ODiplom // Право и ТГП // 17.01.2016

Система международного права

Система современного международного права, ее основные составляющие, нормы и принципы.

Международное право, являясь одним из компонентов межгосударственной системы, представляет собой целостную самостоятельную систему. Система современного международного права, которая базируется на комплексе юридических норм, как и всякая целостная система, характеризуется принципиальным единством входящих в нее компонентов и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части.

Компонентами системы международного права являются: цели международного права; международно-правовые нормы; принципы международного права; источники международного права; отрасли международного права; институты международного права.

Современное состояние системы международного права характеризуется тем, что на сегодняшний день она изменилась и продолжает изменяться за счет появления и развития новых областей международных отношений (инвестиционных, банковских, информационных, транспортных и т.д.), а также существующим значительным разбросом мнений о системе науки международного права в юридической литературе и стремлением многих ученых-международников признать в качестве самостоятельных отраслей международного права всё новые и новые области международно-правовых отношений.

Становление современного международного права

С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в юридических нормах, он стал неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. На нем говорит мировое сообщество наций. Этот язык становится все более доступным для всех. Особенность современного понимания международного публичного права состоит в том, что оно рассматривается как массив правовых норм, применяемых, во-первых, к отношениям между государствами, во-вторых, к отношениям между государством и человеком (физическим лицом), в-третьих, к отношениям людей (физических и юридических лиц) между собой.

Международное право – это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности сверх пределов действия национального законодательства.

Международное право – юридический феномен, который не может быть истолкован только в традиционном понимании. Ведь не существует общеобязательного свода международных законов. Нет карательного аппарата, принуждающего государства соблюдать эти законы. И все же международное право является особым видом правового бытия государств, обществ и людей, которые расценивают его как сверхзакон, обладающий особыми свойствами, например свойством интертемпоральной (межвременной) законности – обратной силы действия юридических норм. Будучи международно-законными в прошлом, они подлежат применению и в будущем.

В отличие от внутригосударственного права, всегда подразумевающего кару за нарушение законов или властное принуждение, международное право имеет иную природу. В международном праве нет верховной власти, которая была бы способна диктовать государствам свою волю. Однако сильные державы, подчас не считаясь с международным правом, склонны применять такие санкции, как блокады, военные акции. И это вызывает немало упреков в слабости и малозначительности международного права. Однако нарушение права не отрицает его ценности и лишь подчеркивает одну из его особенностей – международное право фиксирует состояние геостратегического противоборства общественных систем.

Международное право предусматривает и механизмы коллективного принуждения. В состоянии мира любая санкция, применение силы, включая действия коллективных сил по поддержанию мира, любое решение международного суда или арбитража действительны и правомерны в случае согласия с этим решением государства-ответчика. Исключение составляет только состояние войны, акт агрессии, когда возмездие достигается за счет военных средств. Международное право держится на добросовестном исполнении государствами принятых обязательств. В этом его главная особенность.

Международное право сформировалось независимо от желания отдельного человека или социальной группы, вследствие объективных общественных процессов, вызванных необходимостью налаживания международного общения. Даже на самых ранних этапах развития человечества народы поддерживали между собой отношения, которые регулировались обычаями и традициями, ставшими прообразом международного права. Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми и равными субъектами международного права – суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также формируются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.

В международном праве многое держится на добросовестности, чести и слове, предопределено обычаями международной учтивости. В наши дни практика любезных отношений между нациями, предоставления друг другу привилегий рассматривается не как форма доброжелательности, но как существующее правовое положение.

Резюмируя сказанное, выделим основные юридические свойства международного права:

1. предмет регулирования – международные отношения суверенных и независимых государств в области сохранения мира и всестороннего сотрудничества;

2. субъекты международного права – суверенные государства, борющиеся за свою независимость нации, международные организации;

3. объекты международного права – материальные и нематериальные блага (интересы), социальные, политические, экономические и иные действия или воздержания от действий;

4. особенность нормообразования – создание норм путем согласования воль субъектов международного права, добровольно принимающих на себя международные обязательства;

5. особенность реализации норм – выполнение их добровольно и свободно в единстве с международной ответственностью, включающей применение индивидуальных и коллективных принудительных мер к нарушителям международной законности.

Сущность международного права состоит в том, что оно отражает характер геостратегического партнерства на международной арене и юридически фиксирует уровень развития сотрудничества в деле обеспечения безопасности, а также в экономической, политической, гуманитарной, научно-технической, культурной и других областях.

Международное право является мощным инструментом воздействия на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося в условиях возникновения новых и сохранения прежних угроз безопасности государств и всего мирового сообщества. Поэтому использование арсенала средств, имеющихся в распоряжении международно-правовой мысли, в высшей степени важно для поддержания международного мира, законности и безопасности.

Формирование условий добрососедства, неприкосновенности Российской границы, содействие устранению имеющихся и предотвращению потенциальных очагов напряженности и конфликтов немыслимы без международно-правовых знаний. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, обеспечивающих гармоническое сопряжение национальных интересов государств, достигаются путем формирования и развития международно-правовой культуры. Будучи наиболее фундаментальным и стабильным правовым явлением, чем текущее законодательство, эта культура вбирает в себя громадный исторический опыт, познание которого дает ключ к пониманию сущности многих норм, принципов и институтов современного международного права.

Наука международного права имеет в России богатые исторические традиции и развивается в соответствии с государственными концептуальными документами по внешнеполитическим вопросам, принятыми как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Научные труды юристов-международников используются в диплoматической практике, при разработке проектов международно-правовых актов и в процессе их толкования и применения.

В нашей стране фундаментальные международно-правовые исследования проводятся под эгидой Российской академии наук. Систематически издаются научные работы, учебники и учебные пособия по международному праву. Значительную работу по координации научных исследований проводит Российская ассоциация международного права, которая издает "Российский ежегодник международного права".

Основными задачами международно-правового образования в России являются:

1. удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения международно-правовых знаний, навыков и умений;

2. реализация потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим юридическим образованием и кадрах высшей международно-правовой квалификации;

3. организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам международного права;

4. подготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников с целью их внешнеполитической деятельности;

5. накопление, сохранение и приумножение международно-правовых, культурных и научных ценностей российского общества и государства;

6. повышение уровня международно-правовых знаний многонационального народа России.

Понятие и содержание системы международного права

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.

Система международного права – это не только сложное, но и сравнительно новое явление, находящееся в процессе становления, которое еще мало изучено. В отечественной доктрине ему уделили наибольшее внимание Д.Б. Левин, Г.И. Тункин, Д.И. Фельдман, Е.Т. Усенко. Все они исходили из того, что общепризнанной системы международного права не существует.

Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимается внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это внутренняя форма системы, определенная упорядоченность ее частей. Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От характера связей зависит характер системы в целом.

Таким образом, система международного права опирается на комплекс целей и принципов, обладает характерной для нее структурой, определенными методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с присущими ей закономерностями. Существование этой системы объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в состоянии выполнять свои функции.

То обстоятельство, что система международного права – сравнительно новое явление, не раз констатировалось в доктрине, например, известным юристом из Финляндии Э. Кастреном. В прошлом существовали разрозненные комплексы норм, регулировавшие либо локальные отношения (союзные договоры), либо общие отношения, обеспечивая в них элементарные правила (диплoматические привилегии). Общих целей и принципов, определяющих характер взаимодействия, международное право не содержало, относилось одинаково к целям мира и целям войны. Критерием была практика прежде всего великих держав. Международное право было беспредельно диспозитивным. Два или несколько государств могли в своих взаимоотношениях отменить действие практически любой международно-правовой нормы.

Современное международное право определило основные цели взаимодействия государств, а тем самым и международно-правового регулирования. В результате оно стало определять не только формы, но и содержание взаимодействия государств.

Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное право перестало быть только диспозитивным, появился комплекс императивных норм (jus cogens), т.е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию.

Появился еще один признак системы – иерархия норм, установление их соподчиненности. Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы.

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в международном праве усиливается регулирование процессов создания и имплементации норм. Постепенно формируется международное процессуальное право, что является признаком зрелости правовой системы

Первичный элемент системы международного права – норма. Она является моделью определенного международного отношения, система же международного права – нормативная модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения их к своему содержанию.

Система может быть регулятором отношений, потому что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в противоречии. Для такого чрезвычайно многообразного явления, как международное право, это задача не из легких.

Таким образом, объединение норм в систему международного права обусловило появление их новых качеств. Благодаря этому разноплановые нормы способны регулировать международные отношения системно, обеспечивая дифференцированное и вместе с тем единое воздействие.

Для международного права характерны процессы дифференциации и интеграции одновременно. Возникают все новые области сотрудничества и, соответственно, новые отрасли международного права. С другой стороны, различные отрасли теснее взаимосвязываются в системе.

Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные международно-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств. Огромное количество норм регулирует двусторонние отношения. Региональные и двусторонние нормы должны соответствовать общему международному праву, в совокупности они образуют глобальную международно-правовую систему.

Система принципов международного права

Международное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

Ядро современного международного права, его "конституцию" образуют основные принципы международного права. Основные принципы – это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также по­ведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.

Принцип международного права включает в себя общие и фундаментальные нормы. Именно так определялся принцип в решении Международного суда (Канада и США, 1981-1984 гг.) по делу о делимитации морской границы в заливе Мен. В то время как принцип включает в себя наиболее общие, фундаментальные нормы и выливается в определенный институт, совокупность принципов образует собой право как таковое. В решении но делу "Лотус" от 7 сентября 1927 г. Постоянная палата международного правосудия сделала важное по сути, концептуальное заключение: "...Смысл слова "принципы международного права" не может, согласно их общему употреблению, означать ничего другого, как само международное право в том виде, в каком оно действует между всеми народами, образующими собой международное сообщество", т.е. "принципы, действующие между всеми независимыми народами, применяются в равной степени ко всем договаривающимся сторонам".

Основополагающее значение принципов международного права, оставляющих в едином режиме своего юридического качества целостную систему международного права, было еще раз подчеркнуто Международным судом в решении по делу о военной и полувоенной деятельности в Никарагуа (Никарагуа против США, ИЖ4-1991 гг.).

Исходя из того, что принципы международного права предлагают собой наиболее общие фундаментальные нормы международного права, мировое сообщество признает их в качестве критерия должного поведения государств международного права. И связи с этим значимы положения статьи 2 Устава ООН: "Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами". Тем самым принципы международного права определяются как мера должного поведения всех государств – членов ООН по обеспечению целей членов мирового сообщества.

Обращение мирового сообщества к принципам международного права с целью упорядочения на основе права определенной области межгосударственных отношений постоянно присутствует и кодификационных конвенциях универсального характера. Так, констатация значимости принципов международного права ("принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе ООН" – такова обычная формулировка) заявлена и преамбуле Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и т.д.

Приверженность мирового сообщества принципам Устава ООН в их понимании "принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН" подтверждена со всей торжественностью в Декларации тысячелетия ООН 2000 г.

Принципы международного права надо отличать от общих принципов права по смыслу ст. 38 Статута Международного суда. В то время как в принципах международного права выражается суть международного права со всеми его фундаментальными предписаниями должного поведения, общие принципы права показывают себя как совокупность определенных принципов, которые представляются единым для правовых систем различных цивилизованных государств (совпадающее право, применяемое к народам равнозначной цивилизации). Будучи подтверждены международной судебно-арбитражной практикой, общие принципы права обозначаются в качестве принципов, которые правосознание государств расценивает как образующие в необходимом по рядке составную часть любого юридического порядка. По своему смысловому выражению понятие "общие принципы права" в определенной степени и составляют собой jus gentium (право народом) по римской системе права.

Различия между понятиями "принципы международного права" и "общие принципы права" обусловлены решением задач правильного применения общих категорий в науке и практике современного международного права. И это признается учеными. Профессор Парижского университета Ш. Руссо, отмечая факт недостаточной разработанности понятия "принципы международного права" в юридической литературе, вполне обоснованно высказывается в пользу проведения четкого разграничения принципов международного права и общих принципов права. Заявление авторитетного французского ученого основано на фактах смешения принципов международного права и общих принципов права как в научных исследованиях, так и на практике – в деятельности международных судебно-арбитражных органов.

В научных трудах, отмечает Ш. Руссо, такое смешение имеет место вплоть до нашего времени. Так, если в работах Брюнса (Bruns), Шиндлера (Schindler), Витенберга (Witenberg) принципы международного права идентифицируются с общими принципами права и лишаются своей всякой юридической специфики, то в научных публикациях других ученых (например, Хабихт – Habicht) принципы международного права рассматриваются как простой вариант применения конвенционного или обычного права. А это, разумеется, совершенно неприемлемо. Конечно, некоторые принципы международного права, например недопустимость применения силы, уже давно известные науке и практике международного права, имеют обычно-правовой характер. Приверженность государств принципам международного права подтверждается в конвенционной практике государств. Однако эти обстоятельства отнюдь не дают основания рассматривать принципы международного права в качестве какого-то вариантного типа договорного или обычного права. Принципы международного права в своем понятийном содержании имеют обоснованно все основания для того, чтобы рассматриваться как отдельный научный феномен.

Аргументы о неприемлемости смешения принципов международного права и общих принципов права относятся и к судеб- но арбитражным органам. Будучи органами международного правосудия, Международный суд и арбитраж при вынесении решений призваны в пределах их юрисдикции придерживаться точных правовых категорий и исключать смешение принципов международного права и основных принципов права.

Принципы международного права классифицируют по отдельным группам. Разумеется, здесь не идет речь о строго иерархическом построении принципов международного права. Все они юридически равноценны и, будучи соединены воедино, образуют корпус принципов jus cogens (императивное право). В качестве императивных принципов (неоспоримое право) принципы jus cogens порождают международные правоотношения в пространственных

В пределах между всеми государствами – членами международного сообщества (erga omnes). Отсюда вытекает противопоставимость принципов международного права ко всем государствам уже по факту существования принципов: согласия государств здесь не требуется. Принципы международного права можно сгруппировать в четыре блока.

Первый образуют общие принципы, относящиеся к взаимоотношению различных правопорядков. Принцип приоритета действия международного договора по отношению к внутреннему праву был обозначен в консультативном заключении Постоянной палаты международного правосудия по делу о греко-болгарских "сообществах" от 31 июля 1930 г. в качестве "общепризнанного принципа международного права" ("права народов" – по тексту заключения). Принцип приоритета договора по отношению к внутреннему праву государства зафиксирован в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.: "Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора". В более широком аспекте принцип приоритета договора по отношению к внутреннему праву нашел свое развитие в принципе примата права в политике, а в конечном итоге – в концепции верховенства права.

Второй – составляют общие принципы, касающиеся осуществления государственных правомочий. В арбитражном решении от 18 октября 1923 г. по спору между Коста-Рикой и Великобританией в отношении дела Агилар – Амори и Королевский Банк Канады (дело о "Концессиях Тиноко") в качестве "общего принципа международного права" был признан принцип континуитета государства. Этот принцип зафиксирован в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. в качестве основного принципа международного права, который вполне может быть использован применительно к правопреемству России в отношении СССР. В арбитражном решении от 8 марта 1930 г., вынесенном Международным коммерческим арбитражем Люксембурга в качестве "общего принципа права народов" (имеется в виду международное право), был обозначен принцип независимости государства. Современному праву названный принцип известен как принцип равноправия и самоопределения народов и признан в целом ряде нормоустанавливающих актов, например в пункте 2 ст. 1 Устава ООН.

Третий – включает принципы, относящиеся к международной ответственности. В арбитражном решении от 29 марта 1933 г. в споре между Болгарией и Грецией по делу о Родопских лесах в качестве "общего принципа международного права" был назван принцип, в соответствии с которым сумма возмещения определялась на дату эффективной реализации нанесенного ущерба. В рамках принятого в, 2000 г. Комиссией международного права Проекта статей об ответственности государств этот принцип стал объектом регулятивного воздействия статьи 35 (42) ("Формы возмещения").

В рассматриваемый блок следует включить и такой общий принцип международного права, как принцип исчерпаемости пи утренних ресурсов. В развернутом виде этот принцип был обозначен в решении Международного суда от 29 декабря 1924 г. по делу об английских требованиях в испанской зоне Марокко. К настоящему времени принцип исчерпаемости внутренних ресур- сов через практику Международного суда и Европейского Суда по правам человека стал эффективно действующим общим принципом международного права.

Четвертый – объединяет принципы, относящиеся к режиму морской войны. И здесь именно в рамках института нейтралитета и морской войне международные судебно-арбитражные органы внесли свой существенный вклад в дело выработки общих принципов международного права. Так, в арбитражном решении от ноября 1923 г. в споре между США и Великобританией по делу Восточная развязка, Австралазия и Китайская телеграфная компания" суд исключил ответственность воюющих государств в отношении незаконных актов, совершенных в отношении граждан нейтральных государств, в силу права на законную самооборону, и подтвердил в качестве "принципа международного права" возможность "лишать вражеское государство способов связи посредством морских коммуникаций". Действующий институт нейтралитета в морской войне по своему смыслу обозначает принцип международного права.

В целом, по результатам объективного анализа выведенная Ж Руссо в качестве концептуального предложения схема распределения признанных (по суду) принципов международного нрава по четырем группам достаточно обоснованна и научно реалистична.

Принципы международного права, соединяя в себе наиболее общие и фундаментальные нормы международного права, закрепляются в главе 1 ("Цели и принципы") Устава ООН. Речь идет о следующих принципах: суверенного равенства государств; добросовестности (в аспекте добросовестного выполнения международных обязательств); мирного разрешения споров между государствами; недопустимости угрозы силой или ее применения; равноправия и самоопределения народов; невмешательства во внутреннюю компетенцию любого государства; совместного участия в предпринимаемых под эгидой ООН действиях превентивного и принудительного характера.

Универсальность означенных в Уставе ООН принципов международного права как принципов jus cogens (императивное право) подтверждается положениями пункта 6 ст. 2 Устава: "Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности".

Обладая универсальностью, принципы международного права ориентированы на поддержание целостности международного права как системы права и строительства на его основе современного миропорядка.

Будучи первоначально записаны в Уставе ООН, принципы международного права впоследствии были существенно развиты в таких важнейших документах современности, как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (далее – Декларация 1970 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (далее – Заключительный акт СБСЕ 1975 г.), Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами -- членами Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (далее – Декларация 1999 г.).

Исходя из сущности принципов международного права, их разделяют на две группы: принципы, обеспечивающие поддержание международного мира и безопасности, и принципы международного сотрудничества. Кроме того, выделяют принцип добросовестности, рассматривая его в качестве основы всей системы современного международного права.

Нормы международного права как основная составляющая его системы

Нормы международного права – это юридически обязательные правила поведения, создаваемые субъектами между народного права и регулирующие отношения между ними. Юридическая обязательность норм международного права – главная

Особенность, которая отличает их от других социальных норм, функционирующих в межгосударственной системе (например, норм международной вежливости).

Следует отметить, что среди российских ученых в области международной юриспруденции отсутствуют доктринальные споры относительно содержания понятия "нормы международного права". Любая юридическая норма, будь то международная или внутригосударственная, – это правило должного поведения соответствующих субъектов права.

В рамках своего регулятивного действия в пространстве нормы международного права направлены на универсальное или сугубо местное применение. Соответственно, различают нормы международного права и локальные нормы международного права. На их основе создаются универсальные договоры и заключаются двусторонние.

Нормы международного права имеют императивно-долженствующий характер, т.е. они юридически обязательны для субъектов международного права. В этом проявляется их отличие от других социальных норм.

Нормы современного международного права в рамках их целенаправленного и сугубо правомерного регулятивного воздействия подразделяются на две категории – допустимости и недопустимости отступления от них по взаимному согласию контрагентов. Наука международной юриспруденции обозначает эти категории международно-правовых норм через императивные (jus cogens) и диспозитивные (jus dispositivum).

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям.

По способу образования выделяются следующие категории юридических норм:

Договорно-правовые нормы. Они создаются путем формального оглашения между субъектами международного права. В современном мире международный договор стал основным источником международного права, а договорные нормы предвосхищают наиболее часто формирование правовых отношений в той или иной области.

Многообразие договоров и создаваемых ими норм порождает сложную систему международных отношений. Договорные нормы универсального характера (например, нормы Устава ООН) создают соответствующие им правоотношения. Региональные договоры – правоотношения регионального характера. Договорные нормы отдельных государств формируют правоотношения между отдельными государствами. Между нормами и правоотношениями означенных трех уровней существует тесное взаимодействие и соподчиненность. Так, если нормы универсального характера определяют рамки региональных правоотношений и их правомерность (гл. VIII Устава ООН), то соглашения между государствами подчиняются правовой регламентации общих норм, например Уставу ООН (ст. 103 ) и императивным нормам международного права.

Договорные правовые нормы различаются по объекту правового регулирования; ими являются такие области международного сотрудничества, как внешняя политика, экономика, наука и культура, взаимная помощь по правовым делам. Политическое сотрудничество государств ведет к формированию правоотношений по политическим вопросам; экономическое сотрудничество – по экономическим; культурное и научное – в области культуры и науки; сотрудничество по правовым вопросам порождает правоотношения чисто юридического характера.

Обычно-правовые нормы. Доктринально-практическое применение данных норм закреплено в пункте 1 ст. 38 Статута Международного суда: суд при рассмотрении дел кроме договорных норм применяет "международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы". Признавая необходимым применение в конкретных делах наряду с договорной нормы обычно-правовой, главный судебный орган ООН подтвердил их важное юридическое значение в обеспечении права и справедливости. Российская наука международной юриспруденции всегда придавала значительное внимание рассмотрению обычая как важного источника международного права.

При сравнении договора и обычая следует обратить внимание на то обстоятельство, что, в отличие от договора, обычно-правовая норма не зафиксирована в письменном виде. Международный суд выводит обычно-правовые нормы из практики государств: такие нормы формируются в процессе сотрудничества государств, и ходе их общения и повторяющихся, согласующихся действий. Для того чтобы сложилась обычно-правовая норма, требуется определенное время.

По своему пространственному действию сфера применения обычно-правовой нормы различна в зависимости от количества государств, фактически признавших ее обязательной для себя: обычно-правовая норма может быть всеобщей или локальной. Соответственно, и порождаемые такой нормой правоотношения подразделяются на всеобщие или локальные (региональные). Обычно-правовая норма, не обладая качеством письменного, юридически формализованного акта, что присуще договору, не требует таких специальных способов выражения согласия государств на ее обязательность, как подписание и ратификация. Она признается в результате юридически значимого правомерного поведения и подтверждается в практике ее применения Международным судом.

Обычно-правовая норма может превратиться в договорную – путем включения ее в конкретные межгосударственные соглашения или путем ее кодификации. Примером могут служить Венская конвенция о диплoматических сношениях 1961 г. и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., в которых через процесс кодификации в письменном юридическом акте был формализован древний обычно-правовой институт диплoматического и консульского представительства. Превращение обычно-правовой нормы в договорную содействует прогрессивному развитию современного международного права и его институтов, ориентировано в конечном счете на укрепление международного правопорядка в целом.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы распространяют свое действие на всех или большинство субъектов международного права (например, нормы Устава ООН).

Региональные – действуют в пределах одного региона.

Локальные – регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права.

Процесс создания норм современного международного нрава проходит в три этапа:

– согласование воли государств но предмету содержания конкретного правила поведения;

– согласование воли государств в отношении признания данного правила поведения юридически обязательным и соот- ветственйо подлежащим добросовестному соблюдению в будущем;

– оформление обозначенного правила поведения в форме договора или (подтвержденного практикой Международного суда) обычая.

В нормах международного права выражается согласованная, коллективная воля государств, детерминированная экономическими и политическими факторами международной жизни. В силу этого субъективное право в международном праве проистекает от коллективной воли нескольких государств. Поэтому если в основе внутригосударственного права лежит воля законодателя и воля субъектов правоотношения (не облеченных правом создания правовых норм), то международное право складывается в результате согласованной, коллективной воли, выраженной в норме права и учитывающей волю отдельных субъектов международных правоотношений.

Международно-правовые цели в системе международного права

Международно-правовая цель – это модель желаемого состояния в будущем, которую субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей юридическую силу.

Цели занимают важное место в системе международного права. Они являются системообразующим и системоорганизующим фактором. Действуя как элемент системы, цели предполагают наличие принципов и норм, следование которым ведет к цели, а также средств контроля за соответствием норм и поведения целям. В международном праве цели приобрели особое значение, по-новому решается проблема соотношения целей и средств их достижения не только в праве, но и, что особенно важно, в политике.

В отношении целей принципы и нормы являются средствами их достижения. Достижение оптимального соотношения целей и средств – одна из основных задач теории и практики международно-правового регулирования. Цель во многом определяет характер средств. Однако это ни в коей мере не подтверждает того, будто цель оправдывает средства. Последние должны быть адекватны первой. Выбор же средств определяется принципами.

Согласование целей – коренная проблема мировой политики, международного права. По существу, весь механизм политико-правового взаимодействия государств представляет собой комплекс согласования целей. Успех в этом деле во многом зависит от правильного понимания каждым государством своих национальных и интернациональных целей, их соотношения. Задача активной координации целей и достижения на этой основе согласия по все более широкому кругу общих целей выдвинулась на первый план в решении стоящих перед международным сообществом глобальных проблем.

Генеральной социально-политической целью международного права является обеспечение нормального функционирования существующей системы международных отношений и ее развитие. Характерная особенность современного международного права состоит в том, что стимулирование социально-экономического прогресса стало одной из главных его целей. Устав ООН закрепил цель "содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов".

Сформулировав цели всемирной организации, Устав ООН тем самым определил и основные цели международного права:

– поддерживать мир и безопасность;

– развивать дружественные отношения;

– осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам;

– создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.

Значение последней цели, заключающейся в обеспечении международной законности, для реализации остальных целей не раз подчеркивалось руководителями государств.

Перечисленные цели являются основными. Они занимают центральное место в иерархии целей международного права. Им должны соответствовать цели отраслей, институтов и отдельных актов. Конкретные цели призваны служить осуществлению общих.

Динамизм международной жизни обусловил положение, при котором усиление регулирующего действия происходит не только за счет роста числа детальных норм, но и путем определения целей и сфер ответственности субъектов. На этой основе получил распространение метод программно-целевого регулирования. Как уже говорилось, в этих целях используются неправовые акты – программы. Растет удельный вес программно-целевых положений и в правовых актах – договорах. Встречаются даже такие договоры, все содержание которых сводится к координации целей. Таким путем закрепляется согласованная политика сторон в определенной области. Нередко при этом оговаривается, что целевые установки возлагают на участников определенные обязательства.

Такого рода положение содержится, например, в Конвенции о признании документов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы 1979 г. Конвенция показательна и в другом отношении. С помощью целевого метода она решает задачу регулирования отношений, субъектами которых являются не государства, а юридические лица национального права. Многие из затронутых данной Конвенцией вопросов относятся к компетенции учебных заведений.

Активное использование целевого метода с помощью неправовых актов породило идею директивного права (droit directif). Думается, что этот термин может носить лишь условный характер, как и термин "мягкое право". Будучи воплощенными в неправовом акте, цели не обладают юридической силой. Политические акты способны оказывать влияние на цели международного права, но, чтобы обрести юридическую силу, они должны получить признание со стороны государств именно в качестве целей международного права.

Возрастающая роль целей международного права привлекла внимание ученых. Г.И. Тункин писал, что "содержание нормы права складывается из правила поведения и цели ". Указывалось также на юридически обязательную силу целей, сформулированных в международно-правовом акте (Г.В. Игнатенко, Г.И. Курдюков). Считают, что цель порождает права и обязанности (В.А. Василенко, Н.Н. Ульянова). Это подтверждается и практикой. В договорах нередко можно встретить положения, которые специально оговаривают обязанность участников обеспечить достижение целей договора.

В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, 1994 г. говорится: "Стороны предпринимают любые общие или специальные меры, необходимые для выполнения их обязательств по настоящему Соглашению. Они следят за тем, чтобы цели, закрепленные в Соглашении, были достигнуты". Из этого видно, что достижение целей рассматривается как международно-правовое обязательство участников Соглашения.

Значение целей довольно высоко оценивают руководители внешнеполитических ведомств, а также судьи Международного Суда ООН.

О росте практического значения целей свидетельствует и тот факт, что в международных договорах им уделяется большое внимание, расширяются посвященные им преамбулы. Порой они закрепляются и в статьях центральной части договора. Показательна практика официальных протестов правительств против нарушения целей, сформулированных в преамбуле и статьях договора.

Будучи нормой общего характера, цель обладает спецификой. В отличие от конкретной нормы цель может достигаться в большей или меньшей степени. Отсюда вытекает значение международного стандарта достижения цели.

Целям принадлежит важная роль как в правотворческом, так и в правоосуществительном процессе. Нормы создаются с учетом целей международного права, которые носят императивный характер и не допускают отклонения от них по соглашению отдельных субъектов. Поэтому и осуществление конкретных норм и актов должно проходить в соответствии с целями международного права. Пользование правами вопреки целям международного права является одним из признаков злоупотребления правом.

Цели договора служат критерием законности мер по его реализации. Согласно ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров, договор должен толковаться, а следовательно, и осуществляться в свете его целей. Собственно говоря, осуществление нормы есть достижение поставленной перед ней цели.

О значении целей говорит общее для договорной практики положение, согласно которому к договору могут присоединяться лишь государства, разделяющие его цели. О том же свидетельствуют и постановления договоров, гласящие, что каждая сторона соглашается принять меры, необходимые для достижения целей договора.

В договорах встречаются постановления, распространяющие действие целей и на отношения с третьими странами. Следовательно, цели обладают способностью осуществлять общее регулирование отношений, выходящих за сферу действия договора (отношения с участием юридических лиц), а также отношений участников с третьими странами.

С помощью целей может расширяться не только субъектная, но и предметная сфера действия договора. Соглашения порой предусматривают возможность проведения мероприятий, не предусмотренных ими, при условии, что они соответствуют целям соглашения. В таких случаях цели выступают если не единственным, то по крайней мере главным критерием правомерности действий, не предусмотренных договором.

Цели играют важную роль в определении эффективности международного права. Целесообразность означает признак деятельности, отражающей ее соответствие поставленной цели. Эффективность определяется тем, в какой мере достигнутое отвечает поставленной цели. Поэтому основной вопрос как теории, так и практики состоит в том, насколько международное право обеспечивает достижение целей, ради которых оно существует. И, соответственно, каким образом надлежит изменить его, с тем чтобы оно более успешно служило достижению поставленных перед ним целей.

Выводы

Система международного права имеет сложную структуру. Знание особенностей ми функций элементов международного права позволит лучше ориентироваться тенденциях современного права.

Прежде всего подчеркнем, что международное право представляет собой самостоятельную комплексную нормативную систему права, совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами путем согласования их воль. Цель международного права – регулирование отношений между государствами в сфере их общих интересов.

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы – рабовладения.

Система международного права включает в себя принципы международного прав, нормы международного права и международно-правовые цели.

Норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Их специфика определяется тем, что они являются элементами особой правовой системы.

Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное число случаев.

Международно-правовая цель – это модель желаемого состояния в будущем, которую субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей юридическую силу.

В отношении целей принципы и нормы являются средствами их достижения. Достижение оптимального соотношения целей и средств – одна из основных задач теории и практики международно-правового регулирования. Цель во многом определяет характер средств. Однако это ни в коей мере не подтверждает того, будто цель оправдывает средства. Последние должны быть адекватны первой. Выбор же средств определяется принципами

Литература

1. Бирюков П.Н.Международное право – М.: Норма, 2007

2. Богач О.Д. Проблемы современного международного права-М.: Норма, 2009

3. Глебов И.Н. Международное право. - М.: Дрофа, 2006

4. Каламкарян Р.А. Международное право – М.: Эксмо, 2009

5. Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974; Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983.

6. Лепатов П.Р. Международное право- М.: КНОРУС, 2010

7. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005.

8. Международное право: учебное пособие для вузов /Г.В. Игнатенко – М.: НОРМА, 2008.

9. Митин Н.Г. Международное право- М.: Приор, 2010

10. Практикум по международному праву / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, С. Ю. Марочкин, О. И. Тиунов. М.: Изд-во НОРМА, 2002.

11. Сидоркин Е.Г. Международное право-М.: Приор, 2010

12. Тункин Г.И. Вопросы теории международного права. Сб. трудов "Классика правовой литературы"– М.: Велес- 2005

13. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.

14. Юсуфоф В.А. Международное право- М.: Эксмо, 2008