ODiplom // ГМУ // 15.12.2018

Реформирование местного самоуправления

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: ГМУ

Опубликовано: 15.12.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Реформирование местного самоуправления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Проблемы и особенности системы местного самоуправления всегда интересовали общество, в первую очередь с точки зрения эффективности и способов и методов создания условий для взаимодействия населения и государства.В настоящее время очень остро стоит проблема адекватного реформирования местного самоуправления. В рамках развития цифровой экономики, неустроенность в сфере МСУ создает серьезные проблемы для дальнейшего поступательного развития общества и государства.

Понятие местного самоуправления

Реформы МСУ

Местное самоуправление, как термин давно находится под пристальным вниманием историков, правоведов и управленцев в государственной сфере.

Первые упоминания о местном самоуправлении как самостоятельном термине относится к 19 столетию. Местное самоуправление не воспринимается без связи с самоуправлением. По мнению экономиста А. И. Васильчикова самоуправление представляет собой "участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества"[1]. Отдельно следует обратиться к пониманию самоуправления. Считается, самоуправление появилось в Англии еще в конце 17 века, сразу после английской буржуазной революции. Однако самоуправление в Англии имело окраску, характеризующую особенности английского общества и отличалось от современного восприятия. Позднее термин самоуправление был заимствован Германией и другими государствами. Под самоуправление понималось улаживание дел.

Намного позже местное самоуправление было рассмотрено в Европейской хартии о местном самоуправлении, которая была принята Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 г.

Уже в 20 столетие местное самоуправление трактовалось как "специфическая ветвь власти". Так, Г.В. Барабашев писал: "Местное самоуправление – специфическая ветвь власти, которая на местном уровне, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, с другой – наиболее полно учитывает интересы населения".

С точки зрения традиционного подхода, сущность "местного самоуправления" проявляется в его соотношении с государственной властью. В основе этого подхода лежат сложившиеся еще в XIX веке концепции местного самоуправления:

  • теория свободной общины,
  • общественная и государственная теории.

Местное самоуправление обладает рядом характеристик, которые и определяют его сущность. Прежде всего, это понимание местного самоуправления, как определенного уровня власти, который наиболее приближен к населению, к конкретным людям и их проблемам. Местное самоуправление в современном состоянии направлено на развитие в гражданах самодеятельности, предприимчивость и ведет к высокому развитию общественных сил.

Не маловажной особенностью местного самоуправления является тот факт, что общественная жизнь при его наличии распространяется по всему государству и не сосредотачивается искусственно в центре. Помимо всего прочего местное самоуправление выступает в качестве связующего звена, связывающего государственные и общественные интересы.

Местное самоуправление предоставляет населению действительную возможность самоорганизации и самоуправления, осуществления публичной власти.

Местное самоуправление не только признается на законодательном уровне, его функционирование гарантируется, как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это даёт гарантии экономические, юридические и организационные. Наличие местного самоуправления подразумевает, что в стране, с интересами личности и интересами государства признаются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы – интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

Структура МСУ

Структура местного самоуправления

Особенностью местного самоуправления можно смело назвать его задачи. Как любое значимое явление или институт, местное самоуправление в Российской Федерации опирается на четкий перечень задач, которые могут меняться в процессе реформирования.

Задачи МСУ

Задачи МСУ

Говоря о сущности местного самоуправления в Российской Федерации, следует подчеркнуть, что оно реализуется на всей территории страны. Территориальное и административное деление, где осуществляется местное самоуправление, устанавливается в соответствии с нормами действующего законодательства.

Все элементы местного самоуправления объединены в систему, которая представлена на рисунке ниже.

Система местного самоуправления в РФ

Система местного самоуправления в РФ

В науке существует две основные теории, характеризующие местное самоуправление: общественная и государственная. Общественная теория подразумевает наличие собственного бюджета, собственных служащих у муниципальных образований. Что касается государственной теории, то она базируется на том, что местное самоуправление является частью целостного управления обществом. Основы местного самоуправления (принципы организации, полномочия и др.) определяются законом.

Зарубежный опыт местного самоуправления

Особый интерес представляет местное самоуправление в зарубежных странах. В большинстве стран мира оно сохраняет свою сущность и трактуется также как и в Российской Федерации. Органы местного самоуправления в европейских странах наделены определенными полномочиями. Так, в Конституции Италии территориальное деление четко прописано в Конституции. При этом статус областей в Италии достаточно специфичен. Область – это крупный регион, области в Италии бывают с автономным статусом и с обычным статусом.

Местное самоуправление в Соединенных Штатах Америки имеет специфические особенности, делающие её уникальной. В США все штаты, кроме Коннектикута и Род Айленда, разделены на графства. Всего существует более трех тысяч графств. Каждое графство включает в свой состав муниципальные корпорации. Особую категорию единиц местного управления составляют школьные и специальные округа. В США функционирование местного управления регулируется исключительно штатами. Поэтому местные органы управления создаются в соответствии с законами штатов и их полномочия исходят от штатов. Таким образом можно выделить существенное различие между местным самоуправлением в России и США – это самостоятельность муниципалитетов. Согласно нормам действующего российского законодательства муниципалитеты наделяются полномочиями с опорой на федеральное законодательство. В США законодательство в каждом штате может отличаться, как и спектр полномочий муниципалитетов.

Системе местного самоуправления, которая существует в США не подходит Российской Федерации. Конечно, можно перенять единичный опыт, но, в целом, система местного самоуправления в США хороша только для США[2].

Кратко рассмотрев особенности системы местного самоуправления в нескольких зарубежных странах, следует отметить, что порядок предоставления полномочий местным органам неодинаков в США и Российской Федерации.

Развитое местное самоуправление является гарантом целостности и надежности государства в целом, так как муниципальная власть имеет непосредственную заинтересованность в верховенстве федеральных законов, в силе и стабильности федеральной власти, которая способна обеспечить гражданам стабильность во всех сферах общественной жизни.

Практика показывает, что местное самоуправление способно эффективно решать вопросы граждан на местах, а также укреплять межмуниципальные связи, тем самым, стабилизируя общественную жизнь, сглаживая остроту возникающих в обществе социально-экономических накалов и политических кризисов.

В РФ Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Правовое регулирование местного самоуправления

В связи с тем, что местное самоуправление в Российской Федерации подвергается систематическому реформированию, происходят изменения и в сфере его правового регулирования. Местное самоуправление как институт имеет свою правовую основу. Под правовой основой местного самоуправления подразумевается система нормативно – правовых актов Российской Федерации международных норм, которые регулирую местное самоуправление. К числу ключевых международных нормативных правовых актов регулирующих местное самоуправление относят Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года. Так как Российская Федерация ратифицировала хартию, то ряд положений данной европейской хартии нашли отражение в российском законодательстве:

Положения Европейской хартии в законодательстве РФ

Ратифицировав Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года, Российская Федерация взяла на себя обязательства по соблюдению её положений, ключевыми из которых являются:

  • право органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;
  • основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом;
  • местное самоуправление реализует все свои полномочия и не находящиеся в компетенции иных властных органов;
  • реализация компетенций государственных органов, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам;
  • предоставляемые органам местного самоуправления полномочия являются неотъемлемой частью их деятельности. Центральный или региональный орган власти может их ограничить только в пределах, установленных законом;
  • при делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям;
  • необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся;
  • изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом;
  • местное самоуправление должно иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, самому определять свои внутренние административные структуры, которые оно намерено создать, с тем, чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление;
  • статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата.

Местное самоуправление гарантировано основным законом Российской Федерации – Конституцией. В Конституции РФ закреплены основные особенности и характеристики местного самоуправления. Так в статьях 8, 9, 130 – 133 закреплены политические, экономические и организационные особенности местного самоуправления в России. В статье 72 Конституции сказано, что к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации системы местного самоуправления. Особенно следует обратить внимание на то, что Конституция РФ формулирует главенствующую роль именно осуществления гражданами Российской Федерации местного самоуправления посредством прямых форм, таких как референдум и выборы. Это отражено в пункте 2 статьи 130.

Важное место в системе нормативно-правовых актов, регулирующих местное самоуправление в РФ, занимает Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который был принят в 2003 году и обозначил собой начало масштабного реформирования сферы местного самоуправления.

Данный Федеральный закон требует более детального рассмотрения, так как он значительным образом отличается от своего предшественника, принятого в 1995 году. Федеральный закон № 131 – ФЗ регламентирует порядок наделения органов местного самоуправления полномочиями, направленными на управленческую и законотворческую деятельность.

Закон №131-ФЗ и Гражданский Кодекс Российской Федерации регулирует статус муниципальной собственности и финансирование муниципального образования. В законодательстве прописано, что именно органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что первичным собственником всего муниципального имущества является муниципальное образование. От имени муниципального образования в качестве собственников действуют органы местного самоуправления.

В данном законе в статье 52 прописан, тот факт, что у каждого муниципального образования должен быть бюджет. Понятие муниципального бюджета прописано в Бюджетном кодексе Российской Федерации. В статье 15 данного кодекса указано, что под муниципальным бюджетом понимается "...форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления". Организация финансов в рамках местного самоуправления регламентируется не только Бюджетным Кодексом РФ и Федеральным Законом 131-ФЗ, но и Налоговым Кодексом РФ.

Помимо Конституции РФ и Федерального закона № 131-ФЗ, правовой базой местного самоуправления в Российской Федерации являются рамочные законы об организации местного самоуправления, указы, положения о местном самоуправлении, а также локальные уставы. Важную роль в регламентации местного самоуправления играют постановления Конституционного Суда РФ.

В состав правовой основы местного самоуправления могут входить положения федеральных правовых актов и актов субъектов РФ, которые в целом относятся к другим областям регулирования, но включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы местного самоуправления.

Особое место среди источников муниципального права занимают уставы. Устав – это учредительный документ муниципального образования, имеющий для данного образования всеобъемлющий характер, являющийся основой муниципального нормотворчества и характеризующийся особым (усложнённым) порядком принятия и изменения. Устав является основным актом, регулирующим вопросы местного управления в рамках отдельно взятого муниципального образования. Он принимается либо представительным органом (советом и др.), либо на местном референдуме [3].

Важным аспектом правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации, несомненно, можно назвать регулирование территориальное устройство и территориальное деление. Однако именно в этом аспекте содержится важная проблема в сфере правового регулирования местного самоуправления в РФ, а именно в настоящее время в законодательстве отсутствует формулировка понятия "населенный пункт", что отрицательно сказывается на наличии достаточных правовых гарантий сохранения границ этих пунктов, их категориальных критериев. В законодательстве на федеральном уровне перечислены только видовые признаки муниципальных образований. Отсутствует перечень особенностей населенных пунктов и это, несмотря на то, что именно населенные пункты являются базовыми территориальными элементами муниципальных образований.

Процесс реформирования местного самоуправления

Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется посредством референдума, на котором граждане добровольно выбирают органы местного самоуправления. Основой организации муниципальной службы в Российской Федерации является Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Он, прежде всего, позволяет выяснить, кто является муниципальным служащим, что такое муниципальная должность и, что такое муниципальная служба.

Статья 42 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо устанавливает монополию субъекта РФ на решение вопросов подготовки кадров органов местного самоуправления. Эти вопросы не отнесены к вопросам местного значения ни одного из типов муниципальных образований. Следует отметить противоречивость и наличие правовых пробелов в этих вопросах в федеральном законодательстве, признающем субъект РФ единственным правоопределяющим в осуществлении данного вида деятельности [4].

В настоящее время статус населенных пунктов регулируется посредством законодательства субъектов Российской Федерации об административно-территориальном делении регионов. Данный факт делает возможным вмешательство субъектов Федерации в регулирование территориального устройства местного самоуправления.

Преодолеть данную проблему можно при помощи внесения изменения в федеральное законодательство. Прежде всего, следует расширить понятийный аппарат в законах, регулирующих местное самоуправление. Можно обратиться к опыту РСФСР, в законодательстве которой были четко обозначены признаки различных населенных пунктов.

В сфере правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить проблему соотношения полномочий органов местного самоуправления, связанных с решением вопросов местного значения и государственных задач, которая затрагивает конституционные основы местного самоуправления. Очевидно, что далеко не всегда можно адекватно провести границу между местными и государственными делами. Важно понимать, что решение муниципальных проблем не выходит за пределы территории муниципального образования. Большинство вопросов местного значения имеют социальный характер и сконцентрированы сфере в оказании услуг населению.

Будучи одной из форм публичных услуг, муниципальные услуги выступают в основном как первичные базовые услуги. В статье 132 Конституции Российской Федерации указано, что именно органы местного самоуправления наделены функцией решения вопросов местного значения. Однако главный закон страны допускает возможность наделения муниципалитетов отдельными государственными. Это определено в части 2 статьи 132 Конституции РФ. Однако, проблема в том, что на деле эти полномочия из "отдельных" превращаются в основные и преобладают в общей сумме полномочий органов муниципальной власти.

Для решения данной проблемы следует дать точное определение компетенции местного и провести четкую границу на законодательном уровне между полномочиями органов муниципальной и государственной власти.

Отдельно следует рассмотреть реформирование муниципального управления в свете борьбы с коррупцией. 24 ноября 2003 года указом президента Владимира Путина был создан Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией, в который вошли представители правительства, Совета Федерации, Государственной думы, а также председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ. Основной задачей данного совета являлось оказание содействия президенту страны в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

Первый пакет законов о противодействии коррупции был принят во время президентства Дмитрия Медведева 25 декабря 2008 года. Законом "О противодействии коррупции" предусматривалось, что чиновник обязан предоставлять информацию о доходах и имуществе себя и своей семьи. Бывшим чиновникам разрешалось заниматься предпринимательской деятельностью только при условии согласия комиссии по соблюдению требований служебного поведения государственных гражданских служащих.

В 2006 году Россией была ратифицирована Конвенция ООН по противодействию коррупции. Ратификация данного документа стала важным шагом в повышении имиджа России, как страны, в которой активно ведется борьба с коррупцией. Однако по-прежнему не решена проблема чиновников местного самоуправления, которым удалось вывести средства за рубеж. Соответственно, острым остается вопрос преследования отечественных чиновников-коррупционеров, скрывающихся за рубежом. Ключ к решению этой проблемы – развитие многосторонних отношений с зарубежными правоохранительными структурами.

Отдельного внимания в процессе реформирования государственного и муниципального управления требует вопрос контроля за государственными закупками. По прежнему остается проблема так называемого "конфликта интересов". Под конфликтом интересов подразумевают случаи, когда чиновник распределяет госзаказы, а фирмой, которой этот заказ может достаться, владеют, например, его родственники. До-сих-пор нет внятного правового регулирования этой проблемы.

Этапы реформирования местного самоуправления

Реформирование местного самоуправления в Российской Федерации продолжается уже не одно десятилетие. Реформирование системы местного самоуправления в Российской Федерации преследует важную цель, а именно, стимулирование населения к деятельному участию населения в местном самоуправлении, повышение роли органов местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.

В последние годы в процессе активной реформаторской деятельности государство принимает серьезные меры, которые направлены на повышение эффективности проводимой государством политики в отношении местного самоуправления, в том числе посредством совершенствования как организационно-правовых основ местного самоуправления, оптимизации разграничения полномочий, так и организационно-экономических основ, в том числе распределения различными способами материальных и финансовых ресурсов между различными уровнями публичной власти [6].

После распада СССР первым шагом и первом этапом реформирования местного самоуправления можно считать принятие Конституции РФ, которая не только признала важность существования, но и обозначила ключевые элементы местного самоуправления, как института. В Конституции Российской Федерации были закреплены основы природы местного самоуправления (рис.4).

В числе важнейших нормативно-правовых актов первого этапа реформирования местного самоуправления следует выделить Указ Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина от 22 декабря 1993 г. "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации". В этом Указе были регламентированы важные элементы функционирования института местного самоуправления. Прежде всего, Указом было установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень имущества, составляющую муниципальную собственность. В документе также проведена граница между полномочиями представительного органа местного самоуправления и местной администрации и установлено, что решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке. Указ подписанный президентом в 1993 году регламентирует тот факт, что глава местного самоуправления, являясь главой соответствующей администрации, вправе выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседаниях выборного представительного органа местного самоуправления. Отдельно следует отметить, что дата выборов в представительный орган местного самоуправления устанавливалась решением представительного органа власти субъекта Федерации по предложению главы исполнительной власти.

Природа местного самоуправления

Природа местного самоуправления

Следующим этапом принято считать принятие в 1995 году Федерального Закона № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный закон регламентировал основы реализации местного самоуправления в Российской Федерации вплоть до 2003 года. Данный этап принято считать вторым. В этот период российское государство переживало непростые времена: потеря государственности в связи с распадом СССР, низкий уровень развития гражданского общества в купе с высоким уровнем преступности и колоссальной коррупцией и низким уровнем жизни – все это не способствовало реализации реформ в сфере местного самоуправления. Однако, именно на этом этапе реформирования органы местного самоуправления получили ключевые полномочия. Также следует отметить, что субъекты Российской Федерации получили широкие полномочия в сфере регулирования местного самоуправления.

Начало третьего этапа ознаменовано принятием Федерального Закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [4]. В данном законе официально регламентирован процесс концентрации полномочий у центральной власти. Кроме того, принятый Федеральный Закон закрепил основы финансирования местного самоуправления и статус муниципальной собственности.

На третьем этапе реформирования местного самоуправления была создана и утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В данной Концепции, принятой в 2008 году местное самоуправление представлено, как важнейший ресурс для дальнейшего полноценного развития государства. Неотъемлемым принципом такого развития является необходимость стимулирования местного самоуправления, создание комфортных условий для его деятельности и стратегическое планирование развития территорий.

Четвертый этап берет свое начало в период с мая по 2014 года и длится по февраль 2015 года. Данный этап представляет собой периодом реформирования организационных, территориальных и компетентностных основ местного самоуправления после принятия Федерального закона от 27 мая 2014 № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и создания вертикально интегрированной структуры публичной власти в России.

Пятый этап реформирования местного самоуправления в Российской Федерации начался февраля 2015 года и продолжается по сей день. Данный этап имеет характерную особенность, а именно: он отличается реформированием местного самоуправления и углублением административно-экономического влияния центральной власти на различные аспекты деятельности муниципалитетов. Все подобные изменения происходят для того чтобы усовершенствовать стратегическое социально-экономическое развития территорий муниципальных образований в Российской Федерации.

В рамках пятого этапа реформирования местного самоуправления произошли серьезные изменения в системе правового регулирования основ местного самоуправления в Российской Федерации. В период с 2014года по 2015 были внесены коррективы в правоприменительную практику. Это было сделано посредством принятия таких законов, которые внесли изменения в базовые федеральные законы:

  • Федеральный закон от 03 февраля 2015 № 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
  • Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ввел правила, предусматривающие новый способ формирования органов местного самоуправления.

На современном этапе реформирования местного самоуправления необходимо учитывать, Субъекты Федерации все разные. Существует даже их классификация, согласно которой, все регионы различаются по степени устойчивости в зависимости от экологических и социально-экономических особенностей. А.Г. Белыхин рассматривает классификацию, которая представлена на рисунке ниже.

Классификация субъектов Российской Федерации

Классификация субъектов Российской Федерации

Согласно представленной на рисунке 5 классификации, у субъектов федерации разных типов должно различаться приоритеты социально-экономического развития, исходя из:

  1. достигнутого уровня, а также имеющегося в них социально-экономического потенциала,
  2. особенностей экономико-географического положения,
  3. возможностей развития инфраструктуры [7].

На каждом этапе реформирования системы местного самоуправления внимание уделялось оказанию государственных услуг. Однако, каждый раз этот аспект продолжал оставаться проблемным. С введением электронной очереди, с созданием портала "Государственные услуги" и расширением сети МФЦ, проблема качества предоставление муниципальных услуг остается. Конечно ситуация меняется в лучшую сторону. Однако, по-прежнему слабо поддаются изменениям механизмы функционирования местных органов самоуправления в малых городах и сельских поселениях.

Несмотря на годы реформ, не удалось решить проблему низкой эффективности расходования местных бюджетов при существенной нехватке средств на выполнение органами местного самоуправления своих полномочий. Несмотря на разработку широкого спектра всевозможных программ развития и поддержки местного самоуправления со стороны государственной власти Российской Федерации субъекты продолжают либо не использовать, либо использовать не по назначению выделяемые государством средства.

В системе местного самоуправления по-прежнему остро стоит проблема коррупции. Она является одним из факторов, которые существенно тормозят реформирование системы местного самоуправления. Борьба с коррупцией дает определенные плоды, но до её преодоления еще далеко.

По-прежнему низкой остается инициативность, правовая и политическая культура значительной части населения. Это усугубляется не желанием граждан вникать в правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления.

Проблемой можно назвать и тот факт, что граждане не воспринимают органы местного самоуправления как органы публичной власти, которые, в первую очередь, должны решать проблемы местного значения.

Создание эффективной организации и функционирования местного самоуправления является сегодня одной из важнейших целей модернизации российской государственности, жизненно важным условием развития Российской Федерации в качестве современного эффективного и конкурентоспособного государства. При этом первоочередной задачей остается необходимость развития политических институтов на уровне местного самоуправления, что должно стать составной частью стратегического развития местного самоуправления.

Дальнейшее формирование современной муниципальной власти тесно взаимосвязано с модернизацией политико-правовой системы Российской Федерации, которая непосредственно влияет на изменение принципов самоуправления, создает потребность в переосмыслении понятийного аппарата и теоретического понимания сущности местного самоуправления.

На протяжении последних лет принимаются активные меры по повышению эффективности проводимой государством политики в отношении местного самоуправления, в том числе посредством совершенствования как организационно-правовых основ местного самоуправления, оптимизации разграничения полномочий, так и организационно-экономических основ, в том числе распределения различными способами материальных и финансовых ресурсов между различными уровнями публичной власти.

Литература

  1. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных, земских и общественных учреждений / [соч. кн. А. Васильчикова]. – 3-е изд. – СПб., 1872. – Том 1. С.25
  2. Крупорницкая И.А. Организация самоуправления в США // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samoupravleniya-v-ssha
  3. Правдин Д.Г. Устав как основополагающий документ муниципального образования // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ustav-kak-osnovopolagayuschiy-dokument-munitsipalnogo-obrazovaniya
  4. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ
  5. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ
  6. Балыхин А.Г. Муниципально-правовая реформа в условиях модернизации политической системы России. Диссертация.- Москва – 2017
  7. Яновский В.В. Введение в специальность "Государственное и муниципальное управление" – М.: КНОРУС, 2017.