Семейный туризм

Семейный туризм развивается семимильными шагами. Основа семейного туризма - качество обслуживания.
Рубрика: Экономика
Теги: туризм
Автор: Андрей Нестеров ✔ 18.06.2018

Нестеров А.К. Семейный туризм // Энциклопедия Нестеровых


Особенности семейного туризма

Семейный туризм

В последнее время во всем мире наблюдается заметная тенденция к семейному отдыху. Этот вид отдыха может быть очень разнообразен: стационарный и мобильный, спортивный и оздоровительный и т. д. Поэтому и программы могут быть совершенно различными. Набор их зависит от тематической направленности тура. Однако наличие среди путешественников маленьких детей налагает свои специфические особенности на требования к организации данных туров.

Cемейный туризм – это путешествия родителей с детьми до 11 лет[1].

При выборе мест размещения, питания и средств передвижения прежде всего необходимо учитывать особенности детской физиологии и психологии, а также не забывать об интересах взрослых, их родителей.

Во-первых, размещение на таких турах необходимо проводить в здоровых и экологически чистых местностях, спокойных и озелененных местах. Кроме того, гостиницы, где будут размещаться туристы, должны отвечать специфическим функциональным требованиям для семейного отдыха: 2-3-местные номера, система объединения номеров, помещения для детских игр и т. д. Программы таких туров обязательно должны содержать мероприятия для детей, взрослых, а также совместные мероприятия.

В такие программы входят ознакомительные экскурсии, в которых могут участвовать и взрослые, и дети. Могут включаться также и отдельные экскурсии для взрослых при наличии услуги по присмотру за детьми. Очень популярны прогулки на природе по лесу, реке, морю. Хорошо организовывать экскурсии в зоопарки или парки отдыха.

При организации досуговых программ необходимо также сочетать интересы детей и взрослых: организовывать специальные детские праздники, например, праздник кукол, праздник сказок, отмечать дни рождения гостящих в настоящий момент детей и т. п. Для этих целей часто нанимается специальный персонал, занимающийся организацией детских и совместных программ, аниматоры детского и семейного отдыха. Необходимо предусмотреть по возможности наличие игровых площадок и небольших аттракционов на территории, прилегающей к гостинице, а также игровых комнат на случай плохой погоды. В то же время не следует забывать о взрослых: организация вечеров знакомств, творческих программ, наличие вечерних баров, куда могут пойти родители, уложив детей спать. Интересны также совместные программы: организация художественной самодеятельности, танцы для детей и взрослых и пр [1].

Спортивные программы на семейных турах предоставляются в виде дополнительных услуг: бассейны, теннисные корты, тренажерные и спортивные залы.

Курортные программы для отдыха предоставляются в зависимости от местных условий, но являются достаточно популярными.

Организация питания на семейных турах имеет свою специфику Рационально предоставлять два отдельных меню для взрослых и детей с учетом их вкусов, а также физиологических особенностей. Для детей питание обычно предоставляется 4-разовое: завтрак, обед, легкий полдник и ужин. В ряде случаев для маленьких детей организуется вечерний кефир или молоко перед сном. Питание должно быть разнообразным, витаминизированным, включать овощи и фрукты, а также оптимальным по калорийному составу.

Классы обслуживания в семейном туризме

Самой главной функцией обслуживания в организации семейного туризма является создание такой атмосферы отдыха, при которой семьи отдыхающих могут чувствовать себя комфортно, спокойно, и при этом отдыхать им интересно.

Необходимо предусмотреть все возможные трудности, возникающие в связи со спецификой семейного туризма:

  • учет детской психологии и физиологии – умеренный график экскурсий, некоторая детская тематика, возможность отдыха после обеда, 4-разовое питание, возможность стирки и глажения детской одежды и т. д.;
  • совмещение интересов родителей с проблемами организации отдыха для детей – организация детских комнат с услугами по присмотру за детьми, когда родители заняты своими делами, развлекательные мероприятия детского, общего и взрослого характера и др.

Важную роль при формировании семейных туров играет класс обслуживания туристов с детьми.

Классы обслуживания применяются для обозначения качества предоставляемых услуг.

В связи с тем, что туристский продукт является комплексным, состоящим из набора разнообразных услуг, имеющих свои особенные внутренние градации, при продаже его туристу возникает проблема обозначения класса реализуемого продукта и комплекса услуг. К услугам, которые имеют внутреннюю классовую градацию и соответственно разную стоимость, относятся те, что представлены на рисунке ниже.

Составляющие сервиса

Составляющие сервиса в туризме

Нормативных стандартов по установлению классов туров и программ обслуживания как на отечественном, так и на международном рынке не существует. Поэтому туроператоры и турагенты при продвижении и продаже туристского продукта уровень обслуживания по туру условно обозначают следующими категориями:

  1. люкс,
  2. первый класс,
  3. туристский класс,
  4. экономический класс.

При организации тура категории люкс обычно привлекают услуги самого высокого класса:

  • пятизвездочные и внекатегорийные отели,
  • перелет первым классом или самолетами бизнес-авиации,
  • питание в роскошных ресторанах, с обязательным обслуживанием,
  • индивидуальный трансфер на машинах класса "люкс" ("лимузин-сервис"),
  • индивидуальные услуги гида и т.д.

Такого рода туры предоставляются по разряду VIР-обслуживания.

Первый класс – это также достаточно высокий уровень обслуживания, предусматривающий размещение в гостиницах категорий 4–5 звезд, перелет бизнес-классом, отличную кухню и широкий выбор блюд, возможен вариант шведского стола, индивидуальный трансфер, кураторство гида.

Туристский класс – самый массовый вариант обслуживания, который предусматривает размещение в гостиницах 2–3 звезд в зависимости от страны.

Также сюда включается перелет экономическим классом регулярных авиарейсов, но допускаются и чартеры. Питание в таких турах организуется по принципу шведского стола. Также предусмотрен групповой трансфер: туристов встречает автобус, который и развозит их по гостиницам.

Экономический класс – это самый дешевый вариант обслуживания. Обычно экономическим классом пользуются студенты и малообеспеченные люди.

Туры этого класса предусматривают минимум услуг и невысокого уровня:

1. размещение в гостиницах 1–2 звезд, в хостелах, общежитиях, в малых частных или кооперативных гостиницах;

2. сервис предусматривается по принципу самообслуживания, при этом возможны следующие ситуации:

  • питание может не предоставляться вообще,
  • может быть запланирован завтрак по типу шведского стола,
  • либо включен ассортимент блюд по типу континентального завтрака;

3. перелет, как правило, чартерными авиарейсами;

4. встреча и проводы туристов могут быть организованы на общественном транспорте;

5. дополнительные услуги в виде экскурсий или развлекательной программы либо отсутствуют, либо включают очень скромный набор в целях снижения стоимости тура.

Иными словами туристам обеспечивается только возможность переезда к месту отдыха и возможность недорогого проживания на месте. Все остальное туристы организуют себе сами и своими силами.

Однако следует иметь в виду, что все эти градации очень условны и часто имеют национальные варианты и отличия.

Комплекс обслуживания

Основной задачей деятельности туроператора является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания. Это и есть главный туристский продукт, выпускаемый туроператором на рынок.

Комплексное обслуживание включает набор туристских услуг: размещение, питание, перевозка, экскурсионные, досугово-развлекательные и бытовые услуги, спортивные и курортные программы, туристские походы и многое другое. Такой набор называется туристическим туром, турпакетом или просто туром [2].

В туристской практике действуют понятия основных и дополнительных услуг. С точки зрения потребительских качеств и свойств каких- либо различий между ними нет. Так, экскурсии, если они включены в комплексное обслуживание и в цену тура, считаются основными услугами, но если турист по своему желанию приобретает еще какую-либо экскурсию к оплаченному туру, эта услуга становится уже дополнительной. Таким образом, разница между основными и дополнительными услугами состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом туру.

Потребительские свойства туристского продукта

Потребительские свойства туристского продукта

В технологии организации тура важны и сам климат взаимодействия туриста с обслуживающим персоналом, и учет психологических аспектов восприятия туристом услуг и обслуживания. Это значит, что на первый план ставятся личностные интересы туриста, душевное к нему отношение.

При организации обслуживания важно учесть принцип освобождения, т.е. клиент должен быть освобожден от всех неприятных вещей: от обременительных организационных забот, заказа транспортных билетов и средств, театральных и концертных билетов, ожидания всякого рода обслуживания и т.д.

Оптимальность обслуживания – также важное потребительское свойство, имеющее непосредственное отношение к гостеприимству.

Оптимальность обслуживания подразумевает:

  • соответствие всех видов услуг одному классу обслуживания;
  • соответствие всех услуг тематике тура;
  • адресную направленность тура на определенную целевую группу потребителей;
  • заблаговременное согласование программ обслуживания;
  • гибкость программ;
  • рациональное содержание обслуживания по количеству предоставляемых услуг;
  • отсутствие тенденциозности в обслуживании [3].

Все эти принципы важно учитывать еще на этапе разработки туристского продукта, помня о том, что неправильно подготовленный продукт не только не пользуется спросом, но и способен оттолкнуть от предприятия потенциальных клиентов. В условиях серьезной конкуренции, имеющейся сегодня на туристском рынке, это – немаловажный фактор.

Формирование пакета услуг

Пакет услуг на туре формируется в зависимости от цели путешествия и потребностей туристов по выбранному ими виду туристского отдыха.

Пакет услуг или турпакет – это произведенный туроператором туристский продукт, состоящий из определенного набора услуг: перевозки, размещения, питания, экскурсий и т.д. – и предоставляемый в путешествии по индивидуальному или групповому варианту, который предлагается на широкую продажу потребителю.[4].

При формировании тура и пакета услуг возможны два варианта работы с туристами: реализация заказных туров или реализация инклюзив-туров.

При продаже заказных туров формирование программы и комплектование состава услуг производятся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предполагаемом им месте отдыха:

  • размещение – разные по уровню, типу и месту расположения гостиницы;
  • питание – разные варианты (полный пансион, или полупансион, или совсем без питания), шведский стол или "а ля карт" с обслуживанием и т.д.;
  • экскурсии, досугово-развлекательные услуги на выбор;
  • транспортные услуги – варианты авиаперелета, железнодорожного проезда, аренды автомашины и т.д.;
  • спортивные и курортные услуги – пользование такими программами на выбор, а также возможность тренинга или похода;
  • визовые услуги, а также услуги страхования (в необходимых случаях) и т.д.

Для обеспечения качественного и оперативного исполнения заказов в настоящее время в международном туризме широко используются компьютерные коммуникационные системы и телефаксная связь, позволяющая оперативно решить проблему комплектации пакета, обсчета цены и продажи тура.

Инклюзив-тур – тур с жестким, заранее спланированным, т.е. еще до контакта с клиентом, набором услуг, сориентированным на определенный вид отдыха или туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст [5].

Наиболее распространенными инклюзив-турами можно назвать маршрутные туры, когда группа туристов автобусом совершает путешествие по нескольким городам и странам. Особенности подготовки и проведения такого тура, единая для всех программа, строго увязанная со сроками и графиком путешествия, не позволяют сделать его заказным. К инклюзивам относятся также круизные туры, хобби-туры.

Состав услуг инклюзив-тура при реализации не меняется. Турист вправе купить его целиком или вообще отказаться от него.

Плюсы и минусы инклюзив- туров

Преимущества и недостатки инклюзив-туров

При заказных турах туроператору необходимо постоянно держать квоту неподтвержденных мест в гостиницах. При продаже могут быть разные запросы. Ему приходится работать с туристами, размещенными в разных гостиницах. Гораздо проще разместить туристов в одной гостинице и тем самым облегчить организацию их обслуживания.

Все туристские поездки совершаются на групповой или на индивидуальной основе в зависимости от личного характера туриста и его бюджета, а также от особенностей тура. Индивидуальные туры предоставляют туристу больше независимости и самостоятельности, но они дороже, так как такие виды услуг, как внутримаршрутный транспорт, услуги гида и некоторые другие, турист оплачивает полностью, в отличие от групповых туров, где эта цена раскладывается на всех членов группы. Именно поэтому индивидуальные туры не слишком доступны массовому туристу.

Групповые поездки – это чаще всего инклюзив-туры, которые, наоборот, дешевле и доступнее массовому туристу, но в них каждый участник обязан подчиняться установленному порядку путешествия" [6].

Факторы, влияющие на формирование пакета услуг

Факторы, влияющие на формирование пакета услуг

Фактор политической стабильности является очень важным для выработки туроператором своей стратегии. Несколько лет назад в связи с террористическими актами спрос на туры в Египет и Турцию упал. Туроператоры, специализирующиеся на этих направлениях, понесли большие убытки. Те же, кто успел переориентировать туристский поток в другие страны, смогли сохранить финансовое равновесие.

Литература

  1. Рамзаева Л.А. Организация семейного туризма. Методические рекомендации. – М.: РМАТ, 2002.
  2. Пальчук М.И. Особенности анимационно-туристических услуг // Маркетинг туризма. – 2010. – №2. – С.37-43.
  3. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. – М.: Кнорус, 2009.
  4. Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса. – М.: Инфра-М, 2010.
  5. Квартальнов А.С. Туризм. – М.:Финансы и статистика, 2009.
  6. Проворотова Е. Локальный урок // Секрет фирмы. – №21. – 2008. – С.38-44

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)