Рынок капиталов

Автор: Андрей Нестеров ✔ 19.01.2020

Нестеров А.К. Рынок капиталов // Энциклопедия Нестеровых

На современном рынке капитала интенсивно формируются условия для широкого привлечения новых участников и экстенсивного увеличения объемов операционной деятельности. Остро стоит вопрос обеспечения транспарентности деятельности всех участников рынков капитала и повышения интенсификации вложений капитала в реальный сектор экономики.


Понятие рынка капитала и его виды

Капитал – это совокупность объективно воспроизводимых свойств, формирующих ограниченный, накапливаемый, ликвидный, воспроизводимый финансово-экономический ресурс, способный менять свои функциональные формы и приносить доход его собственникам.

Рынок капитала – это неотъемлемая часть финансового рынка (см. схему), на котором обращаются денежные средства, период оборота которых превышает один год.

Рынок капитала

Место рынка капиталов в структуре финансового рынка

  • Рынок капиталов представляет собой рынок ресурсов, которые необходимы для функционирования производства через реализацию вложений капиталов в экономику.
  • Объекты рынка капиталов могут передаваться или во временное пользование, или продаваться, т.е. менять собственника.
  • Средства, которые аккумулирует рынок капиталов, должны привлекаться для вложений в развитие российских предприятий.

Рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов функционирует в соответствии с концепцией ссудного процента. Являясь по своей сути платой за право пользования ссудным капиталом, ссудный процент представляет собой особый вид прибавочной стоимости. В этой связи его сущность выражается в виде дохода владельца капитала, который получает его, предоставляя в ссуду особый товар – денежные ресурсы. Ссудный процент является результатом эволюционного развития денежно-кредитный отношений, в соответствии с которым он усиливает свою роль в экономике по мере ее развития и усложнения финансово-кредитных отношений в силу их многопланового характера. Через сохранение стоимости ссудного капитала ссудный процент позволяет владельцу капитала увеличить его за счет полученного дохода на ссуженный капитал, поэтому он и выходит на рынок. Вместе с тем владельцы капитала могут не участвовать в финансировании предприятий, если не будет функционировать система защиты прав инвесторов, в частности, регулирующая начисление ссудного процента и механизм его использования на рынке капиталов.

Рынок капиталов является неотъемлемой частью национального финансового рынка, способствует его развитию, перераспределению денежных ресурсов в стране, повышает ликвидность финансовых активов в экономике. В процессе обращения денежных средств на рынке капитала происходит перераспределение финансовых ресурсов, которые владельцы капитала инвестируют в различные финансовые активы с разным уровнем доходности. Формы обращения финансовых ресурсов включают в себя банковские ссуды, ценные бумаги, ноты, производные финансовые инструменты, различного рода долговые обязательства.

В силу их многогранной природы сущность рынков капитала проявляется в фундаментальном аспекте, институциональной реализации и функциональном обеспечении.

Фундаментальную основу рынков капитала составляет системная совокупность финансовых отношений, которые возникают в процессе предоставления, использования и последующего возврата капитала на условиях платности и срочности. Фундаментальная трактовка рынков капитала сосредоточена, в первую очередь, на их финансово-экономическом содержании. Институциональная реализация рынков капитала проявляется через законодательно закрепленную совокупность финансовых институтов, участвующих в финансовых отношениях, связанных с движением капитала. Следовательно, отрицать институциональную составляющую рынков капитала не представляется целесообразным. Функциональное обеспечение рынков капитала представляет собой всю совокупность операций, форм и методов обращения финансовых ресурсов. Объективно, рынки капитала не могут существовать в отрыве от обращения финансовых ресурсов, какими бы развитыми институтами они ни обладали.

Рынки капитала представляют собой совокупность фундаментальных, институциональных и функциональных аспектов, которые отражают их финансово-экономическую сущность.

В настоящее время рынок капитала рассматривается в разных аспектах, из которых ключевыми являются правовое и экономическое содержание. Как особая финансово-экономическая категория, рынок капитала представляет собой совокупность конкретных экономических отношений между всеми субъектами рынка по поводу движения капитала как фактора производства с целью максимизации личного дохода. С точки зрения правовой науки рынок капитала представляет собой совокупность элементов и действий, нуждающихся в регулировании силой закона.

Вместе с тем, только совокупность экономического и правового регулирования является важным условием для полноценного функционирования рынков капитала в современном мире. Это обусловлено необходимостью объективного и адекватного воздействия на институты рынков капитала.

К содержанию

Институциональная структура рынков капитала

Институциональная структура рынков капитала включает в себя непосредственно рыночные институты, набор регулирующих их деятельность правил, норм, положений, а также внерыночные институциональные образования.

Исторически, первыми институтами, которые начали действовать на рынках капитала, были коммерческие банки. В контексте их развития, коммерческие банки осуществляли перераспределение капитала за счет аккумулирования временно свободных финансовых ресурсов для последующего инвестирования, предоставляя право использовать ссужаемый капитал кредитоспособным заемщикам. Коммерческие банки, составляя принципиальную основу для функционирования рынков капитала, путем организации обращения капитала посредством заключения гражданско-правовых сделок, влекущих предоставления права использования ссужаемого капитала, способствуют развитию экономики.

По мере развития финансовых отношений, появились финансовые институты, отличные от коммерческих банков. Действуя на рынках капитала, такие институты предоставляют альтернативные возможности для обращения капитала по сравнению с традиционным подходом коммерческих банков. Примером таких финансовых институтов выступают брокеры, занимающиеся операциями с ценными бумагами и деривативами, венчурные фонды, хедж-фонды и т.д. Как и коммерческие банки, небанковские финансовые институты стремятся изыскать возможность использовать капитал инвесторов для лиц, нуждающихся в дополнительных финансовых ресурсах, выступая посредником между двумя сторонами при операциях обращения капитала и извлекая из этого выгоду. Ключевым же отличием от коммерческих банков выступает постоянное стремление к поиску новых источников финансирования и нахождению наиболее доходных возможностей для использования финансовых ресурсов.

Результатом деятельности, как коммерческих банков, так и небанковских финансовых институтов, а также их взаимной конкуренции на рынках капитала является постоянное повышение максимальной эффективности размещения капиталовложений и финансовой дисциплины при их использовании.

Вследствие интенсификации активности на рынках капитала появляется необходимость в обеспечении объективных рамок для осуществления деятельности, для чего используется набор правил, норм и положений, регулирующих деятельность различных институтов на рынках капитала. При этом создание таких рамок должно учитывать баланс между регулирующим воздействием на рынки капитала и дерегулированием перераспределения финансовых ресурсов. Основной целью воздействия на рынки капитала является повышение эффективности мобилизации, размещения, использования финансовых ресурсов.

Внерыночные институциональные образования включают в себя государство, которое выступает в роли регулятора рынков капитала в лице государственных органов контроля, а также нефинансовые и негосударственные организации, осуществляющие неформальное влияние на рынки капитала и его участников, включая финансовые институты и частных инвесторов. Государство, осуществляя формальное воздействие на рынки капитала, издает юридические нормы, т.е. законы, правовые акты, и регулирует защиту прав собственности на финансовые ресурсы, находящиеся в обращении на рынках капитала. Нефинансовые и негосударственные организации, образуемые в форме ассоциаций, союзов, объединений, имеют частный неформальный характер, выступая в качестве своего рода гарантов соблюдения добросовестного делового поведения, контрактов и договоренностей, которые разделяют члены делового сообщества. Кроме того, такие организации могут осуществлять лоббирование определенных законов, стремясь к достижению условий свободного перераспределения финансовых ресурсов с одновременным регулированием деятельности рыночных институтов.

Функционирование рынка капитала зависит от целостного формирования их институциональной структуры. Обязательным критерием организации операций на рынках капитала выступает формирование условий для вложений капитала.

К содержанию

Необходимость регулирования рынка капитала

В современных условиях ни одно государство не в состоянии поддерживать развитие национальной экономической системы без динамично функционирующего рынка капиталов, на котором создаются возможности для перераспределения финансовых средств инвесторов в целях получения определенного дохода на вложенный капитал. Интересы инвесторов связаны с сохранением своего капитала и с получением дохода от предоставления права его использования.

Под публичными интересами понимаются официально признанные интересы, которые имеют поддержку со стороны государственных органов власти и правовую защиту в соответствии с действующим законодательством. Удовлетворение публичных интересов по своей природе служит условием и гарантией их реализации.

Концепция регулирования рынков капитала по своему организационному и фундаментальному содержанию находится на стыке экономических учений и правовой науки. Нормативно-правовые аспекты регулирования рынков капитала проистекают из экономических положений, сформулированных в классической школе экономики, кейнсианстве, монетаризме и институционализме.

Современная правовая наука признает из существующего многообразия интересов только те из них, которые являются полезными для общественного развития и между которыми возможно установление соотношения на основе их согласования по отношению ко всем лицам, имеющих такие интересы. Исходя из этого, на рынках капитала не защищаются интересы тех инвесторов, которые стремятся к обогащению за счет совершения махинаций с финансовыми инструментами, мошенничества с оценкой их стоимости, а также использования финансовых приемов, направленных на заведомый обман других участников рынка. Следовательно, защитная функция права может действовать только в отношении полезных публичных интересов инвесторов.

Наиболее широко распространены случаи мошенничества с капиталовложениями в компании, которые на самом деле не имели собственной стоимости или существенно ее завысили без объективных оснований.

В качестве одного из первых примеров подобного рода можно привести британскую "Компанию Южных морей" начала восемнадцатого века, что вынудило правительство принять закон, который запрещал использование поддельных документов об учреждении компаний, проведение подписки на акции, а вскоре был распространен и на неправильно оформленные документы.

Другим одиозным примером является деятельность компании МММ в 90-х годах прошлого века, которая вообще не имела собственной стоимости и являлась финансовой пирамидой.

Государство, выступая в качестве гаранта финансовой безопасности для инвесторов и регулятора рынков капитала, обеспечивает защиту публичных интересов инвесторов, не допуская обращения особо рискованных, неликвидных финансовых инструментов с абсолютно неясными перспективами. Кроме того, в задачу государства входит обеспечение обязательных условий для раскрытия информации, контроля выполнения общепринятых правил проведения операций, связанных с обращением капитала.

Следует выделить существование двух основных подходов к решению проблемы защиты публичных интересов инвесторов в контексте реализации государственных мер, направленных на регулирование рынков капитала. Первым подходом является формализация правил, норм поведения и проведения операций на рынках капитала по организации обращения финансовых ресурсов. Второй подход сосредоточен на регламентации допускаемых действий институциональных и частных участников рынков капитала.

Формализация правил, норм поведения, проведения операций на рынках капитала характеризуется жестким законодательным закреплением прав и ответственности участников рынка капитала, связанных с осуществлением любого рода операций по организации обращения финансовых ресурсов. Принцип регламентации допускаемых действий исходит из разделения операций, которые могут совершать на рынке его институциональные участники, и операций, которые могут совершать частные участники. Следует отметить, что второй подход де-факто разграничивает возможности институциональных участников рынка и частных инвесторов, фактически, обязывая последних обращаться за услугами в специализированные финансовые институты и ограничивая возможности инвестирования в частном порядке. В современных условиях подход, основанный исключительно на формализации, не используется ни в одной из стран. Абсолютное большинство стран, включая Россию, Китай, Японию, Великобританию, США и другие, используют комбинацию принципов формализации и регламентации при формировании правового режима регулирования рынков капитала. Вместе с тем, подход, основанный исключительно на регламентации допускаемых операций на рынках капитала, характерен для некоторых стран, относимым к офшорным зонам и имеющих облегченное регулирование финансовой сферы. В частности, к таким странам относятся Белиз, Сент-Винсент и Гренадины, Багамские острова, Каймановы острова и другие.

К содержанию

Цели и задачи регулирования рынков капитала

Цель законодательного регулирования состоит в создании условий позволяющих обеспечить правовую защиту финансово-экономических интересов участников рынка и возможности эффективного вложения капитала.

При этом инвесторы должны осознавать, что их инвестиции защищены от махинаций, что является прямым основанием для возникновения у них заинтересованности в участии в операциях на рынках капитала, связанных с обращением финансовых ресурсов. Финансовые и нефинансовые институты, действующие на рынках капитала, должны быть защищены от рисков не связанных с финансовыми операциями.

Сюда же относится обеспечение возможностей эффективного использования ограниченного финансового капитала с максимальной эффективностью за счет создания стимулов для организации движения капитала как фактора производств. Это направлено на социально-экономическое общественное развитие.

Задачи регулирования рынков капитала

Задача

Характеристика

1

Обеспечение рационального взаимодействия участников рынка капитала

Рационализация взаимодействия участников рынков капитала предполагает закрепление на законодательном уровне ряда нормативных положений, определяющих права, обязанности и ответственность сторон при совершении операций по организации обращения финансовых ресурсов. Вместе с тем, необходима и формализация принятых норм, позволяющих тем или иным образом регламентировать совокупность связанных операционных взаимоотношений.

2

Поддержание баланса между объемом инвестиций и совокупным спросом на капитал

Задача поддержания баланса между объемом инвестиций и совокупным спросом на капитал, по своей сути, является отражением стремлений государства обеспечить соблюдение общественных интересов. В рамках данной задачи стимулируется использование финансовых ресурсов таким образом, чтобы в результате обеспечивалось развитие национальной экономической системы государства.

3

Оптимизация взаимодействия институциональных участников рынков капитала

Задача оптимизации взаимодействия действующих на рынках капитала институциональных участников представляет собой закрепление на законодательном уровне правил совершения финансовых операций на рынках капитала. Достижение данной задачи должно обеспечиваться в рамках формирования государством общих норм, согласно которым должен действовать каждый участник рынка, не являющийся владельцем капитала, которые выступают на рынке в качестве частных инвесторов. Успешная реализация данной задачи означает, что брокеры, занимающиеся операциями с ценными бумагами и деривативами, венчурные фонды, хедж-фонды, а также иные финансовые посредники действуют согласно единым правилам, установленным государством на рынках капитала.

В среднесрочном периоде государство, принимая законодательные акты, связанные с регулированием рынков капитала, должно иметь четкую стратегию развития этих рынков, включая комплексную программу мер, направленных на формирование развитых финансовых отношений, связанных с обращением капитала и инвестициями. На законодательном уровне государство должно также поддерживать созданный им инвестиционный климат для развития рынков капитала, всячески стимулируя полезную активность, как инвесторов, так и институциональных участников рынков.

Камнем преткновения в отношении целей и задач регулирования рынков капитала является как раз среднесрочный период. Если в долгосрочной перспективе роль государства объективно признается и сводится к созданию фундаментальных условий для функционирования рынков капитала, а в краткосрочной перспективе – к обеспечению соответствующих условий для обеспечения выполнения законодательных норм, то в среднесрочной перспективе регулирование рынков капитала очень противоречиво.

Согласно экономическим учениям, ориентированным на свободное финансовое развитие рынков капитала, государство, реализуя свою политику регулирования через принимаемые правительством меры, должно постепенно устраниться от любого влияния на рынки капитала, за исключением соблюдения норм законов в отношении совершаемых сделок. Это должно осуществляться для того, чтобы позволить институциональным участникам рынка и инвесторам завершить процесс формирования зрелых рынков капитала и далее действовать по правилам, которые задало государство при их создании. С точки зрения противоположного подхода, государство ни в коем случае не должно стремиться к ослаблению регулятивных функций, чтобы не допустить нарушений, злоупотреблений, махинаций и тому подобных явлений, которые формально не противоречат действующему законодательству. Регулирование же должно осуществляться в масштабе всего рынка и с прицелом на долгосрочную политику развития, а сама последовательность законодательных мер должна быть продуманной и непротиворечивой.

Следует отметить, что два радикальных подхода к государственному регулированию рынков капитала не соответствуют в чистом виде защите публичных интересов инвесторов, поэтому на практике реализуется сбалансированный подход к реализации регулятивных мер в отношении обращения финансовых ресурсов на рынках капитала.

Можно сделать объективный вывод, что, несмотря на явную необходимость регулирования рынков капитала в целях защиты публичных интересов инвесторов, существуют объективные границы этой защиты. Никакие законы или правовой режим не может обеспечить соблюдение интересов инвесторов, касающихся получения ими дохода с вложенного капитала, равно как и гарантировать сохранность самого капитала. Это объективно обусловлено тем, что совершение на рынках капитала операций по обращению финансовых ресурсов изначально несет в себе риски, которые нельзя переложить на государство или ликвидировать на законодательном уровне. Однако защитить инвесторов от нефинансовых рисков, связанных с мошенничеством, махинациями с финансовыми инструментами, подделкой или искажением результатов оценки стоимости и доходности капиталовложений, государство должно именно путем регулирующего воздействия на рынки капитала. При этом ключевой формой защиты публичных интересов инвесторов в современных условиях являются именно законодательные гарантии.

К содержанию

Правовые режимы регулирования рынка капитала

Правовой режим регулирования рынков капитала зависит от выбранной правительством совокупности методов и способов воздействия. В современных условиях сложилось два основных подхода к организации правового режима регулирования рынков капитала. Согласно первому подходу регулирование основывается на основе проверки по существу, а в соответствии со вторым подходом регулирование опирается на обязательное раскрытие информации.

Государственные органы, осуществляя регулирование на основе рассмотрения по существу, действуют исходя из принципа защиты интересов инвестора. Проверка по существу предполагает, что регулирующие органы могут запретить осуществлять деятельность на рынках капитала, если регулятор определит наличие одного из трех условий:

  • участник рынка не выполнил положения законодательства, регулирующего отношения на рынках капитала;
  • участник рынка ведет деятельность с нарушениями, что противоречит публичным интересам инвесторов;
  • совершаемые участником рынка операции служат или могут послужить мошенническим целям либо представляют собой финансовые махинации.

Ключевым недостатком данного правового режима является противоречие, заложенное в необходимости соблюдения обязательств по законодательному обеспечению безопасности капитала инвесторов от рисков потери капиталовложений и дохода от них, так как это противоречит самой концепции рынка капитала. Невозможно возложить на законы такое обязательство, так как любая деятельность на рынках капитала неизбежно связана с рисками, так как ни частные инвесторы, ни институциональные участник рынков капитала не могут заранее знать об успехе совершаемых операций. Этот аспект должен осознаваться участниками рынка заранее, а риск должен минимизироваться не за счет законодательного регулирования, а с помощью традиционных финансово-экономических механизмов.

Правовой режим регулирования рынков капитала на основе обязательного раскрытия информации заключается в том, что на законодательном уровне обеспечивается получение участниками рынка адекватной и точной информации, чтобы они могли самостоятельно проводить обоснованную оценку рисков и выбирать в соответствии с этим конкретные действия в рамках совершения операций по обращению финансовых ресурсов на рынках капитала.

Правовой режим регулирования рынков капитала на основе обязательного раскрытия информации опирается на обеспечение защиты публичных интересов инвесторов за счет гарантий получения ими адекватной и точной информации. Вместе с тем, любые решения инвесторами принимаются самостоятельно, действуя на собственный страх и риск. Вместе с тем, ключевым аспектом данного режима является выделение роли государства, как регулятора, который должен обеспечивать раскрытие достоверной и адекватной информации, что само по себе является естественным и понятным, поскольку целью государства является защита общественных интересов. В этой связи государство должно обеспечить стандартизированное и контролируемое раскрытие информации.

Такой правовой режим преобладает в настоящее время в большинстве стран мира, либо дополняет правовой режим проверки по существу, который исторически возник первым, а соответствующие законы не были отменены.