Творчество Виталия Бианки

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 16.05.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Творчество Виталия Бианки [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В.В. Бианки оставил неизгладимый след в русской литературе. Его творчество открыло удивительный мир живой природы миллионам детей. Бианки недаром выбрал своими главными жанрами рассказ, повесть и сказку: по его мнению, это самые популярные у читателя жанры.

Мастерство В. Бианки

Виталий Бианки

Самым лучшим писателем для детей, – полагал В.Г. Белинский, – высшим идеалом писателя для них может быть только поэт [1].

Критик имел в виду поэтов в глубинном смысле слова – поэтов по складу натуры, поэтов в душе. И жизнь подтвердила пророческое суждение Белинского в полной мере: буквально все наши детские писатели, которым суждено было стать классиками советской литературы для детей, были в душе настоящими поэтами – даже те, у которых нам не известна ни одна опубликованная строчка стихов.

Цитата Виталия Бианки

Вот он и стал писать для миллионов. И прежде всего – для миллионов детей, а также тех взрослых, что сохранили в себе лучшие черты детства.

Такими чертами В. Бианки считал, судя по записи в его дневнике, широко раскрытые на мир глаза, непосредственность, горячую на все отзывчивость, чистоту помыслов, мечту, доверчивость и, наконец, последнее – может быть, самое важное – мироощущение поэта: жизнь – сказка.

Незадолго до конца жизни в письме к педагогу А. И. Выдриной, Виталий Бианки высказал такое желание: "Будь я заведующим народным образованием, я переделал бы все обучение в школах: организовал бы его так, чтобы главное внимание обращалось на сохранение ребенка в душе человека, а не умерщвление его".

За тридцать с лишним лет, прошедших с тех пор, пожелание это так и остается пожеланием: школа наша, увы, не перестроила свою работу. И хотя нет и не было такого учителя, который сознательно убивал бы в ребенке ребенка, но, говоря объективно, картина пока остается именно такой: в детях, пришедших в школу, если и не убивается, то подавляется все детское.

Как это ни странно, Бианки не любил слова "природа": слово "природа" по его Мнению, слишком многие поминают всуе. Болтают "природа, природа", а потом приходят на пляж или в лес и без зазрения совести их замусоривают... Вот тебе и "природа"! Помнил он и о том, что человек – тоже часть природы и поднимать руку на нее –значит поднимать руку на себя самого.

Саму же природу он любил и всю свою жизнь и все свое творчество посвятил именно природе, особенно птицам, к коим питал наибольшую симпатию. Ведь с птицами, только с птицами,– говорится в его рассказе "Рождение радости",– родилась на свет радость!.. Птицы первые по-настоящему овладели беспредельным океаном воздуха... и первыми из всех животных на Земле – запели... И человек, родившись, запел, подражая им, птицам"[2].

Новаторство В. Бианки

С первых же шагов советской детской литературы широкий мир родной природы открывался перед ребятами в книгах М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова, С. Покровского, Н. Плавильщикова, Е. Чарушина и ряда других писателей-анималистов. Каждый из них по-своему вводил читателя в этот мир.

Тематический диапазон книг В. Бианки обширен и многообразен, как многообразна сама живая природа. Он во многом определялся задачами, которые страна ставила перед литературой.

По мнению Виталия Бианки, нельзя стать бережливым, умелым, разумным хозяином природы, не зная ее. Нельзя создавать "вторую" природу, не зная первой, естественной. Можно допустить много ошибок, если пренебречь знанием законов природы [2].

Так естественно возникает необходимость дать правильное представление о закономерностях природы, явлениях и фактах, в ней происходящих. И чем раньше в возрастном отношении оно заложено, тем скорее и лучше разрешается еще одна задача: воспитание правильного отношения к природе – отношения, очищенного от суеверий, предрассудков, ложных страхов, мистики.

Эта задача определила основное содержание творчества Виталия Бианки. Ребенок впервые сталкивается с новым для него миром зверей, птиц, насекомых, растений. Он схватывает в нем еще только отдельные, разрозненные звенья живой природы. Писатель не только рассказывает ему о них, но смело подводит юного читателя к первоначальному осмыслению, к самому простому их обобщению. Не случайно автор любит брать ряды параллельных фактов и явлений: разные гнезда, разные хвосты, носы, ноги, разные способы передвижения, защиты, маскировки. Это невольно заставляет ребенка сравнивать, связывать, обобщать.

Расширяется круг знакомства детей с обитателями поля, леса, озера, расширяется и круг вопросов, которые ставит перед детьми писатель. Он ведет своего читателя от простого к более сложному, от частного к общему. Перед пытливым взором ребят открываются почти все стороны жизни зверей и птиц: поведение, гнездование, выведение и воспитание потомства, питание, зимовка, перелеты ("Где раки зимуют", "Оранжевое горлышко", "Мышонок Пик", "На Великом морском пути"). Автор показывает, как все в окружающей природе крепко связано между собой. Разорвешь одно звено цепи – выпадет и другое; уничтожишь, например, стаю птиц зимой на юге, а останешься без охоты весной на севере. Природа наша – одно большое хозяйство. "... Какое огромное у нас слово "Родина". Какую часть земного шара она обнимает. И все же: юг и север, восток и запад – одно хозяйство" ("Двойная весна").

Так постепенно связывается и охватывается весь круг основных биологических явлений – по сезонам, по разнообразным местам обитания, и создается общая картина непрерывного движения жизни природы ("Лесная газета", "Синичкин календарь"). Для В. Бианки чрезвычайно характерно диалектическое осмысление природоведческого материала. В сознании самого юного читателя закладывается ясное представление о том, что в живой природе, которая окружает его, все связано между собой, что организм и среда неразрывное целое, что любой орган, любая особенность строения и поведения животных не сами по себе, не для красоты и удивления, а для дела. Читатель вместе с героями сказок видит, как по-разному, в зависимости от образа жизни и места обитания, действуют ноги ("Чьи это ноги?"), как, в зависимости от строения органа, по-разному поют животные ("Кто чем поет?"), как замечательно спасаются от своих врагов –"играют в прятки" – звери и птицы ("Первая охота", "Прятки"). Он убеждается, что "у всех зверей хвост для дела", а не для красоты ("Хвосты"), что в природе "совсем никакой... не бал, а все работают" ("Зеленый пруд").

Именно это "рабочее значение" органа, отдельного признака или характер приспособления живого организма прежде всего старается показать В. Бианки. При этом он избегает отвлеченных, статичных описаний животных. Индивидуальные качества организма, повадки раскрываются в действии.

Целая маленькая энциклопедия биологических знаний заключена для ребят дошкольного и младшего возраста в сказках и рассказах писателя, вышедших в большинстве своем в течение первого десятилетия литературной работы.

Но вот первоначальный период познания окружающей природы пройден. Совсем еще юный читатель введен в разнообразный, доступный пониманию и даже наблюдению круг явлений. Он заинтересовался живой природой и, подрастая, становится сам охотником, юным следопытом, юным натуралистом. Так ведет его писатель.

И соответственно расширяется круг тем в произведениях для детей среднего и старшего возраста. Тема охоты становится центральной для целого ряда его книг. Лучшие из рассказов и повестей В. Бианки посвящены именно охоте [3].

Увлекательные, в большинстве остросюжетные, они знакомят юного читателя с промысловыми зверями и птицами, разнообразием способов охоты, условиями труда и быта охотников прежде и теперь, учат оберегать природу от расхищения и уничтожения, умело управлять большим охотничьим хозяйством.

Стилистические особенности творчества В.Бианки

Если в сказке или рассказе В. Бианки для дошкольника или младшего школьника раскрывается только смысл и характер биологического явления, то в его охотничьих рассказах и произведениях, посвященных юным натуралистам, раскрывается серьезное практическое, жизненно важное значение познания природы, умения ее наблюдать, ориентироваться в ней.

В лесу по следам на снегу можно прочесть, кто здесь был, что делал ("Снежная книга"). Это еще почти игра, занимательная загадка для маленького читателя. Но тому, кто научится читать следы, это умение может пригодиться и в более важном деле. В лесу зимой лесник-охотник, хорошо разбирающийся в следах, отыскивает своего пропавшего сына и спасает ему жизнь ("По следам"). Это уже не игра в загадки: читателю открылся серьезный смысл умения разбираться в природной обстановке. Именно такое умение помогло охотнику разыскать волчье логово ("Как дяденька Волов искал волков"), двум охотникам, заблудившимся в камышах,– выбраться из смертельной беды ("Ласковое озеро Сарыкуль"), а молодому ученому – разгадать загадку исчезающего озера ("Озеро-призрак").

Да ведь и сама охота – будь то облава на медведя или истребление вредных сусликов, разгадка заячьей хитрости или добыча промысловой птицы – требует того умения и той смекалки, которые рождены отличным знанием повадок животных. И не только повадок: надо знать среду обитания животных, все сложные цепи взаимосвязей в природе, весь характер естественного лесного хозяйства, чтобы чувствовать себя здесь разумным хозяином. А знать это надо не только охотнику, но и юннату-следопыту. Не случайно именно они чаще всего являются главными героями произведений В. Бианки.

Знание делает человека сильным, помогает раскрывать богатства и тайны природы. Знание разрушает суеверия. И вот разоблачение страхов, порожденных суеверием, становится у писателя особой темой, иногда явной, прямой, чаще – побочной, параллельной.

"Где темная тайна, там быстро растут шепотки да слухи и вырастают глупые суеверия. В памяти деревни пробуждается старый мир – леса и болота, населенные животными-оборотнями, лешие, водяные и всякая нежить" ("Заяц-всезнаец"). И автор никогда не упускает случая высмеять страх, возникающий от незнания.

Но природа и весь тот круг знаний, о которых говорилось выше, это в основном "строительный материал" произведений. А за ними стоит человек, – даже в том случае, когда он как персонаж отсутствует.

Какой же он, этот человек, видимый или скрытый герой произведений Виталия Бианки?

"Он смел и настойчив, он много знает и много умеет. Он пройдет по тесной тропе над кручами, не испугается хищного зверя, отыщет дорогу во тьме. Он благороден: не обидит слабого, не бросит в беде друга, не соврет и не слукавит. Он любит свою Родину, бережет ее богатства и приумножает их: раскидывает сады, поднимает в безлесных местах молодые рощи, охраняет птиц и зверей.

И мне кажется, что основная заслуга Бианки в том, что он создал такой образ. Одним героем, на которого хочется равняться, стало больше в нашей литературе.

Это несомненно так.

Среди предков Бианки, ведущих свой род из Италии, были выдающиеся певцы, своим искусством чаровавшие весь мир,– не от них ли идет у писателя его любовь к птицам?

Но нельзя забывать и того, что Валентин Львович Бианки, отец писателя, одно время заведовал орнитологическим ("птичьим") отделом петербургского Зоологического музея Академии наук. В музей этот Виталий (впрочем, в детстве его звали Витей) заходил едва ли не ежедневно. Звери, птицы, рептилии там были представлены в разнообразных живых сценках.

А дома был живой, не музейный уголок.

"Отец рано начал брать меня с собой в лес,– вспоминает писатель.– Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь" [4]. Привычка эта сказывается и в книгах Бианки. Там он тоже не терпит ничего общего, неконкретного в описании природы.

Правда, в его рассказе "Глупые вопросы" действует "средняя" птичка, "просто" птичка, но она на то и выбрана в герои, чтоб доказать, что "просто" птичек быть не может.

Нелюбовь к "среднему" распространялась у Бианки не только на описания животных ("Птицы – тоже животные!" – не уставал напоминать он), но и на описания вообще. У него нет пейзажей "типовых"– есть лишь единственные, неповторимые, когда-то увиденные в жизни. И изображать их стремится он так, чтобы читатель навсегда их запомнил и при случае мог узнать.

Тяга к конкретности, основанная на глубоком, истинно научном понимании природы,- одно из важнейших отличий книг Бианки от старых, дореволюционных книг подобного рода. Это знак новаторства, подлинной оригинальности творчества Бианки.

"И до Бианки писали о птицах, зверушках и рыбах,–замечает писатель Николай Сладков.– Но чаще это были либо переодетые в животных человечки, либо просто зверушки, просто птички и вообще рыбки. Бианки же каждого назвал своим именем, каждый у него живет там, где ему положено, и действует так, как это присуще только ему" [5].

Не менее важно и то, что истории, описываемые Бианки, не из головы взяты, а из жизни, из личного опыта автора, все они по-настоящему пережиты. Отсюда и конкретность обстановки, свойственная его рассказам и сказкам, отсюда же географическая и биологическая точность его описаний.

Учителями Бианки в русской литературе были Лев Толстой с его охотничьими рассказами и рассказами о животных, С. Т. Аксаков его романом "Детские годы Багрова-внука" и "Записками ружейного охотника Оренбургской губернии", а также Д. Н. Мамин-Сибиряк, создатель знаменитых рассказов и сказок. Явно не прошли мимо него книги И. С. Тургенева и А. П. Чехова. А из писателей зарубежных едва ли не решающее влияние оказал на него Э. Сетон-Томпсон, книгами которого Виталий зачитывался в детстве.

Бианки оказался достойным наследником этих великих имен. В знании главного своего предмета – природы, – в точности описаний своих четвероногих и пернатых друзей он едва ли уступает им, а поэтичность его рассказов и сказок делает их интересными для всех читательских возрастов.

Литература

  1. Белинский В.Г. О детских книгах – М.: 1991
  2. Детская литература. Под редакцией Е.Е. Зубаревой. Москва "Просвещение" 2004
  3. Виталий Бианки // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iv-obdu.ru/content/view/3715/309
  4. Виталий Бианки Равнодушным вход запрещен // Юный Натуралист 1984-09, страница 42
  5. Виталий Валентинович Бианки Чей нос лучше? – М.: Издательство "Детская литература". 2001