Регулирование и реализация бюджетной политики

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Финансы и кредит

Опубликовано: 07.12.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Регулирование и реализация бюджетной политики [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Бюджетная система РФ в настоящее время представляет собой централизованную, жестко управляемую из государственно-бюрократического центра модель унитарного бюджетного устройства страны, в которой финансирование общественно значимых приоритетов находится на периферии социально-экономической политики, а действительным лейтмотивом государственных финансов являются интересы правящей номенклатуры.

Правовое регулирование бюджетной политики

Нормативно-правовая составляющая бюджетной политики является совокупностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, которыми должны руководствоваться органы и организации, участвующие в определении бюджетной политики и устанавливающие процедуры реализации бюджетной политики. Нормы, позволяющие реализовать бюджетную политику, должны содержаться в основном финансовом законе, иных нормативных правовых актах.

Немаловажным является ясное и недвусмысленное разграничение доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы, начало, которому должно быть положено на конституционном уровне и продолжено в бюджетном законодательстве.

Прежде чем приступить к анализу правового регулирования бюджетной политики, необходимо отметить особенности бюджетного законодательства. Его структура регламентирована ч. 1 ст. 2 БК РФ. В данной статье указано, что бюджетное законодательство включает в себя следующее:

  • Бюджетный Кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним законы о федеральном бюджете на соответствующий год,
  • законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год,
  • нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год
  • иные федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.

Важной характеристикой бюджетного законодательства РФ можно назвать и закрытость перечня нормативных правовых актов, образующих бюджетное законодательство. Оно не подлежит расширенному толкованию.

Ключевое место среди нормативно-правовых актов регламентирующих бюджетные отношения и бюджетную политику занимает Бюджетный Кодекс РФ.

Предмет регулирования Бюджетного Кодекса

Предмет регулирования БК РФ

Федеральный закон о бюджете рассматривается в три этапа. Процесс очень ответственный и четко регламентированный во времени. Он рассматривается в трех чтениях.

После утверждения бюджета в Государственной Думе, его направляют в Совет Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В современных условиях бюджетное законодательство меняется динамично. В него вносятся важные корректировки и усиливается ответственность за нарушения в бюджетном процессе. Несмотря на постоянное совершенствование Бюджетный кодекс РФ требует изменении. Так, в настоящий момент представляется необходимым узаконить понятие бюджетной политики, закрепив соответствующее определение в ст. 6 БК РФ.

Механизм реализации бюджетной политики

Государственный бюджет приобрел следующие новые черты: бюджет становиться одним из важнейших каналов, через который государство может оказывать определенное воздействие на различные сферы хозяйственной деятельности в условиях переходного периода к рыночным отношениям.

В настоящее время усиливается значение бюджетной политики для поддержания развития частного сектора путем снижения для них уровня налогового обложения, предоставления всякого рода льгот, субсидий.

В современных российских условиях к ключевым механизмам реализации бюджетной политики можно смело отнести следующее:

  • Исполнение бюджета
  • Политика бюджетного дефицита
  • Определение источников формирования доходной части бюджета и определение расходования бюджетных средств в соответствие направлениями социально-экономической политики.
  • Налогообложение может использоваться как сдерживающее или же стимулирующее в контексте развития различных отраслей и сфер деятельности в национальной экономической системе.

Исполнение государственного бюджета являет собой процесс, регламентированный не только Бюджетным кодексом РФ, но и иными нормативно-правовыми актами. Исполнение бюджета можно рассматривать в разных ракурсах и с опорой на различные показатели.

Механизм исполнения бюджета

Механизм исполнения бюджета

В настоящее время активно используется политика бюджетного дефицита, так как она позволяет корректировать бюджет и контролировать его наполняемость.

В Российской Федерации налоговое законодательство определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписания Президента РФ вступают в законную силу.

Итак, действующее законодательство не в полной мере регламентирует не только механизмы, но и процедуру мониторинга межбюджетных отношений. В этой связи следует обратиться к усилению контроля за реализацией механизмов бюджетной политики, особенно такого механизма как применение государственных программ, для того, чтобы существенно ускорить процесс решения ключевых задач бюджетной политики, как в России в целом, так и в регионах в частности.

Россия находится на стадии адаптации к сложной экономической и геополитической ситуации, обусловленной новым витком мирового экономического кризиса и усилением внешнего давления на нашу страну. В этой связи бюджет РФ меняет свою структуру. Отмечены серьезные и достаточно результативные действия направленные на преодоление чрезмерного влияния уровня цен на нефть на формирование доходной части бюджета.

Проблемы бюджетной политики России

К числу первостепенных проблем существующей бюджетной политики можно смело отнести отсутствие четкого представления о пореформенном состоянии бюджетного сектора, так как реформа не завершена. Финансовые обязательства государства по отношению к государственным и муниципальным учреждениям постоянно сокращаются в результате уже принятых или планируемых к реализации государством мер.

Помимо сравнительно неблагоприятных внешнеэкономических условий, в российской экономике остается ряд нерешенных внутренних структурных проблем, ограничивающих возможности для экономического роста. Эти проблемы, касающиеся как трудовых, так и капитальных ресурсов, включают следующие:

Низкий уровень и качество инвестиций в российскую экономику являет собой серьезную проблему для бюджетной политики Российской Федерации. На фоне высокой степени износа основных фондов расширение производственного потенциала российской экономики требует дополнительных инвестиций в основной капитал. Вместе с тем, текущие макроэкономические и институциональные условия существенно ограничивают стимулы для инвестирования. Все это усугубляется несовершенным законодательством, которое, в силу своей коллизионности и недостаточной проработанности создает правовые преграды для инвесторов.

В настоящее время наихудшие показатели имеет бюджетная политика в области управления государственным долгом. Для повышения качества по этому направлению необходимо удерживание стабильной и плавной динамики изменения объёмов государственного долга для проведения наиболее взвешенной долговой политики, а также сохранение объёма госдолга на уровне, соответствующем его покрытию из бюджетных источников, что важно с точки зрения финансового суверенитета страны.

В настоящее время много проблем кроется в сфере региональной бюджетной политики. Так, основным фактором, обеспечивающим расширение собственной налоговой базы и соответственно расширение возможностей использования бюджетного потенциала каждого конкретноо региона является устойчивое динамическое развитие существующих хозяйствующих субъектов, а также привлечение новых хозяйствующих субъектов − совокупность которых составляет основное звено региональной экономики.

В этой связи необходимым условием разработки эффективного бюджетно-налогового механизма, обеспечивающим его применение в качестве важного инструмента регулирования темпов регионального роста, представляется оценка влияния и применения гибкого налогового механизма на экономическое положение хозяйствующих субъектов, на динамику налоговых доходов бюджетов республик и областей РФ. Это обусловливает актуальность проблемы формирования нового бюджетно механизма, ориентированного на рациональные преобразования налоговой системы из "удавки для бизнеса" в направлении превращения ее в гибкий, динамический механизм роста экономики региона и на этой основе бюджетного потенциала региона.

Рассмотрев особенности поступлений в бюджет регионов РФ и уровень взаимодействия федерального и региональных бюджетов, можно с уверенностью утверждать, что важнейшей задачей в области доходов бюджета регионов РФ на последующий период представляется сохранение и развитие бюджетного потенциала по следующим направлениям:

  • использование фискальных стимулирующих механизмов с целью увеличения
  • поступлений в региональные бюджеты и максимизация доходной базы за счет приближения доходной базы к доходному потенциалу;
  • активизация инвестиционной политики на территории региона;
  • совершенствование правовой базы, направленной на оптимизацию налоговой нагрузки;
  • разграничение доходов между уровнями бюджетной системы, которое бы максимально способствовало увеличению их поступлений и при этом обеспечивало справедливое распределение бюджетных ресурсов;
  • распределение поступлений от отдельных налоговых и неналоговых доходов между бюджетами субъектов Федерации через применение специальных нормативов, с преобладанием стимулирующих механизмов;
  • совершенствование системы межбюджетных отношений, ориентированной на сглаживание дифференциации территорий по уровню бюджетной обеспеченности с созданием стимулов по наращиванию доходного потенциала;
  • оптимизация неэффективных льгот, в том числе по региональным и местным налогам;
  • снижение недоимки по налогам и сборам за счет совершенствования системы администрирования и контроля, в том числе с использованием современных методов с целью мобилизации дополнительных доходов.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать все еще сохраняющуюся ограниченность региональных органов государственной власти субъектов РФ по принятию решений, позволяющих расширить доходы бюджетов.

В целом, если обратиться к бюджетной политике РФ, как цельному государственному инструменту, то очевиден масштабный пласт проблем, которые можно решить посредством следующих мер:

  • стимулирования и поддержания роста необходимых расходов при сокращении второстепенных бюджетных трат;
  • максимизации капитальных расходов бюджета по сравнению с текущими расходами в сложившейся экономической ситуации;
  • максимизации детально проработанных, спланированных обыкновенных расходов при предельно возможной минимизации чрезвычайных неплановых расходов;
  • стимулирования непроцентных и минимизации процентных расходов в структуре бюджета;
  • поддержания стабильной и плавной динамики роста расходов;
  • поддержания сбалансированности расходных обязательств путём минимизации полярности объёмов расходных направлений.

В итоге в современной бюджетной политике существует серьезный пласт проблем, который усугубляется несовершенством бюджетного законодательства. Для того, чтобы преодолеть проблемы необходимо пересмотреть подходы к формированию бюджетной политики России в целом, и её правового регулирования в частности.

Темпы и проблемы продвижения России по пути рыночных преобразований дают возможность констатировать возрастающую роль бюджета как необходимого и действенного инструмента государственного воздействия на социально-экономические процессы. В этих условиях научное обоснование мероприятий по преобразованию взаимоотношений государства с регионами, хозяйствующими субъектами, населением при формировании доходов и расходов, их распределении по уровням бюджетной системы, использовании и контроле является главной предпосылкой эффективности государственного управления в масштабах каждого региона и всей страны.

Однако в Российской Федерации имеется множество проблем в сфере бюджетной политики и механизмов её реализации. Одной из них является несовершенство законодательства. Несмотря на эволюцию, Бюджетный кодекс нуждается в обновлении. Именно серьезные поправки в БК РФ являются приоритетной задачей в сфере реформирования законодательства. Также необходимо провести серьезную оптимизацию бюджетного процесса.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2017.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.201) // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2018.
  3. Бюджетное право. Учебник. – СПб.: Деловой двор/ Под ред. Н.А. Сатаровой, 2009
  4. Гордиенко М.С. Бюджетная политика России: эволюционное развитие, оценка качества: дис. … канд. экон. наук: 08.00.10 / Гордиенко Михаил Сергеевич. – М.: 2016.
  5. Комягин Д.Л. Бюджетное право – М.: Норма 2015
  6. Крохина, Ю. А.Бюджетное право России. – М.: Издательство Юрайт, 2016
  7. Литягин Н.Н.Бюджетное право – М.: Инфра -М, 2015