ODiplom // Лаборатория // 15.11.2017

Структура диплома

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Лаборатория

Опубликовано: 15.11.2017

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Структура диплома [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Представлены несколько примеров структуры диплома. Такая структура диплома может быть использована при разработке или составлении плана диплома или дипломного проекта.

Элементы структуры диплома

Структура диплома состоит из трех основных частей: введение, основная часть, состоящая из отдельных глав, параграфов, разделов и заключение.

Следует придерживаться такой структуры диплома на ранних этапах составления плана диплома, а впоследствии возможна корректировка отдельных пунктов. Необходимо отметить, что подобные действия можно осуществить самостоятельно.

Итоговая структура диплома подлежит обсуждению с преподавателем, а после рекомендаций научного руководителя можно утверждать окончательный план.

Кроме того структура диплома включает дополнительные элементы, не относящиеся напрямую к тексту диплома: титульный лист, содержание, список литературы и приложения. Это дополнительные элементы, которые можно выделить в структуре диплома. Нормативные документы: задание на диплом, рецензия, отзыв и т.п. - в структуру диплома не входят.

Структура диплома

Основная часть в структуре диплома состоит из теоретической, аналитической и практической глав. Раскрытие темы дипломной работы следует начать с внимательного изучения современных научных разработок в тематической области проводимого исследования, установить степень проработанности темы, найти возможные различные точки зрения экономистов по изучаемым в рамках диплома вопросам. Результаты этой части исследования должны быть отражены в теоретической главе в рамках структуры диплома.

Затем, согласно оговоренной структуре, во второй главе необходимо провести подробный анализ фактических данных о состоянии исследуемого объекта в соответствии с предметной направленностью дипломной работы и применительно к теме диплома. На основании проведенного анализа сделать выводы о проблемах, существующих в этой системе. Результаты данного исследования должны найти отражение в аналитической части дипломной работы. Выводы по результатам анализа можно оформить в виде отдельного параграфа в дипломе, либо же вынести их в отдельный раздел второй главы диплома под заголовком "Выводы".

Структура диплома требует наличия практических мероприятий, предложений, рекомендаций, оформленных в виде отдельной главы.

Третья глава носит прикладной характер и направлена на совершенствование исследуемого в дипломе объекта. После проведенного анализа предмета диплома во второй главе, необходимо перейти к выработке самостоятельных предложений по совершенствованию исследуемой (исследуемого) системы (объекта, процесса, явления) и решению выявленных проблем, моделированию последствий внедрения предлагаемых мероприятий, рекомендаций и расчету их экономической эффективности. Это составляет основу структуры проектной главы.

Таким образом, структура диплома состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав: теоретической, аналитической и проектной, заключения, списка использованной литературы и приложений. Непосредственно текст исследования в структуре диплома оформляется в виде введения, основной части и заключения. Использовать дополнительные сведения вне этих разделов нецелесообразно.

Содержание структуры диплома

Структура диплома, представляет собой организованное и сгруппированное изложение материала, преследующее цель раскрыть тему диплома и решить задачи, поставленные во введении дипломной.

Подводя итог, следует выделить основные положения, на которые опирается структура диплома.

1. В структуре диплома выделяются следующие главы:

  • теоретическая глава диплома, включающая параграфы, в которых освещаются основные понятия, содержание и сущность процесса, явления с раскрытием различных научных и методологических точек зрения, позиций (не менее 3-х параграфов);
  • аналитическая часть диплома, где раскрываются количественные параметры, характеристики, статистические показатели и выявляются основные тенденции, закономерности, недостатки в развитии изучаемого процесса, явления (не менее 3-х параграфов);
  • проектная глава диплома, представляющая собой решение основных проблем с позиций теории и собственных взглядов по изучаемой теме с подробным научным обоснованием, доказательствами и конкретными расчетами на базе аналитических данных 2-й главы, выявленных резервов и другого практического материала (не менее 3-х параграфов).

2. Использование материалов, касающихся основного исследования в дипломе, не допускается за пределами основной части. Так, например, нельзя приводить цифровые данные, таблицы, аналитические справки в рамках введения или заключения.

3. Структура диплома должна быть ориентирована на раскрытие темы и не допускать отступлений. Не рекомендуется также включать в исследование дополнительные аспекты, не касающиеся напрямую темы диплома, ради увеличения объема.

Важный момент насчет аналитической и практической главы дипломной работы: должны ли в них быть ссылки на учебники, научную литературу и прочее? Например, в аналитической главе описывается предмет исследования в организации, структура организации, выявление проблем и т.д. Несмотря на то, что это чисто самостоятельная работа, ссылки в ней могут присутствовать. В аналитической главе ссылки могут проставляться, например, если вы делаете какие то выкладки в подтверждение своих выводов, сравниваете полученные результаты с данными по отрасли, приводите данные Госкомстата и т.п. Если проводите только анализ - можно ссылаться в таком духе: "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проведен по методике Савицкой" - и ставите ссылку к фамилии Савицкой на ее учебник. Данный подход справедлив и для третьей главы дипломной. Опять-таки, если ничего не цитируете, то и ссылок ставить не требуется.

Ниже представлена структура диплома как она должна выглядеть при написании диплома. Основные элементы снабжены пояснениями.

Структура диплома

Введение

1. Теоретическая глава диплома (название)

1.1. Определение, выявление предмета исследования. Уточнение применяемой терминологии

1.2. Обзор современного состояния научных разработок в области объекта и предмета исследования

1.3. Обзор методических разработок в проблемной области объекта и предмета исследования

2. Аналитическая глава диплома (название)

2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта

2.2.-2.3. Анализ состояния исследуемой в дипломной работе системы, отношений между структурными элементами, процессов, связей и т.д.

2.4. Выявление тенденций, динамики развития, особенностей и негативных факторов

2.5. Определение резервов и/или формулировка проблем в области совершенствования исследуемого объекта, процесса и/или механизма

3. Проектная глава диплома (название)

3.1.-3.3. Постановка задач, обоснование и содержание проектируемых мероприятий, рекомендаций по совершенствованию

3.4. Разработка плана организационных мер по реализации проектируемых предложений

3.5. Оценка эффективности проектных решений

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Другие варианты структуры диплома

Если должно быть 4 главы, то составлять план дипломной нужно в зависимости от того, что должны включать в себя эти главы в рамках общей структуры диплома.

Т.е. если в дипломе требуется 4 главы, то может быть такая структура диплома:

  1. Две главы будут аналитическими, одна теория и одна практика. Например, 1 глава теория, вторая глава - характеристика предприятия, третья глава - анализ процессов в организации в рамках темы диплома, четвертая - практика.
  2. Либо же две практические главы, одна теория и одна анализ. Например, если оценку предложенных мероприятий представить отдельно, то она будет четвертой главой в структуре диплома.

Может быть и совсем другая структура диплома. Некоторые дипломы вообще теоретическую главу не содержат. Все зависит от требований к структуре диплома.

Как скомпоновать структуру диплома, если задание выдано на 3-5 разделов, но без параграфов? Действительно, в в дипломе может быть и иное количество глав, если это предусмотрено методическими указаниями. Структура диплома в этом случае определяется количеством разделов.

Например, может иметь место такой вариант:

  1. Теоретическая часть (теория, понятия, сущность изучаемого явления)
  2. Методологическая часть (используемый инструментарий, методы анализа и т.д.)
  3. Исследовательская часть (характеристика рынка, на котором действует предприятие, за последние годы)
  4. Аналитическая часть (характеристика предприятия, общий анализ маркетинговой деятельности предприятия, анализ предметной области согласно теме диплома)
  5. Проектная часть (рекомендации, мероприятия, предложения в соответствии с темой диплома)

В этом варианте, фактически, указаны и параграфы для каждого из разделов.

Следует отметить, что количество рекомендаций обычно определяется выявленными в дипломе проблемами.

Структура диплома - примеры

Разработка финансовой стратегии предприятия

Введение

Глава 1. Содержание, значение и основные этапы разработки финансовой стратегии предприятия

1.1. Структура финансовой стратегии

1.2. Анализ этапов разработки финансовой стратегии предприятия

1.3. Оценка финансового состояния предприятия, как основа финансовой стратегии

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия

2.1. Краткая характеристика предприятия

2.2. Общий анализ финансового состояния

2.3. Анализ коэффициентов финансового состояния

2.4. Оценка ликвидности баланса

2.5. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности компании

2.6. Оценка финансовых результатов и деловой активности

Глава 3. Разработка финансовой стратегии

3.1.Обоснование направлений стратегии развития компании

3.2. Мероприятия по сокращению дебиторской задолженности

3.3 Разработка мероприятий по реализации политики сотрудничества с оптовыми покупателями

3.4. Инвестирование в основной капитал, как стратегическое направление развития предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Управление рисками на предприятии

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основы управления рисками

1.1. Сущность и структура рисков

1.2. Методология управления рисками

1.3. Содержание отдельных видов рисков и их особенности

1.4. Международный опыт минимизации рисков

Глава 2. Исследование управления рисками на предприятии

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия

2.3. Исследование рисков, связанных с деятельностью предпрития

2.4. Анализ применяемых методов управления рисками

Глава 3. Совершенствование системы управления рисками на предприятии

3.1. Организация комплексной структуры системы управления рисками на предприятии

3.2. Создание отдела управления риском в организационной структуре предприятия

3.3. Разработка системы минимизации рисков, связанных с деятельностью компании

3.4. Внедрение дополнительных инструментов минимизации рисков для отдельных сфер деятельности предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Совершенствование системы бюджетирования в компании

Введение

Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии

1.1. Система бюджетирования: цели, задачи, структура

1.2. Методологические подходы к бюджетированию на предприятии

1.2.1. Основы формирования бюджета

1.2.2. Контроль и анализ исполнения бюджета

1.3. Особенности российской и зарубежной практики бюджетирования

Глава 2. Анализ действующей системы бюджетирования в компании ООО

2.1. Краткая характеристика деятельности компании

2.2. Анализ производственного планирования в компании

2.3. Оценка системы бюджетирования компании

2.4. Анализ организации принятия управленческих решений в компании

Глава 3. Разработка проекта совершенствования системы бюджетирования в компании

3.1. Формирование требований для совершенствования системы бюджетирования в компании

3.2. Разработка структуры Положения о бюджетировании

3.3. Разработка операционных и финансовых бюджетов в компании

3.4. Оценка финансово-экономической эффективности предлагаемого проекта

Заключение

Список использованной литературы

Приложения