ODiplom // Экономика // 14.01.2013

Развитие малого предпринимательства в РФ

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Экономика

Опубликовано: 14.01.2013

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Развитие малого предпринимательства в РФ [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В статье приведен базовый перечень направлений совершенствования развития малого предпринимательства в России.

Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы 90-х при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Быстрый темп развития предпринимательства ставит перед Россией задачи, которые можно решить, соединяя наши преимущества в виде интеллектуальных ресурсов с достижениями экономики. Эта тема тем более актуальна в контексте участия России в ВТО. Нам нужно принять меры по государственной защите российского малого бизнеса.

Развитие малого бизнеса, в том числе наукоемкого, на региональном уровне без внимания со стороны федеральных властей затруднено. Производственный бизнес, в отличие от торгового, по природе не может быть "сливочным": "быстрых" денег здесь не бывает и поиски инвесторов и кредитов связаны с большими трудностями. В частности сложившаяся российская банковская система никак не стимулирует развитие малого предпринимательства. В лучшем случае можно получить "короткие" деньги на операцию "купи-продай". А вот кредиты на несколько лет для начинающих "с нуля" предпринимателей практически недоступны. Ведь новоиспеченному бизнесмену нечего заложить, кроме собственной квартиры, да и то, если она имеется. Нужны совершенно новые, неординарные залоговые механизмы, новые принципы финансирования малого бизнеса.

Сущность и роль малого предпринимательства в экономической системе

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). Также под малым предпринимательством понимается "деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником".

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как "весьма малые", до 99 человек как "малые", от 100 до 499 человек как "средние" и свыше 500 как "крупные".

В соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 № 209-ФЗ критерий средней численности работников определяется следующим образом:

- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

- до ста человек включительно для малых предприятий;

- среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.

Субъектом малого бизнеса в соответствии с законом считается компания (или предприниматель), средняя численность работников которой не превышает 100 человек.

Для организаций есть еще одно условие: суммарная доля государства, иностранных компаний или граждан, различных общественных или благотворительных объединений, других компаний, не являющихся малыми, в уставном капитале не должна превышать 25 процентов.

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

- численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

- вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

- вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

- ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

- насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

- навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

Положительным фактором деятельности субъектов малого предпринимательства является рост среднесписочной численности работников.

Усиление роли малых предприятий в экономике страны обеспечивается увеличением объемов производства продукции (работ, услуг). Эти данные свидетельствуют о росте эффективности деятельности малых предприятий.

Повышение роли малых предприятий в экономике страны определяется также ростом инвестиций в основной капитал малых предприятий.

Деятельность малых предприятий характеризуется более высоким уровнем производительности труда, особенно на малых предприятиях промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и на малых строительных предприятиях. На малых промышленных предприятиях производительность труда превысила достигнутую производительность в среднем в промышленности на 30%.

Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.

Поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

- формирование конкурентных условий, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

- содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

- привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

- более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

- активизация научно-технического прогресса;

- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

- содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики РФ.

Проблемы малого предпринимательства в РФ

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ малого предпринимательства.

  • сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
  • низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе.
  • негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
  • неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.
  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия в сложное положение. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

За отчетный период факторами, ограничивающими рост производства у малых предприятий промышленности, были отсутствие и изношенность оборудования; недостаточный спрос на внутреннем рынке, общая экономическая и политическая нестабильность, недостаточный спрос на внешнем рынке, высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий, высокая конкуренция со стороны зарубежных предприятий. Факторы, ограничивающие рост производства у малых предприятий промышленности, приведены в таблице.

Факторы, ограничивающие рост производства у малых предприятий промышленности

№ п/п

Наименование факторов

базовый год.

отчетный год.

3 кварт.

4 кварт.

1 кварт.

2 кварт.

1

Отсутствие и изношенность оборудования

31

30

31

29

2

Недостаточный спрос на внутреннем рынке

35

36

37

37

3

Общая экономическая и политическая нестабильность

29

28

28

25

4

Недостаточный спрос на внешнем рынке

5

5

5

5

5

Высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий

38

38

38

39

6

Высокая конкуренция со стороны зарубежных предприятий

6

6

6

6

7

Ограничений нет

5

5

10

10

Совершенствование институциональных основ развития малого предпринимательства

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы).

Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, позволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств.

Законодательными и нормативными актами формируется система экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям субъектов малого предпринимательства, устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся в действие некоторые преграды существованию незаконного предпринимательства, лжепредпринимательства. Одновременно законодательными актами должны устанавливаться меры защиты субъектов предпринимательства от внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти на разных уровнях. Чтобы предпринимательство в России успешно развивалось, государство (в лице РФ, субъектов РФ и местного самоуправления) должно поддерживать законное, инновационное предпринимательство, становление которого – важное условие экономического роста.

Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. "Большое препятствие для дальнейшего развития малого предпринимательства состоит в том, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими".

В целях совершенствования институциональных основ функционирования малого предпринимательства следует провести ревизию действующего законодательства для ликвидации избыточных функций органов власти по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью предприятий малого бизнеса и оптимизировать нормативные правовые основы государственного регулирования малого предпринимательства со стороны государства.

Для уменьшения уровня административных барьеров и упорядочения деятельности контролирующих и инспектирующих органов следует:

- создать единую нормативную правовую базу, позволяющую унифицировать подходы федеральных и региональных властей по сокращению и недопущению создания новых административных барьеров, а также по вопросам снижения налогового бремени;

- осуществлять регулирование преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не в подзаконных актах; отменить подзаконные акты, препятствующие развитию малого предпринимательства и нарушающие положения действующих законов, в том числе в сферах лицензирования видов деятельности, сертификации продукции, регистрации юридических лиц, аренды помещений и землеотвода;

- ввести ответственность должностных лиц за действия (бездействие), препятствующие созданию и деятельности малых предприятий, а также обязанность по возмещению ущерба, возникшего в связи с превышением должностными лицами полномочий при проведении проверок;

- установить упрощенную процедуру ликвидации малых предприятий, не имеющих кредиторской задолженности;

- законодательно закрепить безвозмездность проведения обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ;

- установить ограничения на принятие органами государственного контроля (надзора) решений об остановке производственной деятельности малого предприятия при выявлении нарушений;

- установить ограничения по видам нарушений, по которым проверяющие (контрольные) органы имеют право применять финансовые санкции;

- ввести дифференцированные размеры штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних; исключить практику установления контролирующими органами "вилок" для величин взимаемых штрафов, практическое применение которых не должно иметь жесткого регламента.

Для оптимизации работы по реализации перечисленных мер сформировать в Общественном совете предпринимателей при Правительстве РФ секцию малого предпринимательства с возложением на нее функций проведения ревизии действующего законодательства и предварительной общественной экспертизы всех проектов правовых и нормативных документов по вопросам развития и регулирования малого предпринимательства. Ввести в состав Межведомственной комиссии при Правительстве РФ по устранению административных барьеров в отношении малого предпринимательства представителей объединений предпринимателей, отстаивающих интересы малого предпринимательства. Аналогичные меры следует реализовать и на региональном уровне.

Совершенствование государственной поддержки малого предпринимательства

Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике дополнительную стабильность.

В России уже созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны. К данным предпосылкам относятся:

- традиционно высокий уровень предпринимательских способностей граждан;

- конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;

- законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;

- наличие (находящихся на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;

- достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства способны стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

Целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

- повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий: рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса – базы политической стабильности;

- повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, уплата налогов), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Для достижения цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:

- формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;

- финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;

- формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

- повышения эффективности деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.

Существует необходимость снижения налогового бремени, применения упрощенных процедур налогообложения и представления отчетности, создания благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) развития малого предпринимательства. Необходимым условием является улучшение налогового климата для субъектов малого предпринимательства. Это должно быть обеспечено путем разработки и введения в действие соответствующих глав специальной части НК РФ, регламентирующих применение следующих видов систем налогообложения субъектов малого предпринимательства: упрощенной системы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей и системы налогообложения для определенных видов деятельности (единый налог на вмененный доход). При этом НК РФ не должен содержать норм, напрямую обязывающих субъекты малого предпринимательства переходить на указанные системы налогообложения. Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности должны стать валовая выручка или совокупный доход (по выбору самого налогоплательщика), полученные за отчетный период.

В целях расширения возможностей доступа малых предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, следует организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:

- содействие созданию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства под инвестиционные проекты субъектам малого предпринимательства;

- разработка действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями; апробация такого механизма в отдельных субъектах РФ с последующим анализом эффективности и выработкой предложений по внедрению на всей территории РФ;

- субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;

- внедрение в сфере малого предпринимательства типовых схем финансовой аренды (лизинга);

- содействие в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес;

- развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства;

- развитие системы формирования кредитных историй предприятий (в том числе малого бизнеса) специализированными организациями (кредитными бюро) в целях упрощения доступа малых предприятий к кредитам коммерческих банков.

Реализация данных мер позволит существенно улучшить государственную поддержку развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Выводы

Малый бизнес в России уже стал значимым социальным сектором. Он кормит семьи мелких предпринимателей, снимая тем самым нагрузку с государственного бюджета на содержание армии безработных.

Кроме того, малый бизнес в настоящее время – самый перспективный сектор экономики. Он держится на свежих идеях, предприимчивости. Когда мы определяем, что может быстро вывести нас из кризиса, что обеспечит большое количество рабочих мест, стабильные налоги и экономический рост, что предоставляет широкие возможности для молодежи, ответ один: это малый бизнес.

Однако существует немало препятствий для динамичного развития малого бизнеса. Во-первых, этому мешает нестимулирующая налоговая система. Во-вторых, труднодоступность кредитов. В-третьих, пресловутые административные барьеры. В-четвертых, негибкая политика в области лизинга и использования государственной собственности. Ну, а в-пятых, менталитет российского чиновника, который привык работать с размахом на крупные проекты и мелкий бизнес ему просто неинтересен.

Государственная власть обязана эти вопросы снимать, чтобы создавать условия для свободного саморазвития малого предпринимательства.

Развитие российского бизнеса вообще и малого в частности тормозится существующей налоговой системой. Видимо, в ближайшее время не может идти речи о резком снижении налогового бремени на малый бизнес. Но можно приветствовать оптимизацию налогового законодательства.

Развитию малого бизнеса мешает не отвечающая требованиям времени сложившаяся структура. В России основную долю малого предпринимательства составляет торговый бизнес, далее по убывающей следуют переработка сельскохозяйственного сырья, услуги всех видов, промышленное производство, строительство и, наконец, наукоемкий бизнес.

В российском обществе возможны любые реформы, если есть слой инициативных, предприимчивых, способных к инновациям людей. Задача государства – поддержать их. Это нужно сделать не потому, что они просят нас об этом, не потому, что правительство обладает властью, а потому что это – правильно.

Литература

1. Авдеев С.В. Основы бизнеса. – М.: Юрайт, 2005.

2. Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанова Т.П. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Инфра-М, 2006.

3. Блинов А.С. Малое предпринимательство: Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2006.

4. Булатов А.С. Экономика 3-е издание переработанное и дополненное.- М.: БЭК, 2007.

5. Бусыгин А.В. Предпринимательство: учебник. – М.: Инфра-М, 2006.

6. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Дашков и К, 2007.

7. Гандилов В.И. Правовые проблемы малого предпринимательства. – М.: Экзамен, 2005.

8. Горфинкель В.Я. Малый бизнес. – М.: Юнити, 2006.

9. Горфинкель В.Я. Предпринимательство: учебник для вузов. – М,: Юнити-Дана, 2006.

10. Гуськов С.В. Организация предпринимательской деятельности. М.: Инфра-М, 2005.

11. Лялин В.Е., Ляшенко В.И., Павлов К.В., Хахулин В.В. Развитие малого предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт. – М.: Инфра-М, 2006.

12. Малое предпринимательство в России. 2006: Стат. сборник. – М.: Росстат, 2006.

13. Малое предпринимательство. Сб. норм. акт. – М.:Приор, 2006.

14. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити, 2006.

15. Райзберг Б.А. Основы бизнеса. – М.: Ось, 2006.

16. Рунов А.В. Социально-экономические факторы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. – СПб.: Питер, 2006.

17. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2007.

18. Торкановский Е.М. "Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России" // Бизнес и политика – 2006 г. № 3-4 с. 53-56.

19. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. – М.: Инфра-М, 2006.

20. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. – М.: Вита-Пресс, 2005.