ODiplom // Блог // 22.10.2012

Роль средств коммуникации в информационном обществе

Информация, которая в философском плане все чаще рассматривается в качестве третьего компонента бытия – наряду с веществом и энергией, на практике превращается не просто в мощный ресурс, а в ключевой фактор социального прогресса.

С созданием всемирной компьютерной сети Интернет человечество практически вступило в фазу формирования и поддержания в актуальном состоянии единой общемировой информационно-коммуникативной среды, и киберпространство, еще совсем недавно доступное лишь высококвалифицированным специалистам в области программирования, на наших глазах трансформируется в информационное поле социально-экономического, политического и культурного развития всего сообщества, позволяющее обеспечить необходимыми сведениями отдельных граждан, их различные объединения, предприятия, органы власти и управления.

Использование СМК и контроль над содержанием передаваемых ими сообщений становится одним из обязательных условий для осуществления, удержания, а в необходимых случаях и завоевания власти.

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войта в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия.

1. Понятие средств коммуникации и информационного общества

1.1 Информационное общество и тенденции его развития

Информационное общество – концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты:

увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

а) эффективное информационное взаимодействие людей,

б) их доступ к мировым информационным ресурсам

в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Можно выделить четыре внутренне связанные фундаментальные черты формирующегося информационного общества:

1. Изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся прежде всего в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития.

2. Превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства, которая обеспечивает лидирующую роль отдельных стран и регионов в системе мировой экономики.

3. Возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг и, в частности, широкое внедрение информационно-комуникационных технологий в различные сферы жизни, причём не только в профессиональные, но и бытовые.

4. Глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.

Ключевая тенденция – последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Информация и знания становятся всё более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. В информационном обществе экономические успехи всё больше зависят от наличия и эффективности национальной, региональной, локальной системы инноваций и налаженной системе непрерывного образования (Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2002).

Несколько факторов обуславливают происходящие изменения:

окончательно оформившаяся где-то в середине 20 в. тесная связь науки и технических разработок, повлёкшая за собой резкий рост динамики производства и появление наукоёмких технологий.

глобализация всех происходящих в обществе изменений, когда события территориально очень далёкие друг от друга, оказываются звеньями одной цепи, утрачивая свой, казалось бы, локальный характер.

колоссальное усложнение всей экономической, политической, военной деятельности человечества и формирование здесь сложных систем, что выдвинуло на первый план проблемы управления и его информационного обеспечения, породив не только такие области знания, как кибернетика, системный анализ, исследование операций, но и новое мировоззрение, в рамках которого мир воспринимается через призму информационных процессов.

развитие новых информационных и коммуникативных технологий, широкое внедрение которых во все сферы жизни человека привело к их серьёзной перестройке и появлению таких новых форм социальной и экономической деятельности, как электронная коммерция, телеработа, дистанционное образование, телемедицина и электронная демократия.

Перестройка мировой экономики, начавшаяся в середине 1970-х годов, привела к смене доминирующей формы организационной структуры предприятия и межфирменного сотрудничества. Целью организационных технологий была адаптация к резко возросшим темпам изменений в экономической, институциональной и технологической среде деятельности. Общее направление изменений – переход от вертикальных иерархических структур к гибким сетевым формам организации, причём сети стали формообразующей основой для структуры внутренней организации современной корпорации, так и для её взаимодействия с партнёрами (межфирменные сети, корпоративные стратегические альянсы и т. п.).

Явления, которые мы сейчас наблюдаем, ряд социальных и экономических процессов, которые мы в совокупности называем развитием информационного общества или информационной революцией, это процессы, затрагивающие как изменение государственного устройства, изменение политической государственной коммуникации, так и жизненное пространство каждого человека в отдельности.

Аналогичные организационные изменения происходят в сфере услуг, административных органах и других областях деятельности. Развитие ИКТ стимулировало происходящие изменения, позволило выявить все преимущества новой формы социальной организации, хотя организационные изменения возникли и развивались первоначально независимо от технологического развития. Со своей стороны, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, и прежде всего Интернета, привело к тому, что всё больше транзакций в современной экономике и обществе совершается с использованием компьютерных сетей. Интернет становится глобальной средой общения, труда и отдыха. Стремительно растут доходы от электронной коммерции. Указанные тенденции позволяют многим специалистам говорить об информационном обществе как о "сетевом обществе", а современную экономику определять как "сетевую".

Созданная в мае 1995 году с целью анализа социальных аспектов информационного общества группа экспертов Комиссии Европейских сообществ, в состав которой вошли ведущие специалисты практически всех стран Европейского Союза, определила информационное общество как глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой стороны – открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации и развития собственной уникальной культуры. Кроме того, это общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. Общество знания эволюционирует в общество мудрости, где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения.

С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает гигантским потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития сложных услуг образования. Развитие информационного общества формирует предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.

Возникновение глобальных информационных сетей и систем впервые в истории нашей планеты открывает возможность связать буквально каждого с каждым, обеспечить доступ к информационным ресурсам человеческой цивилизации любому жителю Земли, объединить сегодняшние знания и духовные ценности, а значит существенно раздвинуть границы применения достижений культуры, науки и техники.

Сегодня чётко обозначилась тесная связь между образованием, обучением и развитием, поэтому ключевым фактором для любой отрасли, организации или компании становится эффективный доступ к образованию и непрерывное обучение. Во многих странах реальностью становится развёртывание массовой системы качественного обучения на расстоянии и образования, не ограниченного возрастными рамками системы повышения квалификации.

Ещё одна возможность, предоставляемая информационным обществом – качественное улучшение системы охраны здоровья. Новые ИКТ делают широко доступной профилактическую информацию, создают основу для получения любым пациентом, где бы он ни жил, регулярных врачебных консультаций. Они превращают в реальность "телемедицину", опирающуюся на национальные и мировые информационные ресурсы.

В информационном обществе обычным явлением становится "телеработа", которая в состоянии кардинально решить проблему занятости, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, что может помочь решению одной из самых сложных социальных проблем. Кроме того, с массовым распространением связываются надежды на решение таких острых проблем больших городов как перегрузка транспортной системы и загрязнение воздуха выхлопными газами.

Информация становится реальным социальным ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться в жизни в условиях неопределённости, приспособиться к постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам.

Для человека информационного века единство мира оказывается уже не теоретической или идеологической абстракцией, а фактом его повседневной жизни. "Сжимая пространство", информационное общество резко расширяет возможности человека выбирать, где и на каких условиях работать, у кого и по каким ценам покупать те или иные товары и услуги, делает продавцов более зависимыми от потребителей, существенно усложняет жизнь монополистам, недобросовестным работодателям и производителям.

Использование спутников, "живого" радио и телевидения для передачи информации оказывает массированное влияние на формирование общественного мнения по всему миру. Появление и совершенствование мультимедиа, видеоконференционной связи и искусственного интеллекта сильно расширяют возможности передачи информации, а значит, распространения знаний и обмена ими.

Важнейшей особенностью информационного общества является перенос акцента в производстве с использования материалов на производство информации и оказание услуг, что влечёт за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии. Преимущественное развитие "третичного" сектора экономики – оказания услуг – приводит к существенному изменению удельного веса отраслей экономики в формировании ВВП. В целом ряде европейских стран более половины оборота средств в информационной индустрии приходится на создание информационных продуктов и технологий и лишь 45 % – на производство техники; в индустрии связи разрыв ещё более радикальный: 80 % составляю телекоммуникационные услуги и только 20 % – производство средств коммуникации (Соколов А.А.Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г.).

Время споров об информационном обществе миновало. Обобщая существующие подходы, можно сказать, что в настоящее время под информационным обществом понимается:

общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, порождённой взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;

общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;

глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни временных границ; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации.

Отличительным признаком информационного общества является свобода доступа к информации и свобода её распространения. Это способствует совершенствованию демократических процедур, повышению деловой активности, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению прав потребителей. Это также предотвращает угрозу олигархизации экономики, сращивания бюрократии с неэффективными монополистическими структурами, ставит заслон деградации хозяйства и коррупции. Очевидно, что, только опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности. Информационное общество несёт в себе большой потенциал для совершенствования устройства государства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для значительного повышения эффективности производства, для развития сферы услуг и образования, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.

В связи с расширением сферы информационной деятельности меняется профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил – человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивида, непосредственно включённого в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг. На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации, творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. По оценкам экспертов, 60 – 70 % новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации (Конецкая В.П Социология коммуникации. М.: Space.2005).

Если Парсонс в своём труде "Система современных обществ" рассматривал общество как сеть взаимообменов четырёх основных подсистем – экономической, политической, правовой, морально-идеологической, то в информационном обществе к ним добавляются ещё подсистемы – телекоммуникационная и образовательная.

В информационном обществе на первый план выдвигается третичная (после сельского хозяйства и промышленности) сфера экономической деятельности – сфера услуг, признаётся ведущая роль науки, знаний, получения, распространения информации, а также университетов, учёных, менеджеров-консультантов.

Информационное общество – социальная система, в которой производство товаров и услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации. Если индустриализация сделала возможным производство огромного количества товаров, то наступление эры информационных (компьютерных) технологий обеспечило возможность производить, обрабатывать и передавать огромное количество информации. В информационном обществе преобладает третичная сфера – услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование.

ИКТ занимают центральное место в обновлении и реинжиринге всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность любого города: производство продукции, транспорт, системы "продавец – покупатель" и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, СМИ, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, общественная и культурная жизнь.

В любом демократическом государстве особую ценность имеет свобода и защищенность личности. Информационное общество несёт в себе широкие возможности для их обеспечения. Например, передача и распространение электронной информации представляется более простой, оперативной и надёжной, чем обмен бумажными документами. Системы хранения электронных документов значительно надёжнее сейфов и хранилищ.

Информационное общество – благоприятная среда для развития так называемого среднего класса, который является основным общественным слоем во всех передовых странах. Традиционными сферами деятельности этого класса являются научные исследования, образование, культура, высокотехнологичные и наукоёмкие производства, сложные виды услуг, удельный вес которых будет стремительно нарастать в процессе формирования информационного общества.

Таким образом, информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности.

Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что оно несёт с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений.

Одним из объективных процессов, с которым вынужден считаться современный мир, является глобализация, порождённая взрывным развитием ИКТ, созданием планетарных сетей, триумфом рыночной экономики, либерализацией международной торговли, развитием транспорта. Так или иначе, всё это приводит к размыванию национальных и политических границ и к ускорению темпов индустриализации и унификации культур – частично за счёт образования глобальных конгломератов в области информации, коммуникации и досуга.

В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей.

Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций могут неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также на право на труд и социальную защиту – причём во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с производством ИКТ, в наиболее развитых странах.

Всё более широкое распространение "экранной" культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность создают некоторые психологические проблемы. По мере нарастания объёма информации людям становится труднее ориентироваться в её содержании, ограждать себя от её избытка.

В условиях существования открытых, легко доступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению ещё одного измерения бедности – так называемой "информационной бедности". Это понятие отражает рост социальной дифференциации населения по отношению к новому принципу – принципу возможностей доступа к современным ИКТ, когда лишь часть населения получает доступ к новым технологиям и информационным ресурсам и может реализовать это преимущество.

ИКТ превратились в фактор обыденной жизни. А раз это фактор обыденной жизни, то невозможность доступа к ИКТ становится уже огромной проблемой, проблемой существования целых государств, регионов, категорий населения. И есть, конечно, категории населения, которые могут беспрепятственно пользоваться ИКТ, умеют это делать, морально к этому готовы. Таким образом, они получают несравненно больше возможности в трудоустройстве и в бизнесе.

Сегодня многие специалисты предпочитают говорить уже не столько об информационной бедности, сколько об информационном неравенстве. Это не только новый способ обозначить известную проблему. Сторонники данного подхода видят проблему более широко. Изначально информационное неравенство понималось (а многими и сейчас понимается) как отсутствие физического доступа к информационной и коммуникационной технике. Этот подход сегодня всё чаще становится объектом критики за его технократизм, а такой технократический подход сужает проблему. Информационное неравенство – это ограничения разного рода, как технические, так и экономические, и мотивационные. Исследования показывают, что различные группы по-разному включены в мир ИКТ – от полной интеграции до полного отторжения. По принципу использования ИКТ население можно разделить на следующие три группы: на тех, кто использует ИКТ; на тех, кто хочет их использовать, но пока по каким-то причинам не может и на тех, кто по каким-то причинам не хочет их использовать.

Первая группа состоит из тех, кто активно творит новую информационную среду и активно её использует, "плавает" в ней как рыба в воде. Среди них есть как увлекающие творчеством пользователи, так и прагматики, понимающие свою выгоду от этих технологий. И те, и другие широко используют новые возможности, их можно отнести к информационной элите, которая задаёт образцы поведения (Билл Мартин Информационное общество: от мечты к реальности "Journal of Information Science", #31 (1) 2005).

Люди, которые хотят использовать ИКТ, но пока не могут, то есть те, у кого есть желание, но нет доступа (технического или экономического) к ИКТ ощущают свою информационную бедность и составляют дальнейшую базу информатизации. При соответствующих условиях они могут пополнить ряды пользователей.

Третья группа состоит из тех, для кого всё, что связано с ИКТ, находится в зоне отчуждения, это информационно пассивные, не увлекающиеся новшествами люди, а также из тех, кто отрицает нововведения в принципе. Информационно пассивные – возможный резерв социальных сил, способных пополнить информационное общество. Их можно "раскачать", вовлечь в современную жизнь, подготовить к жизни и работе в информационном обществе.

Одной из новых серьёзных политических проблем стал вопрос о том, не усиливает ли информатизация общества авторитарные тенденции и даже не ведёт ли оно к диктатуре. Многочисленные и разнообразные данные вполне могут контролироваться централизованно, поскольку большие и малые банки и базы данных связаны между собой посредством компьютерных телекоммуникационных сетей.

Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом гражданине, а с другой – манипулировать массами людей предельно возрастает при использовании компьютерных сетей. И можно представить себе такое положение дел, когда правящие круги знают всё, что им нужно, а все остальные не знают ничего.

Тенденции развития в сфере информации позволяют предположить, что политическая власть, приобретаемая большинством благодаря концентрации информации, не будет осуществляться непосредственно, но через усиление исполнительной власти при уменьшении реальной власти "политиков на трибуне" и выборных представителей. Сложившаяся таким образом властвующая элита может оказаться своего рода "инфократией", источник власти которой – не какие-либо заслуги перед народом, а лишь большие возможности использовать информацию. Сейчас становится всё более очевидной угроза полицейского и политического наблюдения за индивидами с использованием информационной техники.

Говоря об информационном обществе, мы не должны забывать о том, что большинство населения нашей планеты живёт пока что в условиях индустриального и аграрного обществ. Информационное общество является реальностью лишь для развитых стран мира, для остальных же государств информационное общество является только перспективой. Кризис, поразивший страны Азии, стремившиеся пойти по пути догоняющего индустриального развития, окончательно продемонстрировал, сколь затруднительно для стран, находящихся на индустриальной стадии прогресса, стать полноправными участниками сообщества постиндустриальных держав и подчеркнул раздел планеты на постиндустриальную зону и остальной мир.

1.2 Средства коммуникации и их роль в коммуникативном процессе

Слово коммуникация происходит от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. Сразу же следует отметить, что слово ‘обмен’ в данном случае является явной метафорой. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т.п., то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник – своих, мы взаимно обогащаемся идеями другого, собеседника. Более правильно (по внутренней форме термина) говорить о том, что мы хотим поделиться мыслями, разделить с кем то свои чувства и т.п. (ср. англ. exchange и share) (Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000).

Процесс коммуникации может быть разделен на отдельные фрагменты, единицы коммуникации – коммуникативные акты. Разумеется, сам по себе коммуникативный процесс представляет собой континуум, непрерывное взаимодействие участников коммуникации. Однако, в целях анализа и описания, необходимо выделять дискретные единицы – так уж устроено человеческое познание.

Обычно сообщения – это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности или черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (например, знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара).

Сообщения состоят из знаков различного рода (словесных и невербальных), изучением которых занимается семиотика или семиология (наука о знаках, от греч. σήμα, σημείον ‘знак’). Знаки образуют знаковую систему, код или язык (вербальный язык, язык жестов, культурный код, азбука Морзе, языки программирования и т.п.).

Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация для человека является основной – имеется в виду не генезис коммуникации и не ‘процент использования’, а универсальность этого способа для человека, всеобщую переводимость любых других коммуникативных средств на вербальный человеческий язык. К числу вербальных средств относится устная и письменная разновидности языка.

Невербальные средства делятся на две группы: первичные языки (система жестов, но не жестовые языки глухонемых, пантомима, мимика) и вторичные языки (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования). Вербальные средства изучаются лингвистикой, невербальные – паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.

Наиболее разработан исследовательский аппарат изучения вербального языка (в основном, в структурной лингвистике). Этот аппарат заимствуется многими другими общественными науками для описания сфер своих интересов.

В структурной лингвистике выделяются собственно знаки и составляющие их фигуры, например, фонемы как составные элементы словесных знаков. Это термины датского лингвиста-структуралиста Л.Ельмслева (1899-1965). Он пишет: "...язык организован так, что с помощью горстки фигур и благодаря их все новым и новым расположениям может быть построен легион знаков". Кроме того, обнаруживается, что знаки одного уровня языка являются составляющими частями знаков более высокого уровня: фонемы различают звуковые оболочки морфем, морфемы – слов и т.д.

Некоторые из свойств форм и средств коммуникации связаны с их природой или технологическими ограничениями. Так, слова преходящи: Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Слова слышны только на расстоянии силы голоса отправителя и слуха получателя. Печатные же материалы более стойки ко времени и пространству, это даже приводит иногда к управленческим проблемам (захламлен-ность старыми документами) (Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. М.: Институт социологии РАН. 1999. 136 с.).

Некоторые из свойств форм и средств коммуникации, а также коммуникативных жанров условны или традиционны. Существует миф о том, что все "мультики" – несерьезны, рекламные ролики – не являются высокохудожественными, хотя это не связано с их природой (есть примеры обратного). Радио и телевидение считаются средствами массовой коммуникации, хотя нет никаких препятствий для использования их в групповой и межличностной коммуникации (радиотелефон, видеотелефон) и т.п.

Все формы и средства коммуникации являются ‘продолжением человеческого тела’, дополняя и усиливая недостаточные функции, в особенности зрения и слуха (громкоговорители и средства передачи звука усиливают негромкий голос, материализованные средства типа магнитной ленты сокращают расстояние между коммуникантами, или даже позволяют осуществлять коммуникацию через временные пласты).

Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно. Невербальные сигналы (мимика) очень часто информируют получателя без особого желания на то отправителя сообщения. Посторонний слушатель также может быть непроизвольным получателем устного речевого сообщения.

Выдающийся американский исследователь Эдвард Сепир проводил разграничение между фундаментальными средствами, или первичными процессами, коммуникативными по своей природе, и некоторыми вторичными средствами, облегчающими процесс коммуникации.

Первичные средства и виды коммуникативного поведения, по Сепиру, следующие: язык, жестикуляция, имитация публичного поведения в процессе включения в образ жизни общества и ‘социальный намек’ (неявные процессы новых актов коммуникативного поведения).

Вторичные средства направлены на облегчение первичных коммуникативных процессов в обществе: языковые преобразования, символизм и создание физических условий для осуществления коммуникативного акта.

Языковые преобразования связаны с заменой кода, познаковым ‘переводом’ (например, устного языка в письмо, азбуку Морзе и т.п.) и делают коммуникацию возможной в тех случаях, когда она затруднена обстоятельствами (например, время и расстояние). Символические системы (флажки-сигналы на флоте, семафор и светофор, горн в армейской коммуникативной среде и т.п.) переводят возможное вербальное сообщение не познаково, а глобально, целиком. Это требуется в тех случаях, когда необходима быстрота восприятия сообщения, быстрота реакции, когда ожидается простейший ответ типа да/нет. В армии, например, где ‘приказы не обсуждают’, или на дороге, когда для поворота на большой скорости не так много времени, длинные текстовые сообщения были бы вредны. Развитие физических условий, позволяющих осуществлять коммуникацию, по Сепиру, включает железные дороги, самолет (доставляют коммуниканта), телеграф, телефон, радио (доставляют сообщение или его воспроизведение).

Увеличение количества средств расширяет и сферу коммуникации. Два противоположных взгляда на эти процессы принадлежат М.Мак-Люэну и Э.Сепиру.

Мак-Люэн считал, что средства во многом определяют и само содержание сообщения (the medium is the message). Он во многом предвидел развитие коммуникации в современном обществе и еще в 60-70-е годы (до появления интернета и глобализации телевидения) отдавал приоритет визуальной коммуникации. Он считал, что современная культура – визуальная по своей сущности, в противовес, например, культуре XIX – начала XX века, преимущественно письменной (печатной). Изобретение печатного пресса в свое время также изменило коммуникативную парадигму, открыв "галактику Гуттенберга". Глобализация коммуникации, по Мак-Люэну, ведет к созданию единого коммуникативного пространства – "глобальной деревни".

Э.Сепир, напротив, высказывал ‘опасение быть понятым слишком многими’. С его точки зрения, это ставит под угрозу психологическую реальность образа расширенного Я, противопоставленного не-Я. Невозможность удержать сообщение в тех границах, на которые оно рассчитано признавалось и платой за облегчение коммуникации (примеры: подслушивающие устройства или падение уровня художественных ценностей при увеличении спроса и тиража). В то же время он понимал, что угрожающим препятствием воспринимаются скорее сдерживающие факторы коммуникации, например, разнообразие языков и необходимость перевода. Он также положительно оценивал глобализацию научного сообщества и введение языка международной коммуникации.

2. Социально-психологические трансформации под влиянием современных средств коммуникации

2.1 Роль средств коммуникации в социальном взаимодействии

Трудно переоценить роль средств коммуникации в современном мире. Прогресс без них просто немыслим.

Стремление понимать других и быть понятым окружающими – одна из древнейших мотиваций поведения человека. Многовековую историю человеческого общества характеризует поступательный процесс совершенствования форм и методов сбора, обработки и передачи информации о вселенной, а также средств и возможностей воспринимать и понимать мысли других. Эволюционируя, человечество научилось адекватно усваивать информацию о мире природы и техники, об общественных отношениях. Как отдельная личность, так и общество в целом жизненно заинтересованы не столько в увеличении объема получаемой информации, сколько в повышении эффективности ее передачи и обработки, в расширении возможностей повседневного использования информации.

Коммуникация стала мощным фактором развития человеческого общества, активно влияющим на все стороны жизни людей, в том числе и на естественную эволюцию биосферы и космоса. Формы отображения информации, технические потенциалы ее сбора и распространения постоянно совершенствуются. К началу XXI столетия в мире уже действует глобальная информационная инфраструктура – система национальных и международных социализированных институтов, обеспечивающих доступ к информации для правительств, широких кругов общественности (Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. М.: Институт социологии РАН. 1999. 136 с.).

Важное значение анализа средств коммуникации по отношению к конкретной повседневной деятельности людей по усвоению "информационной продукции"многие из ключевых вопросов культуры и культурного анализа сегодня могут быть определены в терминах коммуникации, точнее – воздействия информационного и символьного содержания, произведенного и переданного индустрией СМИ, на типичные условия повседневной жизни, в которых информационная продукция теории, которая подчеркивает особую роль и главенствующее положение средств коммуникации в современном мире.

Количественная и качественная интенсификация коммуникационных процессов, как следствие освоения компьютерных технологий, породила принципиально новый вектор влияния на характер социально-политического и экономического развития социума. С появлением Интернета возникла новая, универсальная, развивающаяся по своим законам, интерактивная информационная среда, все настойчивее заявляющая о себе как о незаменимом элементе современной политической системы демократического типа. Повышение уровня оперативности обмена информацией, ее доступности и "прозрачности" в равной степени для всех акторов политического процесса, уникальная возможность генерировать информационные потоки в обход фильтрации со стороны государственных структур, все эти потенциальные ресурсы, порождаемые всемирной сетью, в последние годы стали предметом интенсивных споров между отечественными политологами и рассматриваются то в качестве одного из векторов демократизации политической системы посттоталитарных обществ, то как источник новых опасностей и сфера свермодернистских "кибервойн".

Довольно часто Интернет понятийно обозначают лишь как глобальную информационно-компьютерную сеть. Однако данное явление на наш взгляд, было бы методологически правильнее рассматривать как частный случай глобальных кибернетических систем, поскольку Интернет служит не только вектором разнонаправленных активных информационных потоков, но и предусматривает возможность удаленного управления объектами, в том числе и вполне материальными, обладает способностью к внутренней структурированности, элементами самоорганизации, интегрирует в себя аппаратные средства, системы коммуникации, людей (пользователей, операторов), и информацию как главный предмет работы системы. В то время как компьютерная информационная сеть служит лишь как транслятор данных, кибернетическая система способна оказывать активное воздействие на протекающие процессы во внешней (внесистемной) среде, а не только на непосредственно вовлеченные в нее элементы. Потенциальный уровень возможностей Интернета как инструмента управления глобальными и локальными процессами ойкумены гораздо выше, чем может показаться на первый взгляд.

"Нет границ, нет пространства, нет цензуры, нет ограничений в визуальном самовыражении, полная и абсолютная анонимность, а в то же время и абсолютная открытость. Возможность самому выбирать источник информации и возможность мгновенного отзыва на происходящее" (Иванов В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде. – Мир психологии, № 2, 2000).

Концепция информационного общества является одной из основных методологических парадигм для осмысления эволюции современного общества. Истоки этой концепции вытекают из теоретических положений доктрины пост-индустриализма, в которой полагается центральная роль знания в развитии общества и констатируется ускоряющийся сдвиг от производства материальных благ к производству услуг и информации. В социологии и футурологии концепция информационного общества, сложилась в 60-90-х годах ХХ века. Необходимо отметить, что само возникновение и существование человеческого общества мыслится здесь изначально обусловленным существованием возможности информационного обмена в самых различных формах – от разумного общения посредством языка, письменности, до обмена деятельностью, технологиями, научным знанием, результатами и продуктами труда. Сознательная деятельность человека, степень развитости его разума, запас научных знаний – все это реализуется в практической деятельности посредством информационного взаимодействия. Человек осуществляет свое воздействие на окружающий его мир прямо пропорционально своему знанию. Уровень развития производительных сил общества определяется уровнем научных и специальных знаний, уровнем развития способов, методов их информационной актуализации.

Информационно-компьютерная революция, происходящая в переходный период к информационному обществу, подготовила базу для глубоких социальных изменений. Они охватывают все уровни общества – социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования. Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на "имущих" и "неимущих" приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, не информированные – это "новые бедные". Как следствие, очаг социальных конфликтов перемещается в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов.

Инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют симбиоз. Общество вступает в "технотронную" эру, когда социальные процессы становятся программируемыми, а значит – управляемыми. В понятии "информационное общество" стержневым является управленческий аспект развития современного социума в целом. Социология индустриального развития придавала сфере производства фундаментальное значение, как основе функционирования всех социальных институтов. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается качественными сдвигами в потребностях, ценностях и мотивациях социального поведения, которые отражают экономические, технические, коммуникационные и другие перемены социальной жизни. Повышение уровня жизни и качественные преобразования жизненных стандартов человека, привели, в конечном счете, к приоритету новых ценностей: автономность и самовыражение личности, свободное время и досуг, приватная жизнь.

В информационном обществе, и это важнейшая его черта, человек представляет собой многогранную человеческую личность как решающий творческий фактор и главный информационный ресурс общества. В таком обществе человек способен выполнять многообразные социальные функции и играть различные социальные роли.

На рубеже ХХ и ХХI столетий развитые страны уверенно входят в стадию информационного общества, при котором получение, хранение, обработка, распространение и использование информации и знания, а также возрастающие технические возможности коммуникации играют решающую роль. Глобальной компьютерной сети Интернет принадлежит особое место в информатизации общества. Интернет – это удобный и доступный источник самой разной информации, принципиально преобразующий всю систему накопления, хранения, распространения и использования коллективного опыта человечества. Интернет как новая информационная среда предполагает специфические средства деятельности в ней, развивает социальное и политическое взаимодействие. Интернет позволяет осуществить коммуникацию почти мгновенно, за счет чего создаются реальные сообщества пользователей, обладающие собственными социальными характеристиками.

Становление информационного общества в развитых странах уже не футурологический прогноз, а реальность дня. Основные черты и признаки информационного общества обязательно будут сформированы и в России в первой четверти XXI столетия. Мировое информационно-коммуникационное пространство, которое расширяется с каждым годом, готово принять Россию, как полноправного участника процессов экономической интеграции регионов, стран и народов. В свою очередь, мы должны понять неизбежность и необратимость тех перемен, которые уже происходят в нашей жизни в связи с появлением Интернет. Формирование компьютерных сообществ только начинается, а их изучение имеет несомненную актуальность.

Начало нового тысячелетия – это начало нового этапа развития человеческой цивилизации. Одна из главных черт, определяющих лицо цивилизации наступающего столетия – высочайшая мощь информационных и коммуникационных технологий, разнообразие и возможности которых ограничены лишь творческим воображением человека. В мире получают все белее широкое развитие вычислительные машины и информационные сети – уникальный симбиоз компьютеров и коммуникаций. Это стало подлинной движущей силой мирового экономического и технологическо развития, приумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники. Информация стала реальным социальным ресурсом – только она способна помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях неопределенности, приспособиться к постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым требованиям.

Формирование глобальных информационных сетей и систем, появление новейших технологий впервые в истории нашей планеты открывают возможности связать буквально каждого с каждым, объединить информационные ресурсы человеческой цивилизации и обеспечить доступ к ним любому человеку на Земле. Эти процессы несут с собой глубочайшие качественные перемены во всех сферах человеческой деятельности. Идет активное подключение пользователей во всемирные сетевые структуры, в "Сеть сетей" – Интернет. Мировой системой компьютерных коммуникаций ежедневно пользуются около 191 миллиона человек, и их число непомерно растет (1). Человеческая цивилизация вступает в Эру Информации.

Передовые страны мира последовательно и устойчиво продвигаются к главной цели построения информационного общества – улучшению жизни людей, их максимальной самореализации. Бурное развитие Интернет кардинально меняет образ жизни миллионов людей. Сеть Интернет развивается интенсивными темпами, а количество пользователей сети с каждым годом увеличивается (2). Доступ к информации в Интернет постоянно расширяется и дает возможность каждому человеку получать ее в любое время, когда это необходимо.

Феномен Интернет можно рассматривать как определенную структуру, или "стержень", который пронизывает все многомерное социальное пространство и является совершенно иным по смыслу и качеству местом пересечения самых различных социальных полей. В мире происходит слияние в единую среду различных сторон жизнедеятельности человека. Компьютерные и телекоммуникационные технологии проникают в науку, культуру, образование, экономику и политику.

На начальном этапе Интернет появился как взаимосвязь сетей для изучения возможностей сетевых коммуникаций, т. е., как чисто техническая система, позволяющая решать технологические задачи. Эта система оказалась очень удобной транспортной магистралью для передачи различного рода информации (3, С.23). Так появилась идея электронной почты. Развитие Интернета произошло благодаря обеспечению им очень удобного способа для общения и взаимодействия людей. В этом и заключается его главный смысл, Интернет – это глобальное средство обмена информацией. Сегодня можно уже смело дать еще одно определение: Интернет – это мощный и перспективный инструмент исследования.

В Интернет постепенно погружается все разнообразие жизни человечества: досуг, общение, информационный сервис и все виды профессиональной деятельности. Сеть становится нужной всем – вне зависимости от профессии и возраста. Сложно назвать то поле человеческой деятельности, в котором не наблюдалось бы хотя бы попыток вхождения в среду Интернет. Несомненно, что не только будущее, но и современное молодое поколение будет жить в мире, объединенном компьютерными сетями.

Информационная Эра наступила и развивает свои технологии вокруг человека, коренным образом изменяя не только его жизнь, но и его сущность. Мы можем наблюдать это как в сфере деловых отношений: бизнесе, политике, управлении, так и на самом доступном для человеческого понимания уровне. Постепенно складывается качественно иная картина мира позволяющая сделать скачек в духовном развитии общества. В центре внимания – человек, он имеет все средства коммуникации, свободный доступ практически к любой информации. И это делает его более могущественным, более сильным и раскрепощенным в своих мыслях и действиях. Теоретически, в таких условиях, человек способен сам совершить грандиозный подвиг или широкомасштабное преступление. Он может спасти от голода тысячи людей или обесточить целые города. Хотя в реальности мы еще не наблюдаем подобного, но высокая степень вероятности этих возможностей кардинально меняет самооценку человека в сторону ее повышения.

Перспективы воздействия современных информационных технологий проглядываются достаточно четко уже сейчас. Речь идет о возможности про-водить глобальные референдумы, о которых уже говорят на Западе. Решение актуальных политических вопросов на глобальном уровне при помощи меж-дународных референдумов дает возможность услышать мнение конкретного человека, где бы он не находился. Сетевые политические кампании, онлайновое голосование уже становятся реальностью в Австралии. Канаде, США, Швейцарии (4, С.24). Благодаря активному внедрению сетевых и компь-ютерных технологий в социально-политическую сферу жизни общества обеспечивается постоянный интерактив, то есть, непрерывная обратная связь. В такой ситуации, человек перестает быть незаметным "мелким винтиком" некого социального механизма, от имени которого он выступает. Человек говорит и действует только от себя. У него резко повышается степень ответственности за собственные слова и поступки, и формируется новая самооценка, более высокая и устойчивая.

Общение, как наиболее ценное явление человеческого бытия, оказалось под влиянием Интернета. С одно стороны, в современном мире уже давно наблюдается тенденция максимально кратких, исключительно деловых и крайне сухих контактов, особенно, с людьми неблизкими. Работает только коммуникативная сторона процесса общения – обмен информацией и, как правило, полезной, значимой, деловой. С появлением Интернет, человек получил возможность вступать в контакт с другим человеком, независимо от места своего нахождения и поддерживать с ним непрерывную коммуникацию. Но часто, это сложно назвать общением, в том смысле, в котором мы понимаем это слово. Скорее речь идет об информационном обмене, в нем нет места общению для удовольствия. Коммуникация хоть и доступна но, не для души, а, прежде всего, для дела. Так называемое, сжатое общение более рационально и менее опасно конфликтами.

С другой стороны, Интернет придает общению и другие черты: оно открыто и всегда доступно, сняты как технические, так и психологические барьеры. Нам не надо тратить время на подготовку к общению, на продумывание стратегии установления контакта. Все намного проще. Благодаря Интернет каждый человек создает качественно иную, глубоко индивидуальную картину мира. Современный человек постепенно утрачивает абсолютные социальные и общественные ценности. Он готов воспринимать новые ценности и новые впечатления.

Не значит ли это, что из жизни людей уйдет нормальное человеческое общение, как изжившая себя привычка? Да и стоит ли этого опасаться? Скорей всего, что для многих современных людей, Интернет это наиболее правильный выход из тупика реальных коммуникационных проблем. Интернет позволяет человеку избавиться от барьеров, существующих в реальном общении, которых стало слишком много в наш бурный век социальных крушений и перемен. Благодаря общению через Интернет человек нарабатывает практику неманипулятивного, т.е. открытого общения. Оно не контролируется рамками общепринятых норм и давным-давно отживших традиций. Так называемый социальный надзор, существующий в каждом обществе, не сможет проникнуть в мир Интернет. Там существует своя этика взаимоотношений, она более приемлема для свободной личности. Поэтому, как среда взаимодействия человека с человеком, Интернет представляется более привлекательным и человечным, нежели обычная реальная жизнь.

Компьютерные коммуникации сегодня формируют новую сферу информационного взаимодействия, которая приводит к возникновению новых видов общественных отношений. Человек, который втягивается в мир Интернета, находя в нем виртуальных друзей, коллег, собратьев, постепенно утрачивает потребность в активном живом общении. Он переориентируется со взаимодействий с реальными людьми на виртуальных партнеров по общению. Почему? Интернет раскрепощает личность. Он предоставляет неограниченную возможность многогранной и постоянно меняющейся идентификации "Я". Человек может создавать себя заново столько раз, сколько считает нужным, сколько ему хочется. Только сам человек, а не социально обусловленные нормы и правила реальной жизни, одобряющие или запрещающие тот или иной образ "Я", контролирует этот процесс. Он сам себя конструирует, исходя из личного, свободного выбора, и делает это ради самого же себя. Интернет, как средство трансформации личности, существенно расширяет ее границы и предоставляет обширные социальные возможности. Став более открытым и доверительным для самого себя, человек получает способность так же открыто, и с доверием общаться с другими людьми. Коммуникативная связь устанавливается без труда и мгновенно быстро. Получив обратную связь, человек способен понять, на сколько она соответствует его ожиданиям. Ощущая эту невидимую нить, которая может быть установлена на любом расстоянии, мы, не задумываясь, входим в мир Интернет, проникаем в Киберпространство и таким образом, пополняем Киберсообщество своим "Я". В случае же неадекватной обратной связи, что тоже не исключено (как и в реальной жизни), мы пропускаем ее мимо своего сознания. Она не вызывает у человека столь бурного негодования как ответная реакция на социальный контакт в реальной жизни, которая оказалась несозвучна его ожиданиям или ситуативному эмоциональному состоянию. Поэтому мы способны так нежно и плавно вплетаться в сеть Интернет-коммуникаций, которые оказываются, а затем и укрепляются в нашем сознании, как более привлекательные, по сравнению с реальным взаимодействием с себе подобными.

Интернет уверенно завоевывает себе права общепризнанного средства массовой коммуникации и оказывает постепенно возрастающее влияние на формирование мировоззрения общества. Общество, как живой организм, тоже не остается в стороне. Оно формирует новые стереотипы общественного сознания. С технической точки зрения, Интернет всего лишь система транспортировки и хранения информации. Но в Интернете сегодня уже так много информации, что практически можно получить ответ на любой вопрос. Сеть сама по себе так устроена, что в ней нет тех коммуникационных барьеров, с которыми мы часто сталкиваемся в реальности. Именно по этому, Интернет приобрел роль не только всемирного хранилища информации, но и превратился в средство горизонтальной (неиерархической) массовой коммуникации. Пользователи Сети не только "берут" информацию, но и постоянно наполняют ее различными информационными ресурсами. Люди в Сети считают нормальным отдать свою информацию, свои знания другим. Пришло время, когда уже нет смысла таить информацию, на много полезней и эффективней свободно обмениваться нею. На этом новом стандарте человеческого взаимодействия и построены беспредельные информационные возможности Интернет. Человечество свободно, бесплатно отдает свое знание в Сеть и становится от этого информационно богаче. Обобщая представление об Интернет как социальном феномене, следует упомянуть определение Б. Докторова: "Интернет – это прежде всего, совокупность электронных сетей, создаваемых и используемых глобальным сообществом свободных людей в целях всестороннего обмена социальной информацией" (Ляпоров В. Цифровой мир.Новый человек? // Компьютера. 2000.№1.С.24-25.)

Самая заметная роль Интернета, которая уже имеет место быть в нашем обществе – социальная терапия. После распада Советского Союза мы унаследовали "коммуникативную болезнь" – разобщенность, неумение быстро устанавливать контакты, адекватно реагировать на коммуникационный стимул. Разобщенность людей и неспособность устанавливать контакты – главное препятствие на пути к гражданскому обществу. Интернет помогает преодолеть это препятствие. Сейчас, свыше 6-ти млн. взрослых россиян имеют опыт общения через Интернет (Чесноков С. Аудитория российского Интернета: измерения и реальность. ). Доступ к Интернет для всех желающих имеет огромное социальное значение. Он дает необходимые предпосылки для формирования в России открытого общества. Если граждане реально могут иметь личный, расположенный в удобном месте, высокоскоростной постоянный доступ к информационным ресурсам Интернет, – наступают существенные перемены в их жизни, особенно – в сфере человеческого общения. Главное следствие технологического прогресса и информационной революции – индивидуализация социальной среды. Повышается социальная мобильность, стираются информационные барьеры, формируются новые ценности, новые принципы деловой культуры. Человек меняет свой образ жизни и создает новую культурную среду, новые модели социального поведения. Реальные масштабы влияния Интернета на российское общество еще не изучены, но наблюдаемая тенденция их развития внушает оптимизм.

Интернет сблизит людей, если они того захотят, или поможет рассеяться на миллионы сообществ. Но главное, что Сеть изменит людей. Они по-новому будут общаться друг с другом. Как и другие величайшие технические достижения – печатный станок, телефон, ксерокс – Интернет приведет человечество к единственной цели – сплочению и пониманию людей. Неизбежны новые отношения в политическом укладе обществ. Благодаря массовому распространению Интернет, политические деятели смогут моментально узнавать итоги репрезентативных опросов общественного мнения и реагировать на них. Электронные доски сообщений и другие сетевые форумы создадут превосходные условия для контакта "один со многими" или "многие со многими". Интернет неизбежно превратится в важнейший канал обмена человеческими мнениями (Гейтс Б. Дорога в будущее./ Пер. с англ. М.: "Русская редакция", 1996. 281с.).

Некоторые исследователи влияния Интернета на общество указывают, что в процессе глобальной информатизации формируется управленческое отношение людей к современной жизни, способствуя ее упорядочению и преодолению конфликтов. "Меджеральная миссия современных средств массовой коммуникации, а точнее – Интернет, противопоставляется объединяющей миссии, суть которой в создании самих благоприятных условий для взаимодействия человека с человеком, т.е., для открытого общения". Интернет, в данном случае рассматривается, как продолжение тех средств массового воздействия, которые уже существуют: газеты, журналы, радио, телевидение. Но это качественно другое средство, оно позволяет каждому управлять жизнью другого человека. Для России, в настоящий момент, Интернет представляется как элитарная реальность. Так как, доступ к Интернет у населения весьма ограничен, он сам защищает себя от серой массы. Постепенно люди получат доступ к Сети, но за это время они успеют "вырасти" и понять, что Интернет перепрограммирует их сознание на себя. Интернет действительно управляет массовым сознанием, делая это на индивидуальном уровне.

Постоянно развиваясь и совершенствуясь, Интернет обогатит наш досуг, активизирует культурную жизнь, расширив доступ к разнообразной информации. Появится возможность работать дома или в удаленных офисах, а это ослабит нагрузку на бесполезное, вынужденное времяпрепровождение и общение людей. Интренет поможет каждому человеку обрести независимость, шире обмениваться опытом и понимать друг друга. "Гражданам информацион-ного общества откроются беспрецедентные возможности для работы, образования и отдыха" (8, С. 259).

Появление Интернет, как средства массовой коммуникации, в конце XX-го столетия в России привносит в нашу жизнь положительные изменения. Это очень своевременное явление. Именно в России Интернет станет предметом коллективной солидарности. Уяснив эту выгоду, мы можем сами способствовать более быстрому и масштабному объединению. В Интернет быстрее происходит сближение людей, чем в реальной жизни. Формируются целевые интернет-аудитории, которыми можно управлять. Управленческий аспект в условиях глобализации очень важен. Он позволяет разрешать многие вопросы воздействием на массы через Интернет. Технология воздействия на общественное мнение и управления массовым сознанием может быть более эффективна и результативна, если Интернет станет ее посредником.

о более прогрессивный взгляд на суть Интернета это понимание его не как средства воздействия, а взаимодействия. Общение через Интернет в режиме on-line уже завоевало свою непоколебимую популярность среди российских граждан. Ежедневно 33 млн. человек общаются между собой в чатах, ICQ, по электронной почте. Коммуникатор и просто другой человек могут без каких либо барьеров и посредников общаться, увеличивая при этом степень понимания друг друга. По данным исследователей в области массовых коммуникаций (10), степень понимания коммуникатора и человека в общении через средства массовой информации очень низка. Всего 14% людей адекватно воспринимают ту информацию, которую хотят донести до людей пресса, радио и телевидение. Примерно 2/3 населения неадекватно понимают массовых коммуникаторов, остальные – частично адекватно. Исследования дают основания полагать, что Интернет предоставляет возможность тренировать коммуникативные способности людей и повышает уровень адекватности восприятия информации. Кроме того, Интернет вводит человека в роль адекватного коммуникатора, когда тот сам инициирует общение.

Какова социальная функция Интернета сейчас и в будущем? Облик общества уже довольно заметно изменился, а перемены, судя по их качеству – необратимы. Мы находимся в процессе перехода к новому типу общества. Жажда манипуляции другими людьми привела нас к тому, что СМИ "запретили" обратную связь от обычных людей. Нарастающая тенденция манипулирования разделила общество на управленцев и управляемых. Общечеловеческие ценности постепенно утратили не только свой абсолютизм, но и стали исчезать из массового самосознания людей. Но сейчас, общество, где все легко поддаются манипуляции, уже уходит в прошлое. В настоящее время наметился переход к гражданскому обществу, свободному и открытому для полноценного адекватного взаимодействия. Чтобы противостоять на индивидуальном уровне манипуляции нам недоставало полноценного средства массовой коммуникации. И теперь это средство появилось – Интернет.

Социально-коммуникативная роль Интернет достаточно многогранна:

Интернет позволяет устанавливать горизонтальные связи в общении между людьми;

Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;

Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;

Интернет не создает предпосылок для манипулятивного общения, а наоборот – они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;

Интернет, в отличие от средств массовой информации, которые блокируют сознание, раскрепощает человека и расширяет сферу его сознания;

Высказанные через Интернет мнения становятся доступными и достижимыми для восприятия другим человеком. В Интернет информация не погибает.

Интернет создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они само-организовуются и самоуправляются, изменяя при этом структуру общества;

В Интернете человек всегда оставляет выбор за собой, его никто не вправе отнять.

Интернет – это жизненная неизбежность, так же как и книгопечатание, телефон и телевидение. Когда понадобиться поднять массы людей на на открытость и развитие, тогда и доступ к Интернет появится у всех. Интернет предоставляет свободу выбора, но только для тех, кто способен сделать выбор, кто готов сохранять за собой право на выбор. Благодаря Интернету происходит переход к связям от каждого к каждому, формируются различные интернет-сообщества: объединенные общим проектом, общей целью, общим увлечением. Глобальность, универсальность, изменчивость – вот основные признаки Информационной эры. Интерактивность и горизонтальность связей – это особенности социального взаимодействия в эру Информации. Интернет дает нам новый способ культурного видения, перехода к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества.

Ничего принципиально нового в общении через Интернет не происходит, кроме расширения степеней свободы и сокращения временных затрат. Интернет ломает преграды человеческому общению. Величина издержек на трансляцию информации в Интернет очень мала. Вместе с тем, Интернет обозначил грани новой социальной структуры. Стирается иерархия, упрочняются равные права. Идеология Интернета – это идеология равноправных связей и не только коммуникативных, но и социальных. С развитием Киберпространства люди будут добровольно стремиться попасть в него, и каждый найдет там свою нишу. В мире Интернет есть место для всех и каждого.

Итак, мы можем ранжировать социальные роли Интернет в порядке осознания их обществом:

Интернет – это более эффективное и удобное средство массовой информации, а точнее – Средство Массовой Коммуникации;

Интернет – это "клуб" для всестороннего безграничного открытого общения;

Интернет – это средство реструктуризации общества и основных сфер общественной жизни (экономики, науки, политики).

В дальнейшем, Интернет будет играть все более значимую роль, в формировании новых поколений мирового сообщества. Уже сегодня в Западной Европе существует серьезная озабоченность отставанием от США в освоении Интернет. Российское общественное мнение пока еще безразлично реагирует на постоянно возрастающую роль Интернет в современном мире. В конце первого полугодия 1999 года около трети россиян знали, что такое Интернет, а еще 25 % слышали о его существовании (Терин В.П. Информационное и коммуникационное воздействие в условиях глобализации. ). Этот факт во многом объясняется слабой информированностью россиян о том, что такое Интернет и какова его роль в развитии общества.

2.2 Влияние средств коммуникации на процессы управления

На Женевском Всемирном саммите 2003 года были подведены итоги мирового информационного развития за последние годы.

Россия занимает 63-е место (из 102) в рейтинговой таблице, характеризующей готовность ее экономики к использованию информационных и коммуникационных технологий. Россия получила высокие оценки за качество научно-исследовательских институтов (25-е место), качество математического и научного образования (18), возможности для телефонного доступа в Интернет с учетом ВВП на душу населения (14).

По уровню индивидуальной готовности граждан России к использованию высоких технологий страна находится на 31-м месте, по уровню готовности бизнеса – на 43-м, а по уровню готовности правительства – на 89-м.

Количественная и качественная интенсификация коммуникационных процессов, как следствие освоения компьютерных технологий, породила принципиально новый вектор влияния на характер социально-политического и экономического развития социума. С появлением Интернета возникла новая, универсальная, развивающаяся по своим законам, интерактивная информационная среда, все настойчивее заявляющая о себе как о незаменимом элементе современной политической системы демократического типа. Повышение уровня оперативности обмена информацией, ее доступности и "прозрачности" в равной степени для всех акторов политического процесса, уникальная возможность генерировать информационные потоки в обход фильтрации со стороны государственных структур, все эти потенциальные ресурсы, порождаемые всемирной сетью, в последние годы стали предметом интенсивных споров между отечественными политологами и рассматриваются то в качестве одного из векторов демократизации политической системы посттоталитарных обществ, то как источник новых опасностей и сфера свермодернистских "кибервойн".

Средства коммуникации играют важную роль в управлении жизнью общества. Они очень важны для политической жизни общества и государства. Особое внимание на мой взгляд следует уделить срествам массовых коммуникаций.

Манипулятивные технологии телевидения направлены на создание определенного эмоционального настроя и психологических, конформистских установок у аудитории. Именно, на чувствительную и эмоциональную сферу психики делают ставку средства массовой информации сегодня. Через форму подачи информации, интерпретации фактов телевидением достигается эффект внушения, гипноза, и управления населением.

Наметились тенденции использования целого комплекса информационных манипулятивных технологий, целью которых является внедрение установок и стереотипов в массовое сознание, подвигнуть массы на принятие необходимых действий. Современная техника манипулирования, в первую очередь осуществляется через телевидение, которое создает "имиджи" и несут оценочный характер.

В настоящее время основным и самым доступным средством массовой информации является телевидение. Его влиянию подвержены все слои общества. Телевидение обладает практически неограниченными возможностями для манипулирования массовым сознанием благодаря эффекту присутствия, т.е. создание иллюзии присутствия и участия при действии, которое показывается по телевизору, и, соответственно, в создании устойчивой иллюзии "объективности" и "достоверности" телевидения.

Подсознательно приравнивая свои ощущения от восприятия телевизионной информации к ощущению участника всего происходящего на экране, телезритель воспринимает эту информацию как абсолютно достоверную. Согласно социологическому опросу, проведенному под руководством Ю.А. Левады, 70% населения доверяет телевидению. Доверие этому институту самое высокое по сравнению с другими социальными институтами (выше только доверие церкви) (Пресса в обществе (1959-2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. Изд-во Московской школы политических исследований. 2000. С.359-360.).

К манипулированию общественным мнением можно также отнести еще ряд других технологий. Так, репортаж по телевидению группируется вокруг ударных, ключевых слов и определений или словосочетаний, которые являются основными носителями образа. В ударных, ключевых словах и определениях содержится образ как бы в "свернутом", "сконцентрированном" виде, которые наверняка отложатся в памяти аудитории.

Данные конструкции являются мощными эмоциональными возбудителями. Кроме чисто положительных и отрицательных эмоций, возможно, у аудитории может возникнуть ассоциации с определенной структурой, системой установок и ценностей, что вызовет определенную реакцию. Эмоциональная насыщенность информации повышает воздействие на аудиторию.

Кроме того, данные конструкции являются ценностными ярлыками, штампами, так как они связаны с уже сложившихся в массовом сознании системой морально-нравственных и политических ценностей. Это является важным аспектом воздействия на массовое сознание.

Итак, отметим, что телевидение обладает огромным ресурсом для манипулировании аудитории. ТВ-коммуникации применяют манипулятивные технологии, в рамках которых можно выделить такие технологии как визуализация, использование ударных, ключевых слов и определений или словосочетаний при передачи информации, повторение одного и того же события и др.

Все это оказывает огромное воздействие на процесс управления. Внушение необходимых для власти шаблонов и лозунгов путем воздействия через Интернет, телевидение и радио существенно упрощает процесс управления государством и обществом.

Выводы

Вопросами, до сих пор не получившими ответа, остаются следующие:

1. Какова роль владельцев инфраструктуры, производителей программных продуктов, авторов, издателей, правительств и международных организаций в широком распространении информации в тех слоях населения или в тех странах, где доступ к информационным ресурсам недостаточен?

2. Как добиться баланса между дешёвой или бесплатной информацией, распространяемой для широкого круга пользователей правительствами и международными организациями, и интеллектуальными информационными продуктами, обеспечивающими эффективный доступ к знанию и принятие эффективных решений?

Решение этих и других проблем становления информационного общества требует серьёзных усилий специалистов самых разных профилей. При этом необходимо принимать в расчёт, что методы противодействия всем перечисленным и другим опасностям информационного века лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного общества, а в сфере развития собственного полноценного участия в его формировании.

Таким образом, информационном обществе на первый план выдвигается третичная (после сельского хозяйства и промышленности) сфера экономической деятельности – сфера услуг, признаётся ведущая роль науки, знаний, получения, распространения информации, а также университетов, учёных, менеджеров-консультантов. Информационное общество имеет как огромный позитивный потенциал, способствующий решению многих социальных проблем, так и определённые риски, опасности и противоречия, которые необходимо своевременно выявлять, изучать и анализировать.

В настоящее время необходимо отметить что из все средст коммуникации телевидение обладает огромным ресурсом для манипулировании аудитории. ТВ-коммуникации применяют манипулятивные технологии, в рамках которых можно выделить такие технологии как визуализация, использование ударных, ключевых слов и определений или словосочетаний при передачи информации, повторение одного и того же события и др.

Все это оказывает огромное воздействие на процесс управления. Внушение необходимых для власти шаблонов и лозунгов путем воздействия через Интернет, телевидение и радио существенно упрощает процесс управления государством и обществом.

Библиография

1. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. М.: Институт социологии РАН. 1999. 136 с.

2. Билл Мартин Информационное общество: от мечты к реальности "Journal of Information Science", #31 (1) 2005

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2002

4. Гейтс Б. Дорога в будущее./ Пер. с англ. М.: "Русская редакция", 1996. 281с.

5. Иванов В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде. – Мир психологии, № 2, 2000

6. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000

7. Конецкая В.П Социология коммуникации. М.: Space.2005

8. Ляпоров В. Цифровой мир.Новый человек? // Компьютера. 2000.№1.С.24-25.

9. Пресса в обществе (1959-2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. Изд-во Московской школы политических исследований. 2000. С.359-360.

10. Соколов А.В.Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г.

11. Терин В.П. Информационное и коммуникационное воздействие в условиях глобализации.

12. Цуладзе А.М. Политическое манипулирование или покорение толпы. – М.: Книжный дом "Университет", 2003. – 144с.

13. Чесноков С. Аудитория российского Интернета: измерения и реальность.

14. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – 248с.

15. Шепель В.М. Управленческая этика. – Экономика, 1989. – 287с.

16. Шиллер Г. Манипуляторы сознание; Пер с англ., науч ред. Я.Н. Засурского. – М.: "Мысль", 1980. – 326с.