Тема любви в стихах Александра Блока и Сергея Есенина

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 17.04.2015

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Тема любви в стихах Александра Блока и Сергея Есенина [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Сравнение любовной тематики в стихах Блока и Есенина.

В первой четверти двадцатого века творили два замечательных русских поэта – Блок и Есенин.

Они создали произведения, которым нет равных в русской литературе.

Творчество А.Блока и С. Есенина развивалось по разным векторам.

Александр Блок вырос в семье, где знали и любили литературу. Мать поэта, его тетка и бабушка занимались переводами. Неудивительно, что у Блока рано возникла тяга к поэзии.

Сергей Есенин же родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской области. Детство поэт провел рядом с русской природой. С раннего возраста Сергей Есенин полюбил народное творчество. Это прошло красной строкой через все его дальнейшее творчество. В каждом стихотворении поэт поклоняется русской душе, русской природе и России.

Встреча Сергея Есенина и Александра Блока происходит в 1915 году в Петрограде. Блок становится для молодого Есенина учителем в ранний период его творчества.

Оба поэта огромное внимание уделяли теме любви. Но каждый видел по-своему это великое чудо мироздания.

Блок относится к символистам. Его любовная лирика необычна. Она наполнена таинственными образами:

"Ты – божий день. Мои мечты -
Орлы, кричащие в лазури.
Под гневом светлой красоты
Они всечасно в вихре бури".

Сергей Есенин пишет о реальном чувстве без иллюзорных абстракций. Любовь в его лирике проста, но реальна и искренна:

"Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло".

Первый период творчества Александра Блока включает в себя цикл "Стихи о прекрасной даме". Лирика в данном цикле посвящена жене поэта Менделеевой. Во время создания цикла поэт находился под влиянием философии В.С. Соловьёва. Женщина являлась для Бока воплощением красоты и святости. Наиболее ярко, на мой взгляд, это выражено стихотворении 1901:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

В этом стихотворении Александр Блок говорит о том, что несмотря ни на что с годами для любящего человека любимая женщина не измениться, что прекрасная дама подобна "ангелу в пыли" потеряет свою привлекательность и таинственность:

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

Блок боится, что не сможет преодолеть разочарование и падет "боязно и низко". Чтобы наиболее точно показать свои чувства поэт использует образ "объятого пламенем горизонта". Он характерен для изображения неуверенности и тревоги в ранних стихах Александра Блока.

Для первых есенинских стихов о любви характерны простота и наполненность образами русской природы. Например, стихотворение 1911 года "Под венками лесной ромашки...". В этом стихотворении Сергей Есенин говорит о любви, символом которой является колечко лодочника. Как только юноша потерял его девушка полбила другого:

"Лиходейная разлука,
Как коварная свекровь.
Унесла колечко щука,
С ним – милашкину любовь".

Молодой Есенин очень тонко подмечает смену настроения лодочника. Природа в данном случае выступает отражением душевных переживаний юноши:

"Не нашлось мое колечко,
Я пошел с тоски на луг,
Мне вдогон смеялась речка:
"У милашки новый друг".

Есенинское стихотворение дышит родиной, кажется чувствуешь запах свежей луговой травы и грустный шепот речки. В отличии от символизма Блока стихи Есенина боле эмоциональны и открыты для восприятия. Стихотворение Сергея Есенина с венком ромашки", "лиходейное" задорное но печальное.

В более поздних циклах Блока чувствуется явная смена отношения к любви. В них исчезает то возвышенное восприятие женщины которое ощущается в "Стихах о прекрасной даме". Однако в стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе..." из цикла возмездие еще звучат отголоски былых мечтаний поэта.

"О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе."

Лицо любимой еще светит в душе Блока, но разочарование и тоска уже сеют сомнения. То, чего больше всего боялся поэт, случилось. Она покинула его. Чувства безысходности подчеркивается образами: синий плащ, сырая ночь. И несмотря на то, что "Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола." образ этой женщины навсегда останется в его сердце. Доподлинно известно, что стихотворение было посвящено Л.Д. Блок.

У Сергея Есенина перемены в любовной лирике связаны с тяжелыми жизненными испытаниями, выпавшими на долю молодого поэта. Неизлечимое увлечение алкоголем, осознание всех тех страданий, которое оно причиняло его близким людям отравило душу поэта, превратило его в циника, наполнило его стихи непреодолимой тоской и отчаянием. По этой причине в его стихах зазвучала боль и горечь одиночества:

Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои вполукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

В этих строках чувствуется злость на женщину. Особенно яростно она звучит во второй строфе. Злость поэта передана посредством аллитерации которая позволяет почувствовать, что автор стихотворения как будто бы говорит сквозь зубы.

Однако несмотря на боль и душевные страдания Сергей Есенин по-прежнему способен писать нежные и трогательные стихи. Ярким примером этого становятся стихи из цикла "Персидские мотивы". Отдельно необходимо выделить произведение "Шаганэ ты моя, Шаганэ!.."

Теплота и нежность есенинского сердца выплеснулись в ласковых словах, обращенных к восточной красавице, обреченной носить чадру. Естественно, что тем самым начат разговор и на тему о любви к женщине. И не имеет значения, что в стихотворении говорится о синих цветах Тегерана, коврах ширазских и шалях хорасанских, которых ни сам поэт, ни его читатели никогда не видали. Светлый оптимизм, незлобивый юмор строк этого произведения дарят человеку хорошее настроение, будят добрые чувства.

Читая это стихотворение понимаешь, что поэт пишет о восхищении восточной женщиной, но не о любви к ней.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ!

В этом стихотворении Сергей Есенин несколько раз повторяет фразу "Потому что я с севера, что ли,...", это говорит о том, что он сильно тоскует по родине. Здесь, как и во многих своих стихах, поэт удивительно переплетает любовь к женщине и любовь к России.

В поздних стихах Сергея Есенина стали очень жестко звучать обида, злостью одновременно раскаяние. Несомненно, это не обошло стороной и любовную лирику поэта. Та важный творческий перелом нашел отражение в знаменитом стихотворении "Письмо к женщине".

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.

В этих строках звучит желание поэта раскрыть душу перед любимым человеком. Читая это стихотворение сначала можно подумать, что поэт пишет подруге. Он вспоминает прошлое. Но стоит внимательнее вчитаться как становится очевидны – это письмо именно возлюбленной.

Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был
И что со мною сталось!

Однако, творя прекрасные и чувственные строки письма, поэт понимает, что чувства его уже безответны. Он смиряется с этим, понимая, что прошлое не исправить. Ему остается только тихая грусть, которая и звучит в финальных строчках стиха.

Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.

Особую прелесть стихотворению предает то, что, оно написано в виде письма. Данный прием позволяет глубже понять чувства поэта и отразить те нотки душевных переживаний, которые недоступны в простом стихе.

Теперь вернемся к Александру Блоку. В его поздней любовной лирике нежность и чистота любви сменяются страстью. Это нашло отражение в последнем цикле поэта "Кармен", который был написан под впечатлением от знакомства с Л.А. Дельмос. Образ цыганки из оперы Бизе олицетворял в стихах Блока страсть. Возьмем к примеру стихотворение написанное 30 марта 1914года "Вербы – это весенняя таль". Каждая строчка наполнена бурными, неуёмными эмоциями.

Розы – страшен мне цвет этих роз,
Это – рыжая ночь твоих кос?
Это – музыка тайных измен?
Это – сердце в плену у Кармен?

В этих строках видно, что страсть – не просто сильный порыв, а еще что -то необъятное, неизведанное. Символы предстают перед нами как отражение мечтаний и ревности поэта к уходящей молодости и тающей красоте.

Итак, творчество Александра Блока и Сергея Есенин очень сильно отличается. Несмотря на то, что оба поэта уделяли много места в своем творчестве именно любви, каждый из них видел её по своему. Так в творчестве Александра Блока четко прослеживается переход от чувственного и возвышенного к земному и страстному.

У Сергея Есенина в стихах нашли отражение все душевные переживание разрывающие его существо на части. Сразу бросается в глаза разница между стихами "Выткался на озере алый цвет зари..." 1910 года и стихотворением 1924 года "Письмо к женщине". Есенин сам ни раз говорил: "Что касается... автобиографических сведений, – они в моих стихах".

Единственное, в чем можно увидеть соприкосновение творчества двух поэтов – это тот факт, что встреча в1915 году Есенина с Блоком стало толчком для начала литературной карьеры Сергея Есенина.