Теория познания

Автор: Ирина Нестерова ✔ 21.09.2019

Нестерова И.А. Теория познания // Энциклопедия Нестеровых

Познание зародилось вместе с человечеством, однако как философское понятие оно оформилось несколько позже. Само познание понятие многогранное и не теряющее своей актуальностью.


Понятие познания в философии

Познание является неизменным спутником философии на протяжении сотен лет. Дело в том, что философия и познание зародились одновременно из жажды понять и изучить окружающий мир. Отрасль философского знания, направленная на изучение познания, называется гносеологией. Неоднородность трактовки познания в философии связана прежде всего с тем, что ведутся споры о том "познаваем ли мир, а если познаваем, то насколько?".

Познание в философии трактуется как совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии.

О природе познания спорили античные философы, философы средневековья, нового времени. В новейшей философии понимание познания все еще за гранью четкого понимания.

В настоящее время отношение к теории познания существенно разнится в отечественной и зарубежной философии. Следует отметить, что в российской философии теория познания не самая популярная сегодня область.

К содержанию

Теория познания в Античности

Античная философия оставила глубокий след в мировой науке. Такое понятие как познание не могло остаться незамеченным античными философами. Его понимание варьировалось в зависимости от философских школ.

Так одну из самых развернутых трактовок теории познания дает Демокрит. В основе его теории лежит то, что из тел истекают потоки атомов, попадающие в органы чувств. Однако получаемые таким образом знания не полные. В этой связи философ разделяет знание на два вида:

  • темное знание,
  • светлое знание.

Под темным знанием Демокрит понимает знание о предметах, тем временем светлое знание это то что узнается силой разума и которое доходит до обнаружения атомов и пустоты. Особенностью теории познания Демокрита является то, что он отрицает случайность в смысле беспричинности. При этом его понимание сильно отличается от теорий Гераклита и Анаксагора.

Все многообразие явлений природы Демокрит стремится уложить в представление о дискретном строении материи, в то время как Гераклит и некоторые из его предшественников исходили из непрерывности бытия. Он считал, что вечная и безграничная реальность состоит из атомов и пустоты Атомы – вечные, неделимые и непроницаемые элементы бытия. бесконечные но различающиеся формами и размерами. Сталкиваясь друг с другом они сцепляются и образуют все многообразие вещей окружающего мира. Атомы вихрем несутся во вселенной и образуют все сложное – огонь, воду, воздух и землю. Развитие вселенной, порядок мира, все в сущности необходимо, однозначно, определено механическим движением атомов[1].

Тем временем Демокрит придерживался того, что "ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-либо основании и в силу необходимости". При этом философ придерживался того, что любая необходимость исключает случайность. Случайность существует только по мнению человека.

Одной из особенностей теории познания по Демокриту является исследования взаимосвязи логики и познания. Демокрит был одним из первых философов, который стал систематически исследовать проблемы теории познания и логики. Демокриту также принадлежит трактовка рационального познания.

Платон рассматривает познание как постигаемое и познаваемое. При этом к познаваемому относится познаваемое разумом, а постигаемое только умом. В своем труде "Государство" Платон определяет отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого, а так же обращает внимание на отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению [2].

Гераклит в своей трактовке теории познания особое внимание концентрировал на роли внешних чувств. Он много внимания уделял логике. По его мнению логика и познания неразделимы. Разум позволяет познать больше не впав в заблуждение. У Гераклита на первом месте стоит познание мышлением. на первое место Гераклит поставил познание мышлением. Кроме того философ утверждал, что природа вещей едина.

Большой интерес представляет понимание теории познания Аристотелем. По его мнению первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала. Также философ обращает внимание на роль человека в канве мироздания. Он считает, что человек сочетает в себе два начала: духовное и субстратное. В свою очередь духовное начало представляет собой сочетание пассивного ума и активного ума.

Уровни познания по Аристотелю

Уровни познания по Аристотелю

Под "диалектикой" Аристотель в этом случае понимает искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий, заключающихся в мыслях противника, и путем устранения этих противоречий.

К содержанию

Теория познания в средние века и Новое время

Познание в средневековье

На раннем этапе развития средневековой философии познание воспринималось с опорой на трактаты Августина, который утверждал, что чтобы понимать нужно веровать. Вся средневековая философия строилась с опорой на церковные догмы. Любое свободомыслие яростно каралось. Поэтому познание возможно было только в рамках религии, а именно слепой веры.

В "Исповеди" Августин поведал, как он предпринимал много долгих и безуспешных попыток достичь истины с помощью только разума. Но истина открылась ему лишь с обретением веры, когда после долгих духовных блужданий он был обращен в христианство. Только тогда он понял, что самый надежный путь к истине не тот, который начинается с разума, а затем ведет к вере, а тот, который начинается в Откровении, в вере, а затем ведет дальше, к разуму, к пониманию. "Понимание есть вознаграждение веры", – сделал вывод Августин.

В 10-11 веках зародилась схоластика. Схоластики чтили древних философов, как людей, которые достигли вершины естественного знания, но это не значит, чтобы философы исчерпали всю возможную для человека истину: преимущество теологии перед философией заключается как в том, что она имеет высший принцип познания, так и в том, что она обладает высшими истинами, которых разум не может достигнуть сам собою. Эти откровенные истины у схоластиков собственно и составляли существенное содержание их систем, философия же служила только вспомогательным средством для задач богословия.

Схоластика являет собой тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Данное направление получило наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в Средние века.

Одним из самых известных схоластов раннего средневековья был Ансельм Кентерберийский. Он был уверен в том, что постичь знание возможно лишь веруя в Бога.

Позднее теория познания стала развиваться в более смелом ключе, все дальше удаляясь от церковных догм. В этой связи очень интересна теория Роджера Бэкона. Он придерживался разумного реализма. Он считал, что универсалии существуют в самих вещах. В его трудах отражено что так же реально и человек, познавая этот мир, познает содержащиеся в вещах универсалии. В этом плане Бэкон был близок Платону.

Роджер Бэкон был сторонником трех сторон познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт.

Роджер Бэкон настаивал, что знание является следствием одного из трех видов опыта: Бог или Сам дает нам это знание в праопыте, или оно достигается в нашем внутреннем опыте или внешнем опыте. Поэтому знание, исходя от Бога, не может противоречить вере, наука не может противоречить религии, наука помогает познанию Бога, а знание помогает в богословии, упорядочивая богословское знание, систематизируя и снабжая богословие своими аргументами. Знание должно укреплять веру. Оно есть средство обращения атеистов и еретиков.

Первым значимым европейским философом, который выступил против схоластики и ее подхода к познанию стал Френсис Бэкон. Он ставил человека и природу во главе познания. Цель познания состояла, по его мнению, состояло в господстве над природой господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Он первым стал утверждать, что знание – сила. При этом Бэкон подчеркивал, что не каждое знание делает человека могущественным, а только то знание, которое истинно. Бэкон сформулировал понятия материи как природы бесконечной совместимости вещей.

Френсис Бэкон разработал метод, который взят в основу научных методов познания. В основе методов познания должны лежать индукция и эксперимент.

Основы теории познания Френсиса Бэкона

Основы теории познания Френсиса Бэкона

Серьезные перемены в учении о познании произошли в Философское эпоху Нового времени. Начиная с 17 столетие в философии превалирует разум, научно-техническая революция, наука, опыты и особое место для естественных наук. Эмпиризм встал в основу теории познания.

Философия Декарта попадает под тенденции Нового времени. В основе философии Декарта – дуализм души и тела, "мыслящей" и "протяженной" субстанции. В учении о познании Декарт – родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. Основные сочинения: "Геометрия" (1637), "Рассуждение о методе..." (1637), "Начала философии" (1644) [3]. Декарт также известен критикой схоластики.

Важным вкладом в теорию познания со стороны Декарта является формулировка трех основных правил дедуктивного метода. Они представлены на рисунке ниже.

3 правила дедуктивного метода

Основные правила дедуктивного метода

Большой вклад в философию Нового времени внес Томас Гоббс. Томас Гоббс – материалист и эмпирик, продолжатель учения Ф.Бэкона. ОН в корне не согласен с восприятием познания Декартом. Ему чужда теория о о врожденных идеях. Свое недовольство Декартом он обосновывал тем, что на основе опытов очевидно, что спящие люди, погруженные в сон без сновидений, не мыслят. И как следствие в это время у них нет никаких идей. Поэтому никакая идея не может быть прирожденной. Источником познания Томас Гоббс считал чувственные восприятия внешнего мира. Чувственные восприятия в его понимании – это полученные органами чувств сигналы из окружающего мира и их последующая переработка.

Целью познания в эпоху Нового времени является стремление человека постичь природу такой, как она есть сама по себе. Поэтому, научное знание существует на уровне законов, то есть необходимо повторяющихся, общих и универсальных связей явлений.

Литература

  1. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология И теория познания – М.: Гардарики, 2005.
  2. Бородай Т. Ю. Платон // Новая философская энциклопедия – М.: Мысль, 2010
  3. Гриненко Г.В. История философии – М.: 2014