Развитие бюджетной политики России

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Финансы и кредит

Опубликовано: 07.12.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Развитие бюджетной политики России [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Развитие бюджетной политики в России является отражением её особого исторического пути.

Развитие бюджетной политики России

Бюджетная политика Российской Федерации представляет собой сложный и многогранный механизм, направленный на стабилизацию социальных и экономических процессов в РФ.

Начало развития бюджетной политики в Древней Руси соответствовало тогдашнему уровню:

  • Князь занимался управлением государственными финансами;
  • Доходы поступали в казну в натуральной и денежной форме;
  • Расходы из казны осуществлялись в соответствии с указами князя;
  • Финансы государства и личные финансы князя были смешаны.

В XV веке при Иване III созданы органы государственного управления – приказы, позже появляются "сметные списки", в которых подробно расписываются доходы и расходы.

На 1679-1680 года была составлена первая роспись доходов и расходов, в которой было зафиксировано финансовое положение дел в российском государстве.

После октябрьской революции в бюджетной сфере России возникли серьезные проблемы, вызванные всеобщим хаосом и неразберихой. Это ставило под сомнение жизнеспособность нового государства. Только в 1918 году была принята Конституция, которая регламентировала бюджетную политику государства.

Очень важным этапом развития бюджета в СССР стала налоговая реформа 1930 -1932 года. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и по сей день.

Ключевым этапом формирования полноценной бюджетной системы СССР является принятие Конституции 1936 года, которая усилила централизацию народного хозяйства и финансов государства. А в 1938 году в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

В 1966 году перестроены платежи из прибыли в бюджет в целях повышения заинтересованности работников предприятий в расширении и повышении эффективности производственных процессов.

В СССР был накоплен значительный опыт по формированию бюджетов в соответствии с планируемыми результатами государственной политики в социальной сфере и экономике. Бюджетный процесс предусматривал в первую очередь планирование социально-экономического развития в отраслевом и территориальном аспектах, а уже затем – распределение бюджетных ресурсов в непосредственной увязке с запланированными показателями. 31 октября 1990 г. принят Закон "О формировании бюджетов в РСФСР в 1991 году", который определил принцип формирования бюджетов в Российской Федерации.

После того, как распался СССР, произошли серьезные изменения в бюджетной системе и бюджетной политике государства. В силу высокого уровня нестабильности в социально-экономической сфере начиная с 1991 по 2000 год включительно правительство Российской Федерации не могло внедрить в практику долгосрочное бюджетное планирование. Однако, именно после 1991 года были предприняты серьезные шаги по созданию бюджетной системы способствующей реализации бюджетной политики отвечающей требованиям рыночной экономики.

12 декабря 1993 г. в Российской Федерации была принята Конституция, которая закрепила трехуровневую бюджетную систему. Кроме того, в основном законе нашли закрепление также основополагающие полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области бюджета.

Бюджетное законодательство 90-х гг. XX в. состояло из отдельных законов и подзаконных актов, без единого понятийного аппарата.

Финансовый кризис 1998 года показал хрупкость и ненадежность сложившейся системы государственных финансов. Неспособность государства рассчитаться по внешнему долгу без ущерба для собственного бюджета стала толчком для девальвации рубля и серьезного экономического кризиса. В таких кризисных стартовых условиях в начале 2000-х годов требовалась крайне осторожная и взвешенная бюджетная политика.

Важной вехой в развитии бюджетной политики является принятие Бюджетного кодекса РФ 31.07.1998 № 145-ФЗ, который вступил в силу лишь 01.01.2000 г.

Мировой финансовый и экономический кризис 2008 г. потребовал изменения в подходах к функциональной реализации бюджетной политики. Наиважнейшим приоритетом стал критерий эффективности управления финансовыми ресурсами бюджета. В 2009 году это было отражено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации. Также данная задача была закреплена в следующих нормативных актах:

  • Распоряжение правительства Российской Федерации "Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансовой, банковской и социальной сферах субъектов РФ" №806-р
  • Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"

Развитие бюджетной политики после 2008 года проходило под влиянием реализуемых мер по стабилизации национальной экономической системы на макроуровне.

Кризис 2008 года бросил новые вызовы бюджетной политике. Пришлось перейти на так называемый "ручной режим" корректировки её роли и функций. Дефицит бюджета был подтверждён в 2010 и 2012 гг., а также в 2013 г. Сократились показатели качества бюджетной политики в сфере доходов и расходов.

Однако под влиянием нормативно-правовых актов значительно сократилось время на рассмотрение и приятие бюджета. Федеральный бюджет на 2012-2014 гг. формировался в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения государственных услуг, оказываемых федеральными учреждениями на основе государственных заданий, программно-целевого принципа деятельности органов государственной власти, продолжения децентрализации полномочий. Правительством РФ была одобрена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". И одним из элементов принципа открытости является обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на едином портале бюджетной системы РФ.

Со второй половины 2014 года отечественная экономика столкнулась с резким изменением внешних условий. Это вызвало серьезные изменения в бюджетной политике и проблемы в сфере финансирования социальных программ, образования и искусства.

Вывод

Бюджетная политика России прошла серьезный путь от княжеской казны до серьезного механизма, регулируемого сложной системой институтов и обладающей достаточно прочной нормативно-правовой базой.

Если обратиться к процессам развития бюджетного законодательства уже после 2000 года, то становится очевидным, что бюджетная политика государства становится более отлаженной и многогранной.