Творчество Лермонтова

Автор: Ирина Нестерова ✔ 17.04.2019

Нестерова И.А. Творчество Лермонтова // Энциклопедия Нестеровых

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но удивительную жизнь. Его творчество никого не может оставить равнодушным. Удивительно тонкая душа и сложный характер – это то, на чем основаны его произведения.

Краткая биография М.Ю. Лермонтова

Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в октябре месяце. Место рождения – Москва, дом напротив площади Красных Ворот. Семья Лермонтова имеет шотландские корни. Считается, что потомок поэта обратился в XI веке за помощью к королю Малькольму III в разгроме Макбета. Далекому предку М.Ю. Лермонтова было дано в вотчину господинство Дарси. На сегодняшний день это деревушка в 8 км от г. Сент-Андрус. Доказано, что род Лермонтовых был основан Джоржем Лермонтом. Он прибыл в Россию в 17 столетии. Он покинул родину из-за бунтов и из польского гарнизона перешел в ряды московского войска.

Все детство М.Ю. Лермонтов провел у бабушки в усадьбе в Тарханах. Так как он был болезненным ребенком, то находился под постоянным присмотром. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева была женщиной властной и требовательной. С раннего детства поэт занимался с учителями.

В 1825 году бабушка привезла юного Лермонтова на Кавказ. Там поэт навсегда влюбился в Кавказские горы. Они стали для него символом силы и свободы.

После долгого домашнего обучения Лермонтов, с 1828 года, стал в Благородном пансионе при Московском университете.

В 1829 году Лермонтов начинает литературную деятельность. Однако напечататься удается лишь в 1835 году.

В 1832 году Михаил Юрьевич Лермонтов приехал в Петербург в надежде поступить в Петербургском университете, но зачислен не был. В этом же году поэт поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков. В 1834 году он оттуда выпустился.

М.Ю. Лермонтов был начитан и своенравен. Он мало общался со сверстниками и воспринимался многими как через чур высокомерный. При этом Лермонтов ведет активную светскую жизнь.

В 1836 году, после ряда неудачных драматургических опытов, М.Ю. Лермонтов завершил работу над первой редакцией стихотворной драмы "Маскарад", в трех актах.

После смерти А.С. Пушкина Лермонтов написал свое великое стихотворение "Смерть поэта". Написанное в 1837 г., оно стало переломным моментом в его биографии.

Ссора и дуэль с сыном французского посла и последующее примирение становится поводом для ссылки М.Ю. Лермонтова в 1841 году на Кавказ, в действующий Тенгинский пехотный полк.

В том же году он едет в отпуск в Петербург. Затем вынужден отправиться в Пятигорск, где Лермонтов язвительно высмеивал бывшего сокурсника Мартынова. В итоге между молодыми людьми состоялась дуэль. 27 июля (15 июля по ст. ст.) 1841 г. Лермонтов был убит на повал. Друзья хлопотали, чтобы он был погребен по церковным обычаям, однако это не представлялось возможным. Весной 1842 года прах поэта был привезён в Тарханы. Там он похоронен в фамильном склепе.

Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов никогда не был женат. Всю свою жизнь о преданно любил одну женщину Варвару Лопухину. Однако у этой любви печальная история. Варвара и поэт любили друг друга, но родители девушки были категорически против этого брака. В мае 1835 года Варвара Лопухина вышла замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметева. Она была несчастлива в браке. Лермонтов же постоянно посвящал ей стихи, ее образ присутствует во многих произведениях поэта.

Художественный мир М.Ю. Лермонтова

Художественный мир М.Ю. Лермонтова богат и своеобразен. Особенности его поэзии во многом определены духом того времени, в котором он жил. В те годы еще было свежо воспоминание о восстании декабристов. Власть в то время пристально наблюдала за поэтами и писателями, пресекая любое проявление свободомыслия. Многие литературные критики и литературоведы отмечают, что по стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Лермонтов часто обращался к конфликту между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства.

М.Ю. Лермонтов был свободолюбив и остр на язык. Это часто становилось причиной его сор с друзьями или общими знакомыми. Он это понимал и писал стихи в которых звучали пророческие нотки и бунтарство, чтобы показать что глас поэта в силен. Особый интерес в этой связи представляет стихотворение "Из Андрея Шенье". Оно не принадлежало перу французского поэта, а целиком и полностью творение М.Ю. Лермонтова.

За дело общее, быть может, я паду
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;
Быть может, клеветой лукавой пораженный,
Пред миром и тобой врагами униженный,
Я не снесу стыдом сплетаемый венец
И сам себе сыщу безвременный конец;

Герцен писал о Лермонтове: "Он всецело принадлежит к нашему поколению." В своих стихах поэт часто обращался к проблеме так называемого "потерянного поколения". Именно судьба поколения проходи красной нитью через его произведения. Особенно печаль о судьбе поколения чувствуется в образе Печорина из романа "Герой нашего времени".

М.Ю. Лермонтов придерживается либеральных взглядов. Он приверженец свободы и критик деспотизма. Это отражено в стихотворении "Жалоба турка". Читая его становится понятно, что лирический герой и Лермонтов очень близки. Лирическому герою душно в государстве рабства и цепей:

Там рано жизнь т.а бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! Этот край… моя отчизна!

Творчество М.Ю. Лермонтова патриотично. Вспомним хотя бы знаменитое стихотворение "Бородино". Оно знакомо практически каждому. Его строки создают живые образы жестокой войны, через которую прошел русский народ.

– Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

В творчестве Лермонтова большую роль играет симпатия к русскому народу. Это видно из поэмы "Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова". Поэма написана в лучших традициях русских былин. Она демонстрирует величие простого русского человека. Лермонтов воспевает непокорного царю простого русского мужика. И это в то время, когда цензура зверствовала в литературе и искусстве.

Важной особенностью творчества Лермонтова является психологическая составляющая. Лирика Лермонтова не столь отзывчива на голоса внешнего мира, потому что она глубоко погружена в тайны одинокой и страдающей души.

Будучи тонкой и ранимой натурой, М.Ю. Лермонтов не остался равнодушен к красотам природы. Это видно в поэме "Мцири" и стихотворениях "Парус", "Тучи". При этом природа у Лермонтова выступает в роли природа одухотворенной красоты и являет собой отражение трагических моментов жизни человеческой души.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Важное место в художественном мире Лермонтова занимает рок, случайность. Жизнь, по Лермонтову, подобна карточному столу и разгульному маскараду. По мнению поэта, как настоящее лицо человека скрыто под маскарадной маской, так истина скрыта под покровом лжи, царящей в мире. Об этом он пишет в своей драме "Маскарад".

Все ключевые тенденции мировосприятия Лермонтова можно проследить в его произведениях. Начнем с поэмы Мцыри. Эта поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от Родины. В поэме выражено отношение Михаила Юрьевича Лермонтова к кавказской войне и людям своего времени. Лермонтов осуждает войну как источник трагедии в столкновении двух разных миров. Ведущая тема – тема свободы, а идея произведения в провозглашении свободы, как непременного условия жизни. Поэма Мцыри – это романтическое произведение. При этом герой поэмы – это исключительный герой в необычных обстоятельствах.

Знаковым также является произведение Лермонтова "Желание". Оно претерпело несколько редакций. Ведущая тема – свобода, а основная тема: свобода – это основа счастья.

Стихотворение "Молитва" являет собой обращение к Богу за помощью в трудностях жизни. Молитва, как надежда на преодоление этих трудностей.

Ведущей темой стихотворения "Парус" – свобода. Основная идея состоит в том, что свобода – это борьба.

Знаменитое стихотворение "Смерть поэта" посвящено гибели А.С. Пушкина. Основная идея: осуждение убийства поэта, виновником которого являются Дантес и царское окружение. Осуждение беззакония, произвола, хулителей "свободы, гения и слова".

Стихотворение "Поэт" – это первая попытка осмыслить вдохновение, которое Лермонтов считает основой творчества. Ведущая тема и основная идея совпадают.

Стихотворение "Дума" связано с думами Рылеева. Итоговая по жанру тема и мотивы "Дума" использованы и в других произведениях, в том числе, в "Герой нашего времени".

Знаковое произведение Лермонтова "Кинжал" создано в лучших традициях поэзии свободы. Кинжал – это символ борьбы за свободу. У Лермонтова кинжал – честь, доблесть, благородство, свобода, верность. Это составляет ведущую тему и основную идею произведения. Интимный тон использован как отказ от пафоса пушкинского "Кинжала".

Стихотворение "Тучи" – глубоко личное. В день отъезда в кавказскую ссылку в доме Карамзиных, где собрались друзья, чтобы проститься с Лермонтовым перед разлукой, им было представлено стихзотворение "Тучи".

Стихотворение "Утес" очень патриотично. Характерная черта Лермонтова – яркая авторская оценка, выражение "Я" самого поэта. Ведущая тема стихотворения "Утес" – это поэт и толпа, одиночество поэта в бездушном мире. Основная идея: открытый протест против бездушия и фальши светского общества.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина" прямо связано с Пушкиным. Ведущей темой стихотворения является Родина. Основная идея состоит в том, что Родина прекрасна. Произведение написано под впечатлением путешествия по России.

"Выхожу один я на дорогу" – стихотворение созданное по мотивам стихотворения Гейне. Ведущая тема: картина мироздания – гармония, покой и умиротворенность. Второстепенная тема: дисгармония в душе Лермонтова – душевный разлад, тоска и печаль. Основная идея: разрешение антитезы – мечты поэта о свободе и покое, деятельном и активном.

"Пророк" – это последнее произведение Лермонтова. Оно продолжает тему "Пророка" Пушкина. Лермонтов начал с того, чем закончил Пушкин. Ведущая тема и основная идея совпадают: Лермонтов, как и Пушкин, проповедует высокие идеи и устремления.