ODiplom // Менеджмент // 17.01.2013

Роль налогов в инвестиционной и инновационной деятельности предприятий

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 17.01.2013

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Роль налогов в инвестиционной и инновационной деятельности предприятий [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Сегодня возрастает роль налогов в поддержке предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности, являющихся предпосылками экономического роста и развития страны.

Время, когда можно было быстро получить прибыль, использовав несколько нехитрых с экономической точки зрения приемов, давно прошли, и в настоящее время очень актуальным является использование на практике различных нововведений с целью повышения общей эффективности предприятия.

Одним из государственных инструментов стимулирования экономического рода являются налоги. Казалось бы, налоги только уменьшают прибыль предприятия и должны восприниматься негативно. Но существуют два инструмента: ставки и льготы, – которые могут весьма эффективно стимулировать экономический рост за счет стимулирования предпринимательской деятельности.

В современных условиях вопросы повышения эффективности налоговой системы имеют особое значение, и в этой связи возрастает роль налогов в поддержке и развитии предпринимательской деятельности, являющихся предпосылками экономического роста и развития страны.

Экономический рост возможен только в условиях постоянного внедрения инноваций во всех отраслях экономики. Инновации несут в себе совершенствование производственного, управленческого и других процессов, происходящих в организации. Только постоянное совершенствование своей деятельности обеспечивает компании успех в долгосрочной перспективе.

Экономическая среда не находится в состоянии покоя и активно влияет в силу своих динамических изменений на предприятие, причем это влияние может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Гарантией успешного функционирования является умение предприятия анализировать и прогнозировать тенденции в изменении экономической среды и приспосабливаться к ее изменениям.

Одной из целей государства является экономический рост. Экономический рост предполагает рост экономического потенциала национальной экономики, рост национального продукта на душу населения, а следовательно, достижение высокого уровня жизни для всех. Экономический рост приносит определенные выгоды предпринимательскому сектору экономики (сектору предприятий, организаций), поскольку открывает новые рыночные альтернативы в расширяющейся экономике.

Экономический рост в рамках предприятия может происходить на экстенсивной и интенсивной основе. Интенсивный тип экономического роста характеризуется тем, что прирост происходит за счет качественного обновления средств труда, предметов труда, внедрения новых эффективных технологий. Экстенсивные факторы экономического роста практически себя исчерпали, вследствие чего возникает необходимость концентрации усилий на выявлении и мобилизации факторов и резервов повышения интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности.

Инновационная деятельность

Основная цель предпринимательской деятельности – устойчивый рост в течение длительного периода времени суммы прибыли, что достигается в значительной степени благодаря активной инновационной политике предприятия. Прежде чем приступить к производству новой продукции и выйти с новшествами на рынки сбыта, необходимо провести изучение спроса потребителей и рыночной ситуации.

Объективные закономерности общественного развития подвели к необходимости выходить на рынок с такой продукцией, которую ожидает потенциальный покупатель и которая отвечает его требованиям. В принятии решений об осуществлении инновационной деятельности предприятий решающую роль играют маркетинговые исследования различных рыночных сегментов, для которых предназначена новая продукция.

Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг и, как следствие, более высокий уровень жизни населения.

Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей национальной экономики и зависит в значительной мере от инновационной деятельности предприятий.

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, продаваемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки.

По степени новизны выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации.

Базисные инновации реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники. Улучшающие инновации связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

По причинам возникновения инновации делят на два вида: реактивные и стратегические.

Реактивные инновации направлены на выживание фирмы, они появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами. Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

Побудительным мотивом развития инноваций на предприятии является стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и техники издержки формируются на уровне выше средних и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумели найти пути завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.

Отсюда у каждого предприятия возникает необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно осуществить за счет использования инноваций. При этом, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной деятельности. Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке увеличивает вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой.

Таким образом, используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.

Предприятие-инноватор разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант.

Инновацией (нововведением) называют конечный результат инновационной деятельности, воплотившийся в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности.

Активная инновационная политика хозяйствующих субъектов, проявляющаяся в освоении производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также в расширении на этой основе рынков сбыта отечественных товаров, позволяет обеспечить увеличение валового внутреннего продукта, способствует развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Действительная новизна продукта или процесса должна всегда приводить к положительному эффекту от его использования.

Различают два типа технологических инноваций: продуктовый и процессный. Внедрение нового продукта определяется как радикальная, продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики.

Процессная инновация – это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.

По степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. "Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании тиражирования которых получают новшества-имитации, копии". Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и продукцию рыночной новизны, новой сферы применения и новшества сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших зарубежных и отечественных предприятиях) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и пр.

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идей до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Содержание инновационной деятельности. Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

- проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

- подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

- разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

- проектирование, изготовление, испытание и освоение образцовой техники, необходимой для изготовления продукции;

- разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

- исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

- подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

- проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

- организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

С изменением хозяйственной ситуации при переходе к рыночной экономике для предприятия произошла переориентация критериев технического и технологического уровня и экономической эффективности нововведений. В краткосрочном плане внедрение нововведений ухудшает экономические показатели, увеличивает издержки производства, требует дополнительных капиталовложений в развитие НИОКР. Помимо того, интенсивные инновационные процессы, в том числе внедрение новой техники и технологии, нарушают стабильность, увеличивают неопределенность и повышают риск производственной деятельности. Более того, инновации не позволяют полностью использовать производственные ресурсы, снижают загрузку производственных мощностей, могут привести к неполному использованию персонала, к массовым увольнениям.

Именно рынок выступает решающим арбитром отбора инноваций. Он отвергает самые приоритетные новшества, если они не отвечают коммерческой выгоде и сохранению конкурентных позиций предприятия. Вот почему технологические новшества подразделяются на приоритетные, важные для экономической и технологической безопасности страны, и на коммерческие инновации, необходимые предприятию в условиях перехода к рынку. Критерии технического уровня и эффективности новых технологий должны быть адекватны и требованиям научно-технической государственной политики, и коммерческой целесообразности, и соответствующим источникам финансирования.

Так, для показателей рентабельности и финансовой устойчивости предприятия новая технология в более чем половине случаев является нежелательной. Более того, изменчивость технологии в отраслях, характеризующихся длительным жизненным циклом, капиталоемких и фондоемких производствах может нанести непоправимый ущерб при неправильном прогнозировании, внедрении и эксплуатации.

В наукоемких, прогрессивных отраслях дело обстоит наоборот, именно технологические "сдвиги и прорывы" и внедрение новых технологий резко повышают конкурентоспособность предприятия и ведут к максимизации прибыли в долгосрочном периоде.

Переход на выпуск новых систем и новых поколений продукции возможен лишь на основе новых технологий.

При внедрении принципиально новых технологических решений может возникнуть убыточность производственной деятельности не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде.

Для устранения неэффективности принимаемых технологических решений важно выявить взаимосвязь внедряемой технологии с конкурентоспособностью фирмы и ее поведением.

Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика

Никакая инновационная деятельность невозможна без инвестирования.

Инвестиционные вложения в предпринимательскую деятельность проводятся только в том случае, если их освоение позволит, с одной стороны, повысить эффективность производства, а с другой – получить чистый доход на каждый вложенный рубль.

Вложения, не приносящие доходы или дающие доходы ниже определенного уровня, должны быть сведены к минимуму, необходимому для жизнеобеспечения предприятия.

Совокупность практических действий по реализации инвестиций называется инвестиционной деятельностью (инвестирование), осуществляющие лица – инвесторами.

Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала внутри страны или за границу в деятельность предприятий различных отраслей с целью создания и получения чистых выгод в будущем.

Инвестиции – процесс совокупного использования ресурсов, обеспечивающий увеличение капитала, расширение и модернизацию производства, освоение новейших технологий и техники, отвлечение денежных средств из текущего оборота и направление их с целью увеличения имущества предприятия.

Формы вложений: земля, денежные средства и их эквиваленты, основные средства (здания, сооружения, оборудование и т.д.), имущественные права, оцененные денежным эквивалентом (лицензии, промышленные образцы, сертификаты, права пользования на землю и имущество). То есть под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и др. ценные бумаги, технологии, машины и оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредит, любое др. имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.

Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций, инвестирование, а обобщенно, инвестиционная деятельность – это совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Инвестиционная деятельность осуществляется за счет:

- собственных финансовых ресурсов инвестора: прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений, сбережений граждан, юридических лиц и др.;

- заемных банковских средств инвесторов: облигационных займов, банковских и бюджетных кредитов;

- привлеченных банковских средств инвестора: средств, получаемых от продажи акций, паевых взносов граждан и юридических лиц;

- бюджетных инвестиционных ассигнований.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации. В качестве участников инвестиционной деятельности могут выступать инвесторы, заказчики, пользователи работ, банковские, страховые и посреднические организации инвестиционного проекта.

С финансовой и экономической точек зрения инвестирование может быть определено как долгосрочное вложение ресурсов в целях создания и получения прибыли в будущем.

По типам выделяют:

Финансовые инвестиции – это денежные средства, вкладываемые в акции, облигации и др. ценные бумаги, выпущенные государством, муниципалитетом, корпоративными компаниями.

Реальные инвестиции – это вложение денежных средств в основной капитал и на прирост материально-производственных запасов.

Инвестиции в нематериальные активы – это вложения денежных средств в приобретения научно-технических разработок (имущественные права, лицензии, ноу-хау, гудвилл и др.).

Инвестиции могут охватывать как научно-технический или производственный цикл, так и его элементы (стадии): организацию нового производства или выпуск новой продукции; реконструкцию или техническое перевооружение.

Налоговая политика предприятия и роль системы налогообложения в стимулировании инновационной деятельности предприятия

Необходимость налогового планирования

Наряду с развитием производства, совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и оборудования предприятия стремятся увеличить доход за счет облегчения налоговой нагрузки, изыскания рациональных и законных способов снижения налоговых платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:

1. Выбор видов деятельности, которые обеспечат приемлемую величину налоговой нагрузки на предприятие

2. Определение оптимальных с точки зрения хозяйствующего

субъекта способов и сроков уплаты налогов, сборов и других

налоговых платежей.

3. Выбор направлений распределения и использования прибыли, осуществления инвестирования финансовых ресурсов, которые позволят иметь благоприятные для предприятия налоговые последствия.

Целенаправленная налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться в существующих законных способах снижения налоговых выплат. Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное планирование налоговых платежей и доходов. Налоговое планирование является важнейшей составной частью налоговой политики предприятия.

Налоговое планирование – реализация налогоплательщиком права использования всех возможных средств для уменьшения возложенного на него государством налогового бремени, основывающуюся на принципах законности, оперативности и оптимальности. Соблюдение этих принципов предопределяет характер и содержание предпринимательской деятельности, создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность возникновения ответственности за налоговые правонарушения.

Принцип законности выделяется в качестве основополагающего. Имеется в виду неукоснительное и строгое соблюдение требований налогового законодательства при определении налоговых обязательств предприятия, исчислении и уплате налогов. В связи с принятием и введением в действие части первой Налогового кодекса, ответственность за налоговые правонарушения рассматривается как самостоятельный вид юридической ответственности.

Принцип оперативности налогового планирования заключается в том, что разработанная предприятием налоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующей системе налогообложения. При этом могут корректироваться не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а также направления всей хозяйственной деятельности.

Особенности российской политической и экономической системы – ее нестабильность, непредсказуемость, противоречивость принимаемых органами государственной власти законов и решений, в том числе и в сфере налогообложения. Поэтому предприятиям необходимо учитывать такой вероятный фактор, как налоговые риски. "Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике, введением новых видов налогов и сборов, изменением налоговых ставок и штрафных санкций, отменой налоговых льгот".

Предприятие, исходя из принципа оперативности налогового планирования, должны учитывать возможные не только внешние изменения, но и внутренние, которые могут коренным образом повлиять на его налоговую политику.

Сущность принципа оптимальности налогового планирования в том, что использование механизмов, уменьшающих размеры налоговых обязательств, не должно приводить к ущербу интересам собственников предприятия и стратегическим целям развития. Один из главных вопросов налогового планирования – поддержание оптимального соотношения между налоговыми платежами и той частью прибыли, которая остается в распоряжении предприятия для осуществления инвестирования и обеспечения финансовой устойчивости.

Налоговое планирование это специфическая подсистема внутрифирменного управления.

Большинство российских налоговых реалий не являются отечественным изобретением ввиду относительной молодости федеральной налоговой системы. Вместе с тем в налоговом планировании меньше, чем в какой-либо другой области, возможно заимствование зарубежных способов и приемов.

Молодость отечественной налоговой практики отражается на деятельности российских судов, которые в спорных ситуациях принимают решения на основе анализа законодательства и конкретных норм узкого действия, в то время как зарубежные суды (например, в США и Великобритании) чаще анализируют сущность отношений, операций, бизнеса в целом.

Область налогового планирования чрезвычайно изменчива, что связано с изменчивостью налогового законодательства.

Сложившиеся налоговые реалии (двусмысленность и противоречивость правовых норм, а также практика обратной силы, заметно утерявшие в последние годы свои позиции, но не истребленные полностью) не способствуют стабильности предпринимательской деятельности, в то же время создают большое поле деятельности для налогового менеджмента.

Парадоксы российской деловой культуры обусловливают противоречивость отечественного налогового менеджмента: с одной стороны, целью бизнеса является прибыль, с другой стороны, в отечественной практике предпринимаются немалые усилия для минимизации прибыли с целью минимизации налоговых издержек.

Налоговое планирование должно исходить из тесной взаимосвязи налогов и учитывать их сбалансированность: уменьшение одних налогов зачастую приводит к увеличению других и наоборот (например, уменьшение НДС способствует увеличению налогооблагаемой базы по прибыли).

Официальная российская статистика не отличается достоверностью в силу высокого удельного веса теневых операций, в ней не отражаемых. Вследствие этого для целей налогового планирования практически бессмысленны межхозяйственные сравнения по официальным данным; сравнительные оценки и расчет ориентировочных коэффициентов по реальным оборотам не представляются возможными на сколько-нибудь представительной выборке из-за конфиденциальности этой информации.

Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется не ради налогов, а ради прибыли, результатом налогового планирования должна быть оптимизация общего уровня налоговых издержек. В мировой практике известны три возможных варианта налоговой политики предприятия:

- нелегальная, предполагающая уклонение от уплаты налогов на основе сознательного использования уголовно наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности;

- легальная, основанная на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использовании возможностей, предоставленных законодательством;

- полулегальная, использующая коллизии, недоработки и противоречия действующих законов и подзаконных актов.

Наиболее цивилизованным способом оптимизации налогового планирования следует признать второй вариант. При этом в рамках данного варианта оптимизации налогового планирования можно выделить внешние и внутренние факторы (рис. 1).

Роль налогов в инвестиционной и инновационной деятельности предприятий

Рис. 1. Факторы оптимизации налогового планирования

Обзор применяемых систем налогообложения, особенности уплаты налогов и их совокупный уровень в каждой системе, их динамическая оценка, сопоставление между собой и расчет стартовой эффективности позволяют разработать достаточно универсальные практические рекомендации для широкого круга пользователей. Остальные внешние факторы оптимизации налогового планирования (выбор юрисдикции, организационно-правовой формы, состава учредителей, вида деятельности и стратегии) не поддаются обобщению, индивидуальны в каждом конкретном случае и могут рассматриваться главным образом в консалтинговой практике.

Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и в процентах. Совокупность показателей эффективности налогового планирования приведена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели эффективности налогового планирования

Роль налогов в инвестиционной и инновационной деятельности предприятий

Примечания к таблице:

1. В налоговые издержки следует включать как косвенные налоги на доходы в размере сумм к доплате, то есть с учетом возмещаемых сумм, так и налоги, относимые на затраты и финансовые результаты, включая чистую прибыль.

2. В объем продаж, как результирующий показатель деятельности организации, следует включать выручку от реализации товаров, работ и услуг и полученные от покупателей суммы косвенных налогов – НДС и налога с продаж.

3. В оборотные налоговые издержки следует включать как косвенные налоги на доходы, являющиеся по своей природе оборотными, т.е. начисляемыми с оборота, так и дорожный налог, облагаемой базой по которому является выручка от реализации товаров, работ и услуг.

4. Объем продаж, очищенный от косвенных налогов на доходы – налога с продаж, акцизов, НДС.

5. В расчете может использоваться любой из показателей прибыли (операционная, налогооблагаемая, чистая и др.).

Приведенные выше показатели всесторонне характеризуют эффективность налогового планирования. Однако в силу особенностей отечественной хозяйственной среды, сформулированных ранее, невозможно привести рекомендуемые значения всех коэффициентов. Оценка эффективности возможна лишь на основе динамических расчетов, позволяющих выявить тенденции для каждой конкретной организации.

Роль налогов в стимулировании инновационной деятельности предприятия

Центральной проблемой для экономики России является увеличение темпов экономического роста, которые зависят в основном от инвестиций. Внутренние инвестиции могут стимулироваться различными способами, в том числе посредством реформирования налоговой системы.

Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

От результативности совершенствования налогового механизма во многом зависят темпы экономического роста и решение социальных проблем в обществе.

Таким образом, налоговая система играет важную роль в развитии предпринимательской деятельности и, в частности, малого бизнеса.

Приоритеты развития налоговой системы страны меняются, в ходе реформирования уточняются методы достижения конечных целей. Поэтому в принятые главы кодекса ежегодно вносятся многочисленные поправки, носящие принципиальный характер. До завершения реформы еще далеко, и, к сожалению, налоговая система еще будет пересматриваться.

Существенный этап в реформировании налоговой системы в Российской Федерации произошел со снижением уровня налоговых ставок, что возымело существенный стимулирующий эффект. При этом важно ответить на вопрос: как и в какой мере изменение налоговых ставок влияет на инвестиционный спрос?

Совершенствование системы налогообложения предпринимательской деятельности в Российской Федерации является чрезвычайно актуальным. Для развития предпринимательства необходимо наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения. В этих условиях крайне важное значение приобретают совершенствование и применение новых систем налогообложения, критическое обобщение отечественного и зарубежного опыта, объективная оценка и обоснованное улучшение всего механизма налогообложения, совершенствование практики налогового контроля. Важное значение в развитии экономики России и стимулировании инвестиционной активности имеет малое предпринимательство, поскольку именно малые предприятия оказывают существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников и т.д.

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг, занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Анализируя отечественный и зарубежный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования, большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Важную роль в налогообложении предпринимательской деятельности играет налог на прибыль, и поэтому для определения основных направлений совершенствования механизма налогообложения предпринимательской деятельности необходимо изучение основных путей оптимизации налогообложения прибыли.

Перспективное развитие налоговой системы Российской Федерации связывается с оптимизацией налога на прибыль.

Традиционно рычагами налогового регулирования считаются два основных инструмента налоговой системы: ставки и льготы. Первым рычагом налогового регулирования государство воспользовалось в достаточной степени, уменьшив ставку по налогу на прибыль с 35 до 24% и затем до 20%. Это создало потенциальную возможность для расширения производства за счет того, что большая часть прибыли остается в распоряжении предприятия, но стимулирующее воздействие ставки срабатывает в большей степени в динамике.

Уменьшив ставку сначала сразу на 11 пунктов, а затем еще на 4 пункта Правительство РФ не оставило запаса для дальнейшего снижения. В то же время только резкое снижение ставки стимулирует перераспределение доходов между теневым и легальным сектором экономики.

Однако, эффект от снижения возникает не сразу, а через несколько хозяйственных оборотов.

Другим рычагом налогового регулирования является льгота.

Мировой и отечественный опыт доказывает, что ликвидация налоговых льгот означает не что иное, как лишение налоговой системы регулирующей функции: возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития отечественного производства.

Одна из основных задач экономической политики Правительства РФ на данном этапе – стимулирование роста инвестиционной активности. Следовательно, важнейшая задача налоговой реформы – налоговое стимулирование расширенного воспроизводства и модернизации. Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно добиться за счет системы инвестиционных льгот по налогу на прибыль. Для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налоговых механизмов целесообразно дополнить налог на прибыль инвестиционными льготами прямого действия.

Для нашей страны также актуален вариант льготы, стимулирующей не только расширение исследовательских программ, но и в главной степени поощряющей начало инновационной деятельности. Скидка из налогооблагаемой базы в виде некоторого процента от прироста расходов на НИОКР является дополнительной льготой, стимулирующей расширение НИОКР. Вариант основной инновационной льготы следующий: вычет расходов на НИОКР в полном объеме из доходов в первый год их проведения; в последующий период размер вычета не должен превышать 25% фактических затрат на НИОКР с капитализацией оставшейся суммы и ее списанием в соответствии со ст. 262 НК РФ в течение 3-х лет равными долями после окончания работ.

Итак, если на данном этапе необходимо увеличивать инвестиции в экономику и с помощью налоговых методов в виде инвестиционной льготы имеется возможность оказания влияния на увеличение инвестиций, то инвестиционная льгота должна предусматриваться в законодательстве о налоге на прибыль. Однако было бы неправильно вести речь только о инвестиционной льготе: в российском законодательстве о налогообложении прибыли должна существовать развернутая система льгот, так как именно она дает государству возможность целеустремленно влиять на предпринимательскую деятельность.

Учитывая значение, которое на данном этапе придается сфере науки, представляется целесообразным дополнить законодательство по налогу на прибыль также льготами инновационного характера. Противопоставляемая налоговым льготам политика общего снижения ставки налога на прибыль при всей ее значимости все же является менее эффективным рычагом регулирования. Введение в налоговое законодательство льгот необходимо осуществлять по нарастающей для усиления стимулирующего эффекта. Возможность уклонения от налогообложения прибыли с помощью льгот должна быть сведена к минимуму путем их качественной регламентации и действенного контроля со стороны налоговых органов.

Таким образом, для обеспечения регулирующего влияния государства на экономику через налоговую политику по налогу на прибыль должны быть льготы на постоянной основе. Льготы должны быть нейтральны по отношению к сферам приложения капитала, видам экономической деятельности, категориям налогоплательщиков. Льготы должны быть направлены на стимулирование начальных этапов воспроизводственного процесса – от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее производство.

Вывод

В настоящее время необходима целенаправленная программа реформирования налоговой системы, нацеленная на укрепление и поддержку российских предприятий. Она должна учитывать как зарубежный, так и собственный российский исторический опыт. Задачей такой программы является повышение стимулирования предприятий к применению инноваций, которые служат отправной точкой для повышения эффективности работы предприятия. Повышая эффективность, предприятие увеличивает свои объемы прибыли, следовательно, увеличивается объем налогов, уплачиваемых в бюджет.

Литература

1. Налоговый Кодекс РФ.

2. Баринов В.А. "Стратегический менеджмент". – М.: "Инфра-М", 2006.

3. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. – М.: АиН, 2005.

4. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Микроэкономика. / Габиш Г., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. – Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

6. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Издательство "Финпресс", 2005.

7. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 304с.

8. Дятлов А.Н., Плотников М.В. Общий менеджмент: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Ильин А. И. Планирование на предприятии. – М.: Инфра-М, 2002

10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. /Пер. с англ.под ред. С.Г. Божук.-2-е изд.- СПб: Питер, 2005.

11. Котлер Ф. Основы маркетинга – М.: ВИЛЬЯМС, 2006

12. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг / Пер. с англ. под ред. В.Б.Колчанова. – СПб: Питер, 2005.

13. Соловьев Б. А. Управление маркетингом. – М.: ИНФРА-М, 2000.

14. Томсон А., Стикленд А. "Стратегический менеджмент". – М.: "Инфра-М", 2001.

15. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / Под ред. А.А. Володина. – М.: Инфра-М, 2006. – 504 с.

16. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов (под ред. Поляка Г.Б.) Изд. 2-е, перераб., доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

17. Коллинз Дж. От хорошего к великому. – СПб: Питер, 2006.

18. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2005.

19. Толкачев. С. Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 2005. №5. С. 25-32.