ODiplom // Бухучет // 18.01.2013

Сущность и назначение управленческого учета

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Бухучет

Опубликовано: 18.01.2013

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Сущность и назначение управленческого учета [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Сущность и назначение управленческого учета в управлении предприятием.

В управленческом учете есть две составляющие.

Первая – это комплекс задач: как построить систему управленческого учета в компании, кто будет выполнять учетные функции, когда должны появляться управленческие отчеты.

Вторая – непосредственно сами финансовые технологии: составление финансовых и операционных управленческих отчетов, методы группировки и оценки управленческих данных, анализ данных, принципы отражения текущих операций в управленческом плане счетов.

В управленческом учете важно сочетание как финансовых, так и нефинансовых технологий. Поэтому необходимы люди, способные легко отличить дебет от кредита, а также разбирающиеся в разработке управленческих решений.

Несмотря на положительные тенденции в современных рыночных отношениях, требуется постоянное изучение аспектов, связанных с постановкой управленческого учета на предприятиях, так как своевременным и перспективным направлением в исследованиях, направленных на повышение эффективности деятельности организаций, является научное обоснование практических задач касающихся разработки управленческих решений на предприятиях.

Понятие управленческого учета

Управленческий учет – система сбора и группировки финансовой и нефинансовой информации, на основе которой менеджеры принимают решения для достижения целей организации.

Колин Друри в книге "Управленческий и производственный учет" определяет управленческий учет как предоставление руководителям организации "информации, на основе которой они могут обоснованно принимать решения и повышать эффективность и производительность текущих операций. Информация по управленческому учету позволяет измерять экономические показатели операционных структур организации, действующих децентрализованно, таких как ее отдельные подразделения, цехи и отделы. Управленческая отчетность является в полной мере факультативной, то есть такая информация готовится только в том случае, если предполагается, что выгоды от нее будут выше расходов на ее подготовку".

Управленческий учет на предприятии – это развернутая система учета и обработки информации, включающая в себя элементы математического анализа.

Система управленческого учета – это "система управления организацией, предполагающая реализацию управленческих функций в отношении:

– совокупности процессов, составляющих деятельность организации;

– участвующих в процессах структурных единиц организации;

– используемых в процессах ресурсов;

– показателей, отражающих характеристики всех других категорий объектов управления, для достижения текущих и стратегических целей организации".

Основа управленческого учета – структурированная информация, собираемая и анализируемая в мониторинговом режиме.

В управленческом учете формируется информация для выполнения следующих трех основных целей:

1. Составление периодической (рутинной) внутренней отчетности для управленческих решений.

2. Составление нерегулярных (специальных) отчетов для управленческих решений.

3. Составление внешней отчетности, предназначенной для инвесторов, органов государственной власти и других пользователей.

Информация для каждой из рассмотренных основных целей может быть сформирована в системе учета и представлена различными способами.

Перечислим характеристики качественной информации:

– Информация должна быть, полной и оперативной. Но эти требования противоречат друг другу. Чем более оперативна информация, тем менее она полна. Чтобы согласовать это противоречие нужно иметь организационно-штатную структуру, должностные инструкции, прописанный документооборот, соответствующую систему мотивации, планирование и разумное использование принципа существенности.

– Доступность. Информация должна быть понятна пользователю, иначе он не сможет ее использовать.

– Надежность или достоверность информации. Информация должна отражать реальное положение дел в организации, а не представляться в виде обязательных официальных отчетов, которые содержат весьма поверхностную информацию. По этому параметру принципиально важно опираться только на первичные данные как в финансовом учете, так и в управленческом. Здесь вопрос достоверности решается одинаково.

– Сопоставимость. Представляемые отчеты и информация, содержащаяся в них должна быть сравнима с прошлыми отчетами. Также необходимо, чтобы выполнялось условие сравнимости внутренней отчетности компании с отчетностью конкурентов и информацией, содержащейся в нормативных документах. Наконец, итоговые отчеты, поступающие из систем производственного, бухгалтерского, управленческого и финансового учета, должны быть сопоставимы между собой.

Отличия управленческого учета от бухгалтерского учета

Основные отличия управленческого учета от бухгалтерского представлены в таблице.

Отличия управленческого учета от бухгалтерского учета

Критерии

Управленческий учет

Бухгалтерский учет

Потребители информации

Руководители компании

Государственные органы, партнеры по бизнесу

Свобода выбора

Полная свобода в определении схемы учета

Учет организуется строго в рамках инструкций и положений

Количество учетных систем, используемых на практике

Целесообразно использовать только одну систему

Как правило, ведется двойная бухгалтерия

Измерители

Любая удобная единица

Рубли и натуральные единицы

Группировка затрат

По "дереву" затрат

По статьям

Основной объект учета

Предприятие и его подразделения

Предприятие в целом

Точность показателей

Допускается использование приблизительных величин

Требуется абсолютная точность

Обязательность ведения

По мере необходимости

Ведение обязательно

Задача управленческого учета – полное отражение всех хозяйственных операций предприятия, включая те, которые не отражаются в бухгалтерском учете, и предоставление руководству предприятия оперативного доступа к этой информации.

В системе управленческого учета осуществляется консолидация данных, полученных из разнородных информационных систем предприятия, таких, как бухгалтерия и кассово-складская система, а также из разного рода внутренних отчетов, таких, как сейфовые листы, отчеты менеджеров и т.п.

В управленческом учете, как правило, содержатся дополнительные данные обо всех операциях, необходимые для эффективного управления предприятием. Это позволяет быстро анализировать отдельные аспекты деятельности предприятия для принятия управленческих решений.

Управленческий учет не регламентирован какими-либо правовыми актами и преследует только внутренние цели предприятия. Как следствие, учетная политика и план счетов управленческого учета формируются предприятием таким образом, чтобы при минимуме затрат на ведение учета получить все необходимые руководству данные. Тем не менее, при ведении управленческого учета целесообразно основывать учетную политику на МСФО или другом хорошо описанном и удобном для предприятия стандарте учета.

Управленческий учет предназначен для оперативного доступа к информации при принятии управленческих решений. Система управленческого учета – это, в первую очередь, рабочий инструмент руководителя и только потом – бухгалтера.

Использование управленческого учета для эффективного управления современным предприятием

Чтобы действительно эффективно управлять предприятием, необходимо оперативно получать информацию по трем позициям, а именно:

– ассортимент товаров;

– себестоимость товаров;

– движение денежных средств.

Эти три раздела управленческого учета тесно связаны друг с другом, между ними постоянно происходит информационный обмен.

Управленческий учет во многом опирается на центры финансовой ответственности.

Центры финансовой ответственности

Наименование

Описание

Центр прибыли

Подразделение, зарабатывающее прибыль. Его руководитель отвечает как за расходы, так и за доходы, и все эти операции отражаются в управленческом учете. Таким подразделением может быть любая производственная структура или торговая структура, действующая по принципу самоокупаемости.

Центр инноваций и инвестиций

Подразделение, развивающее новые направления бизнеса или реализующее инновационные проекты. Обычно оно не является самоокупаемым, компания финансирует его из общего бюджета.

Центр затрат

Подразделение, обслуживающее другие ЦФО. Финансируется за счет центров прибыли. Часто выделяют центры нормативных затрат (например, производственные цеха) и управленческих затрат (например, бухгалтерия, административный отдел, служба безопасности).

Центр доходов

Подразделение, руководитель которого отвечает только за получение доходов предприятия. То есть имеет возможность контролировать цены и объемы продаж. Например, отдел сбыта.

Разделение на ЦФО хорошо работает на практике по трем причинам:

– во-первых, линейные менеджеры имеют больше информации о положении дел в своем подразделении и поэтому способны принимать более адекватные "сиюминутные" решения, чем руководитель компании;

– во-вторых, у сотрудников повышается заинтересованность в результатах своего труда, они становятся более инициативными;

– в-третьих, топ-менеджмент освобождается от необходимости ежедневно решать мелкие вопросы и может сосредоточиться на стратегических задачах.

Впрочем, у децентрализации управления есть и недостатки. Например, руководитель подразделения может принять решение, которое соответствует целям его ЦФО, но не учитывает цели всего предприятия. Кроме того, линейные менеджеры могут невнимательно относиться к деятельности других подразделений и даже тормозить их работу.

Правила управленческого учета

Для того чтобы успешно осуществлять подготовку информации для принятия проблемных решений, ведение счетов, ориентацию менеджеров на отклонения, необходимо всегда применять три главных правила управленческого учета:

– использовать подход с точки зрения эффективности (затраты–выгода);

– относиться к поведенческим аспектам так же внимательно, как к техническому обеспечению;

– использовать различные затраты для разных целей.

Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений

Функция учета – это совершенно особая функция управления, смысл которой заключается в формировании представления о ситуации. Это деятельность руководства по сбору и обработке информации как о предприятии, так и о самом управлении, и об окружающей их обоих среде.

Функция учета охватывает весь цикл управления предприятием, который состоит из нескольких этапов:

ALTTEXT

Схема цикла управления предприятием

В таблице показано, как эти этапы соответствуют функциям управления.

Функции и этапы управления предприятием

Функции управления

Этапы цикла управления

принятие решения

Целеполагание и планирование

организация

Организация и исполнение планов

регулирование (контроль сверху)

Контроль за исполнением

обратная связь (контроль снизу)

Анализ, управленческое воздействие на ход исполнения планов и корректировка планов и/или целей

Роль бухгалтера-аналитика в ведении управленческого учета заключается в выполнении им следующих основных функций:

– подготовка информации для принятия проблемных решений;

– ведение счетов;

– ориентация менеджеров на отклонения.

Подготовка информации для принятия проблемных решений – сравнительный анализ возможных решений, анализ альтернативных вариантов и определение наилучшего из них. Например, при принятии решения о создании интернет-портала компании можно провести анализ ожидаемой выручки и ожидаемых затрат по предлагаемым проектам нескольких фирм.

Ведение счетов – сбор данных и составление отчетности для всех уровней управления по периодам и доведение этих сведений до всех уровней руководства. Например, это учет данных об объеме продаж, закупках сырья, платежах.

Ориентация менеджеров на отклонения – информационная поддержка менеджеров в управлении по отклонениям. Данная функция связана с акцентированием внимания менеджеров на возможностях и проблемах, возникающих в процессе осуществления деятельности организации, т. е. на тех моментах, которые требуют корректировки. Например, внимание менеджеров можно ежедневно обращать на количество не проданных за день и возвращенных единиц продукции и удельные затраты, понесенные при работе оборудования.

Выводы

Управленческий учет – это область знаний и сфера деятельности, связанная с формированием и использованием экономической информации для управления хозяйствующим субъектом. Это система сбора и группировки финансовой и нефинансовой информации, на основе которой менеджеры принимают решения для достижения целей организации. Данные управленческого учета используются, как правило, внутри фирмы и не выходят за ее пределы. Управленческий учет охватывает всю систему формирования и использования информации для управления бизнесом в целом, включая стратегическое управление, оценку деятельности организации, ее подразделений и функциональных блоков, планирование и контроль хозяйственной деятельности, обеспечение оптимального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Под управленческим учетом понимается процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления финансовой и производственной информации, на основании которой руководством предприятия принимаются оперативные и стратегические решения. Цель управленческого учета заключается в том, чтобы помочь управляющим в принятии экономически обоснованных решений.

Результатом использования управленческого учета является достоверная и своевременная информация о положении и результатах деятельности предприятия и их соответствии целям предприятия. Действующая система управленческого учета обеспечивает эффективный контроль над имуществом, обязательствами и финансовыми потоками предприятия. Управленческий учет предоставляет реальные данные для планирования деятельности, анализа сильных и слабых сторон предприятия и принятия решений на основе полученной информации. Благодаря управленческому учету создается и функционирует прозрачная система управления финансами, позволяющая достигать поставленных целей.

Литература

1. Акчурина Е.А. Управленческий учет. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.

2. Вахрушина С.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л, 2005.

3. Врублевский Н.К. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Издательство "Бухгалтерский учет", 2005 г.

4. Друри К. Управленческий и производственный учет: вводный курс. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2007.

5. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2006.

6. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Бухгалтерское дело, 2004.

7. Николаева С.А. Управленческий учет. Легенды и мифы. – М.: Аудиторскоконсалтинговая фирма "ЦБА", 2004.

8. Теплова Т.В. Инвестиционный анализ. – М.: Финансы и статистика, 2006.

9. Титова Н.Л. Курс лекций по разработке управленческих решений. – М.: Инфра-М, 2005.

10. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет. 10-е изд. –СПб.: Питер, 2005.