Реализм и судьба человечества через призму творчества Шолохова

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 05.11.2015

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Реализм и судьба человечества через призму творчества Шолохова [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Столкновение реализма и судьба человечества в произведениях Шолохова.

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году на хуторе Кружилин, сегодня это Шолоховский район Ростовской области, и умер в 1984 году на станице Вёшенская Ростовской области. Шолохов – Великий советский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, Сталинской премии, Ленинской премии, был академиком Академии Наук СССР, дважды удостоился звания Герой Социалистического Труда, а в армии дослужился до звания полковника.

На первый взгляд, Шолохов был сугубо региональным писателем, не покидавшим свой родной край, однако так только кажется... В своем творчестве Михаил Шолохов смог выйти на уровень мировых проблем и человеческой истории, а его произведения издавались в разных странах и прочитаны миллионами людей.

Стойкий гуманизм, неизбывная вера в Человека, способного преодолеть жесточайшие трудности в подлинно трагических обстоятельствах и преодолеть несправедливость и зло, в том числе и внутри себя, чтобы утвердить свой идеал – вот характерные черты произведений Шолохова.

Художественный талант и народность Шолохова проявляются в его способности показать в судьбах своих героев основные конфликты времени, связать отдельного индивидуума с миром, а также продемонстрировать эпичность национального и мирового развития.

Произведения Шолохова, написанные в стиле социалистического реализма, в контексте исторического процесса убедительно показывают способность народных масс самим создавать историю. Как и многие великие писатели, Шолохов сумел обратиться через свои произведения в нашу современность.

Если учесть, что монументальные литературные достижения в стиле реализма приходятся на период до середины XX века, то романов уровня Шолохова после этого практически не было, хотя немало романистов написали хорошие произведения. Шолохов останется гигантом этого литературного направления.

Не поднимая местную и региональную проблематику до уровня мировых процессов, Шолохов создал произведения, которые были в одно и то же время обладали региональной, национальной и мировой спецификой. К таким темам можно отнести разные аспекты современности, например, трагедия потерянного поколения, проблема маленького человека в обществе, место индивидуума в общественно-историческом процессе и другие. Однако, произведения Шолохова написаны "просто" о человеке, следовательно, глубина исследования проблем неизмерима. Жанр романа же является наилучшим для художественного постижения мира и человечества. Романы Шолохова дают писателю перспективу выявления своего понимания действительности, что и является уникальной возможностью проследить судьбу человечества в масштабе мира.

Эпичность романа, предоставляя писателю перспективу раскрытия современности, накладывает и существенные ограничения, в том числе на порядок и определенную структуру произведения. Шолохов имел особое представление о порядке, иерархии ценностей и стремлениях Человека.

Реализм и судьба человечества через призму творчества Шолохова

Сегодня, когда современная действительность стала фрагментарной, противоречивой и полной ошибок восприятия, это приводит к проблемам клипового мышления, ограниченного кругозора, утрате собственного мировоззрения у отдельного человека и человечества в целом. Современные писатели склонны к фрагментарному представлению реальности, причем не только в собственных измышлениях, но и в публикуемых произведениях. Подмена понятий, политика допустимости недопустимого привела в свое время к кризису реализма. Если ранее художественные произведения считались читателями важными с точки зрения познания мира вокруг себя, то сегодня множество людей отказываются читать художественную литературу именно потому, что якобы "не доверяют ей", мыслят они примерно таким образом: "зачем читать все эти выдумки, если это заведомо неправда". В результате акцент смещается в сторону публицистики, рассказов на основе реальных событий, разной степени документальной литературы, произведений нехудожественной прозы, так называемой "литературы факта", а также низкопробных произведений актуализирующих отдельные события на микроуровне общественного процесса, например, детективы, биографические описания и иные "легкие произведения на основе реальности".

Ключевым аспектом и фундаментальной проблемой в данном случае является именно тот факт, что подобные произведения написаны "на основе реальности", а не отражают реальность в художественном понимании, как это делали в своих произведениях великие писатели. Американский современник Шолохова, У. Фолкнер, говорил по этому поводу, что "настоящая литература всегда правдивее самой правды, есть правда факта и правда сердца". Современные писатели, да и многие читатели, находясь под воздействием различных элементов массовой культуры, сегодня этого просто не понимают, к сожалению. Многие писатели отождествляют правду с фактами, не осознавая, что таким путем нельзя изобразить характеры и чувства героев. То, что сегодня человечество живет в информационно-технологической среде, подрывает веру в факт художественного изображения реальности. Телевидение и Интернет в плане информационно-художественного воздействия оказывают на человека крайне отрицательное влияние, опять же стимулируя клиповое мышление и фрагментарному восприятию. В результате, люди, страдающие такими отклонениями в восприятии, не способны осознавать информацию дольше, чем требуется на просмотр демотиватора, статуса, картинки, короткого клипа, заголовка новости и т.п.

Очевидно, что через такие средства получения информации человек не способен воспринимать мир и действительность, а в результате и развитие человечества в целом.

Следует отметить, что существует точка зрения, согласно которой люди, получающие информацию из телепрограмм развлекательного характера и Интернета, предпочитая их книгам, получают ровно столько культурной информации, сколько они, в принципе, могли бы откуда-либо почерпнуть, т.е. книги они читать не стали бы ни при каких иных условиях. С такой точкой зрения нельзя согласится, так как такое мировосприятие просто-напросто отучает людей думать. Процесс чтения же всегда стимулирует работу мысли и воображения.

Размышляя о данных проблемах сложно представить себе современника Шолохова, который тупо пролистывает картинки вконтакте, фотографии накаченных седалищных мышц или разглядывает демотиваторы, пытаясь познать окружающий мир.

Преобладание среди литературы биографических, документальных, приключенческих, детективных и т.п. произведений, наблюдаемое сегодня, отражает парадокс читательских запросов: с одной стороны, потребность в информации не уменьшается, а только растет, но, с другой стороны, время на получение искомой информации неизменно снижается. В результате, проблематика мирового уровня, судьба человечества, роль человека в общественно-историческом процессе сужается до регионального уровня. Таким образом, сегодня можно наблюдать в литературе процесс, обратный творчеству Шолохова и других писателей в стиле реализма. Для возрождения романа, реализма необходим возврат к традиционным повествовательным формам, отказ от экспериментов, повышению внимания к разработке характеров героев романа. Писатели же нынче выбирают темы попроще, сдобренные фактами, во многом, отказываясь от художественных приемов. Многие, предсказывая смерть роману, забывают, что такие мысли высказывались еще в XIX веке, однако этот жанр весьма молод, ему всего около двух веков, и, несомненно, будет развиваться дальше.

После смерти Шолохова, мощных писателей, которые подчиняли бы себе литературный процесс и художественный вымысел в своих произведениях, описывая действительность, просто не появлялось. Начиная, примерно, с начала 80 годов XX века центром развития романа стала Южная Америка. За тридцать с лишним лет южноамериканские писатели сформировали собственный уникальный подход к реализму, проложив новаторские пути в литературе, выпустив достаточно много сильных произведений в жанре романа. В других странах писатели упрощали традиции художественного вымысла, отказываясь от содержательных, смысловых, стилевых и повествовательных форм. Сегодня же требуется применение художественных приемов на совершенно ином жизненном материале. Стремительно меняющийся мир требует и новых подходов к его художественному познанию, гораздо более многогранных, чем те, что используются сейчас. Роман, являясь по своему содержанию наиболее интернациональной формой литературных произведений, постепенно универсализируется, а узкорегиональные особенности и проблемы будут ослабевать, уступая место универсальному человеческому опыту, что будет свидетельствовать о процессе развития, характерному для произведений Шолохова.

Наметившаяся было тенденция на утрату национальной самобытности в художественной литературе под воздействием глобальных информационно-коммуникационных процессов, должна сойти на нет. Писатели должны общаться к более широкой аудитории, чтобы приобретать, а не утрачивать уровень художественного познания человеческого развития. Через призму творчества Шолохова раскрывается судьба человечества, а не отдельных людей, поэтому и современные писатели должны выходить за пределы собственного опыта, используя художественные приемы для познания проблем, волнующих и жителей Африки, и России, и Китая, и Южной Америки, и Ближнего Востока, и Европы.

Однако, сегодня нужен иной тип мировосприятия, так как серьезную литературу читают не по той причине, что больше нечем заняться, нужен общественный стимул для художественного познания действительности, решения проблем через призму художественных приемов, что станет ответом на сегодняшние вызовы. Например, жизнь в большом городе, урбанистический опыт может послужить основой для множества проблем, которые способен затронуть и раскрыть современный роман. Преимущество реализма в данном случае позволит раскрыться писателю с талантом. На мой личный взгляд, все решает специфика художественного видения писателя, который использует художественные приемы для познания своего мироокружения, а также сам предмет воображения. Выбор конкретных приемов должен определяться целью наилучшего способа передать ощущения людей, находящихся в определенных ситуациях. Предмет художественного описания зачастую отражает концептуальное отношение к настроениям, которые преобладают в обществе. В результате судьба человечества на конкретном временном отрезке определяет и содержание романов, которые создают писатели в этот период.

За непривычностью произведений Шолохова для современников может обнаружиться логика и необходимость построения эпичной картины мира в контексте развития человечества. В моменты исторических кульминаций, как, например, наблюдаемый подъем России в мировой системе в 2014-2015 годах, поистине неисчерпаемый драматизм человеческих судеб, прочнейшими нитями вплетенных в судьбы народа и всего человечества, – возможности построения эпичной картины мира с помощью приемов художественного познания проблем, безусловно, безграничны. К образцу масштабности произведений Шолохова следует стремиться современным прозаикам, ведь где еще искать такой кажущийся недостижим образец, кроме как в классическом "Тихом Доне"? Разве что у Льва Николаевича... но не каждый способен написать такое произведение, как "Война и мир"... таких как Лев Толстой – больше нет.

Актуальность произведений Шолохова при изучении судьбы человечества в по-разному выражаемом чувстве относительной слабости человека. Это чувство можно увенчивать разными выводами, но суть его кроется в неуверенности человека перед лицом усложняющейся жизни.

Современный роман чаще всего не нравится тем, что слишком отстает самосознание героев, от действительного самосознания человека в мире в начале XXI века... потому и проблемы в современных романах являются искусственными или, по крайней мере, мелковатыми. Во вторую очередь, недовольство вызывает и стремление чересчур упорядочить реальность, формализовать ее, загнать в схему последовательных действий, тогда как при столкновении с истинной действительностью вся эта постройка разваливается, даже если под нее возведен вроде бы прочный фундамент из фактов, психологизма, социально-экономической мифологии, социальной насыщенности или тематической злободневности. В третью очередь, авторское присутствие в современном романе либо крайне навязчиво, дидактично, либо, напротив, совсем ослаблено. В результате художественные приемы, направленные на поиск правды, решение проблем, не используются, а пафос этической или философской глубины не поверку предстает только видимостью. При этом абсолютно неважно, чем обусловлена и создана эта глубина: объективным описанием или красноречием автора. В конце концов, отторжение вызывает и то, что изображаемый в современных произведениях мир не в меру специфичный, одноплановый, узкий. В результате дробления литературы на городскую, молодежную, политическую, детективную, приключенческую и т.п. – исчез простор романа, и нет больше большой истории, которая вовлекала бы в себя читателей.

Судьба человечества не волнует современных писателей ни отечественных, ни зарубежных. Традиционные и экспериментальные, жизнеподобные и гротескные, притчевые и фактографические романы – все они публикуются под знаком упадка, переживаемого ныне романа. Хотя должно быть наоборот: ведь для кого-то упадок означает конец творчества, а для кого-то преодоление проблем жанра. Это объективная художественная значимость.

Художественные средства изыскиваются новые, подчас весьма своеобразные, граничащие с бессмысленным тематическим описанием, но вряд ли бы в них появилась нужда, останься действенным давно освоенные и опробованный во множестве романов художественный арсенал. Ожидать от современного романа можно либо демонстрацию маленьких побед отдельного человека, либо иллюстрацию трудностей, связанных с действительностью, в которой развивается человечество, но никак не художественное познание проблем, стоящих перед человечеством.

Если свести воедино разнообразные причины недовольства современными художественными произведениями, то становится ясно, что вызвано оно собственно острой нехваткой эпичности в современном романе. Недостает им способности в духовных муках, моральных сомнениях героя воплотить муки исторического процесса развития современного общества и человечества в целом. Эпическая традиция, идущая от Толстого, Достоевского, Шолохова и других великих писателей, нарушена, и современному роману не достичь безукоризненной органики сцепления индивидуального, народного и человеческого, которая стала бесценной победой их творчества.

Ощутимость этой нехватки прямо связана с острой потребностью в этике, поэтому часто остаются незамеченными попытки некоторых авторов делать свое дело серьезно, честно и талантливо. Ибо есть хорошие писатели сегодня, но нет великих писателей. Поэтому есть замечательные книги, но нет событийных, меняющих представление о жизни, устремлениях человечества, нет идейной составляющей романа, без которой он становится описательным, фактологическим произведением. Поэтому мастерство современных писателей не подкреплено содержанием, которое его достойно.

В качестве заключения стоит отметить, что краеугольным камнем, держащим все мироздание, в произведениях Шолохова, является земля, на которой происходит действие романов, показанное в будничном облике и становящееся мощным катализатором изменений, масштабируемых на все развитие человечества. Драматические события, описываемые Шолоховым, применительно к месту действия, превращаются в подлинное описание проблем человечества, судьба которого неясна, но каждому человеку можно и нужно создать свое будущее таким, каким он его видит.