Торговые посредники

Автор: Андрей Нестеров ✔ 01.08.2019

Нестеров А.К. Торговые посредники // Энциклопедия Нестеровых

Посредники в торговле занимают промежуточное положение между производителями товаров и их потребителями, их деятельность связана с распределением продукции.


Понятие торговых посредников

Торговый посредник – предприятие или отдельное лицо, оказывающее услуги в сфере купли-продажи товаров и не занимающееся непосредственно производством этих товаров. Принимают от производителей товар и перепродают его другим посредникам или поставляют конечным потребителям.

Деятельность торговых посредников выгодна производителям по следующим причинам:

  • деловая активность ограничивается определенным кругом лиц;
  • обеспечивается более широкая доступность продукции для потребителей;
  • снижается уровень коммерческих издержек;
  • возможна организация поставок на территориально удаленные рынки без прямого присутствия производителя.

Недостатки функционирования торговых посредников:

  • повышается конечная цена на товар для потребителя;
  • формирование ассортимента в розничных магазинах повергается влиянию субъективных факторов;
  • снижается объективность отношений между потребителем и производителем;
  • повышаются риски некачественного хранения продукции, ее транспортировки и т.п. в сфере ответственности торговых посредников.

Вместе с тем, преимущества использования посредников обычно перевешивают их недостатки. Поэтому на целевых рынках зачастую посредники имеют больше контактов, опыта, более высокий уровень специализации (при достаточном размахе деятельности и выше уровень компетентности), чем у одного производителя.

К содержанию

Типы торговых посредников

Всего есть два типа торговых посредников:

  1. Оптовые торговцы;
  2. Розничные торговцы.

Торговые посредники

Оптовая торговля – предпринимательская деятельность по продаже товаров или услуг для дальнейшей перепродажи.
Розничный торговец – это хозяйственное образование любой организационно-правовой формы, осуществляющее реализацию товаров и конечным покупателям.

К содержанию

Виды торговых посредников

В зависимости от сферы торговли, оптовой или розничной, на рынках действуют разные виды посредников.

В оптовой торговле посредники осуществляют поставку продукции.

Виды торговых посредников в оптовой торговле

Виды торговых посредников

Описание

1

Оптовый торговец с полным циклом обслуживания

Торгуют с предприятиями розницы, предоставляя широкий набор товаров, оказывая все сопутствующие услуги.

2

Дистрибьютор товаров промышленного назначения

Торгуют товарами промышленного назначения и продают их крупным производственным предприятиям.

3

Специализированные оптовые торговцы

Специализируются на поставках определенного вида продукции, при этом не важна широта ассортимента, приоритет имеет постоянное наличие товара и скорость поставки. Характерно для таких видов продукции: продукты питания, сырье, сельскохозяйственная продукция, лес, сталь и т.д.

4

Сбытовые отделения и конторы

Формируется на базе предприятия производителя продукции как самостоятельное подразделение и осуществляется все функции, связанные с распределением готовой продукции.

5

Дистрибьютор

Ведут операции от имени производителя и за свой счет на определенной территории. При этом дистрибьютор не является собственником продукции, но все расходы он несет самостоятельно. Отличается крупным размером и большими оборотами. Не контактируют с конечными потребителями напрямую.

6

Дилер

Небольшие оптовые торговцы, ведут операции от своего имени и за свой счет, приобретая товар по договору поставки. Дилер является собственником продукции, все расходы несет самостоятельно. В ряде сфер дилер продает продукцию конечным потребителям.

7

Комиссионер

Ведет операции от своего имени и за счет производителя. Не является собственником продукции, но заключает договор поставки от своего имени. Перечисляет производителю сумму за вычетом своей комиссии. При этом отвечает перед обоими сторонами за сохранность товара и выполнение условий поставки.

8

Агент

Не берет на себя право собственности на товар и выполняет функцию представителя другого лица (производителя или другого оптового посредника). За свою деятельность получает вознаграждение.

9

Брокер

Задача брокера только свести покупателя и продавца и помочь им договориться. Вознаграждение брокер получает от того, кто привлек его.

В розничной торговле посредники осуществляют продажу продукции.

Виды розничных торговых посредников

Виды торговых посредников

Описание

1

Универмаг

Крупный магазин, торгует широким ассортиментом товаров. Продукция может быть как продовольственная так и промышленная.

2

Универсам

Крупный магазин с самообслуживанием. Формирует универсальный ассортимент продовольственных товаров и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров повседневного спроса.

3

Гастроном

Магазин, торгующий гастрономическими продуктами (продуктами питания), продуктовый магазин.

4

Специализированный магазин

Магазин, в котором продается продукция определенного ассортимента, например, строительный магазин, зоомагазин и т.д.

5

Магазин-склад

Реализует продовольственные и/или непродовольственные товары по форме самообслуживания напрямую из транспортной тары (ящиков, контейнеров и т.п.). Отсутствует классический торговый зал с витринами. Площадь не менее 650 кв. м

6

Комиссионный магазин

Принимает бывшие в употреблении или новые непродовольственные товары от владельцев с целью их продажи и получения комиссии за проданный товар.

7

Рынок

Место розничной и мелкооптовой торговли товарами различных наименований. Основные типы рынков: вещевой, продуктовый, бытовой, строительный.

8

Передвижные автолавки

Состоит из торгового фургона и мобильной платформы. Для осуществления торговли монтируется витрина для выкладки и выдачи продукции. Применяется для торговли мясными продуктами, кондитерскими изделиями и т.д., а также для приготовления и продажи уличной еды быстрого приготовления (бутерброды, кофе, шаурма и т.д.).