ODiplom // ГМУ // 30.06.2018

Социально-экономическое развитие муниципального образования

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: ГМУ

Опубликовано: 30.06.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Социально-экономическое развитие муниципального образования [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Каждое муниципальное образование – это живой организм, который должен развиваться и социально и экономически. Поэтому проблемой социально-экономического развития муниципальных образований сильно обеспокоено государство. Проблемы в данной сфере решаются, но медленно. Не хватает ответственности государственным служащим и строгости государству.

Правовое регулирование социально-экономическим развитием муниципального образования

Прежде чем говорить об основах правового регулирования социально-экономического развития регионов, следует дать определение термина "социально-экономическое развитие".

Голованова Светлана Петровна приводит следующую трактовку, с которой нельзя не согласиться:

Социально-экономическое развитие – это процесс, который необходимо прогнозировать, планировать, регулировать, контролировать, т. е. необходимо разрабатывать программу социально-экономического развития, обеспечивать и контролировать ее реализацию [1].

Социально-экономическое развитие регионов регулируется Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Федеральный закон №172-ФЗ "О стратегическом планировании в РФ", направленный на внедрение в государственное и муниципальное управление принципов стратегического планирования. Помимо этого социально-экономическое развитие регионом регулируется различными положениями, указами и государственными программами. Ключевым документом является Федеральный Закон №172 – ФЗ. В нем закреплены полномочия органов публичной власти в области стратегического планирования. Помимо этого закон ввел в действие:

  1. законодательные принципы организации системы стратегического планирования,
  2. уточнил задачи в области стратегического развития территорий [2].

Программы социально-экономического развития региона

Механизмом реализации задач социально-экономического развития России служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятии, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы.

Цель муниципальной целевой программы социально-экономического развития – решение ключевых социально-экономических проблем территории в рамках текущего или перспективного плана [3].

Составляющие целевой программы

Ключевые разделы любой целевой программы социально-экономического развития

Все социально-экономические программы реализуются посредством механизмов сформулированных и закрепленных в законодательстве. Программа социально-экономического развития региона включает в себя строго регламентированную систему механизмов. Ключевая составляющая механизма реализации программы – это определение возможных источников и способов финансирования мероприятий.

При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:

  • средства вышестоящих бюджетов;
  • средства местного бюджета;
  • собственные источники финансирования заявителя проекта;
  • средства российского Банка развития, российских кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантий бюджета субъекта РФ и местного бюджета.

Система планирования социально-экономического развития муниципального образования

Система планирования социально-экономического развития муниципального образования не однородная. Она состоит из трех важных составляющих, которые и формируют уровень её эффективности.

Структура планирования развития региона

Система планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Рассмотрим каждый элемент системы отдельно. Начать нужно с прогнозирования.

Прогнозирование.

В прогнозе важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения, разработка прогноза развития и бюджета муниципального образования на очередной год должны вестись совместно. Для большинства муниципальных образований, особенно имеющих моноструктурный характер экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий.

Прогнозные показатели развития градообразующих предприятий и формы их участия в развитии территории должны быть предметом совместного детального рассмотрения и согласования между администрацией муниципального образования и руководителями предприятий.

Текущее планирование.

Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджетных проектировок администрация разрабатывает комплексный годовой план социально-экономического развития территории. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности, ЖКХ, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здравоохранения.

Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование направлено на исследование потенциала программы и ожидаемых результатов.

Комплексный план социально-экономического развития территории и целевые программы к нему вносятся главой администрации на рассмотрение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджетом.

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций.

Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

К объективным предпосылкам относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. К субъективным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию.

Литература

  1. Голованова Светлана Петровна, Боровая Екатерина Олеговна Нормативно-правовые основы комплексного социально-экономического развития муниципального образования // Журнал Политика, экономика и инновации, 2017
  2. Федеральный закон №172-ФЗ "О стратегическом планировании в РФ"
  3. Иванков В. И., Квашнин А. В., Псарёв В. И., Псарёва Т. В.. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. / Подред. Т. В. Псарёвой. – Новосибирск, 2005