Споры о человеке в пьесе Максима Горького На дне

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 29.10.2015

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Споры о человеке в пьесе Максима Горького На дне [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Человек и картина жизни людей, сведенных судьбой под одной крышей, в художественном замысле Максима Горького.

В 1900-1903 году в России разразился тяжелый экономический кризис. Закрывались фабрики и заводы, разорялись мелкие лавочники. Тысячи рабочих и крестьян оказывались без средств к существованию и крова. Предприимчивые владельцы темных трущоб, пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, нашли способ извлекать прибыль из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют нищие, бродяги, воры и другие люди ставшие жертвами капиталистического общества.

Картину жизни этих людей Горький изобразил в пьесе "На дне". Идейно-художественный эффект произведения заключался прежде всего в своеобразной, отнюдь не прямолинейной и потому особенно действенной изжившего себя социального устройства, показе его противоестественности и бесчеловечности.

Действие пьесы происходит в ночлежке Костылевых. Это грязный темный подвал с единственным окошечком. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Вдоль стен нары с грязным тряпьем, посреди убогий некрашеный стол с двумя скамьями. Это настоящее "дно", последняя стадия убогости и нищеты. А что же люди? Здесь влачат жалкое существование опустившиеся и обнищавшие представители различных сословий: аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька-Пепел и другие.

Перед нами сломленные люди. Они далеки от революционных идей. Но и здесь в темном затхлом подвале есть места для великой человеческой мысли, глубоких переживаний. Именно здесь зарождается философские концепции проникнутые грустью и отчаяньем, а иногда и надеждой.

В пьесе противопоставлены жизненные устремления двух героев Луки и Сатина. Лука – крестьянин-странник, простонародный философ. Его речь выразительна, полна мудрого лукавства, шуток, поговорок и загадок свойственных людям из народа. Для обитателей ночлежки Лука "свой человек"; он старается каждого вызвать на разговор, каждому помочь, дать совет. Для каждого в ночлежке Лука находит доброе слово: и для умирающей Анны, и для Васьки-Пепла, и для всеми униженной Насти. В ласковых словах Луки нет лукавства, как в сладких речах Костылёва. Его слова доходят для сердца каждого обитателя темного подвала. Естественно, к нему доверчиво тянулись люди. "Ласковый, мягкий", – говорит о нем Анна. "Добрый", – повторяет Наталья. Лука считает всех людей слабыми, не верит в возможность борьбы за свои права. Но он свято верит, что жалость, милосердие, даже просто внимание к человеку, уважение к нему могут поднять даже заблудшую душу на человеческую высоту.

Ваське Пеплу Лука внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот сможет начать честную жизнь, Актеру говорит о возможности излечиться от алкоголизма в бесплатной больнице, Анне, умирающей от чахотки, обещает за ее муки на земле покой и вечное блаженство на небе.

Лука видит и понимает, что в обществе царствует социальная несправедливость. "Порядка нет в жизни", – говорит он. Но он, замечая и зло и неправду жизни, не верит в возможность борьбы с ними. Приспособившись к жизни, Лука хочет примирить с ней всех окружающих.

Философия Сатина – веселый цинизм, восприятие жизни как игры. Он бывший телеграфист, вступившийся за честь сестры и попавший в тюрьму, а оттуда – "на дно" жизни. В нем немало пороков, привитых ему начлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но от других босяков его отличают ум, относительное образование и широта натуры. Видно, что он пользуется авторитетом у ночлежников, к его словам прислушиваются. Сатин размышляет над неправильным ходом жизни. В его коротких репликах звучит ясное сознание того, что он "убит" обществом, что теперь он только "бывший" человек.

Лука просто приспосабливается к этому обществу, а не борется с ним. Сатин же не принимает это общество, но и не борется с ним. Лука и Сатин, в основном ведут спор о человеке, который перерастает в спор о гуманизме.