Реформирование ЖКХ

Автор: Андрей Нестеров ✔ 31.03.2019

Нестеров А.К. Реформирование ЖКХ // Энциклопедия Нестеровых

Решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства, предоставление все более широкого спектра жилищно-коммунальных услуг, строительство нового жилья взамен ветхого, ведет к стабилизации в обществе и способствует все более полному и гармоничному развитию страны.

Предпосылки реформирования жилищно-коммунального хозяйства России

В СССР отрасль ЖКХ составляла треть основных фондов всей страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ, что привело к возникновению конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии основных фондов жилищно-коммунальной сферы.

Основные проблемы ЖКХ на закате СССР

В 1991 и 1992 годах были приняты Федеральные законы "О приватизации жилищного фонда" и "Об основах федеральной жилищной политики", заложившие правовую основу становления различных форм собственности в жилищной сфере. Правовое регулирование жилищной сферы было возложено на федеральные и местные органы власти. Законодательством предусматривался переход от системы отраслевых дотаций к адресным целевым субсидиям конкретным категориям населения при поэтапном переходе к 100% оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг.

Принимался еще целый ряд государственных документов, направленных как на определение принципиальных положений долгосрочной государственной жилищной политики, так и на выработку конкретных механизмов ее реализации.

Так, в 1993 году была одобрена Правительством Российской Федерации Государственная целевая программа "Жилище", реализовать ее предполагалось период с 1993 по 1995 годы.

В 1997 году принята Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, рассматривавшаяся как следующий этап Государственной целевой программы "Жилище". Концепция была рассчитана на период с 1997 по 2003 годы и предусматривала три этапа реализации, однако кризис 1998 года спутал планы.

В результате преобразований 1991-2005гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы.

Цель и задачи первого этапа реформирования ЖКХ

Цель реформирования ЖКХ – комплексное решение проблем жилищной политики, позволяющее повысить уровень доступности жилья для населения.

Реформирование ЖКХ

Задачи реформирования ЖКХ:

Достигнутые результаты реформирования ЖКХ:

  1. Повышение доступности жилья и увеличение объемов жилищного строительства;
  2. Модернизация коммунальной инфраструктуры;
  3. Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
  4. Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан

Необходимость и причины дальнейшего реформирования ЖКХ

Жилищная политика не является самостоятельной, а есть составная часть общей внутренней политики, к которой относятся отношения собственности, организация местного самоуправления и многие другие вопросы. В многоукладной экономике страны граждане получили право сами решать свои жилищные проблемы и отвечать за свои решения. Восстанавливается частный жилищный сектор, появились не только частные квартиры, но и начали реализовываться частные жилищные программы. Ответственность за комплекс коммунальных услуг несут частные коммунальные предприятия и местная власть.

Коммунальная инфраструктура – важнейший отраслевой комплекс, входящий в жилищно-коммунальное хозяйство и обслуживающий материально-бытовые нужды предприятий и населения. Он включает в себя несколько десятков видов деятельности – электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, канализация, оказание ритуальных услуг, благоустройство местности и территорий и т.д.

Как представляется, есть несколько важных побудительных мотивов для проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Во-первых, процессы производства и потребления электроэнергии, тепла, воды неразрывны. Городские электросети являются продолжением магистральных и региональных энергетических систем. Теплосети технологически связаны с ТЭЦ. Присоединение к ним систем жилищно-коммунального хозяйства означает создание мощных вертикально интегрированных компаний по всей технологической цепочке – от производства электроэнергии до конечного потребления. Появляется монополия, деятельность которой не только сделает более прибыльным бизнес, но и поставит под контроль значительную часть муниципальной и региональной экономики.

Во-вторых, основные фонды жилищно-коммунального хозяйства – это примерно четверть всего национального имущества России. Кроме того, сектор представляет собой огромный, стабильный рынок. На счетах крупнейших российских банков и компаний скопилось немало свободных денежных средств, нуждающихся в размещении. Деньги должны работать, приносить доход.

В-третьих, миф о жилищно-коммунальном хозяйстве, как о "черной дыре", оказался сильно преувеличенным. Повышение тарифов на услуги сделало свое дело – обеспечило выход на нулевой уровень рентабельности. Более того, аудиторские проверки на предприятиях ЖКХ показывают, что цены их услуг в среднем на 30% превышают экономически обоснованный уровень. Выход на самоокупаемость за счет роста тарифов – это и есть тот реальный резерв получения прибыли частными операторами.

Россия – страна со сложным федеральным устройством. Это в значительной степени усложняет все процессы финансовой и институциональной децентрализации коммунального сектора. Командно-административная вертикаль управления жилищно-коммунального хозяйства из центра демонтирована. Но на ее месте до сих пор не создана адекватная по целям и задачам муниципальная система. При этом смена принципа финансирования данной отрасли и передача значительной части полномочий населению уже произведена. Однако до сих пор сказывается недостаточная проработка регулирующих механизмов, средств контроля исполнения нормативных правовых актов в данной сфере. При этом потребителю по большому счету все равно, кто поставляет ему услуги. Важно, что бы они были качественными и по приемлемым ценам.

Реализация инновационных моделей управления в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает четкое разделение компетенции и ответственности управляющей компании и дочерних и зависимых обществ, полный переход на контрактные отношения между ними. Кроме того, они ориентированы на разделение бизнес-процессов вплоть до исполнителей. Третья составляющая – установка на комплексное сокращение издержек:

  • на топливо (снижение удельного расхода и цен закупки, изменение структуры топливного баланса),
  • на воду (уменьшение потребления, экономия и технические меры по снижению потерь),
  • на энергию (снижение затрат на покупную энергию, потерь электро- и тепловой энергии),
  • на материалы (экономия и повторное использование материалов, снижение цен за счет проведения конкурсов, переговоров),
  • на ремонты (оптимизация ремонтным программ, проведение конкурсов на подряд, снижение расходов),
  • на оплату труда (оптимизация численности персонала, изменение мотивационных схем, премиальных и т.д.).

На управляющей компании лежит ответственность за формирование технической политики, стратегических направлений развития бизнеса, экономики и финансов, привлечение инвесторов, создание и развитие единой системы управления на всех фазах жизненного цикла, организационно-координационная деятельность, обеспечение баланса между экономической целесообразностью, технологией, рисками и стратегией.

Выводы

Наиболее эффективным средством решения жилищного вопроса является построение систем согласованного участия всех этих уровней – государства, местных властей, неправительственных и корпоративных организаций. Построение такой системы зависит от специфики страны и не может быть механически перенесено из одной страны в другую.

Самой главной проблемой в современной России является установление взаимного понимания власти и граждан, устранение существующего между ними отчуждения. Действия государства и муниципалитетов будут успешны только тогда, когда станут опираться на понимание, поддержку и инициативу граждан, станут соответствовать представлениям граждан о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Действия граждан приведут к желаемым результатам только тогда, когда будут опираться на понимание ими проблем общества, задач и реальных возможностей власти. Только тогда, когда граждане будут видеть в законах не покушение на их свободу, а способ установить нормы и правила, помогающие людям жить вместе, эти законы начнут исполняться не на страх, а на совесть.

Главный недостаток проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве в том, что она идет независимо от человека, как бы двумя не сливающимися потоками: реформа как набор формальных актов сама по себе, а люди готовые принять в ней участие – сами по себе. Реформы начались и проводятся под лозунгом блага человека, но конкретный живой человек в них потерялся.

Доверие людей – главное богатство страны, главный ресурс в проведении реформ. Сегодня Россия нуждается в обустройстве, в обращении к потребностям жизни. Все, что оторвано от этого обустройства, от этих потребностей жизни, будет отвергнуто народом, останется очередным благим пожеланием. Реформы есть часть жизни, и нужны именно для правильного обустройства этой жизни. Надо перестать реформироваться и начать жить.