ODiplom // Экономика // 30.03.2019

Совершенная конкуренция

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Экономика

Опубликовано: 30.03.2019

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Совершенная конкуренция [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Наличие конкуренции на рынке является одним из главных признаков, обязательных для функционирования рыночного хозяйства.

Понятие и сущность совершенной конкуренции

Конкуренция – это соперничество за достижение преимуществ в какой-либо сфере.

Изначально смысл термина предполагает совместное развитие, что характерно для рынков совершенной конкуренции, но конкуренция в определённых сферах и должна быть борьбой, например, борьба за завоевание на рынке определённой доли продаж и другие подобные направления.

Поэтому совершенная конкуренция – это в известной мере условная модель, описывающая экономические отношения в определенных условиях.

В условиях совершенной конкуренции производитель может определять только 1 параметр – объем продукции, учитывая при этом сложившуюся на рынке цену и величину собственных издержек.

Если ни один из множества продавцов не в состоянии существенно влиять на цену товара на рынке – это рынок совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция основана на принципе частной собственности и хозяйственной обособленности.

совершенная конкуренция

Отличительные черты совершенной конкуренции

Любой человек может заняться предпринимательством и прекратить подобную деятельность. Например, открыть своё дело, непосредственно приняв участие в труде или наняв работников. Всякий обладатель дохода может купить всё, что ему нравится.

Информированность о ценах, спросе, норме прибыли позволяет сделать правильный выбор между покупкой дома или, например, вложения денег в акции. Да и знания об акциях всех компаний позволяют выбрать ту компанию, акции которой принесут ему наибольший доход.

Абсолютная однородность одноимённых товаров и групп товаров означает, что у товаров нет отличительных особенностей. Ведь даже наличие торговой марки ставит продавца в привилегированное положение, а это уже, в свою очередь, не свободный рынок.

Участники свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Так как число их очень велико, то вклад каждого отдельного производителя-продавца в общий V производства и предложения незначителен, и цена, по которой он будет продавать свой товар, не отразится на рыночной цене. Т.е. цены не зависят от желаний отдельных субъектов экономики и устанавливаются "невидимой рукой".

Характерной чертой совершенной конкуренции можно назвать то, что эгоистические побуждения каждого индивида превращаются в благо для всего общества. Это, наверное, наиболее яркий признак, по которому совершенная конкуренция отличается от всех видов несовершенной. Там эгоистические интересы являются первоосновой и главной целью деятельности субъектов экономики. Задачей же является получение прибыли, а удовлетворение интересов и потребностей общества средством достижения цели. Определённые действия прозводителей-продавцов не позволяют быть удовлетворёнными всем членам общества одновременно.

Преимущества и недостатки совершенной конкуренции

Модель совершенной конкуренции обладает рядом плюсов и минусов.

Преимущества совершенной конкуренции:

  1. Эффективное использование ресурсов
  2. Необходимость быстрого реагирования на изменения условий пр-ва.
  3. Существуют все условия для оптимального использования достижений НТП для производства новых товаров.
  4. Свобода выбора и действий потребителей и производителей.
  5. Нацеливает производителей на удовлетворение разных потребностей и повышение качества товаров и услуг.

Недостатки совершенной конкуренции:

  1. Не способствует сохранению невозобновимых ресурсов.
  2. Отрицательное влияние на окружающую среду.
  3. Нет развития производства товаров коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт и т.д.)
  4. Нет дополнительных стимулов для развития науки, образования.
  5. Отсутствуют механизмы предотвращения расслоения на богатых и бедных.

Рынки совершенной конкуренции в современных условиях

Сегодня условия развития экономики таковы, что как только один из производителей придумал новый товар или технологию производства, то аналогичные действия могут совершить другие участники рынка. Вместе с тем, возможности дифференциации продукции очень велики, поэтому крайне незначительное количество рынков можно отнести к совершенной конкуренции, если строго говорить.

В целом, поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции определяется ее неспособностью влиять на цену реализуемой продукции, а только на объемы производства.

Наиболее характерным примером совершенной конкуренции выступают рынки ряда сельскохозяйственной продукции – картофель, морковь, отчасти пшеница. Хотя продукция может различаться по качеству и стоимости производства в разных регионах, формально, это единообразная продукция.

Другим примером является рынок брокерских услуг, где все участники рынка предлагают абсолютно идентичную услугу. При этом, невзирая на разницу в возможном результате для клиентов, само по себе предложение одинаково у всех брокеров. Вместе с тем данный рынок имеет определенные барьеры на вход и выход с рынка.

Наиболее массово такие рынки существовали в Европе в 20-30 гг. XIX века, на них производителями выступали различного рода ремесленники. Но довольно быстро осуществился переход к смешанной конкуренции.