Социальная защита детей

Автор: Ирина Нестерова ✔ 11.12.2018

Нестерова И.А. Социальная защита детей // Энциклопедия ODiplom.ru

Проблема социальной защиты детей дошкольного возраста стоит очень остро. Причинами этого являются как политика государства, так и гражданская позиция людей по отношению к насилию в семье, алкоголизму, наркомании и растлению малолетних в семье. Спасательным кругом для таких семей является корректная работа социальных служб и педагогов психологов.

Понятие социальной защиты детей

Социальная защита детей

Усиление внимания к социальной защите населения в Российской Федерации можно объяснить повышенной гуманизацией и развитием гражданского общества, которое не может существовать без социальной защиты. Отдельно следует подчеркнуть тот факт, что социальная защита детства как таковая в современном мире и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран.

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Под социальной защитой в широком смысле подразумевается совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей и так далее.

Отдельно следует выделить социальную защиту детей, так как это важнейший элемент социальной защиты в целом. В настоящее время социальная защита ребенка представляется системой которая базируется на действующую нормативно-правовой базе, международных нормативных актах и работе сложной системы органов социальной защиты населения.

Крупные выдающиеся педагоги и психологи внесли значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта вопроса социальной защиты детей. Это такие специалисты в сфере педагогики, как: Д.М.Андреева, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, Е.Н.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн итак далее.

Социально-педагогический подход к вопросу социальной защиты детей предполагает построение системы защиты и поддержки детства в контексте современных обществ, обуславливающих соответствующий им тип воспитания, анализ и учет факторов, определяющих реабилитацию и защищенность личности; выявление сущности, признаков духовно-нравственного развития личности.

В современном российском законодательстве социальная защита базируется на ряде нормативно-правовых актов представленных ниже.

правовое регулирование социальной защиты

Правовое регулирование социальной защиты

Помимо российских нормативно-правовых актов, социальная защита детей регулируется нормами международного права. На сегодняшний день международное право по защите детей включает в себя Конвенцию ООН "О правах ребенка" от 1989 года.

Несмотря на принятые государством меры по правовому посвящению родителей по вопросу защиты прав и свобод детей, многие по-прежнему не сведущи в этом вопросе. К сожалению для современных родителей характерны две крайности: полное не знание законов или же наоборот повышенное внимание правам ребенка, что черевато нарушениям поведения у детей.

Для того, чтобы повысить уровень социальной защиты в РФ государство реализует систему мер при помощи органов государственного управления. Наиболее полная характеристика форм и методов социальной защиты детства представлена В.А. Варывдиным и И.П. Клемантович. Прежде всего, нужно остановиться на сфере социальной защиты детства.

Регулирование социальной защиты детства

Государственное регулирование социальной защиты детства

Немаловажным инструментом социальной защиты являются государственные программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Не менее важны планы мероприятий по социальной защите детства. Например, план действий по преодолению семейного насилия, разработанный на региональном уровне.

Очень важным элементом социальной защиты детства можно назвать создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства. Материальная база является необходимым элементом социальной защиты детства и включает в себя следующие составляющие: финансовую базу, многочисленные здания, сооружения, систему государственных пособий на детей.

Категории детей, нуждающихся в социальной защите

Будучи одним из наименее зачищенных слоев населения дети нуждаются в особом внимании со стороны общества и государства. В настоящее время существует общепринятое деление детей на категории по особенностям оказания социальной защиты.

дети соцзащита

Категории детей, нуждающихся в социальной защите

Первой категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дезадаптированные дети. Особенность данной группы состоит в том, что у детей нарушены социальные ориентиры и замедлено социальное развитие.

Для дезадаптированных детей характерна особенность: их называют "ничьими". Данное состояние формируется посредством разрушения внутрисемейных связей и отношений, отсутствием со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности.

Одним из видов детской дезадаптации является безнадзорность. Безнадзорность приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом. Безнадзорные дети остро нуждаются в социальной помощи. Она направлена непосредственно на борьбу с состянием безнадзорности и отсутствием необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей.

К группе дезадаптированных детей также относятся брошенные дети.

В этой группе находятся дети разных возрастов, в том числе и дошкольники. Однако наиболее часто встречаются новорожденные, которые родились с отклонениями или же которые страдают неизлечимыми болезнями. К числу причин, по которым родители отказываются от детей, относится следующее:

  • пьянство
  • наркомания и тунеядство
  • аморальный или преступный образ жизни
  • несовершеннолетие родителей.

Брошенные дети нуждаются в социальной помощи которая обычно заключается в оказании своевременной медицинской помощи, помещение ребенка в специализированное учреждение, а также психологическая реабилитация.

Второй категорией детей нуждающихся в социальной защите можно назвать беспризорных детей. Они не имеют государственного или родительского попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Существует множество мифов касающихся количества беспризорных детей, различные авторы трактуют это количество по своему, кто-то превышает эти числа в разы, кто-то говорит, о сильном завышении этих данных. К сожалению, официальная статистика по количеству беспризорников в России скрыта от общего доступа или же практически отсутствует – по той простой причине, что беспризорного ребенка отдают родителям или помещают в специальное учреждение. Увеличение числа детских учреждений не спасают ситуацию. В настоящее время, необходимо бороться не только с последствиями, но и с причинами возникновения негативных ситуаций, в процессе которых дети начинают убегать из семей на улицу.

Причины беспризорности

Причины беспризорности

В данном случае роль социальной защиты обусловлена её целями к числу которых относится следующее:

  • изъятие ребёнка из негативного социального окружения;
  • первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;
  • восстановление или компенсация утраченных социальных связей;
  • возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.

Отдельно следует выделить тот факт, что та помощь, которая оказывается беспризорным детям не является оружием борьбы с беспризорностью в целом. Однако, социальная поддержка помогает стабилизировать ситуацию.

Третьей категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дети-сироты. Причиной роста числа детей-сирот в современной России можно объяснить рядом факторов, к числу которых относятся: слабое снижение смертности трудоспособных граждан, пренебрежение родительскими обязанностями, низкий уровень работы органов опеки и попечительства.

Четвертной группой детей нуждающихся в социальной защите являются дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых. К сожалению, получение точной информации о числе таких детей осложнено. Это обусловлено латентностью жестокости по отношению к детям. Кроме того, специалисты отмечают и такой факт, что чаще всего ребёнок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей, а именно со стороны родителей, родственников, педагогов и друзей.

В процессе работы, направленной на социальную защиту таких детей, необходимы чуткость, терпение и настойчивость. Кроме того, необходимо создать такие условия, при которых жестокое обращение с ребенком будет полностью исключено. Для преодоления жестокого обращения с детьми применяются следующие основные методы социальной защиты:

  • выявление фактов жестокого обращения с ребёнком;
  • ограждение его от насилия и жестокости;
  • оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи;
  • рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

Пятой категорией детей нуждающихся в социальной защите несомненно являются дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2017.
  2. Аввакумова Л.П. Организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении – М.: ЭКСМО, 2014.
  3. Бибикова Н.В. Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка // Сборник: Православная культура в современном обществе: проблемы и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. – 2015. – С. 56-59.
  4. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. –М.: Педагогическое общество России, 2014.
  5. Горовая М.С. Социально-правовая защита детей в детском саду // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 34-36.
  6. Защита прав и достоинства маленького ребёнка (пособие для работников ДОУ). – М.: "Просвещение", 2006.
  7. Кочубей А. Визит в семью, или Практика работы с семьями – Псков: Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 2012.