ODiplom // Лаборатория // 17.11.2017

Структура, содержание и образец введения

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Лаборатория

Опубликовано: 17.11.2017

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Структура, содержание и образец введения [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Написание введения в курсовой или дипломной работе требует определенных навыков проведения научного исследования. Содержание и структура введения включают в себя обязательные элементы, которые обозначают направление, цель и методы исследования. Изложенные материалы помогут при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также иных видов студенческих письменных исследований.

Основные факторы, влияющие на структуру и содержание введения

Введение составляет в среднем 5-10% от общего объема реферата, курсовой или дипломной работы.

Содержание введения отличается лаконичностью.

Во введении обосновывается выбор темы, ставятся проблемы данной темы, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования. Также структура введения содержит указание литературы по данной теме, использованной в рамках исследования. Содержание введения в большинстве случаев включает в себя методологию исследования, теоретическую и практическую значимость.

Таким образом, введение - это визитная карточка исследования, которая позволяет сформировать основное впечатление и предваряет текст исследования.

Содержание, структура и образец введения

В рамках введения нецелесообразно вставлять отдельные элементы, связанные с исследованием. Например, не допускается в текст введения включать базовые теоретические определения по теме работы, делать ссылки на литературу, заменять структурные элементы введения отрывками текста из учебников или периодических изданий и т.п.

Структура и содержание введения имеет большую важность для всего исследования, которая заключается в том, что введение тесно связано с критериями оценки работы. Всего можно выделить 10 основных критериев оценки, которых придерживаются преподаватели.

  1. Актуальность темы исследования.
  2. Новизна подхода к проблеме со стороны студента.
  3. Корректность в постановке цели, задач, постановке гипотезы исследования.
  4. Научная обоснованность выводов и рекомендаций.
  5. Научный стиль.
  6. Самостоятельность в выполнении работы.
  7. Соответствие требованиям по структуре работы.
  8. Логика изложения изученного материала.
  9. Глубина теоретического анализа.
  10. Соответствие требованиям к оформлению работы.

Таким образом, критерии 1-5 так или иначе связаны с содержанием введения. Поэтому содержание и структура введения являются важными аспектами того, что преподаватель поставит за работу высокую оценку.

Структура и содержание введения

Содержание введения включает в себя актуальность, проблематику, цель, задачи, объект, предмет, методы, теоретическую и практическую значимость исследования.

Рассмотрим, как формулировать отдельные элементы в структуре введения.

Актуальность исследования предполагает изложение того, какие задачи в настоящее время стоит перед теорией и практикой выбранной области науки в аспекте выбранной темы исследования. Также следует лаконично изложить достигнутые результаты и перспективность данного направления. Кроме того, в рамках актуальности в содержании введения можно сформулировать противоречие, которое может выражаться в несовместимости или взаимном исключении двух понятий относительно одного объекта. Например, наиболее распространенным является противоречие, которое состоит в различном понимании и объяснении одного явления.

Фактически, содержание актуальности темы, означает следующее:

  • существующие задачи в данной научной области требуют разработки выбранной темы для объяснения новых фактов;
  • необходимо уточнение, развитие и разрешение существующей проблемы по выбранной теме исследования;
  • проведение исследования возможно, целесообразно и остро необходимо в современных условиях;
  • задачи прикладных исследований требуют разработки вопросов по данной теме.

Образец формулировки актуальности в курсовой работе на тему "Особенности личности и профессиональной направленности старшеклассников с различными учебными интересами".

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано не только с техническим прогрессом, но и, во-многом, с воспитанием и формированием субъекта профессиональной деятельности, с подготовкой будущих специалистов к выбору общественно полезной и индивидуально необходимой и привлекательной трудовой деятельностью. Исследование вопроса профессиональной направленности личности требует комплексного подхода, раскрытия не только особенностей выбора молодым поколением профессии, но и выявления индивидуально-психологических детерминант этого выбора, взаимосвязей направленности личности с особенностями интеллектуальных характеристик, структурно-динамических свойств личности.

Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования, заставляют по-новому взглянуть на систему организации профессиональной ориентации школьников. Анализ различных источников показывает, что в воспитательно-образовательном процессе практически не уделялось внимания разработке системы профессиональной ориентации, которая бы учитывала индивидуально-психологические детерминанты развития будущего профессионала. Вследствие этого в теории и практике сохраняются трудности, которые не преодолены и сегодня. К ним можно отнести:

  1. отсутствие системы развития интересов учащихся с учетом их индивидуально-психологических и динамических характеристик;
  2. несоответствие между потребностями общества к количеству и качеству специалистов и выбором старшеклассниками будущей профессии;
  3. отсутствие социальных и психологических механизмов, обеспечивающих реализацию способностей учащихся с учетом их профессиональной направленности;
  4. противоречие между необходимостью повышения научного уровня управления системой профессиональной ориентацией старшеклассников и существенным отставанием психолого-педагогической науки от потребностей общества в научном сотрудничестве по разработке программ формирования профессиональной направленности.

Образце формулировки актуальности в дипломной работе на тему "Жизнестойкость студентов".

Актуальность исследования. Интенсивность современной жизни, нестабильность настоящего, неуверенность в будущем негативно сказывается на состоянии физического и психического здоровья молодежи. Стрессовые факторы образовательной среды, изучением которых занимается ряд ученых (Г.Г. Аракелов, В.В. Аршинова, Г.Е. Жданова, Л.М.Митина, Е.С. Романова, В.В. Рубцов, А.В. Торхова, и др.) резко ухудшают экопсихологическую обстановку, нарушают психологическую безопасность (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, И.А.Баева, М.М. Кашапов, В.В. Рубцов, Н.П. Фетискин, Н.Л. Шлыкова, и др.), что, в свою очередь, приводит к "пограничным состояниям" и росту психических и психосоматических заболеваний среди студентов. Кроме этого, период обучения в вузе часто совпадает с возрастными кризисами: перехода от юности к зрелости (студенты дневной форм обучения), кризис зрелости (студенты заочной формы обучения) (Р.А. Ахмеров, Е.В. Бурмистрова, Г.В. Жарков, Г.Ю. Любимова, В.И. Слободчиков, Ю.П. Поваренков, и др.).

Разрушительное воздействие стресс-факторов, не умение преодолевать препятствия, низкая жизнестойкость может привести к неадекватным реакциям, к формированию разрушительных установок (Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, Г.В. Жарков, А.В. Капцов, Л.С. Колмогорова, М.А. Одинцова, Н.П. Фетискин, Ю.Л.Сорокина, М.В.Салитова, и др.).

Поэтому проблема жизнестойкости личности становится особенно актуальной и выходит на передний план научного осмысления (Л.А. Александрова, Т.В. Андреева, Р.А. Ахмеров, С.А. Богомаз, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, С. Мадди, и др.), а ее дальнейшее исследование не вызывает сомнений.

В этих условиях необходимо рассмотреть жизнестойкость как ключевой ресурс преодоления, систему убеждений, как способность и готовность субъекта заинтересовано участвовать в ситуациях повышенной сложности, контролировать их, управлять ими, уметь воспринимать негативные события как опыт и успешно справляться с ними. Жизнестойкость в процессе обучения в ВУЗе является залогом успеха в преодолении трудностей не только учебной деятельности, но и жизни вообще.

В теоретическом плане проблема жизнестойкости студенчества и ее взаимосвязи с личностными особенностями и ресурсными компонентами разработана недостаточно.

До сих пор нет единства во мнениях относительно того, что такое жизнестойкость – это черта личности или свойство, способность, личностная переменная, установка, совокупность ценностных установок, потенциал или ресурс. Этот феномен в научной литературе зачастую заменяется различными терминами, такими как жизнеспособность, жизнетворчество, зрелость, и другие, поэтому особого внимания требует уточнение самого понятия.

Нет единства во мнениях относительно того, какую личность можно называть жизнестойкой, какие факторы могут препятствовать или способствовать жизнестойкости.

Не учитывается, что студенческий период остается наиболее благодатным периодом для формирования жизнестойкости личности. Ведь жизнестойкость - это то, что может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи при преодолении кризисов и реализации себя как специалиста в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, существует объективная необходимость в изучении содержания жизнестойкости студентов во взаимосвязи с их личностными ресурсами, обусловленными особенностями темперамента, локализацией контроля, с характером и содержанием копинг-поведения в стрессовых ситуациях. Данное исследование, посвященное выявлению психологического содержания жизнестойкости в процессе обучения в ВУЗе, поиску взаимосвязей между жизнестойкостью личности, ее компонентами и личностными особенностями приближает к раскрытию детерминант и критериев жизнестойкости, определению влияния жизнестойкости на процессы адаптации к новым условиям обучения в ВУЗе, разработке практических рекомендаций по работе со студентами с дефицитом жизнестойкости.

Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.

Далее, структура введения содержит формулировку проблемы исследования. Сформулированная проблема исследования позволяет охарактеризовать особенности исследования, основные моменты, которые побудили к проведению исследования.

Таким образом, стандартных формулировок проблематики в содержании введения не бывает, они всегда уникальны и отражают отношение автора к поднимаемым им вопросам.

Например, формулировка проблемы в дипломной работе на тему "Система управления предприятия и направления ее совершенствования" может заключаться в следующем: "поскольку существуют различные механизмы и способы совершенствования системы менеджмента на предприятии, неизбежно возникают сложности с выделением среди них наиболее эффективных в условиях действующего предприятия".

Далее в структуре введения следуют цель и задачи исследования. Следует отметить, что содержание введения немыслимо без формулировки цели и задач.

Содержание цели логично следует из темы курсовой или дипломной работы. Задачи исследования формируются во введении на основе содержания курсовой или дипломной работы в соответствии с поставленной целью исследования.

После формулировки задач в структуре введения необходимо определить объект и предмет исследования. Объектом исследования является область, в рамках которой проводится исследование. Предмет исследования - изучаемое явление в границах области.

Приведем образцы постановки цели, задач, объекта и предмета исследования в структуре введения в курсовой или дипломной работе.

Тема: "Семейные трудности у офицеров вооруженных сил РФ".

Цель: "Исследовать вопросы психологии семьи офицеров".

Задачи:

  1. Уточнить общее понятие семейных трудностей.
  2. На основе анализа имеющейся научной литературы выявить семейные трудности в семьях офицеров.
  3. Определить факторы, влияющие на появление семейных трудностей в семьях офицеров.

Объект: Психология семьи.

Предмет: Семейные трудности у офицеров вооруженных сил РФ.

Тема: Девиантное поведение подростков.

Цель: Уточнить психологическую сущность и механизмы формирования девиантного поведения подростков.

Задачи:

  1. На основе анализа научной литературы выявить особенности девиантного поведения подростков.
  2. Определить различия между девиантным поведением подростков в различных условиях.

Объект: Девиантное поведение.

Предмет: Особенности проявлений девиаций подростков.

Тема: Факторы продуктивного взаимодействия в системе "учитель-ученик".

Цель: Определить сущность продуктивного взаимодействия в системе "учитель-ученик", его содержание, структуру и факторы.

  1. На основе теоретического анализа определить основные значимые факторы продуктивного взаимодействия учителя с учащимися.
  2. Выявить типологические особенности учителей, влияющие на содержание и структуру продуктивного взаимодействия учителя и учеников.

Объект: Взаимодействие в системе "учитель-ученик".

Предмет: Психологические характеристики учителей разного уровня продуктивности и учащихся.

Следующий пункт в структуре введения - методы исследования.

Методы исследования, применяемые в курсовых, дипломных, рефератах и других работах, весьма обширны. Перечислим основные из них.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Рассмотрим содержание данных методов.

Анализ представляет собой разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Любое исследование необходимо начинать с анализа.

Синтез – это соединение отдельных сторон, частей исследования в единое целое. Результатом синтеза является новое образование, характеризующееся наличием взаимосвязи и взаимодействия частей. Посредством синтеза формулируется новое определение (теоретическое положение, концепция), включающее важные из выявленных признаков явления.

Индукция – это движение мысли от отдельных случаев к общему положению. При индуктивном методе исследования для получения знания о каком-либо психологическом явлении необходимо вывить особенности отдельных предметов, найти общие существенные признаки. Такие признаки (характеристики) станут основой знаний об общем признаке данного класса явлений. Необходимо учитывать следующее: остается вероятность того, что обобщение окажется необоснованным. Чем больше рассмотрено количество частных случаев, т.е. обширнее база индукции, тем правдоподобнее индуктивное заключение.

Дедукция - логическая операция, в результате которой из одного или нескольких частных утверждений возможно получить общее положение (вывод, следствие). Дедукция служит выполнению важного условия научного познания – последовательному и системному учету новых фактов и обстоятельств. Композиция дедукции составляется из 3-х частей, суждений: общего положения (большой посылки), связанного с ним суждения (малой посылки) и заключительного утверждения, вывода. На этапе дедукции формулировка теоретического положения развивается, разворачивается в совокупности принципов, факторов, условий, и т.д.

Аналогия - способ получения знаний о предметах, явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими. Это также рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Рассуждение по аналогии, метод для раскрытия соответствия между предметами, целесообразен в том случае, если отсутствуют достаточные знания об изучаемом объекте, но есть другой изученный объект, для которого есть достаточный набор знаний, и в то, же время между этими двумя объектами обнаружены некоторые сходства или ряд общих признаков (назовём их объект "А" и "В"). В этом случае изученный объект "В" выступает моделью объекта "А", следовательно, происходит "перенос" других свойств с объекта "В" на объект "А", Подобные виды доказательств называются доказательствами по аналогии.

Следует отметить, что методы индукции и дедукции используются обычно вместе. Поэтому стоит учитывать, что в содержании введения нецелесообразно упоминать только один из них. Структура исследования с использованием методов индукции и дедукции выглядит следующим образом:

Структура, содержание и образец введения

Среди других методов следует выделить:

  • Аксиоматический метод. Некоторые утверждения принимаются без доказательств. По логическим правилам из аксиом выводятся остальные знания.
  • Гипотетический метод. Использование научной гипотезы, т.е. предположение о причине, которая вызывает данное следствие или о существовании данного явления.
  • Гипотетико-дедуктивный метод. Выдвижение предположения о причинах и закономерностях изучаемых явлений; отбор из множества догадок наиболее вероятной; выведение из отобранного предположения следствия или заключения с использованием дедукции; экспериментальная проверка следствий.
  • Формализация. Отображение явления или предмета в знаковой форме какого – либо искусственного языка (например, логики) и изучение этого явления путем операций с соответствующими знаками.
  • Абстрагирование. Мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемых предметов. Второстепенные связи отделяются от существенных связей и отношений.
  • Обобщение. Установление общих свойств предметов и явлений. Определение общего понятия, в котором отражены существенные признаки предметов.
  • Системный метод. Исследование явления во взаимосвязи и взаимодействии его элементов, как элемент новой системы.

Теоретическая значимость в структуре введения следует за методологией. Чаще всего она заключается в изучении теоретических материалов и формулировке определенных выводов.

Практическая значимость исследования в содержании введения формулируется в соответствии с полученными результатами практической части работы.

Образцы введения

Образец введения на тему Рекламные носители.

Потребитель является основной целью торговой деятельности и в то же время это конкретная, неповторимая личность со своими запросами. Завоевать его внимание возможно с помощью рекламных носителей.

Актуальность темы. Одновременно может выбираться несколько средств распространения рекламы, рассчитанных на одну или разные целевые аудитории, поэтому необходимо изучение аспектов всех рекламных носителей.

Проблематика. С целью наибольшего охвата целевой аудитории необходимо обладать информацией об использовании отдельными целевыми аудиториями различных источников получения информации и учитывать стоимость размещения рекламы в разных средствах ее распространения.

Цель. Изучение роли выбора рекламных носителей для рекламной кампании

В соответствии с этим были определены следующие задачи:

  1. Выявить основные виды рекламных носителей;
  2. Выявить параметры ограничения для различных рекламных носителей;
  3. Определить важность адекватного выбора рекламного носителя

Объект исследования: рекламные носители.

Предмет исследования: экономические отношения, возникающие в процессе выбора адекватного рекламного носителя.

Методы исследования: аналитический метод, метод синтеза, системный подход, метод обобщений.

Образец введения на тему "Региональная политика".

Актуальность темы обусловлена тем, что кроме общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне – и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства. Поэтому региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, – это то, что должно делаться для развития конкретной территории и с учетом местных условий.

Целью реферата является изучение особенностей региональной политики.

Объектом исследования является региональная политика.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе государственного регионального регулирования.

Методы исследования включают в себя...

Образец введения на тему "Информационная асимметрия".

Актуальность темы заключается в том, что информационная асимметрия приводит к тому, что из-за несовершенства информации нечестные продавцы могут предложить менее качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров.

Проблема заключается в том, что обычно продавец знает больше о продукте, чем покупатель.

Цель исследования: изучение информационной асимметрии в современных условиях.

В соответствии с этим были определены следующие задачи:

  • Выявить понятие информационной асимметрии;
  • Изучить роль информационной асимметрии в выборе государственных стратегий.

Объектом исследования в данной работе является информационная асимметрия

Предметом исследования являются методы борьбы с информационной асимметрией.

Методы исследования опираются на методику анализа и синтеза информации, обобщение данных и системный подход.

Образец введения на тему "Классификация рисков".

Актуальность темы заключается в важной роли процедур управления рисками в комплексе управленческой деятельности, так как риск и опасность потерь присущи любой экономической деятельности. Очевидна необходимость классифицировать риски и управлять ими, чтобы добиваться более высоких результатов. Управление рисками должно быть неотъемлемым элементом стратегии и тактики предприятия.

Цель исследования - рассмотреть классификацию рисков.

В соответствии с этим были определены следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие и классификацию рисков;
  2. раскрыть сущность, функции и правила управления рисками;
  3. изучить методы анализа и управления рисками.

Предметом исследования являются классификация рисков и управление ими.

Объектом исследования являются риски.

Методы исследования: аналитический метод, метод синтеза, системный подход, метод обобщений.

Также рекомендую посмотреть: