ODiplom // Психология // 17.03.2017

Стресс и его причины

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Психология

Опубликовано: 17.03.2017

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Стресс и его причины [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современном мире ритм жизни очень быстр и требователен к человеку. На мгновение замер, остановился отдышаться, и все, поезд уехал. Столь явная быстротечность вместе с регулярными мелкими и крупными неурядицами является одной из причин психологического стресса.

Понятие стресс

Стресс как понятие в психологию проникло очень давно. К его трактовке приложили руку многие философы и психологи. Не прошли мимо проблемы стресса и педагоги.

Термин "стресс" используется широко во многих сферах знаний, именно потому в него вкладывают различающийся несколько смысл с точки зрения причин происхождения подобного состояния, способов его развития, особенностей последствий и проявлений.

В современной психологической литературе нет четкого разграничения между такими понятиями как дистресс, напряжение, стресс, эмоциональный стресс и тревожности.

Такая ситуация существенно усложняет процесс исследования стресса в целом и ведет к появлению множества псевдо трактовок данного понятия и как следствие, к нарушению научной целостности стресса, как термина с устоявшимся понятийным аппаратом.

Таблица. Подходы к трактовке понятия "стресс"

Автор трактовки понятия

Трактовка

1

Г. Селье

К стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. Г. Селье выделял две формы стресса: стресс полезный – эустресс и вредоносный – дистресс [5].

2

В. В. Суворова

Cтресс – это "функциональное состояние организма, возникающее   в   результате   внешнего  отрицательного  воздействия   на   его   психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов"[6].

3

П. Д. Горизонтов

Cтресс рассматривается как общая  адаптивная  реакция организма, развивающаяся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза"[7].

4

И. Духмен

Стресс  – совокупность поведенческих, эмоциональных, умственных и физических реакций, вызванных превосходящим адаптационные ресурсы человека давлением [1].

В отечественной психологии под стрессом принято рассматривать комплекс состояний, возникающих как ответная реакция организма при воздействии экстремальных факторов – стрессоров. Эти состояния, характеризующиеся повышенной физиологической и психической активностью, трансформируются при благоприятных условиях в оптимальное состояние, а при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности [4].

Стресс и его причины

С понятием "стресса" связаны ряд сложных психологических понятий. Так тревога, как один из смежных со стрессом понятий, по мнению Д. В. Ковпак, "...возникает, когда индивид воспринимает конкретную ситуацию или раздражитель как несущие в себе потенциально или актуально элементы угрозы, опасности, вреда". Тревожное состояние может меняться по интенсивности и во времени как функция степени стресса, которому подвержен индивид [7].

С подобным положением согласовано и понимание стресса в качестве совокупности воздействий внешнего характера (стресс-факторов), воспринимаемые личностью как повышенные требования и создающие угрозу ее самооценке, самоуважению, что приводит к соответствующей эмоциональной реакции (состояние тревоги) разной интенсивности. Склонность к подобной эмоциональной реактивности можно характеризовать как личностную тревожность.

Стресс характеризуется развитием и имеет логику собственного развития. Последствия для человеческого организма при развитии стресса могут быть самыми различными [3].

Итак, подводя итог можно сформулировать наиболее общую трактовку понятия "стресс".

Стресс – это напряженное состояние человеческого организма, как психическое, так и физическое.

Ряд ученых склонны согласиться с Г. Селье, что стресс проходит стадии, отраженные на рисунке 1. Г. Селье [4] наделяет процесс зарождения и развития стресса у человека логикой и констатирует его опасность на конечной стадии развития.

Стадии стресса по Селье

Рисунок 1. Стадии стресса по Г. Селье

Все три стадии стресса, которые предлагает Г. Селье [4] можно рассмотреть на большом отрезке времени. Это отражено на рисунке 2. Реакция человека на стресс во многом зависит от личностых предпочтений и ощущений.

сопротивляемость внешним фактора по Селье

Рисунок 2. Шкала стресса и сопротивляемость вредным факторам по Г. Селье

Стресс может быть в каждой человеческой жизни, поскольку в любой сфере жизни и деятельности человека может встретиться множество стрессовых факторов.

Каждое фактическое событие или сообщение может привести к стрессу, т.е. являться стрессором. Стрессорами могут выступать самые различные факторы: вирусы и микробы, разные яды, низкая или высокая температура окружающей среды, болезнь и т.д.

Виды стресса

Стресс явление многоликое. В современной науке насчитывается несколько классификаций стресса на виды. Наиболее полной и общей является классификация стресса, предложенная американскими психологами, но не все с ними согласны. Виды стресса представлены ниже:

  1. межличностный стресс;
  2. личностный стресс;
  3. внутриличностный стресс;
  4. рабочий стресс;
  5. семейный стресс;
  6. экологический стресс;
  7. общественный стресс.
  8. финансовый стресс;

В российской психологии больше придерживаются следующей классификации стресса, согласно которой к видам стресса относятся:

  1. ментальный;
  2. эмоциональный;
  3. физический;
  4. острый;
  5. хронический;
  6. гиперстресс;
  7. экологический;
  8. гипостресс;
  9. гормональный;
  10. эустресс.

Симптомы стресса

Стресс обладает определенной симптоматикой. Ее изучением многие годы занимаются психологи во всем мире, так как стресс превратился в эпидемию. Все больше и больше людей не просто не борются со стрессом, но и считают стресс нормой.

Важно не пропустить симптомы стресса. Если человек стал часто болеть, появилась озлобленность раздражительность переходящая в плаксивость или истерику, то тут картина очевидна- стресс перешел в финальную стадию. Без квалифицированного специалиста человеку не выбраться. Ключевые симптомы стресса представлены на рисунке три.

симптомы стресса

Рисунок 3. Симптомы стресса

В случае обнаружения симптомов стресса необходимо срочно принять меры, в противном случае человек может быть загнан в угол и тогда, помочь станет намного труднее.

Физиологические проявления стресса обусловлены активацией гипоталамуса. Гипоталамус важен для человека тем, что выполняет следующие функции, которые связаны с проявлением симптомов стресса:

Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу:

  1. является высшим центром вегетативной нервной системы;
  2. отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма;
  3. управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частности,
  4. адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники;
  5. формирует эмоциональные реакции человека;
  6. регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена.

Таким образом, при первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении человека со стрессором, именно гипоталамус во многом определяет характер первых нервно-гуморальных реакций [7].

Причины стресса

Вопрос о причинах стресса возникновения психологического стресса является достаточно спорным в современной психологии. среди объективных причин стресса целесообразно будет выделить следующие причины:

  1. условия жизни и работы
  2. взаимодействие с иными людьми
  3. экономические и политические факторы:
    – экономические – высокие расходы и низкие доходы;
    – политические – невыгодное положение, неэффективная экономическая и законодательная база и неудовлетворяющая ожидания политическая власть;
  4. чрезвычайные обстоятельства;
  5. социальные, природные и техногенные чрезвычайные ситуации;
  6. криминал – ущерб экономики и ущерб достоинству и здоровью;
  7. различные заболевания;
  8. несоответствие программ генетики современным условиям;
  9. стресс от осуществления отрицательных родительских программ;
  10. когнитивный диссонанс и механизм психологической защиты.

Последние три фактора некоторые ученые относят к числу субъективных факторов.

Литература

  1. Duhman I. Stress in teaching. Land Syd.: Croom Halm, 1966
  2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности-- М.: Учебная Литература, 1997
  3. Психология стресса / Под ред. М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. – М.: Издательство Юрайт, 2016.
  4. Селье Г. Стресс без дистресса – М.: Прогресс, 1979.
  5. Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. – М.: Педагогика, 1975.
  6. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006.