ODiplom // Экономика // 29.11.2016

Теория Кейнса

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Экономика

Опубликовано: 29.11.2016

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Теория Кейнса [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современных условиях постулаты теории Кейнса относительно государственного вмешательства в национальную экономическую систему приобретают особую значимость в связи с необходимостью поддержания условий для ее стабильного развития.

Действия государства согласно теории Кейнса должны опираться на критерии целесообразности, обоснованности и рациональности, а целевое воздействие на экономическую систему должно подкрепляться решением стоящих перед обществом задач и особенностям текущего социально-экономического развития.

Основная проблема в исследуемой области заключается в необходимости изучения экономической роли государства в национальной экономической системе для каждого современного гражданина, что является объективным процессом, так как без этого невозможно понимание значения государственных экономических мер.

Характерной особенностью теории Кейнса является всеобъемлющее государственное воздействие на экономическое развитие, что выражается в разработке и последовательной реализации экономической политики государства.

Формирование теории Кейнса

В 1920-1930 года Джон Мейнард Кейнс сформулировал теорию, общая суть которой выражается в следующем: "нерегулируемая капиталистическая система подвержена повторяющимся спадам (рецессиям) с массовой безработицей. По мнению Кейнса, для того, чтобы избежать ненужной траты ресурсов, необходима активная стабилизационная политика правительства" [1].

Теория Дж. М. Кейнса отражает интересы и служит выражением взглядов крупных промышленников, предприятий, связанных с государственным сектором экономики, а также государственных чиновников и значительной части интеллигенции.

Краеугольным камнем теории Кейнса является идея государственного воздействия на социально-экономические процессы, для достижения стабильного развития национальной экономической системы и максимально возможного смягчения кризисов и их последствий.

Возникновение теории Кейнса

Непосредственное возникновение кенсианства было обусловлено одним единственным поводом – мировой экономический кризис 1920–1930-х годов и его великая депрессия 1929–1933 годов.

Причина появления теории Кейнса

Истинной же причиной появления теории Кейнса являлось несовершенство традиционного подхода, который был свойствен западным странам.

Основной труд концепции Кейнса

В качестве опорной базы для всего кейнсианского подхода была "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованная Кейнсом в 1936 году.

Специфика Общей теории занятости, процента и денег Кейнса

Специфической особенностью данной работы является тот факт, что она представляет собой весьма неструктурированное изложение мыслей, которые однако все экономисты посчитали чрезвычайно важными.

Суть теории Кейнса

В рамках своей концепции, Кейнс доказывал, что рыночная экономика отнюдь не утратила способности к динамичному развитию, а масштабный кризис – это явление временное, к которому можно подготовиться и смягчить его с помощью объективного государственного вмешательства.

Согласно теории Кейнса, кризисы являются следствием отношений свободной конкуренции, в условиях которых наиболее выгодное положение занимают финансовые спекулянты, различные посредники и рантье, которые не заинтересованы в каком-либо расширении производства и развитии национальной экономической системы. Аккумуляция богатства в их руках приводит к свертыванию инвестиций, спаду предпринимательской активности, что в свою очередь вызывает рост безработицы и обострение социальных конфликтов.

Примечательно, что Пол Хейне отметил, что в рамках своей концепции "Кейнс считал, во-первых, что традиционный подход экономистов к проблеме спадов, по сути дела, игнорировал саму эту проблему и, во-вторых, что экономика современных промышленно развитых стран, таких как Великобритания или Соединенные Штаты, вовсе не склонна автоматически двигаться к полной занятости" [2]. Это объясняется тем, что достижение равновесия в рамках традиционного подхода осуществлялось как бы "скачком" от одного состояния равновесия к другому. Но сам процесс достижения равновесия был мгновенным только на графиках экономистов, которые, по сути, опускали проблемы экономических спадов и кризисов и не занимались антикризисными вопросами. На самом же деле процесс достижения нового равновесия продолжителен и может занимать неделю, месяц или больше времени. В результате экономические системы подходят к состоянию кризиса неподготовленными, что доказала Великая Депрессия.

Главной заслугой Кейнса в области развития теории государственного регулирования экономики является выделение макроэкономики в качестве самостоятельного направления, как учебной дисциплины, так и государственной политики.

теория Кейнса

До развития идей кейнсианства макроэкономические вопросы не выделялись экономистами и государственными деятелями в качестве самостоятельного предмета рассмотрения.

Кейнсианская теория регулирования экономики

В рамках основной концепции своей теории Кейнс предложил два основных направления, которые способствовали развитию экономической науки с позиций обеспечения эффективного экономического роста при условии государственного регулирования экономического развития и реализации активной политики по стабилизации национальной экономики.

Во-первых, он "отверг принципы оптимизации и методологического индивидуализма в качестве обязательных предпосылок для выведения функций экономических переменных и построения экономических моделей" [3]. Вместо этого, на основе макроэкономического анализа экономических взаимосвязей, он сформировал основы общего развития экономической системы в отдельном государстве.

Согласно теории Кейнса государство, выступая одновременно в качестве экономического агента и регулирующего органа, способно управлять развитием экономики, используя для этого макроэкономические инструменты.

Во-вторых, Кейнс доказал необходимость реализации "активной политики государственного регулирования макроэкономических вопросов развития экономики" [4]. В совокупности с использованием макроэкономических инструментов для управления развитием национальной экономики государство осуществляет вмешательство в функционирование рыночного хозяйства при проведении стабилизационной макроэкономической политики.

Макроэкономическая политика государства формируется и реализуется по усмотрению правительства и государственных министерств в зависимости от текущего рыночного состояния и рыночной конъюнктуры.

Также важным моментом кейнсианской теории является соотношение сбережений и инвестиций, которые в системе Кейнса являлись источником колебаний в экономике.

  • Природа инвестиций такова, что они неизменно играют значительную роль в возникновении экономических кризисов, так как инвестиции значительно менее устойчивы, чем традиционные расходы населения.
  • Очевидно, что покупку дорогостоящих благ, например, квартиры или машины, намного легче отложить, чем покупку продуктов питания, одежды и прочего.
  • Поэтому традиционные расходы населения всегда поддерживаются на определенном уровне, а приобретение дорогих товаров длительного пользования откладывается сразу же, как только человек сочтет это уместным.

На этой основе Кейнс сформулировал основной психологический закон:

По мере роста доходов отдельного индивида в составе его расходов возрастает удельный вес сбережений, а по мере уменьшения доходов, наоборот, население уменьшает выделение средств на сбережение, чтобы сохранить прежний уровень жизни [5].

Опираясь на данное положение, Кейнс выдвинул концепцию, что поскольку правительство, государство и министерства обладают значительно большей информацией о рыночном положении и состоянии национальной экономики, чем отдельно взятый человек, необходимо государственное регулирование экономических процессов на макроуровне для обеспечения стабильного экономического развития.

Недостаточность спроса, которая вызвана стремлением сберегать больше, чем люди хотят тратить, в противовес традиционного подхода к экономическому развитию ведет к развитию "парадокса бережливости", суть которого выражается следующим образом:

Возросшее желание сберегать до такой степени разрушает стимулы к инвестированию, что производство и доходы опускаются ниже той отметки, на которой сберегатели могут хотя бы сохранить свой предыдущий желаемый уровень сбережений. Попытка сберечь побольше ведет к фактическому сокращению сбережений. На самом же деле увеличить свои сбережения население смогло бы, если бы решило меньше сберегать и больше тратить [2].

парадокс бережливости в теории Кейнса

Парадокс бережливости в теории Кейнса

Проблема заключается в том, что в обратную сторону парадокс не действует, т.е. если отдельный человек или предприятие решит увеличить свои накопления, увеличивая траты, желаемой цели они никогда не достигнут. Поскольку парадокс применим только к совокупности всех экономических субъектов, которые сберегают и инвестируют, но решения об увеличении сбережений принимаются не всей совокупностью, а отдельными людьми. Поэтому государство может управлять расходами и накоплениями экономических субъектов, реализуя стимулирующую политику для увеличения расходов или накоплений населения.

Регулирование рынков капитала в теории Кейнса

Отдельно Кейнс выделял значимость регулирования рынков капитала как ответ на мировой экономический кризис. Согласно концепции Кейнса, государство должно понизить ставки процентов на капитал, установить повышенные налоговые ставки на любые спекулятивные сделки финансового характера, затем, собрав за счет этого необходимые средства, направить их на развитие производства и национальной экономической системы, а также решение социально значимых проблем. Кейнс указывал на то, что "эвтаназия рантье и праздных инвесторов не повлечет за собой никаких потрясений" [5].

В представлении Кейнса, государство – это единственный институт, который может гарантировать успешную реализацию частных инициатив.

Согласно воззрениям Кейнса, государство, выступая одновременно в качестве экономического агента и регулирующего органа, способно управлять развитием рынка капитала, используя для этого доступные ему макроэкономические инструменты. При этом данная политика должна опираться на активные действия государства, а не являться реакционной.

Кейнс выделил зависимость между инвестициями и обращением капитала, согласно которой норма процента должна быть совместима с масштабом инвестиций. В этом случае "мероприятия государства выступают как уравновешивающий фактор и имеют целью обеспечить такой рост обращения капитала, что приближение к точке насыщения происходило бы темпами, не возлагающими чересчур тяжелого бремени на жизненный уровень нынешнего поколения" [5]. Кейнс обозначил и мероприятия, с помощью которых государство может осуществлять регулирование.

В частности, для регулирования обращения капитала Кейнс предлагал сохранять умеренную инфляцию, прибегать к понижению ставки ссудного процента, обеспечивать наличие 3% безработицы и поддерживать производство военной продукции.

Ключевой задачей регулирования рынков капитала в своей теории Кейнс выделял стабилизация их развития, для чего предполагалось активное вмешательство государства в целях осуществления стабилизационной политики. Вместе с тем, кейнсианство ограничивало подход к регулированию государством рынков капитала преимущественно экономическими мерами, опираясь на закон соотношения сбережений и инвестиций и парадокс бережливости, сформулированные в рамках данного учения. Административным, законодательным и нормативным мерам уделялось меньшее значение. Вопросы защиты публичных прав инвесторов на рынках капитала фактически соответствовали положениям классической школы, однако предполагали более активное вмешательство в создание законодательных условий для защиты личных прав инвесторов. Исходя из этого, в отношении рынков капитала задача регулирования состоит в следующем:

Регулирующее воздействие государства должно быть сосредоточено в области обеспечения стабильного развития рынков капитала в целом, что отвечает интересам стабилизации национальной экономики, по факту игнорируя необходимость соблюдения публичных интересов непосредственных участников рынков капитала.

В рамках современных подходов к регулированию рынков капитала находят отражение отдельные положения теории Кейнса, при этом преобладает гипотеза, согласно которой государственное регулирование рынков капитала обуславливается текущими и перспективными экономическими интересами, целями и задачами государства, а не несовершенством рыночного механизма.

Теория Кейнса и возрождение его идей в современных условиях

Идеи теории Кейнса в современных условиях могут быть адекватно соотнесены с текущей экономической ситуацией, при условии их адаптации к критериальным аспектам национальной экономической системы любого государства, которое заинтересовано в стабильном развитии своей экономики. Сегодня объективно развивается подход целесообразного государственного регулирования рыночной экономики, в котором роль государства в экономике должна отвечать стоящим перед обществом задачам и особенностям развития национальных экономических систем.

Современная отечественная экономическая наука переживает качественный переход от почти полного отрицания необходимости какой-либо роли государства в национальной экономике, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 1990-х гг., последующего возврата к теме государственного регулирования экономики в конце 1990-х гг. и осознания важности экономической роли государства в середине 2000-х годов к практическому применению макроэкономических механизмов для эффективного регулирования национальной экономической системы во втором десятилетии XXI века.

За последние годы стали появляться новые исследования, которые носят взвешенный характер, подчеркивающие необходимость участия государства в экономической сфере страны и целесообразность совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики.

В этой связи особую значимость приобретает переосмысление идей Кейнса, связанных с необходимостью экономического участия государства в национальной экономической системе, что является объективным процессом, так как без этого невозможно поступательное развитие экономики страны. Современное рыночное хозяйство не может развиваться без вмешательства государства, разница лишь в том, насколько серьезным должно быть это вмешательство. В настоящее время трудно представить себе общество, где государство не осуществляет активную бюджетно-налоговую, финансовую и экономическую политику.

Возрождение идей Кейнса и их адаптация к современным условиям исходит из того, что роль государства заключается в регулировании стратегического развития национальной экономики и координации экономических процессов для достижения оптимальных экономических условий для населения и экономических агентов страны. Ключевым аспектом является вопрос о границах и степени государственного регулирования экономических отношений, в особенности в сфере предпринимательства. Переосмысление теории Кейнса, основанное на признании значимости государства в экономическом развитии, формируется на базе того, что государство, создавая условия для ведения хозяйственной деятельности, действует в логике современных экономических реалий. Ключевые направления:

  • обеспечение административной, правовой, налоговой, социальной, коммуникативной среды для субъектов хозяйствования, которые действуют в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей в тех или иных товарах и услугах;
  • поддержка общественно-значимых отраслей и сфер экономической деятельности;
  • защита отечественных предпринимателей от транснациональных корпораций, доминирования иностранных компаний, обеспечение работы антимонопольной службы;
  • удовлетворение потребностей общества в общественно-значимых товарах и услугах, не имеющих коммерческой рентабельности;
  • защита малообеспеченных слоев населения;
  • решение вопросов обеспечения национальной обороны, правопорядка и защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • реализация государственных программ в области импортозамещения, реструктуризации национальной экономической системы, модернизации инфраструктуры, инвестиций в развитие инфраструктуры;
  • иные направления государственной поддержки и регулирования отраслей и сфер деятельности.

Вместе с тем, ряд положений теории Кейнса объективно устарел и нуждается в адаптации к современным общественно-экономическим реалиям. Поэтому говорить о возрождении теории регулирования Кейнса следует с учетом актуальной действительности.

Продолжая логику Кейнса, современные сторонники его теории и концепций исходят из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие, поэтому необходимо активное вмешательство государства в экономику посредством различных мер экономической политики и административного вмешательства. Иными словами:

Невидимые результаты невидимой руки рынка многих достали.

Современные кризисные явления подтверждают несостоятельность отдельных положений о том, что рыночная система априори в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. Тогда как государственное регулирование на основе учета макроэкономических показателей, институциональных аспектов и интересов экономических групп позволяют достичь стабильного развития экономики.

Вывод

Таким образом, можно охарактеризовать суть кейнсианства. Представители кейнсианства, ссылаясь на Великую депрессию, утверждают, что причиной макроэкономических проблем в целом, которые, в конечном счете, ведут к экономическим кризисам, является нестабильность расходов населения. При этом, природа нестабильности определяется инвестиционными расходами населения.

Кейнсианство отвергает гарантию устойчивости экономического развития при отсутствии колебаний в области предложения денежных средств.

Результатом макроэкономических проблем, согласно теории Кейнса, является увеличение проблем в масштабе рынка, что ведет к резким циклическим колебаниям с ярко выраженными границами элементов цикла. Цикличность проявляется при этом во всем: в колебаниях деловой активности, колебаниях производства, колебаниях цен и рынка труда. Результатом совокупности макроэкономических проблем и циклических колебаний является затяжной экономический кризис и посткризисные негативные структурные изменения в экономике. В случае хронического недостатка совокупного спроса, который не позволяет поддерживать уровень производства и занятости, сбережения населения сдерживают экономический рост.

Для устранения макроэкономических проблем кейнсианство предполагает активное вмешательство государства в экономическое развитие национальной экономики в целях осуществления стабилизационной политики.

Литература

  1. Афанасьев В.С. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2014.
  2. Хейне Пол Экономический образ мышления. – М.: Вильямс, 2007.
  3. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2013.
  4. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. – М.: КноРус, 2013.
  5. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2002.
  6. Гребенников В.Г. Формирование государственной политики регулирования экономического развития. – М.: Инфра-М, 2013.
  7. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. – М.: Экономика, 2013.