Реализм

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 29.03.2019

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Реализм [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Реализм в литературе заслуженно занимает почетное место среди самых влиятельных направлений литературы. Он дает свободу творцам создавать шедевры основываясь на окружающем мире, реальном, без прикрас.

Особенности реализма в русской литературе

Реализм

Реализм прочно занял важное место в русской литературе. Он активно развивался начиная с конца 19 столетия. Писатели-реалисты объединялись в группы и кружки. Они полемизировали между собой, что давало толчок для эволюции реализма как литературного направления. Особый интерес представляет кружок "Среда", который зародился в 1890 году. Позднее эти же представители реализма стали кругом авторов, издаваемых издательством "Знание". В начале 20 столетия в числе писателей-реалистов не было сильных поэтов. Представители реализма проявили себя в прозе и драматургии. Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что именно она считалась наследником традиций великой русской литературы. Творческие поиски позднего Л.Н. Толстого и А.П. Чехова внесли в художественную практику внесли множество непривычных для классического реализма аспектов.

Так, например, мир произведений Антона Павловича Чехова включает в себя множество разнообразных человеческих характеров. Однако есть объединяющий их аспект: им всем не хватает чего то важного. Они пытаются приобщиться к подлинной жизни, но, как правило, так и не обретают гармонию с окружающим миром. Мир, в восприятии чеховского персонажа, утратил единый центр. Мир далек от четкой иерархии и завершенности. Он не может быть объят ни одной идеологией или мировоззренческой системой. Именно поэтому у Чехова жизнь по идеологическому шаблону, мировосприятие основанное на фиксированной системе социальных и этических ценностей, осмысляется писателем как пошлость. Ни у одного из героев произведений А.П. Чехова нет безусловной правоты. Это и является основой нестандартности и уникальности чеховских конфликтов. Для Чехова важны причины недопонимания между людьми. Он не выступает в качестве защитника или судьи для своих герое. Он наблюдатель. Важно понимать что в рамках художественного мира Чехова, как представителя реализма, событием может стать отсутствие такового. В целом мир произведений Антона Павловича Чехова можно смело назвать миром подвижных отношений. Внутри этого мира взаимодействуют различные грани субъективной правды. При этом Чехов хорошо контролирует тональность своих оценок. Его оценка ни коем образом не может быть безусловно героизирующей одного персонажа или же безоглядно сатирической.

Итак, поколение реалистов 20 столетия унаследовало у Антона Павловича Чехова постоянное внимание к личности человека. Это отражено в произведениях многих реалистов двадцатого века.

Темы и герои реалистической литературы

Для большинства писателей реалистов конца 19 начала двадцатого века не характерно тематическое постоянство. Особенностью развития реализма в России в конце 19 начале 20 вв. является артельность. Так, совместными усилиями круг писателей печатающихся в издательстве "Знание" или так называемые "знаньевцы" создали широкую панораму переживающей обновление страны. Масштабный тематический захват ощущался и в заголовках сборников, и в заголовках произведений писателей реалистов.

Проза "знаньевцев" отличалась более острой художественной проблематикой. Кризис всех форм жизни – вот итог большинства их произведений.

В литературе 60-80 годов 19 столетия жизненная среда изображалась как малоподвижная субстанция, которая была наделена силой инерции. Однако реалистами обстоятельства существования человека интерпретировались как способность противостоять неблагоприятному воздействию среды. Кроме того, человек теперь мог сам активно заниматься "перестраиванием" жизни. В двадцатом веке изменения претерпела и типология характеров. Былые типажи стали не интересны писателям. Они обратили свой взор на человека, который сам творил свою судьбу. При этом реализм сохранял внешнюю приверженность традициям русской классической литературы. Писатели активно использовали образ "маленького человека", " потерянного поколения". Одной из ключевых фигур реалистов оставался простой человек, крестьянин. Однако при изображении крестьян они изменили концепцию духовного восприятия. Они изменили характер крестьянина. Сделали его "задумавшимся мужиком".

В процессе усиления валяния реализма в русской литературе произошло избавление характеров от социологической усредненности, появилось больше психологических особенностей характера русского крестьянина. Его мировоззрение стало шире.

Реалисты обратили свой взор к иностранным произведениям написанных в русле реализма. Одним из первых в реализме широко использовал иностранный материал И.А. Бунин. Позднее, это стало одной из особенностей русского реализма. Ей следовали такие писатели как Зощенко, Дорошевич, Аверченко и другие.