "процесс, система, или явление, о состоянии которого даётся прогноз, либо совокупность предметов, явлений и процессов, будущее состояние которых необходимо знать для обоснования принимаемого решения" [3]. Следовательно, прогнозирование осуществляется дол того, чтобы с определенной вероятностью и уверенностью осуществить познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

Объекты прогнозирования на макроэкономическом уровне включают, например, следующие процессы, показатели, явления:

  • валовой внутренний продукт;
  • валовой национальный продукт;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • платежный баланс;
  • инфляция;
  • безработица;
  • совокупный спрос на товары народного потребления;
  • колебания цен на группы товаров;
  • промышленное производство;
  • развитие отраслей экономики и др.

Объекты прогнозирования на микроэкономическом уровне включают ряд следующих показателей, относительно которых составляются прогнозы:

  • выручка предприятия;
  • прибыль;
  • себестоимость;
  • рентабельность;
  • производство;
  • численность персонала;
  • производительность труда и т.д.

Основными направлениями в отношении объектов прогнозирования в рамках управления выступают:

  • экономическое прогнозирование – оценка будущего состояния экономических факторов, влияющих на те или иные процессы;
  • технологическое прогнозирование – оценка уровня технологического развития, прогнозируемые изменения в технологических укладах, влияние технологий на те или иные социально-экономические процессы;
  • конкурентное прогнозирование – определение возможных изменений и дальнейшей стратегии деятельности конкурентов, как на уровне государств, так и на уровне отдельных рынков или предприятий;
  • социальное прогнозирование – оценка изменений в социальных установках людей, общественных запросах и потребностях;
  • демографическое прогнозирование – охватывает движение населения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень и структуру занятости населения и др.
  • специальное прогнозирование – охватывает различные области, косвенно влияющие на явления и процессы в рамках управления, например, прогнозы изменения экологической обстановки, потребности в природных ресурсов, их использования, а также касающиеся различных сфер общественного воспроизводства;
  • объемное прогнозирование – прогноз факторов, которые могут оказать влияние на количественные показатели.

С точки зрения масштабов прогнозирования объектами прогнозирования в управлении могут выступать следующие:

  • макроэкономические прогнозы – государство в целом, определенные сферы государственного управления и социально-экономической деятельности;
  • структурные прогнозы – межрегиональные, межотраслевые факторы, показатели и т.п.;
  • отраслевые прогнозы – объектом выступает отрасль экономики;
  • региональные прогнозы – объектом является регион страны;
  • прогноз первичных звеньев экономики – объектом является предприятие, организация, домохозяйство;
  • глобальные прогнозы – объект прогнозирования либо мир в целом, либо крупные мировые регионы и объединения.

Таким образом, объектами прогнозирования в управлении могут выступать макроэкономические и микроэкономические процессы и явления.

Литература

  1. Бабич Т.Н., Козьева И.А., Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Инфра-М, 2012. – 336 с.
  2. Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. – М.: Юрайт, 2015. – 544 с.
  3. Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального развития. / под ред. А.В. Коротаева. – М.: Либроком, 2012. – 488 с.