ODiplom // Экономика // 10.12.2016

Развитие авиационной промышленности России

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Экономика

Опубликовано: 10.12.2016

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Развитие авиационной промышленности России [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Анализ государственной программы РФ "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы"

Государственная программа Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. №2509-р (в ред. от 15.04.2014 г. №303).

Цель данной программы определена следующим образом: "Создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники".

Исполнителем программы является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Паспорт государственной программы представлен на портале государственных программ: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/19

Основные параметры программы развития авиационной промышленности

Источник финансирования: федеральный бюджет Российской Федерации.

Объем финансирования: почти 700 миллиардов рублей (~695,9 млрд.руб.)

Планируемые результаты:

  • достижение производительности труда на предприятиях авиационной промышленности в размере 14 500 тыс. рублей на человека в год
  • достижение 3,2% и 10,9% долей мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном самолетостроении соответственно
  • достижение 12% и 16,5% долей мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном вертолетостроении соответственно
  • сохранение статуса России как мировой авиационной державы
  • обеспечение авиационной промышленностью значительного вклада в ВВП страны, гарантия значительного числа высококвалифицированных рабочих мест и обеспечение перехода экономики России на инновационные рельсы развития
  • формирование конкурентоспособных и прибыльных корпораций мирового уровня в ключевых сегментах отрасли авиастроения
  • удовлетворение потребностей Российской Федерации в гражданских воздушных судах в значительной степени отечественными производителями
  • осуществление выхода на мировой рынок финальных интеграторов, интеграторов 1-го уровня, а также поставщиков 2–4-го уровней в ключевых сегментах авиастроения.

Анализ целей программы

Развитие авиационной промышленности России

Самолетостроение

Завершение реструктуризации самолетостроительной отрасли предполагает следующий механизм реализации:

  1. Выделение субсидий российским организациям самолетостроения на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлекаемым с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации на финансирование проектов по оптимизации и модернизации структуры их активов и систем управления. Это позволит повысить уровень эффективности функционирования предприятий отрасли самолетостроения.
  2. Выделение субсидий организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области самолетостроения, на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным с предоставлением в 2010 году государственных гарантий Российской Федерации. Это позволит снизить объемы долговых обязательств компаний самолетостроительной отрасли.

Реализация данных мер позволит

  • повысить рентабельность активов предприятий отрасли самолетостроения;
  • повысить рентабельность продаж предприятий самолетостроительной отрасли;
  • увеличить выручку предприятий отрасли самолетостроения, а также повысить производительность труда на предприятиях до целевых значений к 2025 году.

Достижение данной цели позволит в дальнейшем участвовать в конкурентной борьбе за расширение присутствия российской продукции самолетостроения на мировом рынке, обеспечивая более выгодные позиции предприятиям России по сравнению с зарубежными конкурентами.

Расширение присутствия организаций отрасли самолетостроения на рынке должно быть достигнуто за счет следующих мероприятий:

  1. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по расширению семейства региональных самолетов. Это в среднесрочной и долгосрочной перспективе позволит обеспечить расширение присутствия на рынке гражданского самолетостроения и создать условия для наиболее эффективного представления российской продукции самолетостроения.
  2. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по доработке самолета "Сухой Суперджет 100". Это позволит осуществить выход на рынок с современным региональным самолетом.
  3. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации проекта создания ближне-среднемагистрального самолета МС-21. Это позволит обеспечить выход на рынок с современным узкофюзеляжным самолетом.

Реализация данных мер позволит

  • увеличить количество поставляемых гражданских самолетов на внешний рынок;
  • увеличить количество поставляемых гражданских самолетов на внутренний рынок;
  • повысить долю российских производителей гражданских самолетов на мировом рынке;
  • существенно повысить количество поставленных региональных воздушных судов и количество поставленных узкофюзеляжных самолетов.

Развитие глобальной сервисной сети и системы послепродажного обслуживания самолетов планируется осуществлять за счет следующих мероприятий:

  1. Предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию проектов по созданию сети авиационных сервисных центров, оказывающих поддержку по системе "24/365" на глобальном уровне.
  2. Расширение программ сервисного обслуживания по комплексному принципу реализации согласно действующим нормам в сфере гражданской авиации.
  3. Стимулирование развития сервисного обслуживания в зарубежных аэропортах как с международным статусом, так и регионального и внутреннего значения.

Совокупная реализация данных мер направлена на достижение проективных показателей авиационной промышленности в сфере самолетостроения.

Основной задачей в связи с этим является повышение конкурентоспособности отечественных воздушных судов за счет создания развитой сети послепродажного обслуживания.

Результативность реализации цели развития глобальной сервисной сети и системы послепродажного обслуживания самолетов позволит существенно увеличить в авиационных сервисных центрах, оказывающих поддержку по системе "24/365" на глобальном уровне, объемы оказываемых сервисных услуг в денежном выражении.

Обеспечение потребностей Российской Федерации в гражданской авиатехнике в значительной степени за счет отечественной продукции самолетстроительной отрасли является комплексной целью, которую планируется достичь за счет реализации следующих мероприятий:

  1. Приоритетная разработка вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа. Это позволит создать условия и обеспечить выход на рынок с современным истребителем 5-го поколения.
  2. Интенсификация разработок в сфере гражданской авиации на принципах приоритета отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых моделей современных самолетов.

Косвенное влияние на достижение данной цели окажут следующие мероприятия:

  • Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по доработке самолета "Сухой Суперджет 100".
  • Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации проекта создания ближне-среднемагистрального самолета МС-21.
  • Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по расширению семейства региональных самолетов.

Реализация данной цели позволит увеличить количество поставленных военных, специальных и транспортных самолетов на внутренний рынок, а также повысить количество поставленных на внутренний рынок гражданских самолетов различного назначения.

Вертолетостроение

Завершение реструктуризации вертолетостроительной отрасли предполагает следующий механизм реализации:

  1. Выделение субсидий российским организациям вертолетостроения на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлекаемым с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации на финансирование проектов по оптимизации и модернизации структуры их активов и систем управления.
  2. Выделение субсидий организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области вертолетостроения, на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам.

Реализация данных мер позволит повысить уровень эффективности функционирования предприятий вертолетостроения и существенно снизить объемы их долговых обязательств.

Кроме того, данные меры обеспечат условия для:

  • повышения рентабельности активов предприятий вертолетостроения;
  • повышения рентабельности продаж предприятий вертолетостроения.

В результате, будут созданы условиях, использование которых позволит в дальнейшем участвовать в конкурентной борьбе за расширение присутствия вертолетов российского производства на мировом рынке.

Расширение присутствия организаций отрасли вертолетостроения на рынке вертолетов, согласно программе, должно быть достигнуто за счет следующих мероприятий:

  1. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках завершения проекта создания вертолета Ми-38.
  2. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту разработки и создания перспективного скоростного вертолета.
  3. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию перспективного легкого вертолета взлетной массой 2,5 тонны.
  4. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту разработки и создания перспективного легкого многоцелевого вертолета взлетной массой 4,5 тонны.

Реализация данных мер позволит осуществить выход новой продукции вертолетостроительной отрасли России на мировой и внутренний рынок. Кроме того, это позволит расширить присутствие на рынке вертолетостроения в сегменте средних многоцелевых вертолетов, а также вывести на рынок перспективные модели вертолетов с заявленными техническими характеристиками.

Реализация данной цели позволит улучшить следующие показатели:

  • Количество поставленных гражданских вертолетов на внешний и внутренний рынок
  • Количество поставленных военных вертолетов на внешний и внутренний рынок
  • Доля российских производителей военных и гражданских вертолетов на мировом рынке

Развитие глобальной сервисной сети и системы послепродажного обслуживания вертолетов планируется осуществлять за счет мероприятий, аналогичных мерам для самолетостроительной отрасли:

  1. Предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию проектов по созданию сети авиационных сервисных центров, оказывающих поддержку по системе "24/365" на глобальном уровне.
  2. Расширение программ сервисного обслуживания по комплексному принципу реализации согласно действующим нормам в сфере гражданской авиации.
  3. Стимулирование развития сервисного обслуживания в зарубежных аэропортах как с международным статусом, так и регионального и внутреннего значения.

Основной задачей в связи с этим является повышение конкурентоспособности отечественных воздушных судов за счет создания развитой сети послепродажного обслуживания.

Обеспечение потребностей Российской Федерации в гражданской авиатехнике в значительной степени за счет отечественной продукции отрасли вертолетостроения является комплексной целью, которую планируется достичь за счет реализации следующих мероприятий:

  1. Приоритетная разработка вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа.
  2. Интенсификация разработок в сфере создания перспективных моделей вертолетов на принципах приоритета отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  3. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках завершения проекта создания вертолета Ми-38.
  4. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту разработки и создания перспективного скоростного вертолета, а также разработки и создания перспективных легких перспективных вертолетов взлетным весом 2,5 и 4,5 тонны.

Решение задачи расширения поставок продукции предприятий вертолетостроения на внутренний рынок обеспечивается по нескольким направлениям:

  • содействие продвижению на рынок авиационной техники серийно производимых вертолетов;
  • реализация потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя вертолетной техники;
  • государственная поддержка и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию вертолетов нового поколения.

Авиационное двигателестроение

Завершение реструктуризации отрасли авиационного двигателестроения предполагает использование следующего механизма реализации:

  1. Взнос в уставной капитал ОАО "ОПК "Оборонпром" на финансирование стартовых убытков ОАО "НПО "Сатурн" (г. Рыбинск, Ярославская область).
  2. Взнос в уставной капитал ОАО "ОПК "Оборонпром" в целях уплаты процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации Внешэкономбанк на рефинансирование кредитного портфеля ОАО "НПО "Сатурн" (г. Рыбинск, Ярославская область).
  3. Взнос в уставной капитал ОАО "ОПК "Оборонпром" в целях финансирования инвестиционной программы по увеличению серийности производства двигателей SaM146.

Реализация данных мер позволит повысить уровень эффективности функционирования предприятий занимающихся авиационным двигателестроением и существенно снизить объемы их долговых обязательств.

В рамках реализации данной цели запланированными в программе показателями являются повышение чистой рентабельности продаж компаний отрасли авиационного двигателестроения и объемов выручки от продажи продукции отрасли авиационного двигателестроения в целом, а также ориентация на интенсификацию дальнейшего развития стратегической отрасли.

Непосредственным результатом реализации данной цели станет также снижение стоимости реализации проекта создания двигателя для регионального самолета.

Выход на мировой рынок предприятий отрасли авиационного двигателестроения в качестве поставщиков компонентов 2-4-го уровня согласно программе, осуществляется за счет следующих мероприятий:

  1. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках проекта разработки и создания семейства двигателей для среднего и скоростного вертолетов.
  2. Субсидии российским организациям отрасли авиационного двигателестроения на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлекаемым с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации на финансирование работ, связанных с реализацией проекта по выходу на мировой рынок в качестве поставщика компонентов 2-4 уровня.
  3. Развитие центров компетенций по литью, лопаткам и камерам сгорания.
  4. Субсидирование реализации компаниями отрасли конкретных проектов по выходу на мировой рынок предприятий отрасли авиационного двигателестроения в качестве поставщика компонентов 2-4 уровня.
  5. Субсидирование первичных продаж новых продуктов отрасли в рамках конкретных проектов по выходу на мировой рынок в качестве поставщика 2-4 уровня.

В совокупности этим мероприятиям будет сопутствовать реализация комплексных мер связанных с проектными программами на уровне отдельных предприятий в рамках расширения доли российских производителей военных авиационных двигателей и компонентов на мировом рынке за счет представления компонентов 2-4-го уровня. В результате предприятия отрасли авиационного двигателестроения смогут выйти на рынок с принципиально новой продукцией компонентов 2-4-го уровня.

Выход на мировой рынок с конкурентоспособными авиационными двигателями, как комплексная цель, планируется осуществить за счет реализации следующих мероприятий:

  1. Субсидии российским организациям на возмещение части затрат на проведение сертификации двигателей для гражданской авиации семейства ПД-14 по стандартам Европейского агентства авиационной безопасности. Это позволит обеспечить условия выхода на рынок с современным сертифицированным двигателем для гражданских самолетов.
  2. Взнос в уставной капитал ОАО "ОПК "Оборонпром" (г. Москва) в целях уплаты купонного дохода по облигационным займам, привлекаемым ОАО "ОПК "Оборонпром" с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации на финансирование работ, связанных с реализацией проекта создания перспективных двигателей для гражданской авиации ПД-14, ПД-14А, ПД-14М, ПД-10. Это позволит обеспечить снижение стоимости реализации проекта создания перспективных двигателей для гражданской авиации.
  3. Субсидии российским организациям отрасли авиационного двигателестроения с целью субсидирования первичных продаж новой продукции.
  4. Выполнение НИОКР в рамках проекта по разработке двигателя ПД-14 и его сертификации.
  5. НИОКР по разработке и созданию семейства двигателей для среднего и скоростного вертолетов

Реализация данной цели позволит обеспечить увеличение объёмов экспорта двигателей для военных воздушных судов и компонентов, за исключением двигателей и компонентов, поставляемых на экспорт в составе отечественных воздушных судов. А также представить конкурентоспособные современные двигатели для гражданской авиации и гражданских вертолетов.

Авиационное агрегатостроение и авионика

Завершение реструктуризации и технологической модернизации компаний отраслей авиационного агретостроения и приборостроения планируется осуществить за счет реализации следующих мероприятий:

  1. Субсидии российским организациям в сфере разработки, производства и послепродажного обслуживания систем и агрегатов самолетов и вертолетов гражданского и военного назначения на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлекаемым с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации на финансирование проектов по оптимизации и модернизации структуры их активов и систем управления.
  2. Субсидии российским организациям в сфере создания и производства авиационного бортового электронного оборудования на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлекаемым с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации на цели реализации проектов по оптимизации и модернизации структуры активов и систем управления.
  3. Субсидирование реализации предприятиями отраслей авиационного агретостроения и приборостроения проектов по оптимизации и модернизации структуры их активов и систем управления.

Реализация данных мер позволит обеспечить повышение эффективности функционирования организаций отраслей авиационного агретостроения и приборостроения, производительности труда на предприятиях отраслей авиационного агретостроения и приборостроения, а также увеличить рентабельность продаж авиационных агрегатов и авионики российского производства.

Выход на мировой рынок предприятий отраслей авиационного агретостроения и приборостроения в качестве поставщиков агрегатов и приборов 2-4 уровня согласно программе планируется осуществить за счет реализации следующих мероприятий:

  1. Субсидии российским организациям отрасли авиационного агрегатостроения на компенсацию части затрат на реализацию проектов по выходу на мировой рынок в качестве поставщика компонентов и агрегатов 2-4-го уровня.
  2. Получение международной сертификации и регистрацию, приобретение прав, объектов интеллектуальной собственности в сфере авиационного агретостроения и внедрение сертификатов авионики.
  3. Субсидии российским компаниям авиационного приборостроения на компенсацию части затрат на реализацию проектов выхода предприятий отрасли на мировой рынок в качестве поставщиков компонентов 2-4-го уровней.
  4. Субсидирование реализации компаниями отрасли конкретных проектов по выходу на мировой рынок предприятий отраслей авиационного агретостроения и приборостроения в качестве поставщика компонентов 2-4 уровня.

Реализация данных мер связана с комплексом направлений развития системы продаж агрегатов и авионики:

  • расширение продаж компонентов для агрегатов для гражданских и военных воздушных судов иностранным агрегатостроителям;
  • расширение продаж компонентов для гражданских и военных воздушных судов иностранным производителям авиационных систем.

В результате предприятия отраслей авиационного агрегатостроения и приборостроения выйдут как компонентов 2-4-го уровня.

Выход компаний отраслей авиационного агретостроения и приборостроения на мировой рынок в качестве интеграторов 1 уровня планируется осуществить за счет реализации следующих мероприятий:

  1. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по формированию компетенций, необходимых для выполнения функций интегратора 1-го уровня в проектах создания перспективной авиационной техники.
  2. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию комплексов бортовой аппаратуры на основе интегрированной модульной авионики, необходимых для формирования компетенций, позволяющих выполнять функции интегратора 1-го уровня на мировой рынок.
  3. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию комплексов бортовой аппаратуры на основе интегрированной модульной авионики для перспективных самолетов.
  4. Субсидирование реализации компаниями отрасли конкретных проектов по выходу на мировой рынок предприятий отрасли авиационного двигателестроения в качестве поставщика компонентов 2-4 уровня.
  5. Субсидирование первичных продаж новых продуктов отрасли в рамках конкретных проектов по выходу на мировой рынок в качестве поставщика 2-4 уровня.

В совокупности этим мероприятиям будет сопутствовать реализация комплексных мер связанных с проектными программами на уровне отдельных предприятий в рамках расширения доли российских производителей авиационных агрегатов и авионики для военных и гражданских воздушных судов на мировом рынке за счет представления интегрированных агрегатных комплексов и интегрированной модульной авионики.