ODiplom // Психология // 20.12.2016

Социально одобряемые и осуждаемые отклонения

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Психология

Опубликовано: 20.12.2016

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Социально одобряемые и осуждаемые отклонения [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Одобряемые и осуждаемые девиации в обществе могут характеризоваться в культурном и социальном плане, при этом отношение к ним будет положительным или отрицательным исходя из природы стереотипа поведения.

Понятие и причины девиантного поведения обуславливают наличие как одобряемых, так и осуждаемых отклонений в обществе.

В совокупности социальных отношений наряду с нормальным поведением, которое соответствует общественным предписаниями, шаблонам и нормам, существуют формы отклоняющегося поведения, которое не укладывается в действующую систему социальных норм и стереотипов поведения.

Поэтому изучение природы культурно одобряемых и осуждаемых отклонений и отношения общества к отклоняющемуся поведению является значимым направлением исследований в современных условиях.

Рассмотрим особенности и специфику социально одобряемых и социально осуждаемых отклонений в рамках развития современного общества.

Учитывая природу девиаций, вопросы культурного отношения со стороны общества проявляются в специфике социально одобряемых и осуждаемых отклонений.

Одобряемые отклонения

Социально-культурные нормы, принятые в обществе, могут способствовать развитию социально одобряемых отклонений.

Социально одобряемые отклонения основаны на возвеличивании, возвышении над другими, что представляет фундаментальную суть таких девиаций.

К культурно одобряемым отклонениям можно отнести девиантов, которые подпадают под определение гениального ученого, героического солдата, лидера нации, избранника народа.

Вместе с тем, спецификой социально одобряемых девиаций выступает превосходная относительность, так как каждый человек или отдельная социально-культурная группа имеет особые представления о понятии возвеличивания или возвышения.

Индвидуальные и коллективные представления о превосходстве имеют субъективный характер и могут трактоваться различным образом, меняться с течением времени, трансформироваться под воздействием определенных факторов. Трансцендентный характер проявляется в объективных изменениях, складывающихся в общественном мнении о понимании положительного превосходства одних людей, достойных одобрения, над другими, которые либо не выделяются в совокупности общности, либо в принципе не достойны одобрения.

Однако ключевым аспектом следует считать именно относительность превосходства, на основе которого общество одобряет отклоняющееся поведение. Например, ранжирование великих людей со временем меняется, обуславливая влияние субъективных, комплексных или объективных условий, определяющих степень социального одобрения тех или иных действий великих людей.

Специфика культурно одобряемых отклонений проявляется и в непосредственном одобрении. Например, когда стране грозит военное противостояние, на первое место по значимости для общества выходят гениальные полководцы, отважные солдаты и герои, способные переломить ход военных битв. Однако в другое время возвеличивания больше заслуживают ученые, сделавшие важные открытия, деятели культуры, политические лидеры, обладающие волей исполнять социальные запросы общества.

К социально одобряемым отклонениям относят:

  1. Сверхинтеллектуальность;
  2. Особые склонности, уникальные качества для узких, специфических сфер человеческой деятельности;
  3. Сверхмотивация, харизма, лидерство;
  4. Личностные качества.

Подробнее про типы девиантного поведения

Социально одобряемые отклонения

Социально одобряемые отклонения

Повышенный уровень интеллекта, рассматриваемый как способ достижения положительных результатов в сферах, отвечающим интересам общества, рассматривается как отклоняющееся поведение, заслуживающее одобрения, только в случае достижения ограниченного социального уровня и соответствующего восприятия. Высокий интеллект необходим для исполнения социальных ролей крупного ученого или культурного деятеля, однако не представляется важным для актеров и спортсменов. В первом случае, такое отклонение будет культурно одобряемым, тогда как во втором – воспринимается безразлично. Для актеров, спортсменов, политиков важнее талант, физическая сила и сильный характер соответственно. В данном случае они будут являться для них аналогом сверхинтеллектуальности. Таким образом, возвеличивание на основе интеллекта индивидуума возможно только в случае его действий в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности. Вместе с тем, повышенный уровень интеллекта не будет слишком популярен в широких слоях общества, которое больше ценит твердость характера, магнетизм и волю отдельных личностей. Однако, в любом случае, интеллект является основой для проявления социально одобряемых девиаций.

Особые склонности, уникальные качества для узких, специфических сфер человеческой деятельности, проявляющиеся как аналог сверхинтеллектуальности, способствуют проявлению социально одобряемых отклонений в поведении спортсмена, балерины, пианиста, художника, поэтессы и т.п. Здесь важнее особые склонности человека, его качества, хотя и интеллектуальные способности бывают необходимы для реализации этих наклонностей на таком уровне, который будет заслуживать возвеличивания. Следует отметить, что если люди с культурно одобряемыми отклонениями на основе интеллекта за пределами сферы его приложения остаются людьми, с превосходными оценками интеллекта и в других, обычных сферах, то обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Таким образом, для проявления таланта необходимо его приложение в специфической сфере человеческой деятельности, что будет являться социально одобряемой девиацией.

Сверхмотивация, харизма и лидерство могут существовать в качестве фактора, который определяет возвышение и возвеличивание индивида с социально одобряемыми отклонениями по сравнению с остальными людьми. Сверхмотивация возникает вследствие группового влияния на индивида, тогда как харизма и лидерство являются следствием влияния индивида на конкретную группу или группы людей. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Харизма и лидерство могут развиваться в результате работы в определенной области, связанной с интересами индивида. В совокупности, влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности. С другой стороны, сверхмотивация, желание вести за собой людей и управлять ими могут стать следствием попытки компенсировать лишения и недостатки, которые были перенесены в прошлом. Также можно отметить, что аспекты, связанные со сверхмотивацией, харизмой и лидерством, могут проявляться в интенсивной деятельности, усилиях, которые направлены на достижение личного успеха, удовлетворение потребностей в самовыражении, общественном признании и т.п. Социально одобряемые девиации на основе данного признака существуют объективно и не зависят от культурного характера общества для оценки таких отклонений.

Личностные качества помогают достичь возвышения личности и приводят к социально одобряемым отклонениям в тех случаях, когда они связаны с определенными сферами деятельности. В данном случае, смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно не обязательны для художника или поэта. Таким образом, личностные качества схожи со сверхинтеллектуальностью, особыми склонностями и уникальными качествами. Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти никак не сказываются на карьере писателя, художника или ученого. Следует отметить, что личностные качества, которые выступают в качестве социально одобряемых отклонений это не просто важный фактор возвеличивания, а чаще всего самое важное условие для того, чтобы девиант мог заслужить одобрение. Многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством, которое являлось социально одобряемой девиацией.

Отдельно следует отметить, что стечение обстоятельств или просто случайное событие, которое приведет к социально одобряемым отклонениям, может выступать как основной причиной для одобрения девианта, так и служить условием его возвеличивания независимо от наличия у него интеллекта, особых качеств, сверхмотивации или личностных качества. В частности, ряд политических деятелей стали великими правителями своих стран только вследствие масштабных социальных потрясений, изменений, которые способствовали их возвышению над обществом. Тогда как наличие социально одобряемых девиаций не служило их становлению как политических деятелей. Большие достижения – это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

С точки зрения управления, социально одобряемые отклонения – это девиации, направленные на повышение эффективности деятельности организации. Например, действия девиантов могут одобряться в следующих случаях. Генерация идей, благодаря которым организация развивается и движется вперед, Активное развитие эрудиции, способствующее также повышению инициативы и оптимизма. Исполнительность, которая достигает своего апогея при талантливых руководителях, которые могут формировать эффективную систему заданий, указаний и задач.

Осуждаемые отклонения

Специфика социально осуждаемых отклонений проявляется в том, что такие нарушения общественных норм всегда осуждались и наказывались, невзирая на мотивы девианта.

Этим они отличаются от социально одобряемых отклонений, которые большинство общностей поддерживает, вознаграждает и поощряет, если они проявляются в форме экстраординарных достижений, способствующих развитию общепринятых в обществе ценностей науки, культуры и технологий.

Кроме того, в отличие от социально одобряемых отклонений, в достижении которых индивидуальные неудачи не строго порицаются обществом, любые осуждаемые девиации воспринимаются негативно и строго наказываются при любом проявлении.

С точки зрения общих для социальных групп отклонений выделяют следующие социально осуждаемые отклонения:

  • отказ матери от ребенка: социальная норма – это материнская любовь, поэтому отклонения от этой нормы, т.е. дети-сироты при живых родителях, является социально негативным явлением, которое имеет широкое распространение в социально-культурных группах, современных общностях, испытывающих глубокий социально-экономический и духовно-нравственный кризис;
  • нравственные пороки: клевета, жадность, предательство, озлобленность – нарушают основной императив нравственности: "относись к другим людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе";
  • формы необоснованного применения силы: избиение супруги, детей, нанесение тяжелых повреждений в процессе ссоры, хулиганская драка, спланированное убийство;
  • гомосексуализм, пьянство, алкоголизм, наркомания: поведение, которое отрывает человека от нормальной жизни, наносит моральный, физический, материальный, социальный ущерб самому человеку и обществу, а в крайних случая приводит к физической и социальной деградации личности, к преждевременной смерти;
  • мошенничество и коррупция: преступные действия при заключении сделок, выполнении договоров, торговле, использовании личного положения для необоснованного обогащения;
  • уголовные преступления, ограбления, убийства, кража, воровство: насильственные действия, угрозы, побои, отнятие имущества преступной группой, хищения имущества;
  • уклонение от налогов: сокрытие реального уровня доходов с целью меньших выплат в налоговую службу, а также иные экономические преступления;
  • проституция, становящаяся основным или побочным источником добывания средств существования;
  • деятельность лиц, содержащих бордели;
  • терроризм, захват заложников и иная преступная деятельность, направленная на устрашение оппонентов насильственными мерами, с применением угроз, побоев и т.п. индивида или группы лиц в целях получения выкупа, а также пособничество преступным элементам;
  • самоубийство – намеренное лишение себя жизни.

Концепции отклоняющегося поведения, в первую очередь, посвящены социально осуждаемым девиациям, основу которых и составляет деятельность или действия индивидов и групп индивидов, относимых к асоциальным и осуждаемым отклонениям.

Социально осуждаемые отклонения могут носить индивидуальный и массовый характер. В первом случае индивидуальные девиации и отклоняющиеся действия распространены мало, могут носить характер единичных случаев или возникать периодически. Во втором случае массовые девиации и соответствующее им отклоняющееся поведение присущи многим индивидам и широко распространены.

В рамках управления девиации связаны также с социально осуждаемыми отклонениями работников организации. К такому поведению относят

  • полное отсутствие инициативности,
  • чрезмерную инициативность,
  • общительность,
  • скрытность,
  • вмешательство в личные вопросы других сотрудников,
  • нездоровое превосходство или соперничество,
  • постоянные жалобы,
  • озабоченность.

Помимо непосредственно поведения работников выделяют отклонения, связанные с результативностью работы: лень, злость, беспомощность, эмоциональность, аморальность, уклонение от выполнения обязанностей, бесчувственность, глупость, самоуверенность.

Таким образом, с точки зрения социологии можно выделить позитивные и негативные девиации, которые соответственно ведут к социально одобряемым отклонениям от поведения и социально осуждаемым отклонениям. В частности, позитивные отклонения служат развитию общества, например, открытия гениев, создающих новые ценности, а негативные – разрушают и дестабилизируют общество, например, преступность. Новаторские идеи, творческие, научные открытия нередко сначала встречаются обществом "в штыки", а затем очевидность их пользы перевешивает первичное неодобрение, например, появление и развитие воздухоплавания и авиации.

Вывод

С социологической точки зрения девиантное поведение не расценивается как болезнь, преступление или абсолютное зло. Такие оценки соответствуют медицинским диагнозам, юридическим канонам и моральным нормам. Это обусловлено тем, что отклоняющееся поведение и следование нормам общества является двуединым процессом взаимного развития личности и общества, в котором есть место героям и эгоистам, гениям и злодеям, мужеству и предательству. Вместе с тем, следует отметить, что социологическая наука не является толерантной или равнодушной к негативным формам девиаций или одобряет их, напротив, именно такие отклонения составляют основной элемент ее внимания, так как составляют угрозу для социального здоровья общества и национального благосостояния, создавая группу риска.