Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 29.07.2015

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Художественные образы Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе "Война и мир".

Роман "Война и мир" был написан Л.Н. Толстым в 1869 году. Книга имела ошеломляющий успех. Вскоре её перевели на европейские языки.

Произведение сразу же вызвало восхищение у современников писателя.

Н.Н. Страхов писал:

В таких великих произведениях, как "Война и мир", всего яснее открывается истинная сущность и возвышенность искусства...

Одновременно роман-эпопея Л.Н. Толстого – это уникальный исторический источник. Здесь тонко переплелись судьбы исторических личностей: Наполеона, Кутузова, Александра Первого и вымышленных героев.

Среди персонажей, созданных воображением писателя, наиболее значительными являются Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они оба принадлежат к высшему свету. Андрей Болконский родился в богатой дворянской семье. Отец – бывший генерал-аншеф, жил безвылазно в своем поместье. Князь Андрей воспитывался в строгой обстановке, получил хорошее образование. Он был "...небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами лица". Пьер внешне отличался от своего друга. Безухов был "массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках...". Пьер – незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи. В отличие от князя Андрея он воспитывался заграницей. Читателю очевидно, что Л.Н. Толстой противопоставляет образ Болконского и Безухова. Массивный Пьер и небольшого роста красивый князь.

В романе мы встречаем Пьера в начале его пути по волнам светской жизни. Ему все интересно и ново. Он жаждет высказаться, поделиться своей точкой зрения, но встречает явную недоброжелательность со стороны присутствующих: "Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне". Пьер не имеет изысканных манер: "Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера".

Князь Андрей Болконский в отличии от Пьера Безухова чувствует себя в высшем свете уверенно. Он знал как вести себя в высшем обществе. Во всем поведении Болконского чувствовалось высокомерие и презрение к окружающим "Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее…" В это же время Пьер Безухов наслаждался высшим светом. Все люди казались ему добрыми и светлыми. Он старается видеть в них только хорошее. Так Пьер верит в искренность любви Элен, несмотря на откровенную фальшь. Заискивание княжон и князя Василия он воспринимает как искреннюю доброту. Ему не очевидна лесть окружающих после получения им наследства. Раньше он не замечал недоброжелательность, теперь же он не видит ложь. Князь Андрей Болконский напротив уже давно изучил ложь и воспринимает её как неотъемлемую часть светской жизни.

Очень примечательна речь героев. Так Андрей Болконский говорит медленно с явным высокомерием. Только с близкими людьми он снимает маску: "...увидев, улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно – доброй и приятной улыбкой". Речь Болконского меняется в зависимости от того, с кем он разговаривает. В репликах к представителям высшего общества чувствуется высокомерие, не меняется его речь и при общении с солдатами. Однако с Кутузовым он разговаривает с большим уважением. В репликах с женой его голос звучит раздраженно. В отличии от князя Андрея Пьер всегда говорит пылка, речь его эмоциональна. Он говорит то, о чем думает: "Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет идти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине".

В его голосе нет презрения к окружающим. Оно появляется только к Элен и только тогда, когда, он осознает всю низость её души.

Различен и круг общения героев и круг их общения. Пьер вначале ведет разгульную жизнь, участвует в кутежах у Долохова. Однако после дуэли, взволнованный возможностью убийства, Пьер становится масоном. Он строит школы и больницы для крестьян, погружается в литературу. В общем, ведет весьма и весьма размеренный образ жизни. Однако все время его окружают лжецы и льстецы. После отъезда князя Болконского Безухов остается один среди тех, кто чужд ему, кого он не принимает. Жена не любит его. Элен и князю Василию нужны только его деньги. Кажется, что в масонстве он нашел спасение, но, увы, в ордене состоят те же люди, что претят ему.

По-своему одинок и князь Андрей, окруженный теми, кто его не понимает. Жена увлечена лишь вышивкой, да распространением сплетен. Все его знакомые – никчемные и пустые люди. Но в отличие от Пьера, у Болконского есть источник поддержки – сестра и отец. Пьер же совершенно одинок.

В армии Болконский оказывается к окружении людей, которые не вызывают у него уважения. Свой незаурядный ум князь направил на достижение славы. Первым шагом к этому становится разработка плана сражения, который, по мнению Болконского, приведет к победе. А затем со знаменем в руках князь совершает подвиг к которому стремился: "Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.

- Ребята, вперед! – крикнул он детски-пронзительно.

"Вот оно!" думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.

- Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком "ура!" побежал вперед и обогнал его".

Небо Аустерлица открывает герою всю мелочность и призрачность его стремлений к славе. Для князя Андрея наступает время мучительных раздумий о смысле жизни. Душевный кризис он пытается преодолеть обратившись к семье и хозяйству.

В кризис мировозрения в отличии от князя Болконского Пьер Безухов углубляется в философию, предпринимает попытки познать жизнь лучше. Он верит, что может исправить этот несовершенный мир: "...я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни". Однако его поиски смысла жизни трагичны и мучительны. Оторванность масонских идей от реальной жизни, понимание того, что в этой среде царят ложь и лицемерие, повергает душу Пьера вотчаяние. Примечательно, что своим духовным возрождением герои так или иначе обязаны Наташе Ростовой.

Самым значительным событием в рамках духовного развития как Пьера, так и Андрея Болконского можно смело назвать 1812 год. Охваченные патриотическим порывом, герои Л.Н. Толстого стремятся лично участвовать в защите отечества. Так, князь Андрей не остался в штабе: всем своим существом он стремился оказаться там, где русские солдаты решали судьбу отечества: "...ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них... Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции". Герой мужественно осознает свой долг. Так же как и князь Андрей он понимает свою связь с отечеством. Глубоко штатский человек, далекий от всего военного, он оказался в самой горячей точке Бородинского сражения. Скрытая теплота патриотизма позволила ему войти в "семейный круг солдат батареи Раевского". "Наш барин" так стали называть его здесь. Л.Н. Толстой подчеркивает: в тяжелые для России времена его герои ощущают наивысший душевный подъем.

Ранение в Бородинском сражении приносит Болконскому страдания душевные и физические. Андрей меняет взгляд на жизнь и мир в целом. После ранения он становиться добрее, терпимей и проще. В ожидании смерти он находит успокоение и гармонию со всем миром.

Через боль и страдания проходит и Пьер Безухов. Голод, холод и страх помогают его обрести простой и мудрый взгляд на жизнь. Также как и князь Андрей, он обретает чувство гармонии с миром людей. Однако, в отличии от Болконского, внутреннее состояние Пьера ближе к жизни, естественней. Он без каких либо усилий "сопрягает" в послевоенной жизни свое бытие и бытие других людей. Именно так естественен союз Пьера и Наташи Ростовой, это гармоничное единство чувства и разума.

В образах Пьера Безухова и Андрея Болконского столько общего, но несмотря на это персонажи абсолютно разные. Герои Л.Н. Толстого выражают его собственные взгляды на жизнь. Лев Николаевич показал, что каждый человек должен искать смысл жизни. Пускай суждения его ошибочны, но у него есть цель. Мы видим, что Л.Н. Толстой сочувствует своим героям. Автор прямо не осуждает их ошибки, но отчетливо показывает их последствия. Он доказывает. Что каждый человек должен следовать высшей цели, но при этом помнить, что есть семья и общество.