ODiplom // Педагогика // 21.07.2017

Способы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 21.07.2017

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Способы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В настоящее время педагогика предусматривает различные подходы к формированию универсальных учебных действий. Необходимость кропотливой работы педагога в данном направлении обоснована во ФГОС нового поколения. Отдельное внимание уделяется предметной составляющей формирования УУД. Особо следует уделить внимание способам формирования УУД на уроках русского языка.

Способы формирования универсальных учебных действий

Прежде чем говорить о способах формирования универсальных учебных действий обратимся к распространенной в современной педагогике трактовке данного понятия. В современной науке под универсальными учебными действиями подразумевают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1].

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Формирование универсальных учебных действий осуществляется посредством использования различных педагогических технологий. Педагогические технологии условно можно условно причислить к категории способов формирования УУД.

Способы формирования универсальных учебных действий

В современной науке твердо закрепились определенные этапы формирования универсальных учебных действий. Рассмотрим этапы формирования УУД. П. Я. Гальперин предложил теорию планомерного поэтапного формирования действий согласно которой была разработана этапизация процесса формирования УУД. Для того, чтобы понять ее суть, следует выделить систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже "вынуждает" ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями. Эта система включает три подсистемы:

  • условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;
  • условия, обеспечивающие "отработку", то есть воспитание желаемых свойств способа действия;
  • условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действия из внешней предметной формы в умственный план [2].

На указанных этапах базируются ключевые технологии формирования универсальных учебных действий.

Технологии формирования универсальных учебных действий

Технологии формирования универсальных учебных действий

Теперь рассмотрим каждый способ (технологию) формирования универсальных учебных действий отдельно. Начать следует с проблемного обучения, так как оно относится к инновационным подходам в образовании.

Проблемное обучение – организация урока, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение, как способ формирования универсальных учебных действий направлено на преобразование и борьбу со стереотипами в системе образования. В первую очередь проблемное обучение ломает привычные стереотипы проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений "учитель – ученик". Поэтому требования, которые предъявляются к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться усвоением учащимися школьной программы Необходимо создавать и ставить учителем такую учебную ситуацию и цель урока, которая вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и работать с детьми в направлении целей [3]. Предлагаются наиболее распространённые приёмы создания проблемной ситуации:

  • подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения; задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
  • формулирование темы урока в виде вопроса.

Один из методов проблемного обучения – проблемное изложение. Учащимся рекомендуется высказать своё предположение, уметь попробовать самим ответить на вопрос, а потом проверить или уточнить ответ. Усвоение содержания обучения и развитие учащегося происходит не путем передачи ему готовой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Проблемное обучение позволяет учителю включать в урок разнообразные формы деятельности. Основные виды деятельности представлены ниже.

Виды деятельности в проектном обучении

Виды деятельности в проектном обучении

Одна из особенностей современного процесса обучения является переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, что требует использования комплекса методов, технологий для развития личности, организационных форм.

Личностно-ориентированный способ формирования УУД существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем, тем, что предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках учитель с помощью разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка, а не ученик подстраивается под цели педагога, способы его мышления, сложившийся обучающий стиль.

Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений:

  • организовывать взаимодействие в группе;
  • предвидеть последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
  • учиться подтверждать аргументы фактами.

Учителю на таком уроке отводится роль организатора деятельности, консультанта, человека создающего условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает, консультирует, направляет, радуется успехам и находкам учащимся. Вместе с тем, если надо, помогает им сделать выводы, обобщает сказанное [4].

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения и модернизации образования всё активнее используются. Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и легко реагировать на изменяющиеся условия, были способны находить новые проблемы и задачи и пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Всё это можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение сопоставлять факты, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Использование ИКТ на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к уроку; работа с ресурсами Интернета; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ [4].

Очень важен в современных условиях метод проектов. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся:

  • охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление [3].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Технология организации проектной деятельности

Технология организации проектной деятельности

Использование метода проектов очень важно для формирования универсальных учебных действий Однако действующий ФГОС предполагает наличие определенных требований к использованию метода проектов. К их числу относится следующее:

  • наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Признанным в обучении выступает системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  1. применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;
  2. создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание [6].

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения отраженные на рисунке ниже.

Результаты формирования УУД на уроках русского языка

Результаты формирования УУД на уроках русского языка

Подробнее рассмотрим вопросы формирования познавательных УУД при чтении текстов на уроках русского языка. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и мн. др. В ходе обучения чтению учащимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.

Перечислим виды чтения, способствующие формированию познавательных УУД:

  1. ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
  2. изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
  3. поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта.

В уроки русского языка необходимо включать проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

Литература

  1. Шегаев И. С., Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. – 2013. – №10. – С. 550-552.
  2. Гальперин П. Я. Лекции по психологии / Под ред. и с предисл. А. И. Подольского. М., 2002.
  3. Шегаев И. С., Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. – 2013. – №10. – С. 550-552.
  4. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 284 с.
  5. Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А.А.Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 6. – С. 25.
  6. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 59.