Анализ комедии Ревизор

История создания и художественное своеобразие комедии Н.В. Гоголя Ревизор.
Теги: Гоголь
Автор: Ирина Нестерова ✔ 09.05.2020

Нестерова И.А. Анализ комедии Ревизор // Энциклопедия Нестеровых

Комедия Н.В. Гоголя Ревизор – произведение, которое не теряет свою актуальность и спустя два столетия. Каждый герой произведения является живым типажом, который встречается и в наше время.


История становления, расцвет и угасание имажинизма в России. Основные его представители.

История создания комедии Ревизор

Анализ комедии Ревизор

Комедия Н.В. Гоголя была создана под впечатлением писателя от рассказанного 7 ноября 1835 года А.С. Пушкиным анекдота, который описывал случай в Новгородской губернии. Уже 6 декабря 1835 года Гоголь пишет другу, что едва успел закончить пьесу. В тот период Гоголь был занят созданием "Мертвых душ". Но ему хотелось создать что-то комичное и злободневное. Так, в 1835 году он пишет А.С. Пушкину: "Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее чёрта".

Анекдот, который Пушкин рассказал Гоголю возник не на пустом месте. В его основе лежит настоящая история, которая произошла с издателем журнала "Отечественные записки" П.П. Свиньиным в Бессарабии. Он был принят за чиновника из Петербурга.

"Ревизор" был представлен публике в 1836 году на вечере у Жуковского. Произведение было тепло принято. В этом же году пьеса была показана в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголю постановка не понравилась, так как по его мнению, пьеса выглядела на сцене чересчур водевильной.

Александр Сергеевич Пушкин.

Гоголь решает усовершенствовать произведение и в 1841 году выходит второе издание, а затем в 1842 году наконец-то увидела свет последняя редакция. Если сравнивать первоначальный текст комедии "Ревизор" с окончательной, но становится очевидным, что писатель менял реплики, перерабатывал, объяснял, комментировал и вставил замечательную фразу городничего: "Найдётся щелкопёр, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши".

Время работы над пьесой это время работы над "Мертвыми душами". Гоголь отложил работу над "Мертвыми душами", так как был целиком захвачен идеей создания сценического произведения. Социальные мотивы комедии явственно соотносились с социальными мотивами "Мертвых душ".

Герои комедии Ревизор

Чиновники, судья, полицмейстер, прокурор, городничий, губернатор – это сильные сценические персонажи, а о социальной направленности произведения говорят "Заметки для господ актеров".

Хлестаков и Чичиков – мошенники. Один по замыслу, другой поневоле. Они не положительные герои.

В Ревизоре показано полное забвение всеми чиновниками без исключения государственных интересов, презрение к народу, за чей счет они живут, казнокрадство, взяточничество, мздоимство в чудовищных размерах, невежество, глупость. Страх потерять свое место и угодничество – это их жизненные цели и устремления. Все их действия направлены на обогащение, приобретение власти, возможности получить место в удовольствие, а главное все это досталось без усилий и труда.

Все это мракобесие выставлено напоказ перед фальшивым ревизором, а настоящий ревизор многозначительно остался за пределами произведения. Следует отметить, что тогдашняя действительность во много была порочна и губительна для страны, потому и потребовались жесткие меры по пресечению деятельности таких горе-чиновников.

Характеристики ключевых героев комедии Ревизор

Герой комедии "Ревизор"

Характеристика

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий в комедии Ревизор не является главным героем, но в силу харизматичности запомнился многим. Он переплюнул  главных героев и занял почетное место среди ключевых персонажей. Сквозник-Дмухановский являет собой сборный образ городского чиновника. Он мастер брать и давать взятки, редкий лизоблюд, лицемер и казнокрад. На первом месте он держит личный интерес, а уж потом благосостояние города.

Анна Андреевна, жена городничего

Жена городничего слывет местной кокеткой и модницей. Это – полноватая, еще довольно привлекательная женщина, все интересы которой сводятся к обсуждению нарядов и сплетням.

Марья Антоновна

Дочь городничего девушка сообразительная и образованная. Она первой понимает всю нелепость слов Хлестакова, но ее никто одобряет.

Лука Лукич Хлопов

Является смотрителем училищ  в звании титулярный советник. Чиновник не выполняет свою работу, застенчив, глуп и ленив. Кроме того Хлопов является заядлым игроком и постоянно пахнет луком.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья в комедии "Ревизор". Гоголь наделил персонажа говорящей фамилией. Относится судья к своей работе халатно. Ляпкин-Тяпкин человек невежественный с завышенной самооценкой. Большой любитель собак. Взятки берет борзыми щенками.

Артемий Филиппович Земляника

Земляникин несёт глубокомысленную ерунду, в обществе прослыл вольнодумцем за подвиг прочтения нескольких книг. Попечитель богоугодных заведений щедр на угодничество и лесть, которые хлынут из него неиссякаемым потоком красноречия, особенно в сторону Хлестакова.

Иван Кузьмич Шпекин

Занимает должность  почтмейстера. Читает чужие письма и не видит в этом ничего плохого. Он оставляет себе наиболее понравившиеся письма. В комедии "Ревизор" Шпенкин раскрывает обман Хлестакова. Однако делает это глубо и нелепо, связав адрес на письме Хлестакова "в Почтамскую улицу" с "беспорядками по почтовой части". Случайным образом почтмейстер оказывается "умнее" всех городских чиновников.

Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский

Помещики, которые большую часть своего времени проводят за сплетнями. Они передают слухи, но многое додумываю сами.

Христиан Иванович Гибнер

Уездный лекарь, немец, не знает ни слова по-русски

Умный мужие

Умный уравновешенный мужчина. Он старше Хлестакова и умнее его, несмотря на малограмотность. С барином говорит несколько сурово, отрывисто. Немного грубоват.

Иван Александрович Хлестаков

Чиновник из Петербурга, молодой человек 23 лет, худощавый, пустой, простодушный до глупости. Он не способен удержать ни одной мысли в голове. Говорит отрывисто, и совершенно неожиданно. Одет по моде. Игрок и мот. Все деньги, что у него были, промотал, а теперь сидел в гостинице без копейки. Фантазер и врун.

Второстепенные герои комедии "Ревизор":

  • Федор Андреевич Люлюков
  • Отставные чиновники: Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин
  • Частный пристав Степан Ильич Уховертов
  • Свистунов
  • Квартальный Пуговицын
  • Держиморда
  • Купец Авдулин
  • Слесарша Февронья Петровна Пошлепкина
  • Жена унтер-офицера
  • Жена Хлопова
  • Мишка, слуга городничего
  • Слуга трактирный.

Художественные приемы в Ревизоре

В основе гоголевской сатиры лежат следующие приемы:

  1. Соответствие несопоставимого. Ревизор – Хлестаков – без царя в голове и властный городничий в зависимости от Хлестакова.
  2. Взаимное непонимание героев, которые в процессе диалога превращается в понимание, зависящее от цели каждого. Например, городничий в гостинице.
  3. Обилие фарсовых ситуаций.
  4. Узнаваемость, типичность поведения чиновников, желающих скрыть свои истинные цели.

Эти приемы также обессмертили комедию Гоголя "Ревизор", а фраза "К нам едет ревизор!" стала крылатой.

Бессмертие комедии Гоголя "Ревизор" заключено в боевой гражданской направленности произведения, в умении автора сказать гораздо больше, нежели очерчено сюжетом. Бессмертие пьесы в психологической объемности характеров и верности не только действительности, но и ее общему смыслу, в особом серьезом понимании сатирического писателя, в органичном соединении быта и символа, смеха и слез.

Комедия "Ревизор" бессмертна еще и потому, что в ней образно запечатлена творческая дружба двух великих писателей: Пушкина и Гоголя.

Читайте также
Анализ композиции, содержания и художественных средства сборника рассказов Тургенева "Записки охотника".
Художественные образы Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе "Война и мир".
Сущность, философская идея и отношение Достоевского к герою романа Родиону Раскольникову.
Содержание и основные тезисы теории Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Анализ развития темы Родины в стихах Цветаевой и трагизм в творчестве поэтессы.