ODiplom // Экономика // 08.12.2018

Розничный товарооборот

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Экономика

Опубликовано: 08.12.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Розничный товарооборот [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

У предприятий торговли размер прибыли напрямую зависит от объемов товарооборота и эффективности его организации. Значение розничного товарооборота в том, что от него напрямую зависит финансовое состояние торговых предприятий, удовлетворение покупательского спроса, а также уровень издержек обращения, валового дохода и полученной прибыли.

Понятие розничного товарооборота

Товарооборот – это комплексный процесс обращения товаров, в результате которого они переходят от производителя к непосредственному потребителю через торговых посредников либо минуя их.

Розничный и оптовый товарооборот

В практике экономической деятельности различают оптовый и розничный товарооборот:

  • оптовый товарооборот включает объем продаж товаров организациям розничной торговли и производственным предприятиям,
  • розничный товарооборот включает объем продаж товаров и услуг населению.

Товарооборот – это количественный экономический показатель, отражающий совокупную стоимость продаж.

Розничный товарооборот представляет собой показатель, характеризующий одновременно и объем продаж конкретного предприятие, и состояние торговли на макроуровне. Соответственно данная категория различается на макроуровне и микроуровне экономики.

Понятие розничного товарооборота

Признак

Понятие розничного товарооборота

Характеристика

Макроуровень экономики

Розничный товарооборот – это показатель объема продаж в количественном выражении как результата движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Это сумма продаж потребительских товаров населению в сфере розничной торговли и общественного питания в результате обмена денежных средств на товары.

Показатель определяет состояние той части национальной экономической системы, которая связана с эффективностью производственных процессов и товародвижением.

На макроуровне розничный товарооборот является показателем экономического развития. Фактически, его объем может выступать показателем, который характеризует текущий уровень развития рынка и состояние конъюнктуры.

Микроуровень экономики

Розничный товарооборот – это процесс передачи товаров конечным потребителям, на котором завершается процесс обращения товара, а товар поступает в сферу потребления.

Данный подход является диаметрально противоположным и сосредоточен исключительно на отношениях между торговыми предприятиями и потребителями.

Товарооборот выступает только как процесс обмена товаров на деньги посредством актов купли-продажи.

При розничном товарообороте товар меняет свою товарную форму на форму предмета потребления.

Розничный товарооборот отражает состояние экономических отношений, связанных с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары, на уровне национальной экономики, в то же время, выступая количественным показателем объема реализации потребительских товаров отдельных предприятий.

В рамках национальной экономической системы данный показатель позволяет выявить существующие тенденции в развитии экономики государства, разработать меры по закреплению положительных факторов или устранению недостатков в развитии товарооборота, а также охарактеризовать уровень потребления и удовлетворения спроса населения в масштабах страны. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением. Следует учитывать, что такой подход сосредоточен на макроуровне экономической системы. При этом на макроуровне на розничный товарооборот могут влиять социально-демографические, экономические факторы, климатические условия, национальные особенности региона.

Розничный товарооборот

На микроуровне экономики розничный товарооборот характеризуется обязательным одновременным наличием двух признаков.

  1. В рамках данных отношений должен присутствовать товар, как объект продажи,
  2. Должна быть осуществлена продажа этого товара, как форма движения товара от производителя к потребителю.

Соответственно, розничный товарооборот можно также рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект. Чтобы не ограничивать содержание розничного товарооборота его количественным аспектом, следует учесть его социально-экономическую сущность, так как это еще и показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни. В целом, это соответствует тому, что сущность розничного товарооборота сосредоточена в области товародвижения и выражается в объеме денежной выручки за проданные товары – по его размеру можно судить о положении конкретного предприятия на целевом рынке. Следовательно, данный показатель влияет на оценку экономической деятельности предприятия, от его объема зависят такие экономические показатели, характеризующие результаты работы торгового предприятия, как, например, валовой доход, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др. Поэтому розничный товарооборот можно объективно считать комплексным показателем, характеризующим объемы и качество розничной торговли.

По своему внутреннему содержанию категория розничного товарооборота соответствует выручке от реализации товаров для личного потребления непосредственно населению, т.е. конечным потребителям, которыми выступают физические лица.

Важной характеристикой является характер оплаты за реализованные потребительские товары, которая может осуществляться за наличный расчет, посредством банковских карт, а также расчетные чеки банковских учреждений. Следовательно, розничный товарооборот как самостоятельная категория отражает состояние организованного потребительского рынка всеми действующими предприятиями, а также выручку от продажи населению товаров собственного изготовления или закупленных для перепродажи.

Таким образом, розничный товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнут рост доходности розничного торгового предприятия, поэтому повышение прибыли достигается через увеличение объема розничного товарооборота как основного фактора роста доходов.

Структура розничного товарооборота

Объем розничного товарооборота определяется строго за отчетный период на основе первичных бухгалтерских документов – товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов, подтверждающих реализацию товаров. Вместе с тем, фактический объем розничной реализации товаров в продажных ценах показывается в бухгалтерской отчетности в форме № 2 "Отчет о финансовых результатах" в строке 2110, фактические объемы остатков товарных запасов отражаются в форме №1 "Бухгалтерский баланс" в строке 1210.

Для предприятий розничной торговли товарооборот является основой для оценки потребностей в материально-технических и трудовых ресурсах, занимая вместе с тем, соподчиненное положение по отношению к чистой прибыли. Следовательно, он представляет собой фундаментальную основу деятельности предприятий розничной торговли и подлежит обязательному анализу в целях выявления путей увеличения продаж товаров населению.

Структура розничного товарооборота не является статичной и зависит от подхода к проводимому анализу. В частности, в зависимости от характера исследования розничного товарооборота и характера экономической деятельности торгового предприятия можно выделить следующие признаки структуризации товарооборота:

1. Макроструктура предусматривает общее деление товаров:

  • товары народного потребления и товары производственно-технического назначения,
  • продовольственные и непродовольственные товары.

2. Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению:

  • кондитерские товары,
  • хлебобулочные изделия,
  • вкусовые товары,
  • табачные изделия,
  • молочные продукты,
  • безалкогольные напитки, пиво,
  • ликероводочная продукция,
  • одежда,
  • обувь,
  • стройматериалы и др.

3. Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу. Например: мужская, женская и детская одежда составляют категорию одежды; вода, газированные напитки, соки относятся к категории безалкогольных напитков.

4. Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объеме реализации данного ассортимента. Например: мужские костюмы, рубашки, брюки; светлое, темное пиво.

В рамках анализа розничного товарооборота торговых предприятий центральное значение имеет анализ товарно-групповой структуры. Исследование динамики товарно-ассортиментной и микроструктуры розничного товарооборота применяется преимущественно при анализе текущего спроса на продукцию, которая реализуется в розничном предприятии. Крупные магазины для анализа структуры товарооборота чаще всего применяют собственную классификацию товарных групп.

Виды розничного товарооборота

Классификация розничного товарооборота по различным признакам представлена на схеме

Виды розничного товарооборота

Признаки классификации розничного товарооборота

Розничный товарооборот предприятий

Розничный товарооборот на уровне национальной экономической системы позволяет определить уровень развития и состояние розничной торговли, степень удовлетворения спроса населения в масштабах страны и отражает пропорции между производством и потреблением. Однако, являясь показателем микроуровня развития торговли, розничный товарооборот позволяет оценить и объективно проанализировать уровень продаж потребительских товаров населению. Сущность розничного товарооборота проявляется в момент возникновения экономических отношений в рамках совершения акта купли-продажи потребительских товаров и обмена наличных денежных средств на приобретаемую продукцию, которая предлагается к продаже розничным торговцем.

У предприятий розничной торговли размер прибыли напрямую зависит от объемов товарооборота и эффективности его организации. Для предприятий розничной торговли приоритетным вопросом выступает определение положения динамического равновесия между существующим спросом у населения, необходимыми товарными запасами, структурой и количеством предлагаемых товаров, т.е. найти оптимальное соотношение между объемами реализации и платежеспособным спросом населения. В этой связи для отдельного предприятия вопросы организации розничного товарооборота и пути увеличения продаж товаров связаны с определением оптимально сбалансированного ассортимента товаров, пользующихся устойчивым спросом, достижением ритмичного товарооборота и формированием условий для обеспечения эффективных процессов розничной торговли в целом.

Основной проблемой в данной области выступает тот факт, что предприятия розничной торговли должны постоянно выявлять резервы роста розничного товарооборота, учитывая дихотомическую проблему соответствия предложения товаров и спроса на них со стороны населения. Следовательно, конечной целью розничных предприятий является получение наибольшей текущей прибыли, максимальное поступление наличности и максимальное возмещение затрат на закупку и хранение товаров. Достижение роста розничного товарооборота выступает наиболее благоприятной ситуацией для руководства предприятия, так как в этом случае получение экономической прибыли происходит в условиях минимальных убытков.

Особую значимость ускорение розничного товарооборота и увеличения продаж товаров приобретают в условиях интенсификации конкуренции, когда перед торговыми предприятиями первостепенной задачей встает обеспечение непрерывного роста товарооборота на основе повышения эффективности продаж товаров в соответствии со сложившейся практикой экономической деятельности в данной отрасли. Сбор данных и анализ показателей розничного товарооборота необходим предприятию для оценки результатов его деятельности, а также для разработки и прогнозирования маркетинговых стратегий.

Народнохозяйственное значение розничного товарооборота заключается в том, что он выступает показателем, характеризующим развитие отрасли торговли на уровне национальной экономики и отдельных предприятий. На макроуровне розничный товарооборот позволяет оценить уровень экономического развития розничной торговли, степень удовлетворения спроса населения в масштабах страны и отражает пропорции между производством и потреблением. Вместе с тем, розничный товарооборот на уровне отдельных предприятий торговли позволяет оценить объем продаж потребительских товаров населению. Сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.