ODiplom // Лингвистика // 30.10.2017

Словообразование как раздел лингвистики

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Лингвистика

Опубликовано: 30.10.2017

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Словообразование как раздел лингвистики [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В последние годы в системе образования Российской Федерации произошли серьезные изменения, направленные на привлечение внимания к изучению лингвистики и её разделов. Будучи важнейшим разделом лингвистической науки, словообразование направлено на расширение и углубление знаний того или иного языка.

Понятие словообразования

Словообразование прочно занимает важнейшее место в современной лингвистике. Однако как часть науки словообразование оформилось достаточно недавно. Если обратиться к истории словообразования как такового, то очевидно, что его основы были заложены в XX веке.

Основоположниками становления словообразования в рамках языкознания можно смело считать В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. И. Смирницкого. Именно они изучали роль и место словообразований в среде лингвистических дисциплин. Особое внимание было уделено проблемам членимости слова и принципам установления отношений синхронной производности, своеобразие семантики и строения производных слов разных частей речи.

Само по себе словообразование трактуется многими лингвистами. Каждый из них рассматривает его как часть единой лингвистической науки. В настоящее время словообразование признано наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка. В ряде случаев словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии.

Словообразование как раздел лингвистики

Словообразование, как раздел лингвистики, является объектом множества исследований, что доказывает неугасаемый интерес к нему. Основные подходы к трактовке словообразования в лингвистике представлены в таблице ниже.

Понятие словообразования

Автор

Определение

1

М.Д. Степанова [1]

Словообразование – это особый путь развития словаря

2

Е. А. Анисимова [2]

Словообразование – это: 1) процесс образования новых слов, 2) раздел лингвистики, изучающий:

а) производные слова и их системные связи;

б) средства, участвующие в процессе образования новых слов; 3) самостоятельный уровень языковой системы

3

Л. В. Щерба [3]

Словообразование – раздел языкознания, изучающий производные и сложные слова в динамическом ("как делаются слова") и в статическом ("как они сделаны") аспектах.

Словообразование наделено системой функций к ним относятся:

  1. Номинативная функция,
  2. Конструктивная функция,
  3. Компрессивная функция,
  4. Экспрессивная функция,
  5. Стилистическая функция.

Объект и методология словообразования

Словообразование бывает двух видов: синхронное и диахроническое словообразование. Будучи важным разделом лингвистики, словообразование имеет определенную методологию и объект изучения.

Объектом изучения словообразования – словообразовательно мотивированные слова, т. е. слова, значение и звучание которых обусловлены другими однокоренными словами [4].

Большой интерес представляет методология словообразования как раздела лингвистики. Изучение словообразования имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание закономерностей словообразования, умение определять значение словообразующих морфем способствуют расширению словарного запаса, обогащению грамматического строя речи, уяснению грамматической системы языка.

Словообразование как раздел лингвистики использует следующие методы:

  • психолингвистические методы
  • социолингвистические методы
  • метод компонентного анализа
  • сравнительно-исторический метод

Теоретические и методологические аспекты словообразования рассматривались и составили основу исследований известных педагогов и психологов, таких как Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н, Леонтьев А. А., Шатилов С.Ф., Вербицкий А. А., Подласый И. П.

Ключевые понятия словообразования как раздела лингвистики

Словообразование наделено сложным понятийным аппаратом, каждый элемент которого крайне важен. В числе важнейших понятий можно смело назвать методы словообразования.

Методы словообразования

Современное словообразование базируется на следующих методах, которые были обоснованы В.В. Виноградовым [5]:

I. Морфологическое словообразование:

  1. суффиксальный способ
  2. префиксальный способ
  3. постфиксальный
  4. смешанный или префиксально-суффиксальный
  5. фонетико-морфологический или бессуффиксный

II. Морфолого-синтаксическое словообразование:

  1. субстантивация
  2. адъективация
  3. адвербиализация
  4. прономинализация

III. Лексико-синтаксическое словообразование.

IV. Лексико-семантическое словообразование.

Словообразовательная модель

Помимо методов словообразования необходимо рассмотреть такое понятие словообразовательной модели. Словообразовательная модель призвана систематизировать процесс словообразования в каждом конкретном языке.

Словообразовательная модель – это образец для построения конкретных производных слов- лексем [6].

Помимо приведенного выше определения словообразовательной модели следует выделить подход Т.А. Гридиной, которая формулирует трактовку понятия с опорой на словообразовательный тип. Словообразовательная модель по Т.А. Гридиной – это такая разновидность словообразовательного типа, которая "отражает его формальное варьирование (наличие или отсутствие исторических чередований, усечения, наложения и т. п.) [7]".

Значение словообразования

Словообразование играет огромную роль в лингвистической науке. К настоящему времени накоплен большой опыт в изучении изменения семантики слова, с которой тесно связан семантический способ словообразования. Существование семантического словообразования в системах различных языков свидетельствует о типологической общности данного явления.

Словообразование как раздел лингвистики позволяет расширить возможности языкознания и сгенерировать адекватные подходы к реализации номинативной функции языка.

Литература

  1. Степанова М. Д. Словообразование современного немецкого языка – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1953.
  2. Анисимова Е.А., Кавинкина И.Н., Пустошило Е.П. Словообразование. Пособие по курсу "Русский язык" для студентов – М.: 2000
  3. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. Языковая система и речевая деятельность / Л.В.Щерба. – Л.: Наука. Ленинградск. отд-ние, 1974.
  4. Китайгородская М.В. Словообразование и лексика // Современный русский язык. Словообразование: проблемы и методы исследования / Под ред. Д.Н. Шмелева. – М.: 1988.
  5. Грамматика русского языка: Учебник для педагогических училищ / Под ред. проф. В.В. Виноградова. – М., 1945.
  6. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов – Назрань: ООО "Пилигрим", 2010
  7. Гридина Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учебное пособие / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. – М.: Наука: Флинта, 2007.