ODiplom // Менеджмент // 04.08.2018

Рецензия на книгу В.В. Музыченко Управление персоналом

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 04.08.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Рецензия на книгу В.В. Музыченко Управление персоналом [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Книга В.В. Музыченко "Управление персоналом" была издана в 2003 году в формате лекций, в 2006 году вышло переиздание, издательство "Академия". По состоянию на 2018 год значительная часть изложенной в данном труде информации остается актуальной для руководителей предприятий и организаций. Я считаю, что данная книга и сегодня является современным руководством по управлению персонала

Отличительные черты:

  • приведен обширный справочный материал;
  • присутствует большое количество примеров из практики специалиста-кадровика;
  • в качестве образцов даны примеры документов из области управления персоналом;
  • информативность, научность изложения материала;
  • имитация диалога – в конце каждой лекции приведены вопросы слушателей и ответы лектора на них;
  • множество дополнений из смежных областей знаний: психологии, социологии, философии;
  • материал подается с учетом концепции управления человеческими ресурсами.

Книга написана в необычном стиле, это не курс лекций, я воспринимаю это, как приятное общение с умным, понимающим предмет обсуждения человеком. Очень хорошо и главное в нужном месте представлены примеры, объясняющие суть вопроса. Редко встретишь информативный, но интересный учебник.

Особое внимание исследователя занимает вопрос мотивации персонала и разработки оптимальной организационной структуры, соответствующей требованиям компании и ожиданием ее работников.

В.В. Музыченко указывает на гибкость и эффективность, ориентированность на эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, соответствующую перспективам развития компании. Нельзя не обратить внимание на примеры, которые приводит автор. Например в лекции 3 автор рассматривает ряд подходов к определению организационной структуры. Автор подчеркивает, что в управлении организационная структура выступает связующим звеном между объективно необходимыми его функциями и конкретными действиями служащих.

Примечательная деталь: В.В. Музыченко сформулировал правила передачи полномочий, которые имеют существенную практическую значимость. Учет этих правил не позволит передать полномочия человеку неспособному к их эффективной реализации, поможет грамотно проконтролировать процесс их реализации. Одним из важных правил передачи полномочий является, по мнению Музыченко, обогащение работы.

Передача полномочий

Правило передачи полномочий по В.В. Музыченко

Делегирование полномочия может также повлиять на третью переменную – взаимозависимость работ.

К ключевым понятиям организационной структуры Музыченко относит звено, организационные отношения, область организационных полномочий. Автор подчеркивает, что идеальная модель организационной структуры призвана оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие на человека, который в каком-либо качестве причастен к системе управления.

В частности, Музыченко подробно описывает преимущества и недостатки централизации и децентрализации. Определяет роль централизации в разработке стратегического управленческого решения и благоприятную роль децентрализации в разработке и реализации тактических решений. Автор характеризует процесс установления оптимального соотношения между централизацией и децентрализацией как баланс.

При описании диапазона контроля Музыченко акцентирует внимание на установления его гибких границ и ширины и описывает роль персонала в построении границ данного диапазона.

В книге В.В. Музыченко "Управление персоналом" содержится подробное рассмотрение особенностей функционирования и развития плоских и многоуровневых структур, динамику их изменений и область применения.

Музыченко выделяет в отдельный блок бюрократические организационные структуры. Его точка зрения во многом находится в противоречии с традиционными взглядами на линейно-функциональные организационные структуры. Автор доказывает реальность, применимость и гибкость данных структур. Приводит примеры разложения сложных структур на бюрократические, что привело к повышению эффективности функционирования организации.

В книге "Управление персоналом" В.В. Музыченко обосновывает важность наличия в каждой организации функциональной департаментализации и характеризует некоторые ее недостатки (эффект бутылочного горла, отсутствие мотивации к совершенствованию профессионализма).

Характеризуя дивизиональные организационные структуры, автор утверждает, что предложенные им схемы давно используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает повышать самостоятельность отделений в разных странах. Дивизиональная схема также используется в построении государственного аппарата и венных организаций, что обосновано жесткими требованиями к дисциплине. Тем не менее автор, подчеркивает, что современные организационные структуры в системе государственного изменились в сторону большей гибкости ориентирование на отдельного сотрудника.

Рост управленческого аппарата приводит к повышению расходов, при этом централизованное распределение ключевых ресурсов может вызвать конфликты между отделами, если ресурсов недостаточно.

Матричная организационная структура по мнению Музыченко обеспечивает большие возможности при проектировании горизонтальных, неформальных и косвенных связей, являющихся в значительной степени атрибутами матричной организации.

С точки зрения В.В. Музыченко, матричные структуры позволяют приспосабливаться к происходящим изменениям, а активное использование различного рода полуавтономных групп или коллективов является важным условиям функционирования таких организаций.

Вместе с тем представляется спорной такая позиция, так как создание групп под цель или проект оправдывает себя только в рамках данной цели или проекта, для деятельности организации в целом такой подход скорее будет неэффективным.

Адаптивные организационные структуры могут являться "переходящим звеном" развития организационной структуры компании. Именно благодаря им, компания может безболезненно пройти этап реорганизации, своевременно перестроиться в соответствии с новыми требованиями рынка. Более того, данная организационная структура позволит осуществить реорганизацию без привлечения новых кадровых ресурсов, что сэкономит средства компании.

Эдхократическое организации характеризуются высоким уровнем применимости к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии.

Эдхократия – это и управленческий стиль, и организационный дизайн, ключевым фактором выступает компетентность, контроль осуществляется по достижению целей, а средства их достижения определяются исполнителями.

В такой организации будут отсутствовать формальности в следующих областях: иерархия, рабочие условия, помещения, одежда и т.д. Эдхократии свойственны повышенный уровень свободы действий при условии качественной работы и решения любых возникающих проблем.

В книге "Управление персоналом" В.В. Музыченко приводит подробный перечень ключевых аспектов эдхократии и эдхократической организации.

В практической деятельности использование многомерных организаций связано с активным развитием бизнеса и диверсификацией производства.

Проблема матричной модели, по мнению Музыченко, в системе двойного подчинения, а многомерная модель частично нивелирует данную уязвимости, поскольку взаимоотношения членов автономной группы с руководством организации и другими подразделениями основаны на модели взаимоотношений со сторонними контрагентами.

управление персоналом

Преимущества многомерных организаций

Оболочечные организационные структуры создаются с целью формирования контуров бизнеса. В них особое внимание уделяется аудиту бизнес-процессов и выделения объединяющих все структурные подразделения элементов. Создается своего рода оболочка общих взаимосвязей и требований. Лежащее в основе оболочной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает:

  • участие в принятии решений;
  • участие в становлении целей;
  • участие в решении проблем.

Сетевые структуры, по мнению Музыченко, имеют большой спектр свободы для развития персонала. Работа в таких системах развивает универсальные навыки коммуникативности и ведения переговоров, которые важны для любого человека. Однако сетевая структура достаточно трудоемка в отношении постоянного обучения персонала, структура которого очень разнородна. Разделение в сетевой структуре на структурные подразделения осуществляется в основном по категорийному признаку. Автор вводит собственное понятие "категория" управления, что подразумевает совокупность функциональных областей направленных на развитие определенных направлений бизнеса. Сетевые структуры отличаются по мнению Музыченко недолговечностью, однако не всегда этот фактор можно отнести к недостаткам.

Виртуальные структуры на современном этапе развития рынка становятся более актуальными и востребованными. Автор подчеркивает основную особенность данной организационной структуры – использование виртуальных продуктов и инструментов продвижения продукции.

В книге "Управление персоналом" В.В. Музыченко характеризует особенности фрактальных структур и обосновывает перспективы развития данной структуры как одной из наиболее адаптивных и прогрессивных.

Типология организационных структур достаточно глубокая и детальная. Автор опирается не только на исследования других ученых, но и на практический опыт в данной области.

Важной особенностью книги "Управление персоналом" В.В. Музыченко является насыщенность примерами хорошо известных компаний. Автор открыто высказывает свое отношение к традиционным подходам к построению организационных структур и дает собственные рекомендации.

Важно отметить, что "красной нитью" данного труда является постулат "главенства уважения к персоналу" – "человек – основной ресурс".

Однако примеры приведены на основе опыта европейских компаний, хотя потребность в анализе российского опыта также существует.

Выводы

Необходимо остановиться на плюсах и минусах книги в целом. На мой взгляд книга очень интересная. Ее не скучно читать, есть над чем посмеяться. Минус только один: примеры приведены с запада, а мы живем в России.

Данная книга действительно дает полное представление как управлять персоналом: сотрудниками фирм, организаций. Ведь в первую очередь нужно научиться управлять правильно. Есть такая пословица "Накорми своих рабочих, а затем и себя", то есть в первую очередь, управляющий должен уважать подчиненных получать прибыль и иметь огромный успех.

Однако тесты в конце книги не могут отразить реальных знаний, полученных по прочтении данных лекций. Необходимо было предложить более серьезную систему контроля знаний.