ODiplom // Бухучет // 16.10.2013

Теория бухгалтерского учета

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Бухучет

Опубликовано: 16.10.2013

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Теория бухгалтерского учета [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В статье кратко рассмотрены базовые теоретические аспекты бухгалтерского учета.

Объекты бухгалтерского учета и их классификация

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Фактически объекты бухгалтерского учета могут быть объединены в две крупные группы:

- объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;

- объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.

При этом к первой группе относятся имущество организации, состоящее из различных видов средств и обязательств, а ко второй – хозяйственные процессы и их результаты.

Для эффективного использования активов необходимо знать, какие его виды имеются в организации и как они размещены, а также источники образования этого имущества и их целевое назначение. Поэтому необходима классификация имущества в двух разрезах:

1) по составу и размещению;

2) по источникам образования и назначению.

По составу и размещению имущество можно подразделить на следующие основные группы: внеоборотные активы, оборотные активы и отвлеченные активы.

Внеоборотные активы подразделяются на:

- основные средства – в процессе использования они постепенно изнашиваются, и их стоимость включается в себестоимость продукции (работ, услуг) частями путем начисления амортизации;

- нематериальные активы – объекты долгосрочного пользования, имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями, также как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока их пользования;

- незавершенное строительство – представляет собой средства, находящиеся в пока что неоконченном строительстве, вложенные в приобретение, реконструкцию внеоборотных активов, модернизацию и техническое перевооружение.

Объекты бухгалтерского учета внеоборотные активы

Рис. 1. Внеоборотные активы

Отвлеченные активы представляют собой внеоборотные активы, которые частично могут быть отвлечены или переданы во временное пользование другим организациям, например по договорам аренды. В эту группу также можно отнести отложенные налоговые активы, образовавшиеся в результате возникновения разницы по данным бухгалтерского и налогового учета.

Оборотные активы подразделяются на следующие группы: материально-производственные запасы, денежные средства, финансовые активы и средства в расчетах. Примеры оборотных активов представлены на рисунке 2.

Объекты бухгалтерского учета оборотные активы

Рис. 2 Оборотные активы

По источникам образования и назначению объекты бухгалтерского учета подразделяются на собственные и привлеченные источники образования ресурсов организации.

Собственные источники или собственный капитал – это капитал организации, зарегистрированный в уставе, сформированный за счет взносов учредителей при создании организации (уставный капитал), добавочный капитал, создаваемые резервы (резервный капитал, различные резервы), целевое финансирование (средства других юридических лиц, средства различных бюджетов, которые предназначаются для выполнения конкретного вида работ и возврату не подлежат), целевые фонды, прибыль, полученная в результате финансово-хозяйственной деятельности организации.

Привлеченный капитал – это различные кредиты банков (краткосрочные, долгосрочные), других организаций (краткосрочные, долгосрочные займы) и кредиторская задолженность (долги предприятия по различным операциям с поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом, по расчетам с персоналом по оплате труда и прочими кредиторами). Организация может задолжать другой организации при получении от него различных материалов и товаров (поставщикам), услуг и выполненных ими работ (подрядчикам) и т.д., государству – по различным налогам и обязательным отчислениям, (пенсионному фонду и другим внебюджетным фондам), а также своим работникам (по оплате труда). Вся перечисленная задолженность входит в группу кредиторской задолженности.

Объектом бухгалтерского учета является также хозяйственная операция – фактическое совершенное действие по изменению объектов учета или один отдельный факт хозяйственной деятельности. Причем, любая хозяйственная операция должна быть оформлена документально.

Из массы хозяйственных операций складываются процессы, которые можно разделить на:

1) процесс заготовления – заготовление сырья, материалов, т.е. обеспечение организации основными и оборотными средствами;

2) процесс производства – хозяйственные операции по расходованию сырья и материалов, трудовых ресурсов (начисление оплаты труда), основных средств (начисление амортизации) и оприходованию готовой продукции;

3) процесс продажи – совокупность операций по отгрузке продукции покупателям и заказчикам, расчетам за отгруженную продукцию, поступлению денег на счета организации и определению финансового результата от реализации.

Виды инвентаризации

Инвентаризация – проверка наличия числящегося на балансе предприятия имущества данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств.

Классификация по полноте охвата:

1. Полная инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится, как правило, один раз в год, обычно перед составлением годового отчета.

2. Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе.

3. Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичных и проводятся, как правило, по товарам, уценённым и переведённым в пониженные сорта, оказавшимся без ярлыков, морально устаревшим и испорченным, а также в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна.

4. Сплошные инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённом пункте или в потребительском обществе.

Классификация по роли в хозяйственном процессе:

1. Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плану в заранее намеченные сроки.

2. Внеплановые инвентаризации проводятся внезапно по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных и других контролирующих органов в случаях особой необходимости.

3. Повторная инвентаризация проводится в случае, когда возникли сомнения в качестве инвентаризации или в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

4. Необходимая инвентаризация проводится в ряде случаев, предусмотренными нормативно-правовыми актами.

5. Контрольно-перепроверочная инвентаризация проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.

По частоте или периодичности проведения различают: ежесменные, ежемесячные, квартальные, полугодовые и годовые инвентаризации.

Ежесменные инвентаризации остатков неиспользованных материалов, наличия полуфабрикатов или продукции осуществляют в ряде производств при передаче смен материально ответственными лицами, при использовании инвентарного метода контроля за использованием материалов, при работе с особо дорогостоящими или опасными продуктами.

Не реже, чем ежеквартально, проводится инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей в кассе.

При годовой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов.

По характеру проведения различают:

1. Текущие инвентаризации, которые проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, соответствия действующих норм расхода сырья и материалов на производство отдельных видов продукции их фактическому расходу.

2. Перманентная или непрерывная инвентаризация состоит в том, что постоянно действующая инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей в то время когда их остаток является минимальным.

Также выделяют классификацию по объекту инвентаризации:

1. Инвентаризация основных фондов – система учетных мероприятий для определения количества, состава и состояния основных фондов предприятия на определенный момент.

2. Инвентаризация товарных запасов – полная перепись товаров в торговом предприятии, проводимая специальной комиссией.

Регулирование бухгалтерского учета в России.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона "О бухгалтерском учете", устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

В Российской Федерации создана четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон "О бухгалтерском учете". Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации.

В Федеральном Законе "О бухгалтерском учете" определяется роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций порядок и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Второй уровень. К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений – раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе "О бухгалтерском учете". Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности.

Третий уровень регулирования включает нормативные акты Правительства Российской Федерации, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений четвертого уровней.

Четвертый уровень составляют методические указания и рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета отдельных видов имущества, обязательств, других хозяйственных операций. Рекомендации призваны помочь бухгалтеру организовать учетный процесс, составить для предприятия внутренние инструкции и другие локальные нормативные документы по ведению первичной документации, бухгалтерской регистрации и обобщению данных. Нормативные документы четвертого уровня не являются обязательными для всеобщего применения. Их назначение иное – определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов. Документы этого уровня, которые формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации, предусмотрены статьей 6 Закона "О бухгалтерском учете".

Изложенная структура нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой продуманную систему нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности.

Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете – "обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам".

Аналитический учет.

Аналитический учет – детализированный бухгалтерский учет хозяйственных операций и средств предприятий.

По законодательству РФ аналитический учет ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Аналитический учет – система сбора данных, предусматривающая группировку учетной информации в нужном разрезе для нужд управления, составления бухгалтерской отчетности. Аналитический учет позволяет детализировать сведения об объекте в денежном и (или) натуральном выражении. Наиболее укрупнённые и общие для всех предприятий отрасли позиции аналитического учета предусматриваются в плане счетов и называются субсчетами. Детализация в бухгалтерском учете осуществляется по схеме: синтетический учет – субсчет – аналитические счета (по наименованиям продукции, видам затрат, поставщикам, покупателям и т. д.).

Аналитический учет характеризует: состояние запасов; выпуск готовых изделий; расчеты с покупателями, поставщиками, персоналом и т. п. Натуральные показатели аналитического учета дают возможность учитывать результаты инвентаризации (излишки, недостачи).

Данные аналитического учета обобщаются путем составления сальдовых и оборотных ведомостей. Итоговые данные по аналитическим счетам позволяют получить сведения по синтетическому счету. Итоги оборотов и сальдо по аналитическим счетам должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, что обеспечивает возможность контроля данных.

Для ведения аналитического учета применяются карточки, книги, ведомости, а при автоматизированном учете – автоматизированные программные продукты и файлы на информационных носителях.

Достоверность показателей аналитического учета периодически проверяют путём инвентаризации.

Литература

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете"

2. Бухгалтерский учет. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3. Бухгалтерский учет. – М: Финансы и статистика, 2006 г.

4. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.